Программа по внеурочной деятельности «ХОР «АLLEGRO» для 6-8 классов.
рабочая программа
Программа по внеурочной деятельности «ХОР «АLLEGRO» для 6-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._hor_allegro_.docx | 60.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Томари Сахалинской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО | Согласовано с методическим Советом школы Рохо-Фернандес Т.Л. | Утверждено приказом МБОУ СОШ № 2 г. Томари Директор Рохо-Фернандес Т. Л. |
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХОР «АLLEGRO»
для 6-8 классов ООО
Составитель: Кузнецова Г.Г.
г. Томари 2017
Программа по внеурочной деятельности “ Хор ALLEGRO”
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты и способы определения их результативности
В результате прохождения программы, обучающиеся приобретут:
- правильную певческую установку;
- пение в определенном диапазоне;
- правильно формировать гласные, чётко произносить согласные;
- умение петь выразительно, осмысленно естественным природным звуком.
Формы подведения итогов реализации программы: кроссворды, ребусы,
загадки, музыкальные викторины, тестирование и анкетирование, конкурсы, смотры, творческие отчёты, школьные праздники.
Прохождение курса программы «Хор ALLEGRO» предусматривает приобретение следующих компонентов:
· Правильную певческую позицию;
· Правильную певческую установку;
· Эмоциональное исполнение песен разного характера;
· Знание терминологии вокального искусства
Программа рассчитана на детей 6-8 классов. Набор детей в группу производится добровольно, по желанию детей и по заявлениям родителей.
Ожидаемые результаты:
В течение обучения ребенок должен научиться:
1. певческой установке;
2. рефлекторным навыкам дыхания и укрепления дыхательной мускулатуры;
3. работе гортани в пении;
4. пению легато, нон легато;
5. активной артикуляции;
6. развитию гармонического слуха;
7. чистому интонированию тона, полутона, интервалов;
8. пению форте и пиано;
9. пению в вокальном ансамбле в унисон.
Универсальные Учебные Действия:
Личностные УУД направлены на:
- развитие художественного восприятия школьников, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке и разным видам музыкально – творческой деятельности;
- реализацию их творческого потенциала в процессе музицирования.
Познавательные УУД направлены на:
- осознание обучающихся роли музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира;
- освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства;
- приобретение элементарных умений в различных видах музыкально- творческой деятельности.
Коммуникативные УУД направлены на:
- приобретение умения к сотрудничеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового и индивидуального музицирования;
- развития способности к продуктивному сотрудничеству со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач;
- формирование доброжелательности, умения слышать и слушать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, обосновывать свое мнение.
Регулятивные УУД направлены на следующие компоненты:
- определять цель (проблему) и план действий;
- действовать по плану, решая проблему;
- оценивать результат действий.
Планируемые результаты
1 год обучения.
В результате обучения пению ребёнок должен знать и понимать строение артикуляционного аппарата, особенности и возможности певческого голоса; соблюдать гигиену певческого голоса; понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); уметь правильно дышать; петь короткие фразы на одном дыхании; в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; петь лёгким звуком, без напряжения; ясно выговаривать слова песни; к концу года показать результат элементов двухголосия.
2 год обучения.
В результате обучения пению ребёнок должен соблюдать певческую установку; понимать дирижерские жесты и правильно следовать им; разбираться в жанрах вокальной музыки; научиться правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; точно повторить заданный звук; правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса; уметь петь чисто и слаженно в унисон; петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; давать критическую оценку своему исполнению; к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения; принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
3 год обучения.
В результате обучения пению ребёнок должен знать и понимать основные типы голосов; разбираться в жанрах вокальной музыки; типах дыхания; поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; реабилитацию при простудных заболеваниях; образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов; научиться исполнять произведения чистым звуком легко, мягко, непринуждённо. петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; петь несложные музыкальные каноны; импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, стихотворные тексты и др.; исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основной формой работы школьного хора являются групповые занятия. В них, как правило, поют все дети независимо от качества голоса. С одной стороны, небольшое количество детей в группах дает возможность максимального использования принципа индивидуального подхода к ученику, но с другой – нарушает главную идею хорового искусства – идею коллективного творчества.
В общеобразовательной школе кроме младшего хора должен существовать старший хор, что обусловлено физиологическими особенностями развития школьников. Основой репертуара среднего хора является двухголосная музыка. В формировании навыка многоголосного пения особое значение имеет развитие гармонического слуха с помощью специальных упражнений по двух-трехголосным созвучиям: каноны (2-3-хголосные), гармонические последовательности:
1. Продолжать работу по совершенствованию певческих навыков: пение на «цепном дыхании» от широкой кантилены до легкого стаккато.
2. Развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.
3. Исполнять двухголосные каноны.
Уметь оценивать качество своего пения.
1. Петь без сопровождения.
2. Вырабатывать певческое вибрато.
3. Формировать механизм прикрытия звука.
4. Управлять голосовыми регистрами.
5. Владеть навыками многоголосного пения.
6. Выразительно исполнять классическую, народную, современную
музыку.
7. Совершенствовать строй и ансамбль в произведениях различного
склада изложения.
8. Сознательно отвечать на все указания дирижера, касающиеся
художественно-исполнительского плана произведения.
В программе выделены следующие направления и виды деятельности:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
3. Теоретико-аналитическая работа.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
I. Вокально-хоровая работа осуществляется при последовательном освоении и совершенствовании конкретных певческих навыков:
певческой установки, распевания, певческого дыхания, цепного дыхания, понимания дирижёрского жеста, унисона, вокальной позиции, певческого звуковедения, дикции, артикуляции, двухголосного пения.
Певческая установка. Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими: – голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад; – стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги; – в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота; – при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты; – сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение. Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание. Занятия в кружке обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений. Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса. Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий. Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно. Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность. Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание. Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука. Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу. Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание. Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других). Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
– дыхание брать незаметно и быстро;
– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы.
Дирижерские жесты. Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4, 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление).
Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определѐнном темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, non legato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон. В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру. Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук. Вокальная позиция. Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи. Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звуковедение. В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность. Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них. Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
Дикция. Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нѐба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
II. Музыкально-теоретическая подготовка включает развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма. Для этого используются упражнения по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, практические упражнения по видам движения мелодии, переживания музыкального ритма, которое воздействует на активно-двигательную природу человека.
III. Теоретико-аналитическая работа заключается в:
- прослушивании музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, формировании осознанного восприятия музыкального произведения;
- рассказе о композиторе, раскрытии содержания музыки и текста, развитии интонационного слуха.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.
Слушание музыкальных произведений. Прослушивание небольших музыкальных произведений. Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку. Формирование осознанного восприятия музыкального произведения. Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация. Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями. Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов. Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств. Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение. Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки. В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
Показ-исполнение песни. Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов. Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.
IV. Концертно-исполнительская деятельность. Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях. Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством. Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
Рабочая программа «Хоровое пение» разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хором, но и с ансамблями, и с солистами.
Данная рабочая программа основывается на программе «Хорового класса», (Москва 2008, Министерство культуры РФ). Программа составлена на основе методик вокального воспитания детей В. Попова, В. Соколова, Г. Струве, Б. Рачиной, О. Апраксиной,
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Хоровое исполнительство – добрая русская традиция коллективного музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность.
Хоровое пение как наиболее массовый вид музыкальной деятельности, занимает одно из ведущих мест в системе эстетического воспитания детей.
На занятиях по хоровому пению решаются задачи по воспитанию художественного вкуса учащихся, пробуждение их творческих способностей, развитию у детей чувства коллективизма, дисциплины, ответственности и сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями.
При формировании вышеперечисленных качеств личности ребенка определяется его осознание себя в социуме, с помощью активной творческой самореализации. Это является предпосылкой для дальнейшей успешности в жизни каждого ребенка.
Хоровые занятия способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально-хоровыми навыками, проявлению творческой индивидуальности учащихся.
1 год обучения – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.
2 год обучения – происходит практическое ознакомление с репертуаром хора, закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.
3 год обучения – происходит закрепление вокально-хоровых навыков.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 12 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек).
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
В данной программе – 3 года обучения по 68 часов в год (2 часа в неделю), так как в плане дополнительного образования на кружок отведено 2 часа в неделю. Темы для занятий выстроены по принципу сквозного тематического планирования и усложняются из года в год за счёт усложнения музыкального материала (для слушания, певческого репертуара).
Тематическая направленность дополнительной общеразвивающей программы – художественно-эстетическая позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребѐнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Цели: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Возраст детей и сроки реализации
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение» ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников: 11-15 лет. Сроки реализации: 3 года. Диапазон ля-до малой октавы до фасоль второй октавы.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной общеразвивающей программы
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, посещение концертов, музеев и т. д., а также совместную работу педагогов, родителей и детей. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях и конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты. Кроме того, методом контроля за образовательным процессом является наблюдение педагога за развитием воспитанников в ходе занятий.
Практический выход реализации программы: развитие мотивации личности учащихся к познанию и творчеству, приобщение учащихся к духовным общечеловеческим ценностям, участие детей в концертах и конкурсах.
4. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
1. Дубравин «Про Емелю».
2. В. Серебренников «Осенней песенки и слов».
3. Песня ко Дню Учителя «Мы любим вас, родные ваши лица».
4. М.И. Глинка «Венецианская ночь».
5. Викторов – Чернышев «Этот большой мир» из к. ф. «Москва – Кассиопея».
6. Дж. Нортон «Печальный малыш» на анг. яз.
7. «Реченька» белорусская народная песня.
8. Ботярова Е. «Птица – музыка».
9. Глинка М. «Попутная песня».
10. Дубравин Я. «Всюду музыка живет».
11. Дубравин Я. «Звенела струнами гитара».
12. Попов В. «Милый мой хоровод».
13.ЧичковЮ. «Ровесницы наши».
14. Каччини «Аве Мария».
15. Русская народная песня в обработке В. Попова «Хоровод»
16. Русская народная песня в обработке М. Леонтовича «Комара муха любила»
17. Русская народная песня в обработке А. Свешникова «Как по морю»
18.Русская народная песня в обработке В. Калистратова «Я пойду ли молоденька»
19. Русская народная песня в обработке В. Мирзоева «Я на камушке сижу»
Список используемых репертуарных сборников
1. Аренский А. Детские песни. М., 1996
2. Арутюнов А. Синяя птица. М., 1988
3. Дубравин Я. Ты откуда музыка. М., 1988
4. Дубравин Я. Родная земля. М., 1980
5. Ефимов В. Весёлая радуга. М., 1989
6. Конотон А. Песни для октябрят. М., 1988
7. Куприянова Л. Родные просторы. М., 1979
8. Левянт М. песни. Альбом 1. М.,2001
9. Меканина Л. Хрестоматия русской народной песни. М., 1991
10. Мусоргский М. Песни и хоры для детей. М., 1989
11. Мышкииа С. Песни для детей. Самара, 2001
12. Назарова М. Сборник хороших произведений. Л., 1998
13. Попов В. Хоровой класс. М., 1998
14.Селиванов Б. Репертуар хорового класса. М., 2001
15.Ходош Э. Поёт детский хор. Ростов-Дон, 1998
16.ЧичковЮ. Нам мир завещано беречь. М., 1985
17.ЧичковЮ. Песни для детей. М..1989
18.ЧичковЮ.Чьи песни ты поешьМ.1979.
Методическая литература
1. Адамян А. Статьи об искусстве. М.,1961
2. Апраксина О. Очерки по истории художественного воспитания в советской
школе. М., 1959
3.Асафьев Б. О хоровом искусстве. М.,1980
4. Балашов В. Поэтическое слово и вокальная интонация. Работа в хоре. М., 1977
5. Живов В. О выразительности дирижерского жеста. Работа в хоре. М., 1977
6. Живов В. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М., 2003
7.Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми. Музыкальное
воспитание в школе. М.,1978
8.Назаренко И. Искусство пения Хрестоматия. М.,1968
9.Попов В. Хоровой класс. М.,1988
10. Попов В. Русская народная песня в самодеятельном хоре. М., 1987
11.Пономарев А. Жизнь детского хора. Воспитание музыкой. М.,1991
12. Птица К. О хоровом дирижировании. Работа в хоре. М.,1948
13.Рачина Б. Петь в хоре может каждый. Воспитание музыкой. М.,1991
14.Ригина Г. Вокальная импровизация в первом классе. Музыкальное воспитание
в школе М., 1978
15. Соколов В. Работа с хором м.,1967
16. Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1979
17.Светланов Е. Музыка сегодня. Сборник статей. М.,1995
18. Хайкин Б. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М.,1984
19. Холопова В. Музыка как вид искусства. М.,1990
20. Чесноков П. Хор и управление им. М.,1961
21. Шарыгина Юлия Александровна «Программа работы с хоровой студией» 2010
22. «Учите детей петь» М., «Просвещение» 1988
23.«Певческая школа» В.В. Емельянов «учебно-методическое издание 1998
24. «Хоровое пение» Е. В. Жаров» М. «Музыка»2008
25. «Сольное пение» Р.А. Зданова ООО «Новый диск» 2011
Сборники песен и хоров.
Научно-популярная литература по искусству.
Справочные пособия, энциклопедии по искусству
Тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Наименование темы/раздела | количество часов по каждой теме | теоретические виды занятия | практические виды занятия |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
Вокально-хоровая работа | ||||
2. | Прослушивание голосов | 2 |
| 2 |
3. | Певческая постановка. Дыхание | 2 | 1 | 1 |
4. | Распевание | 6 | 1 | 5 |
5. | Дирижёрские жесты | 2 | 1 | 1 |
6. | Унисон. Вокальная позиция | 6 | 1 | 5 |
7. | Вокальная позиция | 2 | 1 | 1 |
8. | Звуковедение | 4 | 1 | 3 |
9. | Дикция | 2 | 1 | 1 |
10. | Двухголосие | 2 | 1 | 1 |
11. | Работа с солистами | 4 |
| 4 |
12. | Сводные репетиции | 6 |
| 6 |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
13. | Основы музыкальной грамоты | 4 | 2 | 2 |
14. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 4 | 1 | 3 |
15. | Развитие чувства ритма | 2 | 1 | 1 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
16. | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 |
|
17. | Народное творчество | 2 | 1 | 1 |
18. | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 2 | 2 |
|
19. | Беседа о творчестве современных композиторов | 2 | 2 |
|
20. | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 2 | 2 |
|
Концертно-исполнительская деятельность | ||||
21. | Праздники, выступления, концерты | 10 | 0 | 10 |
Итого: | 68 | 22 | 46 |
2 год обучения № п/п | Наименование темы/раздела | количество часов по каждой теме | теоретические виды занятия | практические виды занятия |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
Вокально-хоровая работа | ||||
2. | Прослушивание голосов | 2 |
| 2 |
3. | Певческая постановка. Дыхание | 2 | 1 | 1 |
4. | Распевание | 6 | 1 | 5 |
5. | Дирижѐрские жесты | 2 | 1 | 1 |
6. | Унисон. Вокальная позиция | 6 | 1 | 5 |
7. | Вокальная позиция | 2 | 1 | 1 |
8. | Звуковедение | 4 | 1 | 3 |
9. | Дикция | 2 | 1 | 1 |
10. | Двухголосие | 2 | 1 | 1 |
11. | Работа с солистами | 4 | 4 |
|
12. | Сводные репетиции | 6 |
| 6 |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
13. | Основы музыкальной грамоты | 4 | 2 | 2 |
14. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 4 | 1 | 3 |
15. | Развитие чувства ритма | 2 | 1 | 1 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
16. | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 |
|
17. | Народное творчество | 2 | 1 | 1 |
18. | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 2 | 2 |
|
19. | Беседа о творчестве современных композиторов | 2 | 2 |
|
20. | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 2 | 2 |
|
Концертно-исполнительская деятельность |
| |||
21. | Праздники, выступления, концерты | 10 | 0 | 10 |
Итого: | 68 | 22 |
| 46 |
3 год обучения № п/п | Наименование темы/раздела | количество часов по каждой теме | теоретические виды занятия | практические виды занятия |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
Вокально-хоровая работа | ||||
2. | Прослушивание голосов | 2 |
| 2 |
3. | Певческая постановка. Дыхание | 2 | 1 | 1 |
4. | Распевание | 6 | 1 | 5 |
5. | Дирижѐрские жесты | 2 | 1 | 1 |
6. | Унисон. Вокальная позиция | 6 | 1 | 5 |
7. | Вокальная позиция | 2 | 1 | 1 |
8. | Звуковедение | 4 | 1 | 3 |
9. | Дикция | 2 | 1 | 1 |
10. | Двухголосие | 2 | 1 | 1 |
11. | Работа с солистами | 4 |
| 4 |
12. | Сводные репетиции | 6 |
| 6 |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
13. | Основы музыкальной грамоты | 4 | 2 | 2 |
14. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 4 | 1 | 3 |
15. | Развитие чувства ритма | 2 | 1 | 1 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
16. | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 |
|
17. | Народное творчество | 2 | 1 | 1 |
18. | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 2 | 2 |
|
19. | Беседа о творчестве современных композиторов | 2 | 2 |
|
20. | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 2 | 2 |
|
Концертно-исполнительская деятельность | ||||
21. | Праздники, выступления, концерты | 10 | 0 | 10 |
Итого:
| 68 | 22 | 46 |
Интернет-ресурсы
www.tarakanov.net
www.notomania.ru)
www.melodyforever.ru
http://piano-notes.net
http://www.7not.ru/
http://igraj-poj.narod.ru/
http://www.musicalnotes.ru/
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения занятия | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж по технике безопасности, гигиене и охране голоса. Вокальные упражнения. | 2 |
|
|
2 | Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни. | 2 |
|
|
3 | Работа над исполнением песни. Работа над дикцией. | 2 |
|
|
4 | Сценическая отработка номера. | 2 |
|
|
5 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. Разучивание песни. | 2 |
|
|
6 | Звуковедение. Сценическая отработка номера. | 2 |
|
|
7 | Работа над тембровой окраской голоса. Выразительное исполнение песни. | 2 |
|
|
8 | Вокальные упражнения. Работа над дикцией. | 2 |
|
|
9 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. | 2 |
|
|
10 | Партии в хоре. Сценическая отработка номера. | 2 |
|
|
11 | Вокальные упражнения. Разучивание песни. | 2 |
|
|
12 | Работа над дикцией. | 2 |
|
|
13 | Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни. | 2 |
|
|
14 | Разучивание песни. | 2 |
|
|
15 | Сценическая отработка номера. Работа над дикцией. | 2 |
|
|
16 | Вокальные упражнения. Повторение выученных песен. | 2 |
|
|
17 | Жанровое разнообразие музыки. Беседа. | 2 |
|
|
18 | Типы голосов. Разучивание песни. | 2 |
|
|
19 | Работа с солистами. Формирование певческих навыков. | 2 |
|
|
20 | Вокальные упражнения. Разучивание песни. | 2 |
|
|
21 | Музыкальная игра «Эхо». | 2 |
|
|
22 | Вокальная работа над песней. | 2 |
|
|
23 | Вокальные упражнения. | 2 |
|
|
24 | Выразительное исполнение песни. | 2 |
|
|
25 | Слушание и анализ музыкальных произведений. | 2 |
|
|
26 | Сценическая отработка номера. Работа над произведением. | 2 |
|
|
27 | Артикуляционные речевки. Работа над песнями. | 2 |
|
|
28 | Слушание и анализ музыкальных произведений. Отработка вокально-хоровых навыков. | 2 |
|
|
29 | Звуковедение. Разучивание песни. | 2 |
|
|
30 | Вокальные упражнения. | 2 |
|
|
31 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. | 2 |
|
|
32 | Роль песни в жизни человека. Беседа. Повторение выученных песен. | 2 |
|
|
33 | Подготовка к концерту. Повторение песен. | 2 |
|
|
34 | Выступление на итоговом концерте. | 2 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». ...
рабочая программа для внеурочной деятельности по математике 9 класс ФГОС
Наименование творческого объединения Математический клуб Класс 9Уровень общего образования внеурочная деятельность (ФГОС ООО) Учитель Дорн Л.Н. Срок реализации программы...
Программа по внеурочной деятельности для 5-7 классов: "Чтение с увлечением"
Программа «Чтение с увлечением» помогает библиотеке реализовать на практике важнейшую ее миссию – сберегать и распространять в обществе книжные богатства, мотивировать спрос на лучшу...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по немецкому языку 3А, 3Б, 3В класс Общеинтеллектуальное направление (34 часа)
Данная программа предназначена для учащихся 3х классов и рассчитана на 34 недели при недельной нагрузке 1 час в неделю...
Методическая разработка «Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 «в» классе автор Михайлова Виктория Сергеевна школа №534 Санкт – Петербург
Уважаемые учителя!Представляю вашему вниманию рабочую программу по внеурочной деятельности «Театр и лингвистика» в 4 «В» классе для школ с углубленным изучением английского язы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Народное творчество". 5 класс
Народное искусство...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности История России в лицах, 9 класса
Материал для подготовки к ОГЭ по истории...