Развитие социального интеллекта детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.
статья по теме

Иконникова Жанна Ильинична

     В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация выпускников детских домов к социуму является непременным условием последующей полноценной их интеграции в общество. Социальный  интеллект – это способность понимать других  людей и действовать, или поступать мудро в отношении других.

     В психологии социальный интеллект рассматривается как необходимое условие для полноценной интеграции  в общество. Закономерно встаёт вопрос: будет ли одинаковым уровень развития социального интеллекта у детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа и детей воспитывающихся в семьях? Поэтому в данной работе нами была предпринята попытка сравнительного анализа уровня развития социального интеллекта детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа и детей, воспитывающихся в семьях.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социального интеллекта детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа

В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека.

Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект -способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Одним из важных направлений теоретического анализа проблемы социального интеллекта рассматривается вопрос о его соотношении с интеллектуальными характеристиками личности. До сих пор существуют споры – входит ли социальный интеллект в структуру общего интеллекта или нет. На данный момент в психологической науке нет однозначного мнения по этому вопросу, что свидетельствует о противоречиях во взглядах на природу социального интеллекта.

В данной дипломной работе будет предпринята попытка, изучить особенности социального интеллекта у детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.

Цель: изучение особенностей социального интеллекта детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Объект исследования – социальный интеллект как коммуникативная способность личности

Предмет исследования - особенности социального интеллекта у детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.

Гипотеза исследования: известно, что развитию социального интеллекта как коммуникативной способности  способствует микросоциальная среда ребенка, отсюда можно предположить наличие различий в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Задачи исследования.

  1. Провести теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии
  2. Подобрать  комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта детей младшего школьного и подросткового возраста.
  3. Провести эмпирическое исследование социального интеллекта   детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.
  4. Осуществить сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа и в семье.

Методы исследования:

  1. Теоретический  анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Тестирование с использованием следующих методик исследования социального интеллекта:
  • методика исследования социального интеллекта (Дж.Гилфорд, М.Салливен);
  • методика определения уровня эмпатии (И.М.Юсупов);
  • оценка самоконтроля в общении (М.Снайдер);
  • методика оценки «эмоционального интеллекта» - опросник EQ (Н. Холлом).
  1. Методы статистической обработки результатов исследования - угловое преобразование процентных долей Фишера (многофункциональный φ (фи) – критерий Фишера).

Относительная новизна работы: выявление и обоснование особенностей социального интеллекта в условиях учреждения интернатного типа.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет расширить и систематизировать представление об особенностях социального интеллекта детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими с детьми, воспитывающимися в условиях учреждений интернатного типа, родителями.

Существует множество определений понятию социальный интеллект. Нам наиболее близко определение, данное В.Ф. Ануфриным [ ]. Социальный интеллект  определяется им как совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенции». 

На данный момент наука накопила внушительный теоретико - эмпирический материал на тему различных видов интеллекта, а именно помимо социального интеллекта был выделении и эмоциональный, который рассматривается как смежный и позволяет получить более глубокое понимание сути, структуры, функций социального интеллекта. Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией.

Эмоциональный интеллект - группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих

В последнее десятилетие все большую актуальность приобретает проблема развития социального интеллекта детей и подростков, как одной из основных составляющих социальной адаптации. Особенно острой данная проблема является для детей, воспитывающихся в условиях в условиях интернатного типа.

Наше Исследование проходило на базе образовательных учреждений:

  • ГОУ «Читинский детский дом №1» - 2 группы;
  • Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» - 3 «а» и 7 «а» классы.

Выборку исследования составили 80 детей, в возрасте 9 - 14 лет.

В первую группу вошли младшие школьники, воспитывающиеся в семье 20 человек (9 девочек, 11 мальчиков) в возрасте 9-11 лет. Семьи полные, 13 семей имеют одного ребенка, 7 семей имеют двух и более детей.

Во вторую группу вошли младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 20 человек (10 девочек, 10 мальчиков) в возрасте 9-11 лет. Время пребывания в учреждении интернатного типа 5 – 7 лет.

В третью группу вошли подростки, воспитывающиеся в семье  20 человек (9 девочек,11 мальчиков) в возрасте 13-14 лет. Семьи: 18 полных, 2 неполных. 11 семей  имеют 1 ребенка и 9 семей имеют двух и более детей.

В четвертую группу вошли подростки, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 20 человек (11 девочек, 9 мальчиков) в возрасте 13-14 лет. Время пребывания в учреждении интернатного типа 9 – 10 лет.

Исследование особенностей социального интеллекта у детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа мы проводили с помощью 4 диагностических методик.

Так, высокий социальный интеллект отмечен у 35% (7 чел) испытуемых из 1 группы и у 90%(18 чел) испытуемых из 3 группы.

Этим детям свойственно извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Они легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в учебе и работе.

У 55% (11 чел) испытуемых из 1 группы; 10% (2 чел) испытуемых из 2 группы 10%(2 чел) испытуемых из 3 группы; 10% (2 чел) испытуемых из 4 группы отмечен средний уровень развития социального интеллекта. Этим испытуемым свойственно успешно осуществлять коммуникацию в знакомой обстановке со знакомыми людьми, однако новизна привносит некоторый хаос.

Низкий социальный интеллект отмечен у 10% (2 чел) испытуемых из 1 группы; 90% (18 чел) испытуемых из 2 группы; 90% (18 чел) испытуемых из 4 группы. Этим детям свойственно испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.

Наилучшим образом социальный интеллект представлен в группе подростков, проживающих в семьях (3 группа).

Хорошие показатели социального интеллекта отмечены у детей младшего школьного возраста, проживающих в семьях (1 группа).

В равной степени низкий уровень социального интеллекта отмечен у младших школьников (2 группа) и подростков (4 группа), проживающих в условиях учреждения интернатного типа.

Для оценки отличий социального интеллекта у детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, был проведен анализ данных с помощью многофункционального φ (фи) – критерия (углового преобразования) Фишера. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерной программы STATISTICA 6.0.

Сравнительное исследование социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и в учреждениях интернатного типа, показало, что дети, воспитывающиеся в семьях, более адаптированы в социуме, внимательнее относятся к нуждам и проблемам окружающих, правильно оценивают их эмоции и поведение, являются более успешными коммуникаторами, имеют более высокий уровень социального интеллекта.

Сравнительное исследование социального интеллекта у детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в учреждениях интернатного типа, показало, что дети, воспитывающиеся в семьях, имеют более высокий уровень развития социального интеллекта (его основных показателей).

№ группы

Показатель

Общий уровень развития социального интеллекта

низкий

средний

высокий

1 группа

Кол-во

2

11

7

%

10

55

35

2 группа

Кол-во

18

2

0

%

90

10

0

3 группа

Кол-во

0

2

18

%

0

10

90

4 группа

Кол-во

18

2

0

%

90

10

0

Им свойственно извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Они легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в учебе и работе.

Сравнительное исследование социального интеллекта у детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в семье, показало, что у этой категории  детей социальный интеллект развивается. Дети – подростки получили более высокие оценки, чем дети младшего школьного возраста. Подростки более ориентированы в социальном окружении, их эмоциональная готовность к осуществлению коммуникации выше.

Сравнительное исследование социального интеллекта у детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, показало, что социальный интеллект данной категории детей статичен (не развивается). Они (подростки) по-прежнему дезориентированы в социальном окружении. Единственный показатель, который имеет значимые отличия у детей исследуемых групп – общий уровень развития эмоционального интеллекта. У детей – подростков появляется потребность к эмоциональному общению, на основе которой формируются навыки коммуникативной деятельности.

В ходе сравнительного исследования выявлено, что социальный интеллект детей, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа имеет ряд существенных особенностей:

  1. плохо понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации;
  2. слабо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения;
  3. практически не  владеют языком телодвижений, взглядов, жестов;
  4. могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции;
  5. часто ошибаются в интерпретации слов собеседника;
  6. не могут  адаптироваться к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым);
  7. испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей;
  8. у детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа более низкая социальная адаптация;
  9. испытывают затруднения в установлении контактов с людьми;
  10. не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, прямолинейны.

Таким образом, в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, существуют значимые различия, а это свидетельствует о полном подтверждении гипотезы исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее

     В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом обще...

Тестирование по теме: «Оказание социальной помощи пожилым людям в учреждениях стационарного типа»

Тестирование  по теме: «Оказание социальной помощи пожилым людям в учреждениях стационарного типа»Тестирование по теме 1.1.«Значение общения в профессиональной деятельности социальных работников»...

«Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования».

Предлагаю вашему вниманию статью "Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования....

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского домаНа сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в ...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...

«Работа психолога-психодраматиста с группой детей 7–12 лет по развитию эмоционального интеллекта: этапы, роли, техники»

В последнее время психологи все больше говорят об эмоциональном интеллекте (EI). Что это такое, зачем нужен еще и эмоциональный интеллект?Человек так устроен, его всему важно учить, особенно в сфере э...

Программа формирования социальной компетентности обучающихся «Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения»

Программа построена с учетом особенностей личности школьника, структуры его интересов и потребностей, возникающих на определенном возрастном этапе. Именно подростки оказываются наиболее заинтересованн...