ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья
В статье освещены важнейшие ориентиры в индивидуальном подходе в обучении, психологические аспекты: темперамент, тип мышления, ведущие каналы восприятия (модальности), установка по отношению к миру, состояние здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
(статья)
Преподаватель биологии, педагог-психолог – Гаврилкина М.А.
Весь воспитательно-образовательный процесс должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития, физических умений, умственных способностей ребёнка, психологических особенностей, а так же от характера влияния на него окружения.
В самом начале определю различия между индивидуальным подходом и индивидуализацией.
Индивидуальный подход, как принцип педагогической деятельности, включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности.
Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте [5].
Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:
- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
- во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
- в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциональному выбору) [1].
Словарь-справочник по педагогике дает следующее определение индивидуализации обучения «Индивидуализация обучения — это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, уровень их способностей к учению» [5].
Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают стандарты и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация — это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности [4].
По мнению Калачихиной О.Д. на практике речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школе индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
- обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями;
- учитываются лишь известные особенности или их комплексы;
- иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);
- индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуальной работой .
Важнейшими ориентирами в индивидуальном подходе в обучении и воспитании являются следующие психологические аспекты: темперамент, тип мышления, ведущие каналы восприятия (модальности), установка по отношению к миру, состояние здоровья.
Темперамент – это результат высшей нервной деятельности, который характеризуется определенным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения, является преобладающим способом реагирования организма на внешние раздражители и важнейшим структурным компонентом личности. Темперамент определяет, темп деятельности ребенка, активность, способность переключаться на другой вид деятельности. В процессе воспитания каждый тип темперамента требует индивидуального подхода. В одном из интервью доктор психологических наук, профессор СПбГУ Р.М.Грановская сказала: - в серьезном коллективе должны быть все. Сначала приглашают меланхолика. Его надо погладить по голове, потому что он очень тревожный. И сказать: «Нам надо решить эту задачу. Как ты думаешь, куда двигаться?» — «Ну, я не знаю, но вот мне кажется, туда». Тогда приглашают флегматика и говорят ему: «Один чудак сказал, что с этой задачей — туда. Как думаешь?» — «Ой, нет, я так сразу не знаю, вот через недельку…» Хорошо, через недельку. «Ну вот, есть разные подходы. Но в некотором смысле этот — более перспективен». Тогда приглашают холерика. Говорят: «Вот направление, надо проложить туда дорогу. Срочно займись». А потом приглашают сангвиника: «Организуй бригаду, построй план и руководи». На мой взгляд, в этих словах лежит своеобразная модель организации групповой работы, с учетом индивидуальных особенностей участников группы.
Второй аспект - тип мышления. Наши обучающиеся, как и все люди вообще, мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным. В этом случае правомерно говорить об аналитическом, "мыслительном" складе ума. У других людей преобладает образное мышление или, иначе говоря, художественный тип мышления. У третьих - образные и абстрактные компоненты мышления находятся в относительном равновесии (гармонический склад ума).
Наблюдая за различными учащимися, можно убедиться, что способ познания окружающего мира ребенком оказывает непосредственное влияние на способность адаптироваться в обществе, на его физическое развитие и успехи в учебе. Зная, каким способом ребенок познает мир, можно с удивительной точностью предположить или предсказать проблемы, с которыми он столкнется при обучении в школе. Учитывая, что
способ познания можно определить еще в младенчестве, можно сделать вывод, что он является врожденной особенностью человека. Следовательно, определение способа познания у учащегося имеет большое практическое значение для родителей, педагогов и психологов, поскольку позволяет им построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка.
Таким образом, можно выделить следующие типы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Визуальный тип учащегося учится посредством зрительного восприятия информации; аудиальный учится посредством восприятия информации на слух; кинестетический учится посредством восприятия собственной деятельности.
Следующий психологический аспект - установки по отношению к миру. Психолог Карл Густав Юнг обратил наше внимание на различия людей по типу установки по отношению к миру. Он выделил людей с экстравертной и интровертной установкой. Первый ориентируется по данным внешних факторов, а другой сохраняет свое особое воззрение [3].
Для изучения всех выше сказанных аспектов существуют разработанные стандартизированные, валидные, диагностические методики.
Важно поставить индивидуальную работу с детьми на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуализации воспитания зависит педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Всё это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе [4].
В индивидуальной работе с детьми преподаватели должны руководствоваться следующими принципами:
- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»;
- уважение самооценки личности ученика;
- вовлечение ученика во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера;
- постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
- создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Библиографический список
- Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / Народное образование№6, 1998г.
- Калачихина О.Д., Школьные технологии. //Создание личностно ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. 2007, № 4, с. 112—115.
- Калинина Н.В., Лукьянова М.И., Барбитова А.Д. Психологические аспекты индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения. Методические рекомендации. Для учителей и школьных психологов. Ульяновск.1999г.
- Приходько П.Т., Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979
- Словарь-справочник по педагогике / Научный редактор Н.М. Капустина. — Киров, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты применения интерактивных плакатов в процессе обучения
Аннотация: в статье раскрывается необходимость внедрения и использования интерактивных плакатов в процесс обучения. Целью инновационной деятельности является изучение психологических аспектов использо...
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Должность уполномоченного по правам обучающегося в колледже введена с ноября 2010 года. Уполномоченный по правам обучающегося в колледже действует в соответствии с Положением и планами раб...
«Внеурочная деятельность составляющая воспитательно – образовательного процесса в школе – интернате для детей с ТМНР». (из опыта работы)
Внеурочная деятельность детей с ТМНР....
Методическая разработка "Гигиена воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении
В разработке рассматривается вопрос работоспособности детей и подростков и ее динамика в течении учебного дня, недели, года....
Презентация опыта работы «Родители участники воспитательно-образовательного процесса»
на секции итогового педагогического совещания работников дошкольного ...
«Использование интерактивного комплекса « Стол – психолога» в воспитательно-образовательном процессе »
laquo;Использование интерактивного комплекса « Стол – психолога»в воспитательно-образовательном процессе »....
Психологические аспекты индивидуализации и дифференциации в воспитательно-образовательном процессе
Презентация к выступлению на педагогическом совете по вопросам индивидуализации и дифеференциации образовательного процесса в техникуме. В выступлении освещены основные аспекты:темперамент;тип мышлени...