110 лет пьесе А. Чехова "Вишнёвый сад"
методическая разработка по теме
Мини-лекция "110 лет пьесе А. Чехова "Вишнёвый сад"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
110-let_vishnyovomu_sadu.doc | 72 КБ |
110_let_chekhovu.pptx | 689.44 КБ |
Предварительный просмотр:
110-лет пьесе А. Чехова «Вишнёвый сад
Форма проведения: мини-лекция
Цель: знакомство с историей создания пьесы А.Чехова «Вишнёвый сад».
Задачи:
- заинтересовать студентов творчеством гениального русского драматурга А.П.Чехова,
- познакомить с пьесой и её персонажами.
Сопровождение: книжная выставка, мультимедийная презентация.
1 слайд
Вашему вниманию представлена книжная выставка, посвящённая русскому писателю драматургу А. Чехову «Ваш Антон Чехов». В этом году, а точнее в октябре 2013 г. исполняется 110 лет пьесе «Вишнёвый сад». Выставка состоит из разделов:
А) Навстречу новой жизни (к 110-летию пьесы «Вишнёвый сад»)
Б) «Пути, мною проложенные…» (о театре).
В) Художник жизни (представлены произведения автора).
Дорогие друзья!
Все вы, наверное, слышали выражение «Многоуважаемый шкап». А знаете ли вы, кто её автор, или из какого она произведения?
Её автор великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Антон Павлович Чехов из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с самого детства и остаются в ней навсегда. Обращение к «многоуважаемому шкафу» Чехов взял из своего детства. В Таганроге у Чеховых был шкаф из красного дерева, в котором мать писателя Евгения Яковлевна прятала от детей сладости. Дети, в том числе и маленький Антоша, подходили к этому шкафу, кланялись ему и в шутку называли «дорогим» и «многоуважаемым».
Работая над «Вишнёвым садом», Чехов «превратил» это воспоминание в знаменитое обращение Гаева к шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...».
2 слайд
А сейчас подробнее поговорим о самой пьесе А. Чехова «Вишнёвый сад». Пьеса написана в 1903 г. – на последнем году жизни писателя. Она была воспринята читателем как творческое завещание талантливого сатирика и драматурга. Одной из главных тем этой пьесы является тема будущего России, связанная в ней с образами Пети Трофимова и Ани – дочери помещицы Раневской.
Освещая эту тему, Чехов одновременно поднимает в пьесе ряд других проблем, характерных для всей русской литературы в целом. Это проблемы отцов и детей, человека-деятеля, любви и страданий. Все эти проблемы переплетаются в содержании «Вишнёвого сада», которое заключается в прощании новой молодой России со своим прошлым, в устремлённости её к завтрашнему «Я», светлому дню. Образ России воплотился в самом названии пьесы «Вишнёвый сад». «Вся Россия – наш сад», говорит Чехов Устами своего героя. И действительно, вишнёвый сад для Раневской и её брата Гаева – это родовое гнездо, символ молодости, благополучия, былой изящной жизни.
3 слайд
Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Раневская со слезами и нежностью говорит о своём поместье: «… люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…». Для Раневской и Гаева вишнёвый сад – символ прошлого.
4 слайд
Другой герой – деятельный Ермолай Лопахин смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нём возможность получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец, – промышленник, символизирующий собой настоящее России, её переход на капиталистические рельсы развития.
5 слайд
Будущее процветание России Чехов связывает с молодым поколением, представленным в пьесе Петей Трофимовым и Аней. Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишнёвые сады. Петя – сын аптекаря, разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он беден и знаком с тяжёлой жизнью народа. Когда бывает зима, Петя встревожен, часто голоден, потому что ему приходится жить в дворянской усадьбе, хозяев которой он осуждает за бездействие и паразитизм. Он верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетённое положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умён, горд и честен в своих помыслах. Он живёт верой в прекрасное будущее России. Его речь светла, убедительная, полна патриотизма: «Вперёд! Не отставайте, друзья!». Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ, или излишне категоричен, как это свойственно молодости.
Светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани – дочери Раневской. А приёмная дочь Раневской Варя считает его недотёпой или как она говорит «облезлым барином». Ему 26 или 27 лет, он гимназист 2 курса, а Аня – молодая, образованная девушка. Её душа отличается красотою чувств. Она совсем по-детски может радоваться развлекательному полёту на воздушном шаре, и в то же время она, в отличие от матери, проявляет интерес и заботу о хозяйственных делах в усадьбе. Трофимов сумел разбудить в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка хочет порвать со скучным и бесполезным своим прежним существованием. Она решает сдать экзамен за курс гимназии и начать новую деятельную жизнь, принося реальную пользу Родине и людям.
Такие горячие движения души и благородные порывы сближают между собой эти два образа. Они символизируют надежду на лучшее будущее. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли.
6 слайд
Несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, что придут новые люди и посадят новые сады, «прекраснее которых нет ничего на свете». Под этими словами автор подразумевает процветание России и её народа.
«Вишнёвый сад» - великое создание Чехова, поставившего комедию в один ряд с драмой и трагедией, поднявшего её на недосягаемую высоту.
Многие из фраз пьесы стали крылатыми:
- Вот оно счастье, вот оно идёт, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!
- И хорошо, и чувствительно, только непонятно.
- Называют себя интеллигенцией, а учатся плохо, серьёзно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало.
- Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего.
- Жизнь-то прошла, словно и не жил.
- Я такая деликатная девушка, ужасно люблю нежные слова.
- Будьте свободны, как ветер!
- Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.
- А у моей и вашей души нет общих точек соприкосновения.
- …Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй.
Пьесу Антона Павловича Чехова, а также другие произведения великого русского писателя вы можете взять в нашей библиотеке.
Нашу мини-лекцию хочется закончить стихами
Оглянись вокруг, дорогой потомок!
Вокруг тебя наш вишневый сад,
Да только разбит он и неухожен...
Не надо искать, кто во всем виноват.
Засучи рукава и примись за работу,
Не будь равнодушным к своей земле.
Она очень ждет и твою заботу.
Увидит, поймёт и оценит вполне.
Не надо ждать, что придут другие,
Начни с себя, ты - рабочий класс,
И только делом, хорошим делом
Потомки завтра запомнят вас.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1903 г.
«…Люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так надо продавать, то продавайте и меня вместе с садом…»
Ермолай Лопахин
Петя Трофимов с Аней
«Вся Россия – наш сад»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького «На дне».
Урок "Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького "На дне" построен на дифференциации уровней литературного развития студентов....
Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.
В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...
Инсценировка по пьесе С.Прокофьевой "Сказка о ветре в безветренный день"
Сценарий спектакля написан по моей любимой детской книжке. Повесть густонаселённая, с волшебством, трудно воплощаемым на сцене малобюджетнго детского театра...Но нам удалось это сделать - за счёт сцен...
Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана
Цели занятия:Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».Сопутствующая – повышение качества владения тех...
Сценарий пьесы "Огниво"
сценарий пьесы-сказки "Огниво" для 1,2,4 классов...
открытый урок "Работа над пьесами "Детского альбома" П.И. Чайковского в младших классах ДМШ"
конспект урока по "Детскому альбому" Чайковского. Работа над пьесами "Болезнь куклы" и "Старинная французская песенка" с ученицей 2 класса ДШИ...
Научно-методическая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"
Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...