Рабочая программа по внеурочной деятельности" Народное творчество". 5 класс
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №5»
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического Директор МБОУ «СОШ № 5»:
совета «.....» сентября 2020 года ______________ Вартанян Н.А.
_____________________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Кружок «Народное творчество»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся – 11-13 лет
Составил:
Ратникова Елена Васильевна
учитель музыки
высшей категории
Новомосковск, 2020г.
Пояснительная записка
С малых лет человек должен осознавать себя гражданином России. Для этого ему необходимо приобщаться к истокам, питающим это чувство. Чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию, разработана данная программа « Народное творчество».
Программа «Народное творчество» имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути русского народа.
Освоение русской национальной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды. В течении двух лет дети знакомятся с русским устным народным творчеством, русскими праздниками, играют в игры своих предков.
Данный курс «Народного творчества» составлен на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской федерации от 21.11.2013 № 191-01- 39/06-ГИ, а так же с учетом многолетнего педагогического опыта в области народного творчества в детских школах искусств.
Данная программа ориентирована на курс «Народного творчества». Вместе с тем, в ней необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, специфику детских музыкальных заведений.
Обучение музыкальному фольклору в школе опирается на такие виды деятельности детей, как исполнительство, слушание, музыкальное образование. Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику, опирающуюся на сенкретизм фольклора. Педагогика творчества вызывает интерес, одной из главных сил воспитания. И здесь, как ни что поможет игра. Разнообразие игр в фольклорных традициях позволяет существенно активизировать процесс восприятия фольклора, поскольку наглядно раскрывают вариантную природу фольклора, способствуют развитию памяти, певческо –слуховых навыков, творческих способностей детей.
Особенно важно обратить внимание на использование игр на первом году обучения. Это связано не только с возрастными особенностями учащихся, но и с формой бытования изучаемых тем народного музыкального творчества.
Элементы игры необходимы и при проведении проверочных работ по итогам учебного года.
Для более полного и углубленного освещения некоторых тем программы важно привлечение материалов других видов искусства (поэзии, литературы, живописи и др.). в целях повышения интереса к уроку целесообразно постоянное использование наглядных пособий: репродукций , диапозитивов, фильмов(или фрагментов),а так же видео и аудиоматериалов. При подборе иллюстративного и лекционного материала важно учитывать, прежде всего, местные традиции каждого района.
При использовании иллюстративного материала по каждой теме следует активно привлекать учащихся к исполнению народных песен и предлагать им подражать манере народных певцов, что дает возможность полнее ощутить специфику местных традиций. Опора в образовательном процессе на региональный компонент позволяет приобщить детей к истокам своей малой родины, воспитывает любовь к родной земле.
Большое внимание необходимо уделять самостоятельной практической работе учащихся не только на уроке, но и дома, используя эвристический (частично - поисковый) метод, а так же анализ проблемных ситуаций. При разработке творческих заданий рекомендуется применять дифференцированный подход в зависимости от поставленной цели.
Цель предмета – формирование у учащихся целостного представления
о фольклоре, воспитание интереса, уважения и бережного отношения к истории своего народа, его культуре.
Задачи курса – дать знания в области народного творчества, основных его видов и жанров, определить его место в мировой культуре, раскрыть эстетико – художественную ценность фольклора, его значимость.
Результатом освоения курса является приобретение учащимися следующих знаний и умений:
- знания жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнение народных песен, изученных песенных жанров;
- знание специфики средств выразительности фольклора;
- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства;
- знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические черты композиторских школ;
- умение анализировать музыкальный фольклор;
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике;
- знание профессиональной терминологии.
Содержание программы
Освоение специфики произведений народного творчества, формирование жанров.
Фольклор – это наши корни. Вводный урок, дающий понятие детям о специфике фольклора, формах его бытования, фольклористике как науке. Признаки народности произведений: устная передача, вариантность, импровизационность, коллективность, проверка временем.
Тема 1. Человек и его взаимоотношения с природой: календарно- земледельческие песни и связанные с ним обряды.
Сквозной сюжет занятий связан с изучением календарно – обрядовой деятельностью наших предков. Через труд, как основной метод выживания, познаются главные праздники календаря. Связь календаря с сельскохозяйственными работами.
Осенний труд взрослых и детей. Уборка последнего снопа. Роль жней. Обычаи в конце жатвы, основной труд детей при уборке урожая. Встреча Матушки Осенины и Рождества Богородицы. Взаимоотношение дохристианского земледельческого календаря и календаря христианского в народной культуре. Льняные смотрины, Параскева Пятница – покровительница женских ремесел. Вышивка с использованием Параскевы Пятницы (Макоши). Кузьминки – первый зимний праздник. Образы Кузьмы и Домиана.
Понятие зимних святок. Связь христианского и языческого начал. Связь Коляды с зимним Солнцеворотом. Образ солнца – младенца в народной традиции. Исполнители «колядок». Песни – колядки в детском творчестве. Рождество Христово в русской национальной традиции. Понятие о духовном смысле христианского праздника. Исполнители «христославлений». «Щедрый вечер, богатый вечер». Значение «щедровок» в народной традиции, исполнители песен. Посевальные обряды на «Васильев день». Исполнители «посевани». Святки – время игр и развлечений. Святочные посиделки. Мир персонажей в ряжении. Святочные гадания. Места гаданий. Сиволика брака, смерти, богатства, бедности. Крещение.
Образ Масленицы в обрядовой культуре. Связь с языческим началом через мифическое существо. Главные аспекты масленичной недели. Основные названия дней масленичной недели. Обрядовые и необрядовые песни.
Духовный смысл Поста в народной традиции. Весенний труд взрослых и детей. Вербное воскресенье. Духовный смысл Вербного воскресенья в языческой и христианской традиции. Связь вербы и пальмовых ветвей при встрече Иисуса Христа. Пасха – светлое Воскресенье. Понятие древнейшей мифологии «Смерть – Воскрешение».
Обряды и обычаи Красной горки. Связь русских хороводов с календарем. Соборность хороводного действа, роль костюма. Обряды и обычаи Егорьева дня, связанные с первым выгоном скота и топтанием росы – пробуждением земли от зимнего сна к весеннее – летнему бодрствованию. Символика пастушьих заговоров. Образ Георгия Победоносца в духовных стихах и в русле развития сюжета о змееборце. Народная инструментальная музыка пастухов.
Зеленые святки – праздник расцветающей природы. «Кумление», сведения об обряде завивание березки. Троица в христианской традиции.
Иван Купало – середина лета Трудовые песни лета. Спас яблочный, медовый, хлебный. Русская ярмарка.
Примерный музыкальный материал по темам:
- Вот под нашею горою.
- Плакала Марьюшка.
- Где же ты был наш черный баран.
- Жил я у пана.
- Заклички дождя, солнца, радуги.
- Текла река быстра.
- Колида, я ходила, я гуляла.
- Колида не перепелка.
- Колядин.
- Щедровочка щедровала.
- Щедрики ведрики.
- Разливалось сине море, тихай Дон.
- По оечушке, по Самарушке.
- Пойду я в зеленый сад.
- Во поле то лен, лен.
Игровой материал
- Пошла коза по лесу.
- Ой, козушка, ой серая.
- Музыкальные считалки.
- А на горе мак.
- Посадил дед репку.
- Ходим кругом.
- Здравствуй дедушка Семак.
- Селезень утку загонял.
- Сиди, сиди Яша.
- Гуси, вы гуси.
- Дедушка – сапожник.
- Как на Танены именины.
- Заиграло синее море.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела темы. | Кол-во часов |
1 | Народная культура, как общность людей различных поколений. | 1 |
2 | Учимся познавать свою семью. | 1 |
3 | Учимся петь колыбельные песни. | 1 |
4 | Покров – время посиделок. | 1 |
5 | Посиделки – школа взаимоотношений парней и девушек. | 1 |
6 | Русская свадьба – сложная игра. | 1 |
7 | Сватовство. | 1 |
8 | «Пропой». | 1 |
9 | Девишник – время прощания с родимым домом. | 1 |
10 | Утро свадебного дня. | 1 |
11 | Повивание – особый ритуал свадебной игры. | 1 |
12 | Костюм – женский, девичий. | 1 |
13 | Святки – время игр и развлечений. | 1 |
14 | Святочные гадания. | 1 |
15 | Масленица – время чествования молодых | 1 |
16 | Контрольный урок | 1 |
17 | Песни строгого поста. | 1 |
18 | Колокольный звон на Руси. | 1 |
19 | Русская народная сказка. Волшебные сказки | 1 |
20 | Славянские божества. | 1 |
21 | Красная горка – время хороводов. | 1 |
22 | Хоровод – воспитание взаимоотношений молодежи. | 1 |
23 | Народные инструменты, связанные с хороводом. | 1 |
24 | Формы хороводов. | 1 |
25 | Виды хороводных песен | 1 |
26 | «Пересек» | 1 |
27 | Правила жизни в старину | 1 |
28 | Добрые дела моих предков. | 1 |
29 | Крестьянский двор, южнорусский дом. | 1 |
30 | Старинная русская кухня. | 1 |
31 | Частушка | 1 |
32 | Частушечный инструментарий | 1 |
33 | Городская песня | 1 |
34 | Авторская песня | 1 |
35 | Контрольный урок | 1 |
Контроль знаний
Цель контрольных мероприятий – определить успешность развития учащихся и степень освоения ими учебных задач на данном этапе.
Объектами контроля должны явиться учебная работа в классе, уровень знаний и умений, а так же динамика развития, общие успехи. Учет успеваемости и контроль за выполнением программы, проводится несколькими способами:
- фронтальный опрос (проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий уровень подготовки и усвояемости материала);
- поурочный опрос (позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого урока);
- беглый текущий опрос;
- систематическая проверка домашнего задания;
- музыкальная викторина.
Аттестация учащихся производится по текущему опросу и по контрольным урокам. Форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а так же от способностей и возраста детей. Контрольные уроки проводятся в конце каждой четверти в виде письменных ответов:
- тестирование.
Вопросы (варианты ответов) на основе материала курса в соответствии с содержанием программы.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации программы предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (пение, игры, творческие задания).
Литература:
- Народная песня Белгородского края. Хрестоматия. Белгород: изд. Шаповалова 1996г. -192с.
- И. Веретенников. Ой, заря моя зорюшка. Народные песни для сольного сценического исполнения/ Белгород: Белгородский государственный центр народного творчества ,2003г.
- Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. Русское устное народное творчество изд. «Высшая школа», 1983, с изменениями.
- Сказки. Потешки. Загадки. Г.П.У. «Фирма «Полиграф ресурсы» . Москва 2000г.
- В. Вольнов. Русская деревня. Белый город. Москва 2005г.
- М. Межнева. Праздники на Руси. Белый город. Москва 2007г.
- Ю. М. Овсянников. Картины русского быта. Изд. «Аст – Пресс. Галатар». Москва 2000г.
- М. С. Жиров. Народная художественная культура Белгородчины. Учебное пособие. Белгородская областная типография 2000г.
- О. Я. Жирова. О. И. Алексеева. С.П. Коноваленко. Л. П. Сараева. Е.Л. Хорошилова. Бояре, а мы к вам пришли. Музыкальный фольклор Белгородчины детям. Учебно - методическое пособие . Изд. И. П. Данилюк. Белглорд 2012г.
- О. Я. Жирова. О. И. Алексеева. С.П. Коноваленко. Л. П. Сараева. Е.Л. Хорошилова. Бояре, а мы к вам пришли. Музыкальный фольклор Белгородчины детям. Учебно - методическое пособие .Выпуск 2. Изд. И. П. Данилюк. Белглорд 2013г.
- О. Я. Жирова. Вместе играем да поем, да старинушку русскую узнаем. По мотивам Белгородского музыкально – обрядового фольклора. Управление культуры Администрации Белгородской области, Белгородский государственный колледж культуры и искусства. 2009г.
- Е. А. Мищенко. Народные игры с припевками. Белгородский государственный центр народного творчества , Белгород. 2003г.
- Русская народная песня для детей. Сборник в помощь музыкальным работникам детских садов и начальной школы. Санкт – Петербург. Изд. «Детство – Пресс». 1999г.
- О. Е. Светова. Е. В. Никольская. Фольклорные праздники в детском саду. Ростов – на Дону «Феникс» 2009г.
- С. И. Мерзлякова, Е. Ю. Комалькова. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Гусли звончатые». Москва. Гуманитарный издательский центр Владос. 2001г.
- Масленица – подлизуха. Масленичные обряды и песни Белгородской области. Белгородский государственный центр народного творчества. Центр исследования традиционной культуры, Белгород, 2004г.
- Заплетися плетень. Игровые песни для детей младшего школьного возраста. Белгородский государственный центр народного творчества 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для внеурочной деятельности по математике 9 класс ФГОС
Наименование творческого объединения Математический клуб Класс 9Уровень общего образования внеурочная деятельность (ФГОС ООО) Учитель Дорн Л.Н. Срок реализации программы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по немецкому языку 3А, 3Б, 3В класс Общеинтеллектуальное направление (34 часа)
Данная программа предназначена для учащихся 3х классов и рассчитана на 34 недели при недельной нагрузке 1 час в неделю...
Методическая разработка «Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 «в» классе автор Михайлова Виктория Сергеевна школа №534 Санкт – Петербург
Уважаемые учителя!Представляю вашему вниманию рабочую программу по внеурочной деятельности «Театр и лингвистика» в 4 «В» классе для школ с углубленным изучением английского язы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Математический клуб» для 9 классов
Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике как о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности История России в лицах, 9 класса
Материал для подготовки к ОГЭ по истории...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, базовый уровень).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...