Программа по внеурочной деятельности для 5-7 классов: "Чтение с увлечением"
рабочая программа на тему
Программа «Чтение с увлечением» помогает библиотеке реализовать на практике важнейшую ее миссию – сберегать и распространять в обществе книжные богатства, мотивировать спрос на лучшую литературу и пробуждать интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnlsti_chtenie_s_uvlecheniem_1.docx | 855.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
" Дети становятся читателями
на коленях своих родителей "
Эмили Бухвальд
Чтение – базовый компонент жизни ребенка, подростка, его воспитания и образования. Последние достижения психологической науки показали, что прежде чем школьник освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное, без чтения нет ни образования, ни культуры. Чтение – это самая активная тренировка мозговой деятельности обучающихся. Она активизирует не только их мыслительную деятельность, но и чувственное восприятие, укрепляет память, развивает образные представления, вселяет позитивное отношение к миру, обеспечивает становление личности в целом.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одними из результатов обучения в школе должны стать «осознание обучающимися значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире», «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом», умение «сознательно планировать свое досуговое чтение». Достичь этих результатов помогает программа библиотечного кружка «Книгочеи», которая является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в привлечении обучающихся к библиотеке, чтению, книге и через чтение, школьную библиотеку воспитание добрых, честных, умных, целеустремленных граждан России.
Цель программы
1. Формирование у обучающихся представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры.
2. Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, библиотеки и других социальных институтов, связанных с чтением.
3. Развивать и поддерживать в детях привычку радости чтения и учения, также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
4. Дать обучающимся базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ).
Задачи
1. Научить читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающиеся возможности.
2. Приобщить обучающихся к справочной, энциклопедической литературе и развить в них навыки самостоятельной работы с ней.
3. Укрепить интерес к познанию окружающего мира и учебным предметам.
4. Воспитать у обучающихся потребность самовыражения через творческую деятельность.
Общая характеристика программы
Наша страна, некогда самая читающая в мире, сегодня, к сожалению, уже не может претендовать на это почетное звание. Компьютер и телевизор отняли у детей время на чтение. Родительское чтение в семьях сошло почти на нет. Все чаще применительно к детскому чтению мы слышим слово «кризис». Этот кризис выражается в резком преобладании так называемого информационного чтения, чтения деструктивной и «облегченной» литературы и, как следствие, в снижении языковой и общей культуры подростков и молодежи. Общество с нечитающим, духовно обделенным поколением может в будущем столкнуться с большими проблемами.
Чтобы предотвратить переход кризиса чтения в катастрофу, была принята Национальная программа поддержки и развития чтения, где одной из важных составляющих культурной компетентности человека названа читательская компетентность, под которой понимаются необходимые знания, умения и навыки, позволяющие подростку свободно ориентироваться в разнообразии книг; библиографическая грамотность и, конечно же, позитивное отношение к чтению.
Опираясь на основные положения этой программы, была составлена программа библиотечного кружка «Чтение с увлечением», представляющая собой систему библиотечных уроков и мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта подростка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.
Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность самореализации, Программа предусматривает работу в нескольких направлениях:
1.Библиографические уроки предусматривают постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с элементами книги до умения пользоваться справочным аппаратом библиотеки.
2.Занятия по формированию круга чтения дают возможность обучающимся познакомиться с художественной и научно-познавательной литературой, адресованной им по возрасту; научиться не только «через ум», но и через чувства воспринимать написанное; использовать книги при подготовке к урокам; участвовать в литературных праздниках и видеть в книге не только источник знаний, но и источник радости, хорошего настроения.
3. Сила и красота слова раскрываются в его звучании, поэтому очень важно, чтобы переживание эмоциональной окраски слова шло от восприятия на слух – от выразительного чтения. Громкие выразительные чтения как обязательный элемент Программы «Чтение с увлечением» помогают осознанному восприятию текста, открывают глубину и богатство книги, журнальной или газетной публикации. Именно здесь, в процессе самого чтения и в ответной рефлексии читателя формируется личность.
4. Творческая деятельность развивает воображение, художественный вкус. На занятиях выразить себя и свое отношение к прочитанному произведению обучающимся помогают выставки детских поделок, конкурсы рисунков и самодельных книжек, красочно оформленные отзывы о полюбившихся произведениях. В то же время, выставленные в библиотеке творческие работы одних ребят смогли стать побудительным мотивом для других обучающихся обратиться к книге.
5.Введение в урок игр, игровых упражнений, ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребят. Во время игры они чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Увлеченные игрой, дети легче усваивают материал, закрепляют его, приобретают знания, умения, навыки.
Форма проведения занятий:
· урок-объяснение;
· урок- беседа;
· беседа-консультация;
· громкие чтения;
· обзор литературы у книжной выставки, книжной полке;
· турнир эрудитов;
· выставка-просмотр;
· викторина;
· игра-поиск («Книги обо всем на свете»)
· библиографическая игра («Найди книгу»)
· игра-путешествие;
· инсценировки;
· урок творчества;
· практические занятия;
· анкетирование;
· комбинированные уроки;
· экскурсия в детскую библиотеку поселка
Использование технических средств, красочных наглядных пособий, игр, проведение экскурсий способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.
Программа «Чтение с увлечением» помогает библиотеке реализовать на практике важнейшую ее миссию – сберегать и распространять в обществе книжные богатства, мотивировать спрос на лучшую литературу и пробуждать интерес к русскому языку.
Место программы в структуре ООП
Программа «Книгочеи» рассчитана на один год обучения, предназначена для обучающихся
5 -7 классов, учитывает потребности и интересы обучающихся данного возраста, а также их возрастные, психологические и познавательные возможности. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа (всего 34 часов) после уроков основного расписания.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценности русской и мировой литературы, эстетические ценности, ценности культуры чтения, ценности творческого чтения, обогащение внутреннего мира читателя, ценности интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития
Ожидаемые результаты
В процессе освоения обучающимися программы планируется сформировать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
· расширение знаний о книге, библиотеке, человеке, обществе;
· обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного опыта
· формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества
(личность, семья, коллектив, общество, Отечество, толерантность);
· совершенствование навыков работы в группе;
· развитие индивидуальных способностей.
Предметные результаты
· формирование потребности в чтении художественной литературы;
· развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· расширение литературного кругозора;
· формирование образного мышления обучающихся.
Содержание программы
Программа предполагает блочный принцип организации материала.
Первый блок «Основы библиотечно-библиографических знаний» - знакомит с азами информационно-библиографической грамотности. На этом этапе предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге и библиотеке: от знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных источников информации, самостоятельному поиску информации.
Первый блок занятий имеет следующие разделы:
· Книга – память человечества
· Чудесный город – Книгоград
· Искусство быт читателем
· Структура книги
· Газеты и журналы для детей
· Справочно-библиографический аппарат библиотеки
· Книжная выставка в библиотеке
Второй блок «Знакомьтесь – интересная книга» - чтение лучших произведений детской литературы, обсуждение прочитанных книг, турнир эрудитов, литературные игры.
Третий блок «Практические занятия. Уроки творчества» - оформление книжных выставок, составление отзывов о полюбившихся книгах, выставки-сюрпризы, где каждый правильно ответивший на вопросы викторины читатель, получает приз, игра «Книжкина больница», выставки-конкурсы на лучшую иллюстрацию к любимой книге.
В зависимости от содержания, материал внутри блоков распределяется по хронологическому (история книги, первые библиотеки) или тематическому принципу («Книга в твоем доме», «Твои первые энциклопедии», «Читайка» и компания», «В мире фантазии» и т.д.)
Наиболее часто используемая форма проведения занятий – комбинированные уроки, когда объединяется материал I и II или I и III блоков.
I блок. Основы библиотечно-библиографических знаний
1. Здравствуйте: вводное занятие
На занятии происходит знакомство с учащимися. Обзор программы, выбор названия и девиза кружка.
2. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»: беседа
3. Книга – память человечества
Знакомство с историей возникновения письменности и появлением книг, развитие воображения, воспитание бережного отношения к книге.
· Страницы истории книги: беседа
· Стихи, пословицы, загадки о книге, высказывания выдающихся людей о чтении и библиотеке
· Что значит чтение для меня: анкета
· Правильный ответ!: турнир эрудитов
· В стране книг: кроссворд
4.Чудесный город Книгоград
Привлечь к чтению и регулярному посещению библиотеки.
· Аптека для души: беседа о библиотеках
· Книга в твоем доме: рассказ участников кружка о своей домашней библиотеке и любимых книгах
· Книжное царство – премудрое государство: литературная игра
· Приглашение в читальню: библиографическая игра
· Экскурсия в детскую поселковую библиотеку
5.Искусство быть читателем
Обучение правилам пользования книгой и библиотекой.
· Заповеди читателя: правила пользования библиотекой
· «Книжкины жалобы, или чего книга желала бы»: о бережном отношении читателей к книге
· Как выбрать книгу: беседа
· Найди книгу: библиографическая игра
· Книга и компьютер в информационном обществе: урок-диалог
· Записи о прочитанном. Дневник чтения: беседа-консультация
6.Структура книги
Знакомство обучающихся с понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности.
· Знакомьтесь – Книга!: библиотечный урок о структуре книги
· Читаем книги от форзаца до сноски: викторина
7. Художники-иллюстраторы
Углубить знания об иллюстрации, познакомить с известными иллюстраторами. Развивать навыки рисования.
· Сказки и краски: урок-беседа о значении иллюстраций. Знаменитые иллюстраторы детских книг (Ю.Васнецов, И.Билибин и др.)
8. Газеты и журналы для детей
· «Читайка» и компания»: беседа. Игры по материалам детских журналов
· «Журнальная империя»: кроссворд
9. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Расширить понятия о видах справочной литературы, привитие навыков пользования ими; типы справочных изданий и принципы работы с ними.
· Зачем нужны энциклопедии: урок-диалог
· Эти книги нам расскажут обо всем на свете: викторина
· Наши помощники – словари и справочники: беседа
· Приключения Словаренка: библиографическая игра
· Что нужно знать чтоб нам помог библиотечный каталог: библиотечный урок
· Страничка деда Буквоведа: игра
10. Книжная выставка в библиотеке:
Знакомство с различными видами книжных выставок, с их значением при выборе книг.
· Выставка в библиотеке: беседа
· Живая старина: обзор полочной выставки (книги по истории)
· Я и мир вокруг: обзор полочной выставки (книги о растениях и животных), загадки
· В мире фантазии: обзор книжной выставки (веселые стихи, повести, приключения), викторина
· Твоя золотая библиотека: книжная выставка оформляется членами кружка (самые интересные по мнению читателей книги)
II блок. Знакомьтесь – интересная книга
Путешествуя в мир художественного слова, открывая его тайны, переживая, радуясь вместе с героями книг, шестиклассники развивают свой ум, чувства, учатся лучше понимать окружающий мир и себя, свое отношение ко всему происходящему.
1. Книги – юбиляры 2017 года: беседа, громкие чтения.
2. Книги – юбиляры 2018 года: беседа, громкие чтения.
3. Осеева В. «Бабка»: громкие чтения, обсуждение.
4. Васильева Н. «Полынья»: громкие чтения, обсуждение.
5. Солоухин В. «Ножичек с костяной ручкой»: громкие чтения, обсуждение.
6. Бернетт Ф. «Маленький лорд Фаунтлерой»: громкие чтения, обсуждения.
7. Книг заветные страницы: литературная игра.
III блок. Практические занятия. Уроки творчества
1. На приеме у доктора «Нервистраничкиной»: подготовка и проведение библиотечного урока-сценки для обучающихся 2 классов (проводится во время экскурсии детей в библиотеку).
2. Расстановка документов в фонде: практическое занятие.
3. Книжкина больница: ремонт журналов, учебников и художественной литературы.
4. Сегодня мы художники: рисуем иллюстрации к детским книгам
5. Книги, которые мы полюбили: выставка-рекомендация (красочно оформленные отзывы о прочитанных книгах).
Умения навыки
В ходе реализации программы «Чтение с увлечением» у обучающихся формируются следующие знания, умения и навыки:
- знание привил поведения в библиотеке и обращения с книгой
- правильно называть произведение, указывая фамилию автора и заголовок
- выделять авторскую точку зрения (что хотел сказать автор)
- выражать свою точку зрения о прочитанном произведении
- владеть приемами работы с энциклопедиями, словарями, справочниками
- самостоятельно пользоваться алфавитно-предметным и другими указателями
- выбирать нужный (поисковый) вид чтения в соответствии с целью чтения
- воспринимать и понимать прочитанный текст
Промежуточная аттестация
Изучение каждого раздела программы заканчивается творческими работами обучающихся: рисунки, турнир эрудитов, викторина, интеллектуальная или библиографическая игра.
Планирование содержания программы по разделам и объему
№ п/п | Раздел | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Основы библиотечно-библиографических знаний | 22 | 11 | 11 |
2 | Знакомьтесь – интересная книга! | 7 | 2 | 5 |
3 | Практические занятия. Уроки творчества | 5 | 1 | 4 |
| Итого | 34 | 14 | 20 |
Календарно - тематический план
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
1
2 | I блок. Основы библиотечно- библиографических знаний Здравствуйте! Вводное занятие. Обсуждение и утверждение плана, названия и девиза кружка. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» | 2 |
07.09 14.09 |
07.09 14.09 | |
3 4
5 6 7 | Книга – память человечества «Страницы истории книги» Стихи, пословицы, загадки о книге, высказывания выдающихся людей о чтении и библиотеке. «Что значит чтение для меня» «Правильный ответ!» «В стране книг» | 2 |
21.09 28.09 |
21.09 28.09 | |
8 9 10 11 12 | Чудесный город Книгоград «Аптека для души» «Книга в твоем доме» «Книжное царство – премудрое государство» «Приглашение в читальню» Экскурсия в Тункинскую сельскую библиотеку | 5 |
05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 |
05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 | |
13 14 15 16 17 | Искусство быть читателем «Заповеди читателя» «Книжкины жалобы, или чего книга желала бы» «Как выбрать книгу» «Найди книгу» «Записи о прочитанном. Дневник чтения» | 3 |
16.11 23.11 30.11 |
16.11 23.11 30.11 | |
18 19 | Структура книги «Знакомьтесь – книга!»: «Читаем книжки от форзаца до сноски» | 1 |
07.12 |
07.12 | |
20 | Художники-иллюстраторы «Сказки и краски» | 1 | 14.12 | 14.12 | |
21 22 | Газеты и журналы для детей «Читайка» и компания» «Журнальная империя» | 1 | 21.12 | 21.12 | |
23 24 25 26 27 28 | Справочно-библиографический аппарат библиотеки «Зачем нужны энциклопедии» «Эти книги нам расскажут обо всем на свете» «Наши помощники – словари и справочники» «Приключения Словаренка» «Что нужно знать, чтоб нам помог библиотечный каталог»: «Страничка деда Буквоведа» |
3 |
28.12 11.01 18.01 |
28.12
11.01
18.01
| |
29 30 31 32 33 | Книжная выставка в библиотеке «Выставка в библиотеке»: беседа «Живая старина»: «Я и мир вокруг» «В мире фантазии» «Твоя золотая библиотека» | 4 |
25.01 01.02 08.02 15.02 |
25.01 01.02 08.02 15.02 | |
1 2 3 4 5 6 7 | II блок. «Знакомьтесь – интересная книга» «Книги – юбиляры 2018 года» «Писатели – юбиляры» Осеева В. «Бабка» Васильева Н. «Полынья» Солоухин В. «Ножичек с костяной ручкой» Бернетт Ф. «Маленький лорд Фаунтлерой» «Книг заветные страницы» | 7 |
22.02 01.03 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 |
22.02 01.03 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04
| |
1 2 3 4 5 | III блок. Практические занятия. Уроки творчества «На приеме у доктора Нервистраничкиной» «Расстановка документов в фонде» «Книжкина больница» «Сегодня мы художники» «Книги, которые мы полюбили» | 5 |
18.04 25.04 03.05 10.05 17.05 |
18.04 25.04 03.05 10.05 17.05 | |
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение
Портреты писателей, рисунки, схемы «Справочный аппарат библиотеки», «Типы справочных изданий», компьютер, мультимедийный проектор,
DVD и др., цветные карандаши, краски, альбом для рисования.
Учебно-методическое обеспечение
1. Бесхлебников, П. Что ты знаешь о книге: библиотечная игра/ П. Бесхлебников // Школьная библиотека. – 2001. - № 2. – с.33-34
2. Бесхлебникова, В. Библиотечная мозаика: урок-игра/ В.Бесхлебникова// Школьная библиотека. – 2001. - № 3. – с.36
3. Библиотечные уроки. Вып.1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы. М.: Глобус, 2007. – 160с. – (Школа)
4. Библиотечные уроки. Вып.2: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы. М.: Глобус, 2007. – 160с. – (Школа)
5. Голубева Е., Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информционной культуры школьников / Е.Голубева // Школьная библиотека. – 2005. - № 6. – с.45
6. Иллакрина, Е.В. Мастер-классы для школьных библиотекарей. – М.: Глобус, 2007. – 268с. – (Школа)
7. Кривенко, Л.В. Приключения Словаренка: библиотечно-библиографический урок / Л.В.Кривенко // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 9. – с.22
8. Кузякина, н. Любите книгу и цените библиотеку / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. № 13, № 14
9. Плюснина, С. Работа с периодическими изданиями в библиотеке / С.Плюснина // Школьная библиотека. 2004. № 2. – с.14
10. Расскажут обо всем на свете детские журналы и газеты // Праздник книги и чтения. – М., 2005. – с.264
11. Сергеев, В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М.: Просвещение, 1984
12. Степанова, т. Тысяча мудрецов под одной крышей: игра-путешествие/Т.Степанова / Библиотека. – 2002. - № 6. – с.47
13. Ступак, Т.В. Путешествие в Библиоград: игра-путешествие по библиотеке. / Т.В. Ступак // Читаем, учимся, играем. – 2005.- №2. – с.49
14. Тихомирова, И.И. Культура чтения в контексте российских
традиций/И.И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2006. - №2. – с.27
15. Щукина, Н. Центр информационной культуры – библиотека. /
Н.Щукина // Библиотека в школе. – 2005. - № 23. – с.11
16. Хохлова, Г.А. Корабль мысли: библиографическая игра / Г.А.
Хохлова // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 9. – с.18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"
В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....
Программа по внеурочной деятельности "Подсолнух".
Рабочая программа для внеурочной деятельности младших школьников "Подсолнух". Главное направление программы - это проектная деятельность. По форме организации - работа игрового клуба. В осно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности детей "Образовательные путешествия".
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы«Школа № 1392» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства».
нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие обучающихся средствами различных видов художественной деятельности, внедрение эффективных форм занятости студентов, привлечение к систематическ...
- Мне нравится (1)