Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому.
статья по теме
Статья на тему:"Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organ.patronazha_2.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому.
В современных социально-экономических условиях актуальной проблемой в нашей стране является социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной и общественной жизни общества. Чаще всего к данной группе детей применяют понятие «дети - инвалиды», так как почти все они имеют ту или иную группу инвалидности. В международной практике наиболее распространён термин «дети с ограниченными возможностями здоровья»
К категории детей с ОВЗ относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
В настоящее время в Российской Федерации более 500 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья проживают и воспитываются в условиях семейного окружения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и их семьи относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Доход семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше.
К сожалению, большинство детей и молодых людей с ОВЗ находятся в ситуации вынужденной изолированности. Дети и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, их семьи лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением по месту работы и жительства.
Семьям, воспитывающим детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, требуются целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие, помогающие наилучшим образом обеспечить права детей с ОВЗ и взрослых членов таких семей, то есть требуется социальная поддержка государства и общества.
Современное общество ставит перед собой целью обеспечить достойное качество жизни каждому члену социума.
Государство, обеспечивая социальную защищенность детей с ОВЗ и их семей, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, творческих возможностей и способностей.
Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, основывается на нормах международного и российского законодательства.
Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права.
Права детей с ОВЗ закреплены в:
Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);
Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);
Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);
Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года);
Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года);
Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей с ОВЗ и их семей. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в:
Семейном кодексе Российской Федерации;
Трудовом кодексе Российской Федерации;
Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в соответствии с федеральным законодательством отнесена к ведению и полномочиям Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета.
На сегодняшний день дети с ОВЗ и их семьи согласно законодательству РФ имеют следующие основные льготы и преимущества:
бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;
обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (ИПР), разрабатываемыми Бюро МСЭ;
бесплатный проезд на пригородном транспорте (обеспечивается при условии, что инвалид не отказался от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации);
бесплатное санаторно-курортное лечение;
бесплатный проезда к месту лечения и обратно (предоставляется инвалидам, не отказавшимся от получения набора социальных услуг в пользу денежной компенсации);
возможность приобретения ежемесячных именных социальных проездных билетов на проезд в общественном транспорте в границах населенных пунктов;
50 % скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) семьям, имеющим детей-инвалидов;
обеспечение детей-инвалидов правом на получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и высшего профессионального образования. Им предоставляются образовательные услуги в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах), обеспечивающих воспитание и обучение детей-инвалидов, их социальную адаптацию и интеграцию в общество; оказание комплексной психолого-медико-педагогической и социальной помощи семье и ребенку с согласия родителей (или их законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида.
приём вне курса детей - инвалидов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального учреждения при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, если согласно заключению государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
предоставление в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 262) одному из родителей (опекуну, попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, на основании письменного заявления 4 дополнительных выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленных федеральными законами;
предоставление работникам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в удобное для работников время (Трудовой кодекс Российской Федерации ст. 263);
ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей с ОВЗ и их семей пока еще не нашёл своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.
Государство, обеспечивая социальную защищенность детей с ОВЗ, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации разнообразных способностей.
Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении детей с ОВЗ являются: обеспечение им равных с другими детьми возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих им вести полноценный образ жизни, учиться, чтобы наравне с другими гражданами страны активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности. Решению этих задач призваны способствовать меры по социальной поддержке детей с ОВЗ и их семей.
Социальная поддержка - это «система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг».
Выделяют следующие наиболее распространенные виды социальной поддержки: материальную, психологическую, педагогическую, правовую (юридическую) и др.
Материальная поддержка предоставляется путем выплат пенсий, компенсаций, помощи на лечение и оздоровление; обеспечения продуктами питания, одеждой, медикаментами, средствами для передвижения и т.д.
Психологическая поддержка направлена на мобилизацию внутренних ресурсов клиента и имеет следующие цели:
изменение представлений о безысходности его положения;
восстановление защитных сил организм;
формирование уверенности в себе, мотивации, направленной на преодоление чувства тревоги, страха или вины, психологических комплексов, неуверенности в своих силах;
укрепление активной, деятельной личностной позиции.
Такая поддержка предоставляется в ходе консультаций, психотерапевтических бесед, психологических тренингов, встреч групп самопомощи.
Педагогическая поддержка ориентирована на превентивную и оперативную помощь детям, молодежи, семьям путем предоставления им необходимой социально-педагогической информации, проведения просветительских мероприятий, консультаций, бесед и т.п.
В настоящее время государственная политика в отношении детей с ОВЗ и их семей направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи. Между тем, назрела необходимость изменить общественное сознание и принципы деятельности государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции детей с ОВЗ в социум.
Важным средством интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, механизмом создания равных возможностей инвалидам является их социальная реабилитация.
Под социальной реабилитацией детей с ОВЗ понимается система мероприятий, цель которых - быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни.
Реабилитация детей с ОВЗ представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Социальная реабилитация детей с ОВЗ основана на понимании того, что трудности и ограничения, которые возникают у человека с отклонениями в развитии, в первую очередь связаны с недостаточностью или отсутствием условий для его нормальной, полноценной жизни, а не с нарушениями функций организма. При этом ответственность за создание условий, обеспечивающих равные права и равные возможности, начинают брать на себя общество и государство.
Реабилитация - это не только лечение и улучшение состояния здоровья, а процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса "инвалид", а с момента выявления потребности в реабилитации. Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.]
В последние десятилетия учёными проведен ряд фундаментальных исследований, результаты которых убедительно доказывают, что, чем раньше выявлены проблемы семьи и ребенка, тем быстрее и эффективнее осуществляется процесс реабилитации. Максимально раннее начало целенаправленной всесторонней социальной поддержки позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии, создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка. Кроме того, ранняя психолого-медико-педагогическая помощь обеспечивает благоприятную основу для социальной адаптации и интеграции ребенка с ОВЗ в здоровый социум.
На современном этапе разрабатывается государственная концепция системы ранней помощи детям с нарушениями развития. Определены основные задачи реализации данной системы:
Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.
Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.
Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых лет жизни ребенка.
Расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни ребенка.
Наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.
Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.
Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды.
Для реализации поставленных задач необходимо создание нового структурного элемента в системе специального образования - служб ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии.
Целью работы служб ранней помощи является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной поддержки семьям, воспитывающим ребенка раннего возраста с проблемами в развитии.
В службу ранней помощи могут быть направлены:
Дети с выявленными отклонениями в развитии - с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательными нарушениями, генетическими синдромами, органическим поражением ЦНС, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями.
Дети социальной группы риска - дети из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; дети от малолетних родителей; дети из семей, направленных социальными службами; дети из семей беженцев и переселенцев; дети из двуязычных семей и другие.
В настоящее время создание в России системы ранней помощи детям с проблемами в развитии и их семьям является одним их инновационных направлений развития системы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Становление системы ранней помощи создаст условия для своевременного выявления детей с проблемами в развитии и оказания им эффективной коррекционной помощи, что обеспечит качественную социальную и образовательную интеграцию детей с проблемами в развитии.
Однако важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, протекающий в течение всей жизни человека с ОВЗ.
В нашем обществе люди с ОВЗ сегодня - реальные жертвы неблагоприятных условий социализации. Это связано не только с наличием у них отклонений, но и с отношением к ним общества.
В настоящее время дети с ОВЗ и их семьи имеют разнообразные социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды и т.д. Среди них можно выделить проблемы различного уровня: макро-, мезо-, микроуровень.
Социальные проблемы первого порядка - это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства, направленными на создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных проблем этого порядка является изменение отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии
Следствием существующей до настоящего времени ориентации общества и государства на медицинскую модель отношения к детям с ОВЗ является изоляция такого ребенка от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентации.
Индивидуальный маршрут развития ребёнка с ОВЗ включает и программу его обучения. Сегодня много говорят об инклюзивном образовании. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. всей жизни человека.
Существуют и другие варианты обучения детей с ОВЗ.
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей с ОВЗ:
Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В настоящее время для домов-интернатов разрабатывается специальный образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение - вариант обучения детей с ОВЗ, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей с ОВЗ. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали малыша. Рождение больного ребенка всегда является семейной катастрофой.
Рождение ребенка с нарушением развития изменяет жизненные перспективы семьи, порождая трудности, связанные как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества специфических проблем. В большинстве случаев это приводит к шоковой реакции родителей. У многих возникает реакция отрицания. Если отклонения в развитии не столь очевидны при рождении, удар переносится менее болезненно, так как родители начинают сами замечать появляющиеся по мере роста ребенка проблемы. Часто у родителей отмечаются реакции незаслуженно обиженного человека: «Почему это случилось со мной?», «В чем я провинилась?».
Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» инвалидности. Часто специалисты ориентируют родителей на отказ от ребенка с врожденными пороками развития, например с болезнью Дауна, непосредственно в родильном доме с целью, чтобы мать не успела к нему привыкнуть.
Отношение родителей к особенностям ребенка далеко не однозначное. Реакцию семьи на указанную проблему можно классифицировать по определенным проявлениям. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Нередко они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку.
У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаше распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них.
Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи, и, в первую очередь, мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. На протяжении первых трех лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а обычно нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психологическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и помочь принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они присутствуют постоянно и являются частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью.
Больной ребенок требует повышенного внимания. Отмечаются сложности в кормлении, формировании рефлексов. С первых месяцев жизни у детей могут отмечаться вегетативно-сосудистые и соматические нарушения. Часто отмечаются нарушения сна, всевозможные страхи, нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, слабо выражен комплекс оживления на родителей, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности. Все это приводит к сложностям контакта с ребенком, создает проблемы ухода и воспитания. Это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве.
Особые нужды ребенка с ОВЗ требуют дополнительных материальных затрат. Очень многие семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ, испытывают экономические трудности, а некоторые живут за чертой бедности. Для многих семей детское пособие по инвалидности является единственным доходом, так как отец бросает семью, а мать, вынужденная ухаживать за ребёнком, не может работать. Но это пособие не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни ребенка-инвалида.
Горе, боль и отчаяние, которые испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и психическое здоровье семьи. Посвящая все свое время лечению и воспитанию ребенка, часто в такой семье забывают о потребности в совместном проведении досуга и отдыхе. Искажается и функция первичного социального контроля, растягиваясь на неопределенное время. Стрессогенная ситуация ведет к нарушению сексуально-эротической функции семьи. Не видя своего продолжения в ребенке с ОВЗ, родители из-за боязни повторения ситуации отказываются от рождения второго ребенка.
В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Как правило, оно происходит медленно и неудовлетворительно. Ребенку требуется помощь в пользовании умывальными принадлежностями, при посещении туалета, помощь в одевании. Повзрослевшего ребенка проблематично оставить на некоторое время одного, он не может выполнить мелкие поручения родителей. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста в норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка - в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
Чаще всего родители не могут стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхом и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь в еще большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточно легко устранены адекватным психологическим воздействием.
Психологическая обстановка в семье на данном этапе может ухудшиться, если у ребенка наряду с его основным заболеванием появляются эпизодически или наблюдаются достаточно стойко различные осложняющие расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50 % и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов его семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.
Родители на этом этапе более отчетливо начинают понимать - их ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении. Возникает новая задача - обеспечение ребенка техническими средствами реабилитации, в том числе, бытового назначения - креслами-колясками, протезно-ортопедическими изделиями, сложной ортопедической обувью, средствами коррекции зрения и слуха. Часто требуется установка дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, приобретение высококачественных технических средств. Это ведет к росту денежных затрат, формирует новые проблемы - материальные.
Но самой важной проблемой родителей является получение адекватной информации об учреждениях для ребенка с ОВЗ, о возможных вариантах его обучения. Начинают проявляться проблемы интеграции - родители хотят, чтобы их ребенок общался с нормальными детьми.
Для детей с ОВЗ младшего школьного и подросткового возраста 7-16 лет на первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности - учебной. В ее структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.
Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала (если ребенок обучается). Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий.
В подростковом возрасте на первый план выходят проблемы пубертатного периода. На этом этапе личностного развития социальное одобрение необходимо для развития чувства собственной значимости и собственного достоинства. Ребенок с ОВЗ не получает в полной мере от окружающих поддержки и заинтересованного внимания, не обладает всем репертуаром навыков социального поведения, который необходим для успешной социальной адаптации. У большинства подростков отмечается неадекватная самооценка, завышенный уровень притязаний, переоценка или недооценка своих возможностей. Многим подросткам с ОВЗ свойственна поверхностность чувств, моральное иждивенчество или осознание своей ущербности.
У подростков могут проявляться разнообразные психопатические черты характера - агрессивность, истерические реакции, эмоциональная лабильность.
Поскольку многих детей к этому времени воспитывает только мать, ввиду того, что отец оставил семью с больным ребенком, подросткам свойственна слабая ориентация на модель полоролевого поведения. Отмечается недостаточная представленность в опыте подростков с ОВЗ типично мужских форм поведения, что особенно затрудняет полоролевую социализацию мальчиков.
Для родителей ребенка с ОВЗ на данном временном отрезке ведущей проблемой является выбор учреждения, в котором ребенок может получить образование и выбор модели обучения. Перед родителями ребенка с ОВЗ встают новые задачи:
Если родители настаивают на массовой школе, то обостряются проблемы интеграции. Родители сталкиваются с недостаточной толерантностью окружающих, пытаясь создать оптимальную среду развития своего ребенка.
На этом этапе родители ребенка с ОВЗ нуждаются в информации о выборе модели образования, услугах, предоставляемых социальным патронатом, составлении ИПР (индивидуальной программы реабилитации). В ИПР должны быть внесены все мероприятия медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, которые жизненно необходимы инвалиду для максимального развития его способностей и реализации возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении
Актуальность и постановка проблемы исследования.За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогн...
Комплексная программа социального патронажа "СемьЯ"
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адапт...
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья(из опыта работы)
Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...
Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"
В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...
Слово для защиты выпускной аттестационной работы "Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов"
Данная выпускная аттестационная работы была представлена к защите по итогам обучения по программе дополнительного профессионального образования "Социальная работа". В слове для защиты указан...
Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...
Статья "ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА"
В статье приводятся теоритические и методологические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов с нарушением зрения на территории города Кызыла Республики Тыва.Правильное разв...
Комментарии
Организация деятельности по
Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому.
Организация деятельности по
Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому.