Актерская система Михаила Чехова.
статья
«Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!»
Михаил Чехов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_tehnike_m._chehova.docx | 771.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Актерская система Михаила Чехова.
«Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!»
Михаил Чехов
Михаил Чехов – племянник известного драматурга, ученик Станиславского, российско-американский актёр, режиссёр и педагог. Он создал систему актёрского мастерства в начале ХХ века – во время рассвета режиссёрского театра, переняв и оспорив методы из системы Станиславского, ставшей библией на многие поколения актёров. Методы Чехова во многом конфликтуют с системой Станиславского, но находятся в родстве с ними – они более модернизированы и альтернативны. Этих методов придерживалась, например, Мэрлин Монро.
Система Станиславского – довольно жёсткая и дисциплинарная, она пронизана перфекционизмом актёра и бесконечной работой над собой – актёр как человек должен был самозабвенно отдаваться своему делу. В начале карьеры Михаил Чехов строго ей следовал, однако в один момент таких упражнений заработал нервный срыв и много проблем со здоровьем. Это послужило опорным пунктом для рефлексии над актёрской системой учителя – в качестве альтернативы он разработал свой, более адаптивный под человеческую жизнь, но не изменяющий основным принципам свод правил и способы тренировки. Все правила и тезисы автор обобщил в книге «О технике актёра».
Михаил Чехов с артистами своего театра. Париж, 1931
Важный тезис системы – диссоциация личности актёра и его роли. Это выполняет психологическую защиту. Актёр не должен всецело отождествлять себя со своим героем, он должен относиться к роли отстранённо, «механически», должен умело менять своих персонажей и осознавать свою индивидуальность. Технологичность, механизм исполнения актёр должен доводить до совершенства. Главными инструментами в работе актёра должны служить его воображение, концентрация, образное мышление. На них зиждятся основные принципы и механизмы работы.
Для начала актёрской работы нужно научиться «Технике неуязвимости».
Она состоит из нескольких шагов:
1. Осознайте свою роль. Актёр должен сконцентрироваться на всех подробных характеристиках героя, которого играет, проговорить «сценарий» роли и выделить основные элементы.
2. Взгляните на роль со стороны. На этом шаге актёр должен разотождествить себя-как-личность и свою роль. В этом поможет, например, достаточно грубый лайфхак: восприятие героя как костюма, который рабочий надевает во время смены. Особенно, если роль психологически грузная.
3. Отследите разность личностной коммуникации и коммуникации внутри роли.
4. Проследите моменты эмоционального вовлечения в роль: в какие моменты вы чувствуете, что сливаетесь с переживаниями героя. Старайтесь наиболее абстрагироваться в них.
Второй этап работы – эффективное самопозиционирование. Это свод правил, который помогает создать убедительный образ героя, при этом не уязвляя собственную индивидуальность. В самопозиционировании есть четыре аспекта:
1. Самомониторинг. Первый этап, в процессе которого нужно выявить «слабые места» (в том числе физические или психологические зажимы) и проработать их.
2. Поза. Она должна быть расслабленной и естественной, при этом уверенной – избавьтесь от признаков напряжённости во время самомониторинга.
3. Зрительный контакт. Взгляд актёра должен выражать характер героя: он должен быть уверенным, но не слишком навязчивым.
4. Голос. Тренированный, уверенный голос с подходящей под роль интонацией – сильный и пластичный инструмент актёра.
Изображение из книги М. Чехова
Упражнение в системе эффективного самопозиционирования:
На первом этапе выполните самопозиционирование произвольной роли по всем четырём пунктам. Например, президента, инопланетянина, мошенника или самого себя. Поставьте себе лимит в подготовке – 15-20 минут на каждую роль.
На втором, более сложном этапе, отработайте самопозиционирование в специфической ситуации, которую предполагает ваша роль. Например, вы, будучи инопланетным разумом, должны колонизировать новую планету; или, исполняя роль президента, должны объявить о собственной отставке. Как ваш герой будет себя вести в следующих обстоятельствах и как вы, актёр, будете позиционировать себя?
Выработав психологическую неуязвимость и навык презентации собственной роли, стоит подключать творческую составляющую: воображение, фантазию, интуицию.
Этому помогут упражнения Чехова на развитие воображения и внимания:
1. Чётко представьте любой предмет, человека или событие. Закройте глаза и вспомните все самые мелкие и незначительные детали, освежите в памяти образ во всех доступных подробностях. Повторите это упражнение несколько раз с разными категориями образов: например, с событием и с местом.
2. Тренируйте многогранность восприятия. Во время чтения текста (особенно – пьесы) переключайте внимание на разные его аспекты: сначала – на описание пейзажа, потом – на диалоги, после – на характеристики и намерения персонажей. В конце упражнения пофантазируйте – попробуйте сымитировать звуки, которые передаёт текст. Как эта пьеса звучит, какие звуки передаёт атмосфера?
3. Важный момент актёрской игры – передвижение по сцене. Если вы владеете правилами сценического движения, вы можете использовать динамичность своего тела как одно из средств выразительности. Необходимо помнить о том, что каждая сцена движения имеет логическую структуру: начало, развитие, кульминацию. Перемещения должны соответствовать каждому этапу.
В системе Михаила Чехова много правил и лайфхаков, подходящих и для сегодняшних реалий выступления. Она оставила значительный след в истории театра и кино – по ним учились западные актёры ХХ столетия.
Ингрид Бергман и Михаил Чехова в триллере Альфреда Хичкока "Завороженный”
Основная модернизация системы Станиславского Чеховым – в обособлении собственной «индивидуальности». Человек-актёр не может и не должен находить внутри себя черты любовника, раба или короля. По Чехову, актёр должен выполнить задачу так, как выполнил бы её персонаж. Он уделял колоссальное внимание видимому зрителю: жестам, ритму, мимике. Станиславский же, основываясь на глубинном психологизме и убеждении, что актёр должен глубинно проживать свой образ, назвал бы это работой не актёра, а лишь пародиста.
Что показательно – системы разных педагогов отражали и политические смыслы. В театральных ВУЗах СССР преподавали систему Станиславского, поскольку методы Михаила Чехова были завязаны на освобождении собственной индивидуальности – значит, транслировали буржуазные ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧИТАЯ ЧЕХОВА
Цель:подведение итогов по теме: « Творчество А.П.Чехова».Задачи:Обучающие:1) ознакомление с биографией и особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произведен...
110 лет пьесе А. Чехова "Вишнёвый сад"
Мини-лекция "110 лет пьесе А. Чехова "Вишнёвый сад"...
Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова
Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...
Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....
План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....
Конспект занятия по актерскому мастерству "Атмосфера и ощущение в пространстве"
Атмосфера - это не только душа и сердце театрального произведения, но благоприятное условие для формирования творчесткого компонента воспитанника...
План мастер-класса по актерскому мастерству.
Тема мастер-класса: настройка рабочего самочувствия....
- Мне нравится (1)