Работа с одаренными детьми в школе.
учебно-методический материал на тему
Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными детьми, формы и виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми
учителя английского языка
Резниченко Натальи Александровны
Отличительные особенности одаренных детей
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.
Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.
Моя задача, как педагога - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы.
Принципы работы с одаренными детьми
- дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
- максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
- обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство)
- возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы.
- усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
- создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Функции учителя английского языка
- Выявление одарённых детей.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
- Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Принципы работы с одарёнными детьми.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель:
- Выявление одарённых детей.
- Повышение качества образования;
- Создание условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей.
Задачи:
- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;
- развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся.
Содержание работы
- Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми (сентябрь).
- Создание банка данных (отбора) одаренных детей школы в области лингвистики (сентябрь).
- Самообразование, саморазвитие педагога (регулярно).
- Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами (регулярно).
- Создание плана работы с одаренными детьми (в начале учебного года).
План работы с одаренными детьми.
- Выполнение упражнений из дополнительного материала и по дидактическим карточкам.
- Выполнение фонетических, лексических, грамматических упражнений в игровой форме.
- Выполнение творческих проектов.
- Знакомство английской культурой, литературой, жизнедеятельностью английских и американских писателей
- Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по английскому языку.
- Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.
- Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов
- Проведение конкурсов «Лучший чтец», «Лучший переводчик», «Знаток английской грамматики» «Первая проба пера»
- Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
- Создание языкового портфолио ученика.
- Подготовка к итоговой аттестации (сдаче ЕГЭ, экзамена)
Образец языкового портфеля.
Языковой портфель (или Портфолио) позволяет ученикам отслеживать прогресс в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой уровень. Также показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Они могут быть полезны для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых знакомствах в будущем.
Стратегия работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей я начинаю в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
- Осознание важности этой работы и усиление в связи c этим внимания к проблеме, формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствоdfybt методической системы работы с одаренными детьми.
- Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
- Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.
Я считаю, что бы быть успешным в работе по этому направлению, учитель должен быть:
- увлеченным своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
В работе с одарёнными детьми я использую различные приёмы, формы и методы работы, а так же некоторые современные технологии.
Формы работы с одаренными учащимися.
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружок; (не всегда, не каждый год)
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
- использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и компетентностного подходов в обучении)
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом (для подготовки к олимпиадам, конкурсам, проектам, исследовательским работам).
План индивидуальных занятий с ребёнком
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
- название темы,
- план изучения темы,
- основные вопросы,
- понятия и термины, которые он должен усвоить,
- список необходимой литературы,
- формы контроля,
- задания для самопроверки.
Рекомендую (если ребёнок не очень загружен по другим предметам) для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет (английский язык)
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактически затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную
УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета).
Дифференциация и индивидуализация
На своих уроках я использую:
- разноуровневые задания,
- индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.
- разноуровневые тесты по страноведению, грамматике.
- Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков .Одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке.
- Работа с одарёнными детьми ведётся на конструктивном и творческом уровнях.
Задания повышенной трудности для сильных учеников (Ассистент учителя)
«Сильные» дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя (будь то счёт, цвета, одежда) вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При этом, обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него.
Например, ученик получил от учителя задание сделать доклад об одной из стран изучаемого языка, проработал массу литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя ученик и сам получает очень много информации для себя.
Мне очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти иногда проводится учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами (5 – 6 классы) и т. д.
На среднем этапе обучения применяю лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить: а) перефразировать предложение; б) найти ошибку в предложении; в) заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу; г) расставить фразы в диалоге в нужном порядке.
На старшем этапе обучения успешно использую технологию дебатов и дискуссий, миниконференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям; рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.). На старшем этапе обучения можно предложить такие задания:
1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа;
2) дана пословица, нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.
Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.
Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.
Внеурочная деятельность.
Развитие познавательного интереса к изучению иностранного языка у одарённых школьников
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:
- проведение предметной недели иностранного языка
- проведение олимпиад по иностранным языкам;
- конференции;
- система факультативных и кружковых занятий;
- проведение творческих конкурсов,
- выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке,
- проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению,
- конкурсы на лучшего переводчика «Первая проба пера»,
- круглые столы по проблемам молодёжи, по проблемам экологии.
При работе с одаренными учащимися я используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ ГИА. При появлении трудностей у детей при выполнении заданий объясняю, даю подобные многовариантные.
Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. В настоящее время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.
Это: извлечение необходимой языковой информации, знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка; тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции; знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран.
Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера "Великобритания”, "США”, "Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями ( адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук).
Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.
Список одаренных детей
Класс | ФИ учащегося |
2 а | Иванова Мария Новиков Денис Черединова Дарья |
2 б | Данилейко Евгений Крюков Илья Ульянова Катя |
2 в | Ефимова Лиза Крылов Влад |
3 а | Акжигитов Руслан Дмитриева Настя Ельцов Костя Кобзева Дарья Корепанов Дима Резниченко Павел |
3 в | Трофимова Мария |
План работы на год
План работы | Сроки проведения |
Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности | Сентябрь |
Участие в муниципальных предметных олимпиадах | 1 раз в год |
Разноуровневые задания, повышенной сложности | Регулярно |
Олимпиады по английскому языку “British Bulldog”, «Лисенок». | Декабрь, апрель |
Вовлечение одаренных детей в творческий процесс на уроках и во внеклассной деятельности | В течение года |
Подготовка учащихся к участию в школьных конкурсах (в рамках недели иностранных языков). Индивидуальная работа | В течение года |
Предметная неделя. Викторины, праздники, инсценировки | февраль |
Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами | регулярно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми
обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...
Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)
Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...
Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"
Цели работы с одаренными детьми• выявление одаренных детей по предмету;• создание условий для ...
Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми
В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...
Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.
Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...
Работа с одаренными детьми в младшей школе
Сегодня выявление одаренных детей,работа с ними и забота о них становятся важнейшими задачами не только школы,но и государства в целом .Поэтому в 1998 году Министерство образования Российской Фе...
«Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда и является продолжительным процессом, связанный с анализом развития конкретного ребенка....