Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми
статья на тему

Захарова Ольга Николаевна

В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо составлять индивидуальные маршрутные карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарова О. Н.,

Г. Кыштым, МОУ НОШ № 2

Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одарёнными детьми

В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одарёнными детьми.

Работая много лет в начальной школе, я пришла к выводу, что для эффективной работы с одарёнными детьми надо составлять индивидуальные маршрутные карты развития ребёнка. Для выявления одарённости я применяла методику Хана и Кафа, разработанную институтом инновационных педагогических технологий "Карта одарённости" для детей 5-10 лет. Собрав информацию, я выявила шесть основных этапов продвижения по маршруту.

                   1. Диагностика.

В ходе диагностики использовала методы наблюдения, анализ экспертизы продуктов деятельности ученика, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации, опрос педагогов, хорошо знающих этого ученика, анкетирование одноклассников, интервьюирование родителей, собеседование с ним самим.

2. Целеполагание.

                На данном этапе мы согласовали общую и личностно значимую цель образования и сформировали на их основе индивидуальную цель образовательной траектории.

         3. Определение содержания образовательного маршрута.

На данном этапе познакомила ученика с планом работы на год, в котором указала обязательные для изучения темы и их объём. Совместно с учащимся определили объём работы, в которой есть исследовательская и проектная деятельность, занятия самообразованием. При проектировании индивидуальной образовательной траектории, ученик определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы и т. п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.

  1. Формирование индивидуального плана обучения.

 Индивидуальная траектория развития художественно-прикладного творчества

Цель

Срок

План

Кол-во часов

Ожидаемый результат

Достигнутый результат

                 5. Реализация индивидуального учебного плана.

На данном этапе предполагается продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Ученик может изменять свой учебный план. Моя роль в течение года, вовлекать ученика в рефлексивную деятельность, своевременно оказывать консультационную помощь.

         6. Анализ и оценивание образовательного продукта.

На заключительном этапе проводится собеседование с учеником, родителями, учителями о достигнутых результатах и планах на следующий учебный год. По результатам личностных достижений формируется портфолио ученика. Процесс построения и реализации индивидуальной образовательной траектории способствует не только созданию оптимальных условий обучения одарённых учащихся, но и развитию их рефлексивных умений.

Карта рефлексивной деятельности

Я разработала вопросы для ученика на каждом этапе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту.

Диагностический этап (Самоанализ и самооценка в ходе собеседования):

 Каковы мои сильные стороны? Слабые? Каких знаний, умений, личностных качеств мне не хватает для достижения желаемого результата?  В какой и чьей помощи я нуждаюсь?

Этап целеполагания (Самоанализ и самооценка в ходе выявления и формулирования личностно значимых целей):

 Что для меня является главным ? Какие образовательные продукты я хочу создать?  Каких личностных изменений хочу достичь?

Этап определения содержания (Самоанализ и самооценка в ходе выявления личностно значимых образовательных объектов, их объёма и уровня сложности):

 Какие темы мне нужно изучить? Какой информацией я должен владеть?  Какие умения мне необходимы?

Формирование индивидуального плана обучения

Что мной уже достигнуто?  Что нового я узнал? Нужны ли мне изменения в моём индивидуальном плане?

Этап реализации индивидуального учебного плана

Насколько успешно моё продвижение? Какие затруднения испытываю? Какие ошибки допускаю? В чём их причина? Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?

Этап предъявления, анализа и оценки результатов реализации индивидуального учебного плана

Какие образовательные продукты мне удалось создать? Насколько они соответствуют моему первоначальному замыслу? Нуждаются ли они в доработке, совершенствовании?  Что во мне изменилось?  Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения? 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")

  В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ

Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося....

Методическая разработка «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося по лыжным гонкам"

Данная методическая разработка предназначена для тренеров-преподавателей, реализующих дополнительную образовательную программу, стремящимся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучаю...

Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.

Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...

Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...

«Подходы к составлению индивидуального образовательного маршрута для одаренного дошкольника»

Методическая разработка станет помощью в пошаговом составлении индивидуального образовательного маршрута для одаренного дошкольника...

Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"

В соответствии плана  реализации  приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...