Рекомендации педагога – психолога родителям, воспитывающих детей с ОВЗ
материал

Манаенкова Марина Анатольевна

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Рекомендации    педагога – психолога  родителям, воспитывающих детей с ОВЗ

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Рекомендации родителям слабовидящего ребенка

1. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

2. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.

3. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

4. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

 

        Рекомендации    родителям слабослышащего ребенка

  • Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
  • Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
  • Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.
  • Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира.
  • Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
  • Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
  • Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
  • Ребенка,с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
  • Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие.
  • Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.

 

Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности   и воспитанию детей с аутизмом

  • Самое  важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее.
  •  Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать.
  • Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь.
  • Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
  • Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Рекомендации родителям  ребёнка с нарушением ОДА

  1. Усаживайте ребенка на занятиях и в повседневной жизни в соответствии с тяжестью заболевания с учетом рекомендаций невролога.
  2. Следите за осанкой во время занятия, длительность которого должно быть не более 20 минут.
  3. Особое внимание уделяйте развитию двигательных навыков, которые больше всего необходимы в жизни, и прежде всего – обеспечивающие ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность и самообслуживание.
  4. При затруднительном движении рук, выраженных нарушениях мелкой моторики кисти и пальцев, отрабатываются вначале отдельные действия: захватывание и удержание, перекладывание предметов из руки в руку и др., которые необходимы для конкретно отрабатываемого на данном этапе бытового действия.
  5. Подход к формированию навыков личной гигиены, самообслуживания должен быть максимально индивидуализирован в зависимости от двигательных возможностей Вашего ребенка. Обучение тому или иному навыку осуществлять на основе освоенного ребенком двигательного умения, полученного в результате лечения по восстановлению нарушенного движения, вовлекая в практическую деятельность, постепенно развивать до автоматизированного навыка.
  6. Если Ваш ребенок не говорит, то Вы должны знать жесты или другие знаки ребенка. Если нет системы знаков, то Вы должны разработать ее для ребенка. Очень хорошо подходит для детей с нарушениями ОДА метод PECS.
  1. Прежде чем учить ребенка рисовать, лепить уточните у врача особенности двигательной функции рук. Например, аппликация доступна ребенку, имеющему низкий уровень графических (рисование) возможностей вследствие поражения рук, поэтому использование трафарета будет способствовать развитию правильного движения, и это позволит расширить графические возможности ребенка с пораженными руками.
  1. Учитывайте быструю утомляемость ребенка, поэтому обучайте его на доступном материале, чтобы он мог увидеть результат своей деятельности. В ходе занятий, игр, различных упражнений необходимо применять различные формы поощрения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому.

Статья на тему:"Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому."...

Доклад-презентация "Образовательная,воспитывающая и развивающая функции в обучении.

Данный материал служит помошником в работе с учащимися для мастеров п/о, преподавателей, кл руководителей....

Развитие социального интеллекта детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

   В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация выпускников детских домов к социуму яв...

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского домаНа сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в ...

Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...

Статья "ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА"

В статье приводятся теоритические и методологические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов с нарушением зрения на территории города Кызыла Республики Тыва.Правильное разв...