Статья "ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА"
статья

Куулар Айлана Анатольевна

В статье приводятся теоритические и методологические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов с нарушением зрения на территории города Кызыла Республики Тыва.

Правильное развитие и воспитание здорового ребенка в семье это основная задача, которая требует более подробного исследования. Отмечается необходимость решения ряда проблем, направленных на решение потребностей семьи и её социального окружения.

Ключевые слова: Социальная работа с семьей, социальная работа с семьями, воспитывающими детей инвалидов с нарушением зрения, адаптация в социуме, социальная реабилитация детей с нарушением зрения, трудности адаптации семей, воспитывающими детей с нарушением зрения, особенности социализации детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Куулар Айлана Анатольевна,

специалист по социальной работе

ГБПОУ РТ «Республиканский медицинский колледж»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Аннотация: В статье приводятся теоритические и методологические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов с нарушением зрения на территории города Кызыла Республики Тыва.

Правильное развитие и воспитание здорового ребенка в семье это основная задача, которая требует более подробного исследования. Отмечается необходимость решения ряда проблем, направленных на решение потребностей семьи и её социального окружения.

Ключевые слова: Социальная работа с семьей, социальная работа с семьями, воспитывающими детей инвалидов с нарушением зрения, адаптация в социуме, социальная реабилитация детей с нарушением зрения, трудности адаптации семей, воспитывающими детей с нарушением зрения, особенности социализации детей с нарушением зрения.

Kuular Ailana Anatolyevna,

social work specialist,

COLLEDGE RT «Republican medical College»

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SOCIAL WORK WITH FAMILIES RAISING CHILDREN VISUALLY IMPAIRED CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE REPUBLIC OF TYVA

Abstract: the article presents theoretical and methodological aspects of social work with families raising visually impaired children in the city of Kyzyl in the Republic of Tuva. Proper development and upbringing of a healthy child in the family is the main task that requires more detailed research. There is a need to solve a number of problems aimed at solving the needs of the family and its social environment.

Keyword: Social work with families, social work with families raising children with visual impairments, adaptation in society, social rehabilitation of children with visual impairments, difficulties in adapting families raising children with visual impairments, features of socialization of children with visual impairments.

Зрение для человека является значимой сенсорной сферой, способом ориентировки в пространстве, важным источником получения информации. Зрение позволяет человеку получать основные представления о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними, о скорости перемещения объектов и др. 

Нарушение зрения, а также его полное отсутствие несет значительные проблемы в развитии человека. Ухудшение зрительной функции может наступить в любом возрасте, как проблема может коснуться любого человека, особенно ребенка.

Нарушения бывают врожденные и приобретенные. Врожденные нарушения связанны скарификацией внутриутробного развития плода, вследствие генетических мутаций, при полученных травмах, инфекционных заболеваниях и других неблагоприятных факторах, влияющих на течение беременности. Приобретенные нарушения зрения часто возникают у людей старше 45-50 лет,  при грибковых и инфекционных заболеваниях, а также при механических травмах, инфарктах и инсультах, заболеваниях кровеносной системы, при стрессовых ситуациях, при употреблении наркотических веществ и алкогольных напитков.

За последние годы в России, отмечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно прибавляется более чем  4 тысяч детей-инвалидов с нарушением зрения. По данным Российской статистики заболеваемость органа зрения составляет около 11 тысяч на 100 тысяч населения. А в Республике Тыва заболеваемость органов зрения составляет около 1 тысяч на 100 тысяч населения.

В современном мире происходит колоссальная модернизация сферы образования. Особую роль приобретает создание оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача людей, воспитывающих детей с глубоким нарушением зрения, состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь им осознать, чем они отличаются от нормально видящих, раскрыть способы преодоления трудностей, являющихся следствием поражения зрения, а также показать пути и условия успешной интеграции в открытое общество.

Патология зрения порождает специфические черты личности, особенно у детей-инвалидов с нарушениями зрения.

 Отношения с другими людьми, окружающим миром зарождаются и развиваются в детском возрасте. Отношения – фундамент для дальнейшего развития личности ребенка и определяют особенности сознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.

Люди с нарушением зрения не могут воспринять окружающий мир во всем его многообразии и красоте. Искажается система сенсорных эталонов, что нарушает целостность взаимодействия всех анализаторных систем. Это неизбежно отражается и в поведении и в чертах характера детей-инвалидов. Дети с нарушением зрения часто в поведении выражают раздражительность, замкнутость, робость, нерешительность.  Дети малоактивны и не проявляют инициативы в общении, часто испытывают трудности в выражении собственных эмоций и чувств.

Основные направления социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов с нарушением зрения, включает в себя несколько направлений, одна из которых проведение районных и городских мероприятий, посвященных борьбе за сохранение зрения. Ежегодно 10 октября проводится Всемирный день зрения, где организуется санитарно-просветительская работа, основной целью которой является привлечение внимания общества к проблемам слепоты, нарушения зрения и реабилитации детей с нарушением зрения.

Одним из важных направлений в социальной работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов с нарушением зрения, является работа социально-психологической службы. Основной целью деятельности службы  является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей, психологическое обеспечение и индивидуализация процесса работы. Напряженная жизнь детей с нарушением зрения, порождают стресс, и подвергает попадание в депрессию так и детей, так и их родителей.

Социально-психологическая служба работает по шести направлениям, где выявляются социальные и личностные проблемы детей, выявляются и предупреждаются отклоняющие поведения детей-инвалидов, психолого-социальное просвещение родителей и детей, психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для   взаимопонимания в семье и в социуме.

Своевременный анализ психических особенностей детей с нарушенным зрением, в частности их коммуникативной сферы, позволит выделить основные направления дальнейшей социальной коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов по зрению.

Часто ребенок с патологией зрения испытывает трудности в овладении вербальным общением, диалог таких детей бывает бедным и скудным. Как известно основной целью вербального общения является познавательная, убеждающая, суггетивная и ритуальная функции. Основной проблемой детей с нарушением зрения является возникновение коммуникативных барьеров, таких как: психологические, человеческие, социальные, технологические и культурные.

 При оказании социально-психологической помощи детям в совершенствовании вербального общения могут использоваться разнообразные методы и приемы, примером которого служат словесные дидактические игры и тренинги, которые являются одним из результативных методов развития общения. Основная особенность дидактических игр является передача необходимой информации в легкой, ненавязчивой, интересной, познавательной форме. Ребенок, даже не понимая получает знания, играя и забавляясь.

Под дидактической игрой принято понимать определенную разновидность учебного занятия, где используется принцип активного игрового обучения, часто применяются особые наглядные пособия. Главной особенностью работы является наличие правил, которых должны придерживаться. Дидактическая игра при этом носит целенаправленный характер. Ребенок-участник решает поставленные перед ним задачи, получая в процессе определенные знания.

Помимо игр и тренингов, направленных на формирование коммуникативных умений, необходимо проводить предварительную работу с такими детьми с целью расширения сенсорного, социального и речевого опыта ребенка. Главной целью процесса сенсорного, социального и речевого развития ребенка, состоит в обучении ребенка восприятию окружающего мира, а также  помощи в овладении практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни.

Очень важным фактором является участие родителей. Для любого ребенка семья – самое главное в жизни, семья - микромодель общества, которая является важнейшим звеном всестороннего процесса формирования личности человека. Родители – это его первый социум и современный подход к семье, воспитывающей особого ребенка, рассматривает ее как реабилитационную структуру. Особое внимание уделяется положительному влиянию родителей на ребенка, которые создают адекватные условия для его обучения и развития, как личности.

Психологическая поддержка, сопровождение и консультирование являются важным звеном в социально-психологической помощи родителям детей с нарушением зрения. Главная цель данной работы это понижение повышенной чувствительности и переживаний родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка. Огромную роль в эффективности социально-психологической помощи родителям играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка.

Одной из основных услуг, оказываемым специалистом по социальной работе в рамках социального сопровождения семей с особенными детьми, заключаются в проведении консультаций социально-правового, социально-экономического, социально-психологического характера. Социальный работник и психолог оказывают помощь в подготовке необходимых документов, осуществляется краткосрочный присмотр за детьми на дому, а также производится содействие в реализации индивидуальной программы реабилитации, помощь в воспитании, развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день в Республике Тыва основными методами и технологиями социальной работы с семьями, воспитывающими детей с нарушением зрения являются:

1.         Социальная работа по организации и дальнейшему социально-консультативному сопровождению детей-инвалидов с нарушениями зрения: деятельность специалистов подразумевает выявление ближних помощников, знакомство с ними, формирование групп. В рамках встреч происходит социальное консультирование по вопросам социального обслуживания, социального обеспечения.

2.         Социокультурное сопровождение - деятельность специалистов этого вида сопровождения необходима для сохранения физического здоровья и работоспособности. В рамках встреч организуются группы здоровья. Встречи могут начинаться с физической разминки, включают курс занятий по уходу за собой и своими детьми-инвалидами с целью поддержания физического здоровья. Участники группы получают информацию и рекомендации о правилах рационального питания, проведению утренней зарядки. Таким образом, создается установка на то, что здоровье родителей необходимо не только им самим, но и тому, о ком ему приходится заботиться. Также в повседневную деятельность специалисты вводят занятия творческой деятельностью (пение, фортепьяно и т.д.).

3.         Социально-психологическое сопровождение групп взаимопомощи - деятельность, направленная на введение элементов социально-психологического тренинга, проводимые социальным работником и педагогом-психологом. Продолжительность таких занятий составляет не более двух часов.

Таким образом, комплексно-ориентированная на человека офтальмологическая помощь способна ускорить принятие мер и решить эти проблемы. Для того чтобы это стало реальностью, рекомендуется принять следующие важные меры:

1. Внедрить комплексную, ориентированную на человека офтальмологическую помощь в системе здравоохранения.

2. Содействовать высококачественному внедрению и проведению исследований в области здравоохранения, направленных на профилактику офтальмологических заболеваний.

3. Мониторинг тенденций и оценка прогресса офтальмологической помощи.

4. Повышать осведомленность помощи с проблемами органов зрения, вовлечение и расширение возможностей детей с ОВЗ в социальную и общественную жизнь.

Таким образом, проблема нарушения зрения важный аспект для жизнеспособности каждого человека, а тем более ребенка. Дети-инвалиды с нарушением зрения требуют особой социальной и психологической работы, требуют особого внимания и подхода к воспитанию. Необходимо создавать для них специальные условия для обучения, развития и воспитания. Именно поэтому, можно сделать вывод, что роль социального работника при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, очень велика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Белъмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З., Кручинин В.А. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Москва: «Экзамен», 2013.  173 с.
  2. Бажанова О.С. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий психолога с детьми с ограниченными возможностями и интерактивный подход в работе с семьей в рамках проекта «Инновационная модель социальной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимся в семьях и интернатных учреждениях» при поддержке грантового фонда конкурса Социальное партнерство. Окружной ярмарки социальных и культурных проектов. Саратов, 2017.  100-108 с.
  3. Базилевич Е.Н. Проблема детской инвалидности в Мурманской области и перспективы решения данной проблемы. Мурманск.: КНЦ РАН, 2013.  304 с.
  4. Бадалян Л.О., Федорина Л.Н. Невропатология. – М., 1987. – URL: http://med-books.info/ (дата обращения: 04.10.2019).. Технологии сопровождения процесса комплексной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста // Работник социальной службы, 2018.  101-106 с.
  5. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.  128 с.
  6. Выродова И.А. Организация ранней помощи в Центре игровой поддержки ребенка // Дефектология, 2013.  50-58 с.
  7. Доля О.В. Сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в процессе реабилитационного периода (на примере семей, воспитывающих детей-инвалидов) // Работник социальной службы, 2018.  49-55 с.
  8. Грачёва Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. СПб.: Издательство «Речь», 2003.  120 с.
  9. Дубинина Е.А., Касицына М.А., Мезенцева И.О., Украинцева О.П., Главацкая. Разработка и апробация новой организационно-методической модели лекотеки, функционирующей на базе детского сада компенсирующего вида.// Коррекционная педагогика, 2015.   С. 27-39.
  10.  Егоркина Е.Э. Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида // Отечественный журнал социальной работы, 2016.  110-111 с.
  11.  Еремина А.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта.- Москва: РУНД, 2017.  30 с.
  12.  Журнал "Труд и социальные отношения" [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.jornal-tiso.by.ru/
  13.  Зорина, С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения / С. С. Зорина // Специальное образование, 2017.  20-26 с.
  14.  Ковалева Е.Ю. Авторизированная программа по коррекционной педагогике « Ступени» Краснодарский край г. Новокубанск, 2016.  15-18 с.
  15.  Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016.  220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому.

Статья на тему:"Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому."...

Презентация к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми

Данная презентация " Различные категории детей" будет полезна при подготовке к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и деть...

Определение основ коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения

Матвиец И.А.Санкт-Петербург.Определение основ коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зренияОдно из направлений перестройки дошкольного воспитания- гуманизация п...

Слово для защиты выпускной аттестационной работы "Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов"

Данная выпускная аттестационная работы была представлена к защите по итогам обучения по программе дополнительного профессионального образования "Социальная работа". В слове для защиты указан...

Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...

Учебная программа ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.02  Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа...

КОС по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми по специальности 39.02.01 Социальная работа

КОС по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми по специальности 39.02.01 Социальная работа...