План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
план-конспект урока на тему

Дорофеева Татьяна Анатольевна

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ionych.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема:

Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Цели:

Обучающие:

-раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;

- раскрыть процесс духовной деградации человека;

- показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает всё остальное;

- формировать умения отстаивать свои мысли, эмоции, чувства;

- формировать умения работать в команде.

Развивающие:

- развивать умения анализировать;

- развивать умения работать с учебной и художественной литературой;

- развивать умение доказывать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство собственного достоинства, ответственность за свои слова и поступки;

- воспитывать отрицательное отношение к бездуховности, философии «наживы ради наживы»;

- воспитывать любовь к русской литературе, понимание истинных ценностей;

- формировать устойчивую гражданскую жизненную позицию и морально-нравственные ценности.

Задачи:

- обобщить и систематизировать материал по проблеме деградации личности в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»;

- проследить «историю болезни» (нравственную и физическую) доктора Старцева (анализ текста рассказа, театрализованное представление);

- характеризовать нравственные понятия по словарю С.И. Ожегова;

- сопоставить точки зрения и выявить гражданскую позицию обучающихся по проблеме деградации личности;

- выяснить причины деградации личности: «среда заела» или сам Старцев виноват в том, что превратился в Ионыча.

- выявить способы «профилактики» деградации личности в современном мире.

Тип урока:

урок-консилиум.

Методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, работа с книгой);

- наглядный (использование технических средств обучения, личный показ и наблюдения обучающихся).

Материально-техническое

обеспечение:

мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация, эпизод художественного фильма «Мастер и Маргарита». Толковый словарь; тексты рассказа. Карточки с названием мед.учреждений на столах; визитки главврачей; белые  халаты;  медкарта «больного» Дмитрия Старцева. Подсвечник, костюмы для театрализованного представления.

Время:         45 _         минут.

ХОД УРОКА

Ι. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (10 минут).

Студенты в белых халатах с визитками, мед аксессуарами дружно входят в класс разговаривая.

Реплики:

 - Господа, клиника Ахтямова за третьим столом.

 - У него температура 38, а он…

 - Вы слышали о новом препарате, снижающем давление?

Рассаживаются по столикам: (карточки с названиями на столах)

  1. ЦРБ города С.
  2. Оздоровительный комплекс «Чистая душа – открытое сердце».
  3. Клиника Ахтямова.
  4. Мед.диспансер «Забота о нравственности».
  5. Земская больница города Н.

Главврач ЦРБ города С:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим консилиум по актуальной теме – нравственная  гибель души нашего общего пациента Дмитрия Ионыча Старцева. Наша цель – проследить деградацию личности больного и выяснить, возможно ли его исцеление. Итак, я предоставляю слово нашему ведущему специалисту в области нравственности, доктору моральных наук – Дорофеевой Т. А. ( ФИО преподавателя)

(1 слайд – Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»).

Аплодисменты.

Преподаватель:

Добрый день! Своё выступление я хотела бы начать с высказывания А.П.Чехова, которое как нельзя лучше подходит к теме нашего консилиума (слайд 2). Прочтите его:

«Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы это люди поняли, а когда поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. А пока её нет, я опять и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо и скучно живёте». (А.П.Чехов).

Как вы думаете, к героям каких Чеховских произведений можно отнести эти слова? (названия рассказов) И в каждом рассказе Чехов выражает протест против пошлости, обывательщины, духовного самовырождения человека.

А вот что пишет о Чехове и его героях Сергей Залыгин в книге «Мой поэт» (слайд 3). ( Читает преподаватель):

«Если Толстой вживался в каждый литературный образ, если Короленко о каждом свидетельствовал, если Горький каждого лепил, то Чехов по отношению к своему герою был всегда «около», оставался всегда доктором: он прослушивал его стетоскопом, просвечивал рентгеном. Внимательно и строго. То и дело скрывал собственную боль и недомогание».

И мы с вами, «скрывая собственную боль и недомогание», попытаемся выступить в роли докторов и поставим свой диагноз главному герою рассказа Чехова «Ионыч» – Дмитрию Ионычу Старцеву, попытаемся раскрыть тему гибели человеческой души в рассказе.

В городке и семье, с которой общается Старцев, царят пошлость, скука, безвкусица.

Но так ли это на самом деле? Нам необходимо, проанализировав текст, раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; раскрыть процесс духовной деградации человека; показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает всё остальное.

 Чеховские персонажи – личности вполне «обыкновенные», не идеологи, не общественные деятели, не кипучие, яркие натуры, прокладывавшие в жизни новые пути, а большей частью люди вполне заурядные, неудачники, не способные даже к обустройству личной жизни, а то и вовсе обыватели.

Поэтому наша задача выяснить: «среда заела» одарённого человека или сам Старцев виноват в том, что превратился в Ионыча?

Я предоставляю слово врачам ЦРБ города С, которые осматривали доктора Старцева первыми (все присоединяются к обсуждению).

ΙI. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Анализ рассказа А.П.Чехова «Ионыч».

                                                     (30 минут)

1. Анализ 1 главы.

Первый стол – ЦРБ города С.

(студенты по очереди высказывают своё мнение)

  1. История нравственной и физической болезни главного героя рассказа «Ионыч», написанного Чеховым в 1898 году, начинается со знакомства доктора Старцева с семьёй Туркиных, которая проживает в нашем городе. Семья небольшая: Туркин Иван Петрович – глава семейства, Вера Иосифовна – его жена, Екатерина Ивановна (или Котик) – дочь.

В истории болезни мы записали, каким при первичном осмотре мы находим нашего пациента.

2. Находясь в кругу «самой образованной и талантливой» в губернском городе С. семьи, Старцев замечает и сюсюканье старших Туркиных, называющих друг друга «цыпка», «баловница», «Жанчик», и остроты отца семейства, давно уже вошедшие в привычку. «А за ужином…» (текст).

3. От молодого, только что назначенного земским врачом в городишко Дялиж Старцева не ускользнуло и то, что игра на фортепиано Котика больше напоминает забивание гвоздей. « Екат.Иван….» (текст).

4. Сравнение игры с тем, «как с высокой горы сыплются камни», по нашему мнению показывает, что у доктора Старцева хороший вкус. «Гостиная…» (текст).

5. А романы матери с начальной фразой «Мороз крепчал!»? А Пава со своей дурацкой позой и восклицанием «Умри, несчастная!»?

1. Мы с уверенностью заключаем, что перед нами обычные мещане, т.е., согласно разъяснению толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова, люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своём развитии.

2. Мы наблюдаем, что между «свежим» человеком доктором Старцевым и семейством Туркиных существует определённая дистанция, которая бывает между доктором и пациентом.

3. Недаром, видимо, второе посещение дома Туркиных Старцевым произошло через год с небольшим. Вероятно, не очень-то его туда поначалу тянуло.

Преподаватель:

Я согласна, что дистанция между Старцевым и Туркиными существует. Но скучно ли у них в доме? Обратимся к тексту: «Сам Туркин…» (текст)

Как хозяева принимают гостей? (текст) Подберите слова-синонимы к слову «сердечный». А сердечный – значит, задушевный, искренний, добрый. Сделайте вывод, какие отношения характерны для этой семьи? (приветливость, радушие гостям, взаимоуважение)

Каков же будет ваш диагноз?

Первый стол – ЦРБ города С.

Итак, первичный осмотр Старцева показал, что с момента его появления в городе – это вполне здоровый человек (из текста конец главы)

2. Анализ 2 главы.

Преподаватель:

Слово представляется врачам из оздоровительного комплекса «Чистая душа - открытое сердце».

Второй стол – оздоровительный комплекс

 «Чистая душа – открытое сердце».

  1. У нас появилась возможность наблюдать за нравственным и физическим здоровьем пациента Старцева недавно. Ведь он больше года не был у Туркиных. О том, каким за это время стал уездный врач Старцев, мы хотим рассказать.
  2. Во-первых, Дмитрий Ионович влюблён в Екатерину Ивановну. Чехов пишет: «Она восхищала его…» (текст)
  3. Во-вторых, длинные, утомительные экзерсизы на рояле, бесконечные чаепития, остроты Ивана Петровича надоели Старцеву.  
  4. В-третьих, «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон»…
  5. А ведь было время, когда пройти 9 вёрст ничего не стоило.

Анализ сцены свидания на кладбище.

Преподаватель:

Ваш диагноз пациенту?

Второй стол – оздоровительный комплекс «Чистая душа – открытое сердце».

Таким образом, «вторичный осмотр» пациента показал: пик любви Старцева к Котику ещё не настал, но физическое и моральное опустошение уже просматривается.

Преподаватель:

Нам бы хотелось знать мнение по этому вопросу наших коллег из клиники Ахтямова.

3. Анализ 3 главы.

Третий стол – клиника Ахтямова.

  1. Наша клиника наблюдала доктора Старцева в самые ответственные и важные моменты его жизни: это признание в любви и предложение руки и сердца Екатерине Ивановне.
  2. Но что произошло с нашим пациентом? Мы замечаем, что в нём произошло много отрицательного. Так, например, когда он приехал к Туркиным делать предложение, он думает: «А приданого…» (текст)
  3.  А дальше вообще идёт раздвоение личности. Разговор с «кусочком».
  4. Не понравилось нам и внешнее перевоплощение Старцева, когда он возвращается в клуб к Котику.

Сцена признания в любви.

Преподаватель:

Как долго переживает Старцев отказ?

Каков ваш диагноз?

Третий стол – клиника Ахтямова.

Диагностируя пациента с уверенностью можно сказать: «Больше он не позволит себе казаться смешным, делать безрассудные поступки и сентиментальничать. Поэтический период жизни закончился. Начинается жестокая проза будней.» «Потом, иногда…» (текст).

Преподаватель:

Да, доктор Старцев проходит последовательно основные этапы личной жизни: внедрение в новую социальную среду, цветение, плодоношение и увядание. Но следует ли ему вменять в вину, что даже в период влюблённости к высокому чувству примешивалась у него проза, что влюблённость его была неглубокая, а потому и недолговременная, что он, склонный к полноте, не следил за своим физическим состоянием, что, будучи человеком малообщительным, замкнулся в себе? Как вы думаете?

Уважаемая Юлия Владимировна (главврач диспансера), ваш диспансер обследовал доктора Старцева довольно долго. Что вы можете сказать о пациенте?

4. Анализ 4 главы.

Четвёртый стол – мед.диспансер «Забота о нравственности».

  1. То, что произошло с доктором Старцевым за 4 года (это период времени после влюблённости) не может не потрясти. И дело не только в том, что он «пополнел, раздобрел…ездит на тройке». Страшнее другое. Например, то, что «каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потому что торопился к больным в город С. (городские жители платили дороже)»
  2. Он бывал в разных домах, но ни с кем не сходился близко. Да, Старцев ещё отличался от местных обывателей, он видит, как они примитивны и ограниченны. Читаем: «Обыватели своими разговорами…» (текст)
  3. О том, что доктор Старцев начинает омещаниваться говорит то, что «От таких развлечений…» (текст). Это уже пострашнее полноты и игры в винт.

Преподаватель:

Юлия Владимировна, я с коллегами полностью согласна. Мало того, я сделала запрос в прошлое – в 20 век. Вот что я там обнаружила…

(показ отрывка из фильма «Мастер и Маргарита» - сеанс в варьете, деньги с потолка, Воланд о москвичах). Кадры фильма, снятого по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», показывают отношение москвичей к деньгам. А слова Воланда, героя романа, говорят сами за себя.

 Как Вы считаете, есть связь между кадрами фильма и вашим пациентом? Стоит ли судить Старцева за такое «трепетное» отношение к деньгам?

 Изменилось ли отношение к деньгам в наш 21 век? Изменится ли в 22-ом? (обсуждение)

Четвёртый стол – мед.диспансер «Забота о нравственности».       

Мы замечаем, что первичным для доктора Старцева становится не больной с его страданиями и недугами, а эти самые «жёлтые и зелёные бумажки».

Надо отдать должное нашему пациенту. Когда пришла очередь отвечать на вдруг вспыхнувшее чувство Екатерины Ивановны, он искренне и честно признаётся: «И он вспомнил всё, что было…»

Но здесь мы замечаем, в какой момент гаснет этот спасительный огонёк в душе Старцева: «Старцев вспомнил…»

Преподаватель:

«Примите исповедь мою, себя на суд Вам отдаю», - так искренне ответил Татьяне Онегин. Не менее честно и откровенно рассказал о своём образе жизни Котику Доктор Старцев. Страшно читать о том, что этот человек прекрасно понимает, что гибнет. Обратите внимание, о себе и об этих «хрипунах» и «картёжниках» он говорит «мы».

Кто же больше показан в движении, в развитии?  (беседа-спор)

  1. Доктор Старцев показан в движении (пусть оно называется деградацией личности). Туркины всё те же. Иван Петрович  всё говорит на своём искусственном языке. Вера Иосифовна читает «большинские» романы. Пава произносит всё ту же дурацкую фразу: «Умри, несчастная!» Сплошное однообразие!
  2. Да, Чехов показывает слабые стороны семьи Туркиных: не слишком высокая одарённость, некоторое однообразие жизни. Но изображает он это не обличающее, а с иронией.
  3. А мы думаем по-другому. Читаем у Чехова: «Всё это раздражало Старцева…»

Четвёртый стол – мед.диспансер «Забота о нравственности». 

  1. Наше мед.учреждение сделало запрос на слово «нравственность». Вот что мы получили. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
  2. Исходя из этого, мы, после очередного осмотра пациента, записали в медкарту Доктора Старцева следующий диагноз: после первой сцены объяснения с Екатериной Ивановной  в саду у Туркиных постепенно стало происходить омещанивание Дмитрия Ионыча. После второго и последнего объяснения с бывшей возлюбленной со Старцевым начали происходить необратимые нравственные изменения. Он стремительно становится пошляком, т.е. серьёзно болен.

Преподаватель:

Даже любовь не спасает Старцева от деградации. Спасибо, Юлия Владимировна. Я думаю, ваш диагноз, к сожалению,  подтвердится.

Нам осталось выслушать мнение коллег из земской больницы города Н. Вам слово.

5. Анализ 5 главы.

 Пятый стол – земская больница города Н.

  1. Когда доктор Старцев попал в нашу больницу, мы убедились в окончательной нравственной деградации пациента, превратившегося в Ионыча. В это самое слово – Ионыч – Чехов вкладывает особый смысл. Старцев перестал быть «поляком надутым», непонятным для обывателей человеком. Теперь он свой, понятный, предсказуемый, такой же, как они.  
  2. Теперь он, «принимая больных…»  
  3. Страсть к накопительству, обжорству, игра в карты – это всё, что держит его в жизни. И если раньше свои любимые разноцветные бумажки он клал на текущий счёт, то теперь более выгодно вкладывать их в недвижимость. «У него в городе громадная практика…» (текст)
  4. Да и выглядит Ионыч не совсем так, как несколько лет назад. Тогда он всего лишь «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, т.к. страдал одышкой». Теперь же его скотоподобие просто ужасает:

 « Старцев ещё больше пополнен…языческий бог» (текст)

  1. О том, что он стал пошляком, т.е. человеком низким в нравственном отношении, показывающим невоспитанность, хамство, пренебрежение к людям, говорит слишком многое.
  1. Но самым убедительным доказательством духовной деградации, эмоциональной анемии, нравственного омертвления является то, каким образом Ионыч отзывается о доме Туркиных: «Это вы про Туркиных…» (текст)
  2. Мы согласны с автором, который пишет: « Вот и всё, что можно сказать про него». И, завершая диагностирование доктора Старцева и закрывая его историю болезни, утверждаем: болен неизлечимо.

Преподаватель:

       

Кто виноват в том, что жизнь может оказаться неудавшейся? «Среда заела» человека или он сам виноват в том, что превратился в обывателя?  Как можно избежать деградации? Как вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам? (дискуссия)

Я предлагаю придумать противоядие для таких людей, как Ионыч. (5-10 мин. подготовка, выступление главврачей, обсуждение)

ΙII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5 минут).

Преподаватель:

Коллеги, мы завершаем работу консилиума. И хочется верить, что никто из вас в своей жизни не превратится в «Ионыча».

 Для этого нужно самое главное – развивать духовный мир, приучать себя к активной работе мысли и совести. Приучаться к творчеству в любой сфере, в любой профессии.

 Уровень духовной культуры должен опережать уровень материального достатка. Только в этом случае вы будете вполне счастливыми людьми.

 Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам. «Берегите в себе человека!» - говорит автор.

За работу консилиума все мед.учреждения получают пять баллов (анализ работы).

Домашнее задание: написать эссе «Живут ли герои Чехова среди нас?»

ЦРБ города С.

Оздоровительный комплекс

«Чистая душа – открытое сердце».

Клиника Ахтямова.

Диспансер

«Забота о нравственности»

Земская больница города Н.

Главврач ЦРБ города С.

Саликов Максим Валерьевич

Главврач оздоровительного комплекса

«Чистая душа – открытое сердце»

Батуллин Булат Уралович

Главврач клиники

Ахтямов Артур Расимович

Главврач диспансера

«Забота о нравственности»

Салун Юлия Владимировна

Главврач земской больницы

города Н.

Иванов Кирилл Владимирович

Главная медсестра ЦРБ города С.

Лунёва Екатерина Валерьевна

Главная медсестра

оздоровительного комплекса

«Чистая душа – открытое сердце»

Казакова Тамара Андреевна

Главная медсестра

клиники Ахтямова

Степаненко Арина Васильевна

Главная медсестра

диспансера

«Забота о нравственности»

Халимова Рената Расуловна

Главная медсестра

земской больницы

города Н.

Зиганшина Альбина Ильфатовна

Медкарта больного.

ФИО: Старцев Дмитрий Ионыч

Место жительства: г.Дялиж

Место работы: земская больница

Образование: высшее

«История болезни»:

1. Итак, «первичный осмотр» Старцева показал, что с момента его появления в городе – это вполне здоровый человек (из текста конец главы)

2. Таким образом, «вторичный осмотр» пациента показал: пик любви Старцева к Котику ещё не настал, но физическое и моральное опустошение уже просматривается.

3. Диагностируя пациента, с уверенностью можно сказать: «Больше он не позволит себе казаться смешным, делать безрассудные поступки и сентиментальничать. Поэтический период жизни закончился. Начинается жестокая проза будней.» «Потом, иногда…» (текст).

        4. Исходя из этого, мы, после очередного осмотра пациента, записали в медкарту Доктора Старцева следующий диагноз: после первой сцены объяснения с Ек.Ив. в саду у Туркиных постепенно стало происходить омещанивание Дм.Ион. После второго и последнего объяснения с бывшей возлюбленной со Старцевым начали происходить необратимые нравственные изменения. Он стремительно становится пошляком, т.е. серьёзно болен.

  5. И мы, завершая диагностирование доктора Старцева и закрывая его историю болезни, согласны с автором, который пишет: « Вот и всё, что можно сказать про него». А от себя добавим: болен неизлечимо.


Главврач ЦРБ города С.

Саликов Максим Валерьевич

Главврач оздоровительного комплекса

«Чистая душа – открытое сердце»

Батуллин Булат Уралович

Главврач клиники

Ахтямов Артур Расимович

Главврач диспансера

«Забота о нравственности»

Салун Юлия Владимировна

Главврач земской больницы

города Н.

Иванов Кирилл Владимирович

Главная медсестра ЦРБ города С.

Лунёва Екатерина Валерьевна

Главная медсестра

оздоровительного комплекса

«Чистая душа – открытое сердце»

Казакова Тамара Андреевна

Главная медсестра

клиники Ахтямова

Степаненко Арина Васильевна

Главная медсестра

диспансера

«Забота о нравственности»

Халимова Рената Расуловна

Главная медсестра

земской больницы

города Н.

Зиганшина Альбина Ильфатовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»

Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....

Открытый урок по литературе: "Талант любви в творчестве А.И. Куприна" (Рассказ "Гранатовый браслет")

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».Цели:Образовательные:-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на чело...

Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью  урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....

План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"

План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...