План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
план-конспект урока на тему
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ionych.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема: | Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». |
Цели: |
Обучающие: | -раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; - раскрыть процесс духовной деградации человека; - показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает всё остальное; - формировать умения отстаивать свои мысли, эмоции, чувства; - формировать умения работать в команде. |
Развивающие: | - развивать умения анализировать; - развивать умения работать с учебной и художественной литературой; - развивать умение доказывать, обобщать. |
Воспитывающие: | - воспитывать чувство собственного достоинства, ответственность за свои слова и поступки; - воспитывать отрицательное отношение к бездуховности, философии «наживы ради наживы»; - воспитывать любовь к русской литературе, понимание истинных ценностей; - формировать устойчивую гражданскую жизненную позицию и морально-нравственные ценности. |
Задачи: |
- обобщить и систематизировать материал по проблеме деградации личности в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»; - проследить «историю болезни» (нравственную и физическую) доктора Старцева (анализ текста рассказа, театрализованное представление); - характеризовать нравственные понятия по словарю С.И. Ожегова; - сопоставить точки зрения и выявить гражданскую позицию обучающихся по проблеме деградации личности; - выяснить причины деградации личности: «среда заела» или сам Старцев виноват в том, что превратился в Ионыча. - выявить способы «профилактики» деградации личности в современном мире. |
Тип урока: | урок-консилиум. |
Методы обучения: | - словесный (объяснение, беседа, работа с книгой); - наглядный (использование технических средств обучения, личный показ и наблюдения обучающихся). |
Материально-техническое обеспечение: | мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация, эпизод художественного фильма «Мастер и Маргарита». Толковый словарь; тексты рассказа. Карточки с названием мед.учреждений на столах; визитки главврачей; белые халаты; медкарта «больного» Дмитрия Старцева. Подсвечник, костюмы для театрализованного представления. |
Время: 45 _ минут.
ХОД УРОКА
Ι. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (10 минут).
Студенты в белых халатах с визитками, мед аксессуарами дружно входят в класс разговаривая. Реплики: - Господа, клиника Ахтямова за третьим столом. - У него температура 38, а он… - Вы слышали о новом препарате, снижающем давление? Рассаживаются по столикам: (карточки с названиями на столах)
Главврач ЦРБ города С: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим консилиум по актуальной теме – нравственная гибель души нашего общего пациента Дмитрия Ионыча Старцева. Наша цель – проследить деградацию личности больного и выяснить, возможно ли его исцеление. Итак, я предоставляю слово нашему ведущему специалисту в области нравственности, доктору моральных наук – Дорофеевой Т. А. ( ФИО преподавателя) (1 слайд – Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»). Аплодисменты. Преподаватель: Добрый день! Своё выступление я хотела бы начать с высказывания А.П.Чехова, которое как нельзя лучше подходит к теме нашего консилиума (слайд 2). Прочтите его: «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы это люди поняли, а когда поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. А пока её нет, я опять и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо и скучно живёте». (А.П.Чехов). Как вы думаете, к героям каких Чеховских произведений можно отнести эти слова? (названия рассказов) И в каждом рассказе Чехов выражает протест против пошлости, обывательщины, духовного самовырождения человека. А вот что пишет о Чехове и его героях Сергей Залыгин в книге «Мой поэт» (слайд 3). ( Читает преподаватель): «Если Толстой вживался в каждый литературный образ, если Короленко о каждом свидетельствовал, если Горький каждого лепил, то Чехов по отношению к своему герою был всегда «около», оставался всегда доктором: он прослушивал его стетоскопом, просвечивал рентгеном. Внимательно и строго. То и дело скрывал собственную боль и недомогание». И мы с вами, «скрывая собственную боль и недомогание», попытаемся выступить в роли докторов и поставим свой диагноз главному герою рассказа Чехова «Ионыч» – Дмитрию Ионычу Старцеву, попытаемся раскрыть тему гибели человеческой души в рассказе. В городке и семье, с которой общается Старцев, царят пошлость, скука, безвкусица. Но так ли это на самом деле? Нам необходимо, проанализировав текст, раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; раскрыть процесс духовной деградации человека; показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает всё остальное. Чеховские персонажи – личности вполне «обыкновенные», не идеологи, не общественные деятели, не кипучие, яркие натуры, прокладывавшие в жизни новые пути, а большей частью люди вполне заурядные, неудачники, не способные даже к обустройству личной жизни, а то и вовсе обыватели. Поэтому наша задача выяснить: «среда заела» одарённого человека или сам Старцев виноват в том, что превратился в Ионыча? Я предоставляю слово врачам ЦРБ города С, которые осматривали доктора Старцева первыми (все присоединяются к обсуждению). |
ΙI. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Анализ рассказа А.П.Чехова «Ионыч».
(30 минут)
1. Анализ 1 главы.
Первый стол – ЦРБ города С. (студенты по очереди высказывают своё мнение)
В истории болезни мы записали, каким при первичном осмотре мы находим нашего пациента. 2. Находясь в кругу «самой образованной и талантливой» в губернском городе С. семьи, Старцев замечает и сюсюканье старших Туркиных, называющих друг друга «цыпка», «баловница», «Жанчик», и остроты отца семейства, давно уже вошедшие в привычку. «А за ужином…» (текст). 3. От молодого, только что назначенного земским врачом в городишко Дялиж Старцева не ускользнуло и то, что игра на фортепиано Котика больше напоминает забивание гвоздей. « Екат.Иван….» (текст). 4. Сравнение игры с тем, «как с высокой горы сыплются камни», по нашему мнению показывает, что у доктора Старцева хороший вкус. «Гостиная…» (текст). 5. А романы матери с начальной фразой «Мороз крепчал!»? А Пава со своей дурацкой позой и восклицанием «Умри, несчастная!»? 1. Мы с уверенностью заключаем, что перед нами обычные мещане, т.е., согласно разъяснению толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова, люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своём развитии. 2. Мы наблюдаем, что между «свежим» человеком доктором Старцевым и семейством Туркиных существует определённая дистанция, которая бывает между доктором и пациентом. 3. Недаром, видимо, второе посещение дома Туркиных Старцевым произошло через год с небольшим. Вероятно, не очень-то его туда поначалу тянуло. Преподаватель: Я согласна, что дистанция между Старцевым и Туркиными существует. Но скучно ли у них в доме? Обратимся к тексту: «Сам Туркин…» (текст) Как хозяева принимают гостей? (текст) Подберите слова-синонимы к слову «сердечный». А сердечный – значит, задушевный, искренний, добрый. Сделайте вывод, какие отношения характерны для этой семьи? (приветливость, радушие гостям, взаимоуважение) Каков же будет ваш диагноз? Первый стол – ЦРБ города С. Итак, первичный осмотр Старцева показал, что с момента его появления в городе – это вполне здоровый человек (из текста конец главы) 2. Анализ 2 главы. Преподаватель: Слово представляется врачам из оздоровительного комплекса «Чистая душа - открытое сердце». Второй стол – оздоровительный комплекс «Чистая душа – открытое сердце».
Анализ сцены свидания на кладбище. Преподаватель: Ваш диагноз пациенту? Второй стол – оздоровительный комплекс «Чистая душа – открытое сердце». Таким образом, «вторичный осмотр» пациента показал: пик любви Старцева к Котику ещё не настал, но физическое и моральное опустошение уже просматривается. Преподаватель: Нам бы хотелось знать мнение по этому вопросу наших коллег из клиники Ахтямова. 3. Анализ 3 главы. Третий стол – клиника Ахтямова.
Сцена признания в любви. Преподаватель: Как долго переживает Старцев отказ? Каков ваш диагноз? Третий стол – клиника Ахтямова. Диагностируя пациента с уверенностью можно сказать: «Больше он не позволит себе казаться смешным, делать безрассудные поступки и сентиментальничать. Поэтический период жизни закончился. Начинается жестокая проза будней.» «Потом, иногда…» (текст). Преподаватель: Да, доктор Старцев проходит последовательно основные этапы личной жизни: внедрение в новую социальную среду, цветение, плодоношение и увядание. Но следует ли ему вменять в вину, что даже в период влюблённости к высокому чувству примешивалась у него проза, что влюблённость его была неглубокая, а потому и недолговременная, что он, склонный к полноте, не следил за своим физическим состоянием, что, будучи человеком малообщительным, замкнулся в себе? Как вы думаете? Уважаемая Юлия Владимировна (главврач диспансера), ваш диспансер обследовал доктора Старцева довольно долго. Что вы можете сказать о пациенте? 4. Анализ 4 главы. Четвёртый стол – мед.диспансер «Забота о нравственности».
Преподаватель: Юлия Владимировна, я с коллегами полностью согласна. Мало того, я сделала запрос в прошлое – в 20 век. Вот что я там обнаружила… (показ отрывка из фильма «Мастер и Маргарита» - сеанс в варьете, деньги с потолка, Воланд о москвичах). Кадры фильма, снятого по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», показывают отношение москвичей к деньгам. А слова Воланда, героя романа, говорят сами за себя. Как Вы считаете, есть связь между кадрами фильма и вашим пациентом? Стоит ли судить Старцева за такое «трепетное» отношение к деньгам? Изменилось ли отношение к деньгам в наш 21 век? Изменится ли в 22-ом? (обсуждение) Четвёртый стол – мед.диспансер «Забота о нравственности». Мы замечаем, что первичным для доктора Старцева становится не больной с его страданиями и недугами, а эти самые «жёлтые и зелёные бумажки». Надо отдать должное нашему пациенту. Когда пришла очередь отвечать на вдруг вспыхнувшее чувство Екатерины Ивановны, он искренне и честно признаётся: «И он вспомнил всё, что было…» Но здесь мы замечаем, в какой момент гаснет этот спасительный огонёк в душе Старцева: «Старцев вспомнил…» Преподаватель: «Примите исповедь мою, себя на суд Вам отдаю», - так искренне ответил Татьяне Онегин. Не менее честно и откровенно рассказал о своём образе жизни Котику Доктор Старцев. Страшно читать о том, что этот человек прекрасно понимает, что гибнет. Обратите внимание, о себе и об этих «хрипунах» и «картёжниках» он говорит «мы». Кто же больше показан в движении, в развитии? (беседа-спор)
Четвёртый стол – мед.диспансер «Забота о нравственности».
Преподаватель: Даже любовь не спасает Старцева от деградации. Спасибо, Юлия Владимировна. Я думаю, ваш диагноз, к сожалению, подтвердится. Нам осталось выслушать мнение коллег из земской больницы города Н. Вам слово. 5. Анализ 5 главы. Пятый стол – земская больница города Н.
« Старцев ещё больше пополнен…языческий бог» (текст)
Преподаватель:
Кто виноват в том, что жизнь может оказаться неудавшейся? «Среда заела» человека или он сам виноват в том, что превратился в обывателя? Как можно избежать деградации? Как вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам? (дискуссия) Я предлагаю придумать противоядие для таких людей, как Ионыч. (5-10 мин. подготовка, выступление главврачей, обсуждение) |
ΙII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5 минут).
Преподаватель: Коллеги, мы завершаем работу консилиума. И хочется верить, что никто из вас в своей жизни не превратится в «Ионыча». Для этого нужно самое главное – развивать духовный мир, приучать себя к активной работе мысли и совести. Приучаться к творчеству в любой сфере, в любой профессии. Уровень духовной культуры должен опережать уровень материального достатка. Только в этом случае вы будете вполне счастливыми людьми. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам. «Берегите в себе человека!» - говорит автор. За работу консилиума все мед.учреждения получают пять баллов (анализ работы). Домашнее задание: написать эссе «Живут ли герои Чехова среди нас?» |
ЦРБ города С.
Оздоровительный комплекс
«Чистая душа – открытое сердце».
Клиника Ахтямова.
Диспансер
«Забота о нравственности»
Земская больница города Н.
Главврач ЦРБ города С.
Саликов Максим Валерьевич
Главврач оздоровительного комплекса
«Чистая душа – открытое сердце»
Батуллин Булат Уралович
Главврач клиники
Ахтямов Артур Расимович
Главврач диспансера
«Забота о нравственности»
Салун Юлия Владимировна
Главврач земской больницы
города Н.
Иванов Кирилл Владимирович
Главная медсестра ЦРБ города С.
Лунёва Екатерина Валерьевна
Главная медсестра
оздоровительного комплекса
«Чистая душа – открытое сердце»
Казакова Тамара Андреевна
Главная медсестра
клиники Ахтямова
Степаненко Арина Васильевна
Главная медсестра
диспансера
«Забота о нравственности»
Халимова Рената Расуловна
Главная медсестра
земской больницы
города Н.
Зиганшина Альбина Ильфатовна
Медкарта больного.
ФИО: Старцев Дмитрий Ионыч
Место жительства: г.Дялиж
Место работы: земская больница
Образование: высшее
«История болезни»:
1. Итак, «первичный осмотр» Старцева показал, что с момента его появления в городе – это вполне здоровый человек (из текста конец главы)
2. Таким образом, «вторичный осмотр» пациента показал: пик любви Старцева к Котику ещё не настал, но физическое и моральное опустошение уже просматривается.
3. Диагностируя пациента, с уверенностью можно сказать: «Больше он не позволит себе казаться смешным, делать безрассудные поступки и сентиментальничать. Поэтический период жизни закончился. Начинается жестокая проза будней.» «Потом, иногда…» (текст).
4. Исходя из этого, мы, после очередного осмотра пациента, записали в медкарту Доктора Старцева следующий диагноз: после первой сцены объяснения с Ек.Ив. в саду у Туркиных постепенно стало происходить омещанивание Дм.Ион. После второго и последнего объяснения с бывшей возлюбленной со Старцевым начали происходить необратимые нравственные изменения. Он стремительно становится пошляком, т.е. серьёзно болен.
5. И мы, завершая диагностирование доктора Старцева и закрывая его историю болезни, согласны с автором, который пишет: « Вот и всё, что можно сказать про него». А от себя добавим: болен неизлечимо.
Главврач ЦРБ города С. Саликов Максим Валерьевич | Главврач оздоровительного комплекса «Чистая душа – открытое сердце» Батуллин Булат Уралович | |
Главврач клиники Ахтямов Артур Расимович | Главврач диспансера «Забота о нравственности» Салун Юлия Владимировна | |
Главврач земской больницы города Н. Иванов Кирилл Владимирович | Главная медсестра ЦРБ города С. Лунёва Екатерина Валерьевна | |
Главная медсестра оздоровительного комплекса «Чистая душа – открытое сердце» Казакова Тамара Андреевна | Главная медсестра клиники Ахтямова Степаненко Арина Васильевна | |
Главная медсестра диспансера «Забота о нравственности» Халимова Рената Расуловна | Главная медсестра земской больницы города Н. Зиганшина Альбина Ильфатовна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»
Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....
Открытый урок по литературе: "Талант любви в творчестве А.И. Куприна" (Рассказ "Гранатовый браслет")
Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».Цели:Образовательные:-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на чело...
Презентация к открытому уроку: "Талант любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" "
Презентация к рассказу "Гранатовый браслет"...
Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....
План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"
План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...
Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"
Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...