Работа с одаренными детьми в школе.
учебно-методический материал на тему

Резниченко Наталья Александровна

Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными детьми, формы и виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

учителя английского языка

Резниченко Натальи Александровны

Отличительные особенности одаренных детей

          В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и  к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.

    Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они  читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как  можно больше.

     При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.

     Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

    Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать  по индивидуальной программе.

    Моя задача, как педагога  - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности  и потребности были реализованы.

Принципы работы с одаренными детьми

  •  дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  •  максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  •  обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство)
  •  возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы.
  •  усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Функции учителя английского языка

- Выявление одарённых детей.

- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.


- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.

- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

- Предоставление необходимой информации классным руководителям.

Принципы работы с одарёнными детьми.

- Принцип комфортности в любой деятельности.


- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.


- Возрастание роли внеурочной деятельности.


- Принцип развивающего обучения.


- Принцип добровольности.

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цель:

  • Выявление одарённых детей.
  • Повышение качества образования;
  • Создание условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей.

Задачи:

  •  знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  •  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;
  • развитие познавательных интересов, творческих  и мыслительных способностей учащихся.

Содержание  работы

  • Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми (сентябрь).
  •  Создание банка данных  (отбора) одаренных детей школы в области лингвистики (сентябрь).
  •  Самообразование, саморазвитие педагога (регулярно).
  • Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами (регулярно).
  • Создание плана работы с одаренными детьми (в начале учебного года).

План работы с одаренными детьми.

  • Выполнение упражнений из дополнительного материала и по дидактическим карточкам.
  • Выполнение фонетических, лексических, грамматических упражнений в игровой форме.
  • Выполнение творческих проектов.
  •  Знакомство английской культурой, литературой, жизнедеятельностью английских и американских писателей
  • Подготовка учащихся  к школьным, районным олимпиадам по английскому языку.
  • Подготовка и участие в дистанционных  олимпиадах.
  • Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов
  • Проведение конкурсов  «Лучший чтец», «Лучший переводчик», «Знаток английской грамматики» «Первая проба пера»
  • Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
  • Создание языкового портфолио ученика.
  • Подготовка  к итоговой  аттестации (сдаче ЕГЭ, экзамена)

  Образец  языкового портфеля.

Языковой портфель (или Портфолио)  позволяет ученикам отслеживать прогресс  в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой  уровень. Также показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Они могут быть полезны для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях  и новых знакомствах  в будущем.

Стратегия работы с одаренными детьми

Выявление одаренных детей я  начинаю в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

  • Осознание важности этой работы и усиление в связи c этим внимания к проблеме, формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствоdfybt методической системы работы с одаренными детьми.
  • Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
  • Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.

Я считаю,  что бы быть успешным в работе по этому направлению, учитель должен быть:

  • увлеченным своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  •  профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

В работе с одарёнными детьми  я использую различные приёмы, формы и методы работы, а так же некоторые современные технологии.

Формы работы с одаренными учащимися.

  •  групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  •  кружок; (не всегда, не каждый год)
  •  конкурсы;
  •  интеллектуальный марафон;
  •  участие в олимпиадах;
  •  работа по индивидуальным планам;
  •  научно-исследовательские конференции.
  •   использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и компетентностного подходов в обучении)

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия  с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом (для подготовки к олимпиадам, конкурсам,  проектам, исследовательским работам).

План индивидуальных занятий с ребёнком

  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Ребенку предоставить:

  • название темы,
  • план изучения темы,
  • основные вопросы,
  • понятия и термины, которые он должен усвоить,
  • список необходимой литературы,
  • формы контроля,
  • задания для самопроверки.

Рекомендую (если ребёнок не очень загружен по другим предметам) для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет (английский язык)
  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактически затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы

 

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную

УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

    Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета).

        

Дифференциация и индивидуализация

На своих уроках я использую:

  • разноуровневые задания,
  • индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.
  • разноуровневые тесты по страноведению, грамматике.
  • Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков .Одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке.
  • Работа с одарёнными детьми ведётся  на конструктивном и творческом уровнях.

 

Задания повышенной трудности для сильных учеников (Ассистент учителя)

 «Сильные»  дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя (будь то счёт, цвета, одежда) вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При этом, обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него.

Например, ученик получил от учителя  задание сделать доклад об одной из стран изучаемого языка, проработал массу  литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя ученик и сам получает очень много информации для себя.

   Мне очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти  иногда проводится учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами (5 – 6 классы) и т. д.

   На среднем этапе обучения  применяю лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить: а) перефразировать предложение; б) найти ошибку в предложении; в) заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу; г) расставить фразы в диалоге в нужном порядке.

   На старшем этапе обучения успешно использую технологию дебатов и дискуссий, миниконференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям;  рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.). На старшем этапе обучения можно предложить такие задания:

 1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа;

 2) дана пословица, нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.

   Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.

            Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие.  Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга. 

     

Внеурочная деятельность.

Развитие познавательного  интереса к изучению иностранного языка у одарённых школьников

   Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают  факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.   Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:

  • проведение предметной недели иностранного языка
  • проведение олимпиад по иностранным языкам;
  • конференции;
  • система факультативных и кружковых занятий; 
  • проведение творческих конкурсов,
  • выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке,
  • проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению,
  • конкурсы на лучшего переводчика «Первая проба пера»,
  • круглые столы по проблемам молодёжи, по проблемам экологии.

При работе с одаренными учащимися я  используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ  ГИА. При появлении трудностей у детей при выполнении заданий объясняю, даю подобные многовариантные.

    Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. В настоящее время активно использую  ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.

Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.

Это: извлечение необходимой языковой информации, знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка; тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции; знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран.

   Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера "Великобритания”, "США”, "Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями ( адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук).

            Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.

    

Список одаренных детей

Класс

ФИ учащегося

2 а

Иванова Мария

Новиков Денис

Черединова Дарья

2 б

Данилейко Евгений

Крюков Илья

Ульянова Катя

2 в

Ефимова Лиза

Крылов Влад

3 а

Акжигитов Руслан

Дмитриева Настя

Ельцов Костя

Кобзева Дарья

Корепанов Дима

Резниченко Павел

3 в

Трофимова Мария

План работы на год

План работы

Сроки проведения

Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности

Сентябрь

Участие в муниципальных предметных олимпиадах

1 раз в год

Разноуровневые задания, повышенной сложности

Регулярно

Олимпиады по английскому языку “British Bulldog”, «Лисенок».

Декабрь, апрель

Вовлечение одаренных детей в творческий процесс на уроках и во внеклассной деятельности

В течение года

Подготовка учащихся к участию в школьных конкурсах (в рамках недели иностранных языков). Индивидуальная работа

В течение года      

Предметная  неделя. Викторины, праздники, инсценировки

февраль

Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами

регулярно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...

Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)

Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми

В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...

Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.

Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...

Работа с одаренными детьми в младшей школе

Сегодня выявление одаренных детей,работа с ними и забота о них становятся важнейшими  задачами не только школы,но и государства в целом .Поэтому в 1998 году Министерство образования Российской Фе...

«Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда и является продолжительным процессом, связанный с анализом развития конкретного ребенка....