Рекомендации педагога-психолога по работе с одаренными детьми
материал

Манаенкова Марина Анатольевна

Рекомендации педагога-психолога по работе с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnost.doc369 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога-психолога

 по работе с одаренными детьми

Педагог-психолог

Манаенкова М.А.

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельности.

Как раз эту индивидуальность

и надо распознать…

                                                             В.А.Сухомлинский

 Как развивать творческие способности у одаренных детей

1.Подхватывайте мысли учащегося и развивайте их тут же, подчеркивая их оригинальность, важность.

2.Усиливайте впечатлительность детей на новое в области их интересов (животные, техника, искусство и т.д.)

3.Поощряйте оперирование предметами, материалами, идеями. Ребенок пытается практически решить поставленные задачи.

4.Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.

5.Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.

6.Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.

7.Культивируйте творческую атмосферу – учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли класс встречает с признанием, принимает их, использует.

8.Учите детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, тетради.

9.Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно. Это необходимо предупреждать, и лучшим  способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.

10.Предлагайте интересные случаи, факты, технические идеи.

11.Рассеивайте страх у талантливых детей с помощью изучения произведений искусства. Главный способ – рассказывайте о творческой лаборатории художника, ученого и т. д.

12.Стимулируйте и поддерживайте инициативу учащегося, самостоятельность. Предлагайте проекты, которые могут увлечь.

13.Акцентируйте талантливых учеников на какой-либо действительной проблеме, чтобы она занимала их.

14.Создавайте проблемные ситуации, требуйте альтернатив, прогнозирования воображения.

15.Создавайте поочередно периоды творческой активности в школах. Наиболее гениальные решения приходят в такие фазы.

16.Помогайте овладевать техническими средствами для записи и т.д.

17.Развивайте критическое отношение.

18.Побуждайте доводить начинания до логического завершения.

19.Помогайте учащимся охватывать смежные, пограничные, отдельные области устойчивым интересом.

20. Воздействуйте собственным примером.

Качества, необходимые учителю при работе

 с одаренными детьми

1.Быть доброжелательным и чутким.

2.Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы

3.Иметь высокий уровень интеллектуального развития

4.Иметь помимо педагогического еще какое-либо образование.

5.Иметь широкий круг интересов и умений.

6.Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей

7.Иметь живой и активный характер.

8.Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму).

9.Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

10.Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.

11.Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.

12.Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Алгоритм отчета о работе учителя с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

1.Как вы понимаете термин «Способный (одаренный) ученик?

2.Какое содержание вы вкладываете в понятие «надбазовый компонент»?

3.Как надбазовый компонент выделен вами в учебной программе?

4.Как вы выделяете детей с повышенными учебными способностями?

5.Какая работа проведена вами по организации деятельности учащихся с повышенными учебными способностями на уроке и внеурочное время?

6.Участие ваших учащихся на олимпиадах (школьных, городских, областных), количество учащихся, занимаемые места.

7.Как проходит отбор и организация по подготовке к участию в олимпиадах?

8.Как организована ваша деятельность по развитию у учащихся учебных способностей и познавательного интереса по предмету?

9.Ваши предложения по организации работы в школе с учащимися, имеющими повышенные способности?

Общие способности, которыми обладают одаренные дети:

 - способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений требует широты тем, материал для обобщений, междисциплинарный подход;

- потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление в них разобраться делает необходимой самостоятельную работу, использование заданий открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;

- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения требует развития высших познавательных процессов на уроке;

- обеспокоенность, тревожность из-за своей непохожести на сверстников требует наличия аффективного компонента, чтобы лучше понять себя и других, научиться выражать свои чувства, себя, принимать себя и других.

Школьные проблемы одаренных детей:

- эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;

- неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна;

- отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия, не умеет принимать участие в коллективных спортивных играх;

- отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы;

- стремление прервать и поправить собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах;

- стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;

- стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.

Примерные оценочные критерии творческой

деятельности педагога определяются:

а) количеством учащихся, хорошо и отлично обучающихся (на анализе сравнительных результатов в работе коллег);

б) участие учащихся в олимпиадах, конкурсах и т.п.;

в) познавательным интересом учащихся к изучению конкретной учебной дисциплины;

г) динамикой успеваемости учащихся по годам;

д) типичными моральными качествами педагога (добросовестность и ответственность, уважение коллег);

е) профессиональными качествами (умение создавать для учащихся ситуации успеха, творческая изобретательность и гибкость, объективная оценка результатов своей работы, умение предвосхищать педагогическую ситуацию, выдвигать сверхзадачи).                                                

В свою очередь, педагогическое творчество – это не вседозволенность в педагогической деятельности. Оно непременно основывается на психолого-педагогических закономерностях, на умении ориентироваться в достижениях науки и опыта, на умении владеть, приемами научного анализа и создавать на этой основе педагогические новации, обоснованно сопротивляться педагогическому консерватизму. Профессиональный уровень творчески работающих учителей отличаются гибкостью в принятии решений в непредвиденных педагогических ситуациях.

Творчески работающий педагог – это, прежде всего, педагог – исследователь. Педагогическое творчество невозможно без умения педагога анализировать результаты своего труда и процесс достижения качественных показателей в работе.

Ребёнок, у которого умственный возраст соответствует его хронологическому возрасту, имеет IQ, равный 100; ребёнок, опережающий свой возраст в умственном развитии, имеет IQ больший, чем 100; ребёнок, отстающий от своего возраста, имеет IQ меньший, чем 100. Ребенок считается одарённым, если его IQ, согласно одним авторам, 120 и выше, согласно другим — 130-135 и выше.

Высоко одарённый ребёнок — IQ 160 и выше.

Показатели интеллектуальной одаренности

IQ (показатель)

Уровень интеллектуального развития

%

1

130 и выше

Весьма высокий интеллект

2,2

2

120-129

Высокий интеллект

6,7

3

110-119

Хорошая норма

16,1

4

90-109

Средний уровень

50,0

5

80-89

Сниженная норма

16,1

6

70-79

Пограничный уровень

6,7

7

69 и ниже

Умственный дефект

2,2

Одарённые дети (вундеркинды, незаурядные)

  • способностью быстро схватывать смысл понятий, принципов, сосредоточиваться на интересующих их материалах, подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения;
  • необычайной познавательной активностью;
  • ранним интересом к проблемам мироздания и судьбе;
  • ненасыщаемой потребностью в деятельности;
  • выраженностью интересов и склонностей;
  • увлечением определёнными видами деятельности;
  • творческими достижениями в раннем возрасте;
  • получением удовольствия от деятельности.

Нежелательные проявления одаренных детей:

  • отсутствием уважения к условностям и авторитетам;
  • непредсказуемостью поступков;
  • неприятием, социальной изоляцией их сверстниками;
  • появлением эгоистических черт, звёздной болезнью т.п.;
  • дисинхронией развития;
  • большой независимостью суждений;
  • обеспокоенностью, тревожностью из-за непохожести на сверстников.

         Признаки одаренности – это те способности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

В учебной деятельности одаренные дети

отличаются тем, что:

1.Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

2.Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

3.Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

4.Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

5.Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

6.Постоянно стремятся к совершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда – постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.

7.Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

8.Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

9.Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация,

                                                                                                                   

Матрица определения видов одаренности

(по Доровскому А.И.)

Вид одаренности

Признаки различения

Методы

1

Интеллектуальная

Повышенная исключительная сообразительность. Динамичность и оперативность  мыслительных процессов. Полное погружение в предпочитаемую сферу деятельности. Успешное применение знаний  и умений в практических ситуациях. Острота аналитического ума. Стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор, развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.

Систематизированное наблюдение.

Опросники Станфорд-Бине. Шкала Векслера. Тест Слоссона

2

Академи-ческая

Ярко выраженный интерес к предмету. Способность к конструктивному овладению понятиями, терминологией по избранному предмету. Демонстрация понимания сложных причинно-следствен-ных связей. Исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету. Тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета

Систематизирован-ное наблюдение.

Анкетирование. Тесты достижений. Тесты Равенна. Критериально- ориентированные тесты

3

Творческая

Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочен, стремление мыслить и делать все по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.

Тесты Торренса, Роршаха

4

Лидерская

Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми   людьми,   в определенной мере регулирует взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями.

Тесты-опросники, шкала   оценки характеристик одаренных учащихся (Рензулли)

5

Художественно-исполни-тельская

Предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует,    запоминает    и художественно воспроизводит увиденное,    услышанное, обостренная интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства   художественной выразительности, оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции; неповторимость в самовыражении, сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства

Опросники, специализированные тесты, контрольные записи наблюдений, тесты Люшера, Розен Цвейга

6

Психомотор-ная

Проявляет повышенную активность в движениях, предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики,

Тест Пурдье, методика А.Л. Гройсмана

НАЙДИ НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ

Психолог может оказать неоценимую помощь родителям, если даст им ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности. Как правило, этой проблемой особенно озабочены родители первоклассников — они ведь очень хотят, чтобы их ребенок отлично и с увлечением учился, и готовы приложить усилия для оказания ему помощи в этом. Один из важнейших показателей креативности — развитое воображение. Богатое воображение позволяет вырваться из рамок сиюминутной реальности, создать небывалые образы, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Предлагаемые ниже упражнения не требуют никаких специальных методических пособий или стимульных материалов и могут проводиться с детьми в условиях самой обычной квартиры с применением самых обычных предметов. Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.

Со стороны родителей потребуются лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять ребенка выполнять задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир. Важнейший девиз в процессе этой работы — «Найди необычное в обычном!»

Упражнение 1.

«Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

Упражнение 2.

«Путешественник»

Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должно «попутешествовать» по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.

Упражнение 3.

«Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать. Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение 4.

«Новый способ применения предмета»

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде мамы открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

Упражнение 5.

«Волшебные названия»

Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка. Родители могут попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.

Упражнение 6.

«Что оттуда видно?»

Мама просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа). Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих первоклассников.

Упражнение 7.

«Превращения предмета»

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку? Детям свойствен интерес к предметным играм, в которых используется многофункциональность каждой вещи. Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

Упражнение 8.

«Соединение предметов»

Неожиданные и удивительные свойства могут возникнуть у обычных предметов, если просто-напросто соединить их между собой. Например, можно одновременно рисовать карандашом и кисточкой. Получается забавно! Мама может попросить ребенка оглянуться вокруг и еще найти предметы, которые можно объединить и создать что-то новое и интересное. Это упражнение уже вплотную приближает ребенка к способам и приемам изобретательства — той области, где творческие способности играют главнейшую роль. На этом уровне воображение становится по-настоящему конструктивным и творческим.

Упражнение 9.

«Сказки-наоборотки»

Это хорошо известный психологам прием развития воображения. Пусть мама назовет ребенку любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.).

Упражнение 10.

«Сочинение сказок»

Малыша просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Мама их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

Упражнение 11.

«Встреча сказочных героев»

Пусть мама и папа независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

Упражнение 12.

«Общая сказка»

Игра с мамой в сочинение общих сказок. Один «кусочек» сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ребенок продолжает. Если в семье есть еще братья и сестры — тем интересней. Тогда можно сочинять сказку по кругу. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.

Упражнение 13.

«Заполни середину»

Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».

2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

3) «Мама купила в магазине рыбу...»; «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи». Возможно, для придумывания связного рассказа ребенку не обойтись без помощи родителей. Эту помощь можно оказать, задавая наводящие вопросы (например, ко второму заданию: «Как ты думаешь, куда ехал грузовик? Что он вез?» и т.д.) или вставляя в рассказ ребенка фразы, продолжающие его мысль и подталкивающие его к следующему логическому ходу.

Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удастся объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

Упражнение 14.

«Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:

1) тигра, который пробирается в джунглях;        

2) робота;

3) парящего над скалами орла;

4) королеву Франции;

5) инопланетянина;

6) кипящую кастрюлю;

7) авторучку, в которой кончились чернила;

8) букву А;

9) цифру 8.

Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать членам семьи. После показа остальные должны угадать, что показано.

Упражнение 15.

«Фантастический рисунок»

В семье можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и папа, и мама, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть:

  • животное с другой планеты;
  • самый необычный домик;
  • злой волшебник в детстве;
  • грустный компьютер;
  • хитрость и т.п.

Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, эти упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития креативности детей с помощью родителей.

В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие-нибудь из них развить.

Н.Энкельман



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми в школе.

Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...

Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)

Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми

В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...

Роль педагога-психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации по работе с детьми ОВЗ...

Рекомендации педагога-психолога учителям, работающим с детьми с ОВЗ

Рекомендации  педагога-психолога  учителям, работающим с детьми с ОВЗ...