ЧИТАЯ ЧЕХОВА
методическая разработка на тему
Цель:подведение итогов по теме: « Творчество А.П.Чехова».
Задачи:
Обучающие:1) ознакомление с биографией и особенностями личности писателя;
2) формирование умения анализировать эпическое произведение;
3) обучение анализу речевых средств комического.
Развивающие:1) развитие чувства юмора;
2) развитие речи и желание использовать средства комического с целью рассмешить собеседника;
3) развитие мышления;
4) развитие навыков актёрского мастерства.
Воспитательные:1) формирование у учащихся доброжелательности, желания разрешать конфликты с помощью незлой шутки;
2) На примере личности А.П.Чехова показать непреходящее значение таких качеств: жертвенности, честности, внимательности, человеколюбия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnye_slova.ppt | 2.25 МБ |
slovo-delo_velikoe.kvn_.docx | 33.01 КБ |
chitaya_chehova.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Слово - дело великое.
Внеклассное мероприятие:
КВН для обучающихся 8 - 10 класса.
Подготовила: Гордеева Нина Федоровна, преподаватель
русского языка и литературы ГБОУ НПО ПЛ «Красносельский»,
Санкт-Петербург, 2012г.
Цели:
Прививать обучающимся любовь к русскому языку, родному слову;
Воспитывать у обучающихся интерес к русскому языку;
Формировать у обучающихся умение рассуждать и доказывать свой ответ.
Оборудование и наглядность:
Карточки с заданиями; словари; плакаты с высказываниями великих людей о русском языке.
Подготовка:
Мероприятие лучше проводить с обучающимися из разных параллельных групп или классов.
Подготовить 2 команды по 5-6 человек; выбрать капитана команды; дать название своей команде; девиз; эмблему.
Ход урока (КВН)
Учитель: В разных странах мира люди говорят на шести тысячах языках. За последние три века темпы угасания или исчезновения языков возрастают со всей очевидностью. Некоторые языки, такие, как английский и французский, стали международными и являются официальными в нескольких государствах.
Культура народов мира может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных ситуациях.
Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком. В истории русского народа есть пословица: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она указывает на обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.
«Слово – великое дело,- писал Лев Николаевич Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти».
Существует притча. В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить блюдо из самого плохого, сто есть на свете. Эзоп отправился на базар и купил… языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
И сегодня наше мероприятие посвящено слову.
Обращение к командам.
Уважаемые команды! Представьте, пожалуйста, нам своих капитанов.
1 задание. Название команды, девиз, эмблема.
(Наивысший балл – 10).
Учитель: В русском языке великое множество слов. Но сколько их точно? На этот вопрос не может ответить ни один специалист, ни одна статистика. Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в различных словарях.
Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке. Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Современный культурный человек обладает в среднем словарным запасом из 3-6 тысяч слов. Словарный запас человека, а также какого-либо языка, называется лексиконом. А для того, чтобы пополнять лексикон, привыкайте пользоваться словарями.
Следующее (2-е) задание – разминка: «Я со словарем».
(Наивысший балл – 5)
Это задание покажет ваше умение работать со справочной литературой и использовать свой словарный запас.
Вопросы для команды №1.
- Из какого словаря мы узнаем о значении и употреблении слов? (Из толкового).
- Назовите известных составителей толковых словарей? (В.И.Даль, С.И. Ожегов, Д.Н.Ушаков)
- В каком словаре мы можем узнать о происхождении слова? (В этимологическом)
Вопросы для команды №2.
- Из какого словаря мы узнаем о правильном написании слова? (Из орфографического)
- Назовите известных составителей орфографических словарей. (С.И.Ожегов, Д.Н.Ушаков, В.В.Лопатин)
- В каком словаре мы справляемся о произношении слова, его ударении? (В орфоэпическом)
Задание №3: Дайте свое определение следующим словам.
( Наивысший балл – 5)
Для команды №1:
1.Коверкать.( Портить, уродовать; неправильно, искаженно излагать, произносить).
2. Обмануть. (Ввести в заблуждение, сказать неправду; поступить недобросовестно по отношению к кому-нибудь; нарушить обещание; не оправдать чьих-нибудь ожиданий; недодать при расчете или обвешать (разг.); нарушить супружескую верность).
3. Подставить. (Поставить подо что-нибудь; лишить всякой защиты, сделать доступным для нападения (перен.); поставить кого-нибудь в ложное, неприятное положение (разг.); поставить вместо, взамен; допустить (одного спортсмена) играть под именем другого (разг. неодобр.)
4.Подсказать. (негромко сказать, напомнить, что нужно говорить, как отвечать; навести на мысль, внушить (перен.); сказать, посоветовать (прост.)
5. Панты. (молодые неокостеневшие рога марала, изюбря или пятнистого оленя, вытяжка из которых употребляется для приготовления лекарств)
6.Автосалон. (выставка новейших образцов автомобилей, автомобильной техники)
Для команды №2:
1.Обрызгать. (обдать брызгами)
2. Строить. (возводить, создавать какое-нибудь сооружение, здание, а также конструкцию, машину; созидать, создавать, организовывать; мысленно создавать; организовывать, основываясь на чем-нибудь; выражать, формулировать; вычерчивать на основании заданных размеров (спец.); делать что-нибудь; представлять, изображать себя или кого-нибудь кем-нибудь (разг.не одобр.)
3. Опошлить. (сделать пошлым; исказить, представив мелким, ничтожным; частым и не всегда уместным употреблением сделать банальным, избитым, слишком заурядным)
4. Авторитет. (общепризнанное значение, влияние, общее уважение; лицо, пользующееся влиянием, признанием)
5. Автосервис. (техническое обслуживание автомобилей, автомобилистов; совокупность предприятий, занимающихся обслуживанием автомобилей, автомобилистов)
6. Разгильдяй. (нерадивый небрежный в делах, разболтанный человек (разг.)
Учитель: А пока команды выполняют задания, вопросы болельщикам своих команд. Баллы, заработанные болельщиками, прибавляются своим командам. (За каждый правильный ответ – 1 балл).
Проведем игру «О – О – О». Я загадываю загадку, а вы находите отгадку, в которой
из гласных только буква «О».
1.беспорядочный шум (гомон)
2.хищная птица (сокол)
3.столярный инструмент (долото)
4.лиственное дерево (тополь)
5. съедобный герой русской народной сказки (колобок)
6. водоем (болото)
7. крупный населенный пункт (город)
8. драгоценный металл (золото)
9.пушной зверек (колонок, соболь)
10.продукт, который добавляют в кофе (молоко).
Задание №4: Дать значение иностранным словам.
(Наивысший балл -10)
(На карточках написаны иностранные слова. Нужно дать им значение.)
Для команды №1:
1.Валюта.
2.Карцер.
3.Менеджмент.
4.Наркоз.
5.Шоу.
Для команды №2:
1.Коммерция.
2.Рэкет.
3.Презентация.
4.Ностальгия.
5.Резюме.
Задание № 5: Придумать как можно больше синонимов к словам.
(Наивысший балл -5)
Командам дается по три одинаковых слова, к ним нужно придумать как можно больше синонимов.
Красивый – очаровательный, прелестный, прекрасный, совершенный и др.
Веселый – беззаботный, радостный, смешливый, озорной, оптимистичный и др.
Плохо – отрицательно, нехорошо, неважно, дурно и др.
Задание №6: Дописать сказку. Задание для обеих команд.
(Наивысший балл – 10)
В некотором________________________________________________________
Старик____________________________три__________________________. Но
однажды_________________________________________________________________.
Погоревали________________________________________________________________.
Решили_____________________________________________________________________.
Первый______________________________________________________________________,
дорога_______________________________________________________________________.
Второй________________________________________________________________________
лес__________________________________________________________________________.
Третий___________________________- ________________________ поле.
Навстречу_________________________________________________________
Молвит________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Она____________________________________________ дальше ______________________
Сражался_____________________________________________________________________.
Увидел___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Взобрался___________________________________________________________________
Встретил_____________________________________________________________________.
Вернулся домой_______________________________________________________________.
пир на весь мир.
Учитель: Пока команды выполняют творческое задание, я снова возвращаюсь к нашим болельщикам. У вас вновь появилась возможность помочь своей команде заработать дополнительные баллы. (За каждый правильный ответ -1 балл).
В «Энциклопедическом словаре юного филолога» так говорится о слове:
Слово
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это кошка», «это куст», «это снег». Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира…
Есть два типа слов. Первые называют мир, они – этикетки-имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить. Это слова-организаторы. С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует свою связную речь.
Задание – спрятанные слова.
- Метаграммы- загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву и получится новое слово по смыслу загадки.
1.С «К» - в полях найдете.
С «Г» - романсы запоете.
С «В» - косички заплетете.
(колос – голос – волос)
2. С «О» - во мне уроки учишь.
С «А» - нужна при измеренье.
«Ш» на «С» смени – получишь
Горный выступ ты в мгновенье.
(школа – шкала – скала)
3.Я качество товара означаю,
А с «Б» я в стенку судна обращусь.
Но если букву «Б» на букву «Т» сменяю,
Кондитерским издельем становлюсь.
(сорт – борт – торт)
- Шарада- загадка в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая часть представляет собой самостоятельное слово.
1.Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
(пи – рог)
2.Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица.
(ми – на).
3.Первое – синоним единицы,
Для него не надобно трудиться.
На второе в институте ходят,
Два часа на это там отводят.
Слово ж целое увидите в музее
И, конечно же, в картинной галерее.
(кол – лекция).
Учитель: Сейчас самое время проверить способности капитанов команд.
Задание №7. Для капитанов.
(Наивысший балл -10)
Для команды №1.
1)Вставить пропущенные буквы.
1.СЕМ…СОТ.
2.Г…ЛЬОТИНА.
3.ИМПРЕ…АРИО.
4.МЯ…ОНЬКИЙ.
2) От единственного числа образовать множественное.
Баклажан_________________________
Яблоко____________________________
Сандалия__________________________
Джинсы___________________________
Мандарин___________________________
Гольф________________________________
3)Образуйте форму повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе
Начальная форма глагола | Форма повелительного наклонения (единственное число) | Форма повелительного наклонения (множественное число) |
ЛЕЧЬ | ТЫ…………………… | ВЫ…………………………. |
ЕХАТЬ | ТЫ…………………….. | ВЫ………………………….. |
ЕЗДИТЬ | ТЫ…………………….. | ВЫ……………………………. |
Для команды №2:
1)Вставить пропущенные буквы.
1.ПРОФ…ЕС…ИЯ.
2.ДВУХ…СОТ…П…ТИДЕСЯТ…ЛЕТИЕ.
3.ДЕВЧ…НКА.
4.РАНЕ…ЫЙ.
2)От единственного числа образовать множественное
1.Петля_________________________
2.Рукава__________________________
3.Помидор_______________________
4.Носок__________________________
5.Простыня_______________________
6.Метро__________________________
3)Образуйте форму повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе
Начальная форма глагола | Форма повелительного наклонения (единственное число) | Форма повелительного наклонения (множественное число) |
ПОЛОЖИТЬ | ТЫ…………………………… | ВЫ………………………………. |
КЛАСТЬ | ТЫ…………………………….. | ВЫ…………………………….. |
БЕЖАТЬ | ТЫ………………………………. | ВЫ………………………………. |
Задание № 8.Сколько фразеологизмов в тексте.
(Наивысший балл -10)
Задание для обеих команд.
С ног до головы.
-Когда-то я был с ними на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
-Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
(А.Шибаев)
Учитель: Пока команды выполняют последнее задание, мы будем отгадывать загадки.
Правильный ответ – 1 балл своей команде.
Загадки-шутки.
1.Какое государство можно носить на голове? (Панама)
2.Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).
3.Какой город летает? (Орел).
4. Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
5.Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).
6.Какое крыло никогда не летает? (Крыло автомобиля)
Отгадайте загадки:
1.Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)
2.Черные, кривые,
От рожденья все немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)
3.Земля белая, а птицы на ней – черные. (Бумага и буквы).
4. Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется… (Алфавит).
5.Каких камней не найдешь в море? (Сухих).
6.Какой болезнью на земле никто не более? (Морской).
7.Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
8.Какой лошадь бывает, когда ее покупают? (Мокрой).
Заключение.
Учитель: Наша речь подвержена разнообразным влияниям, оскудению, засорению. Мы часто сталкиваемся с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие стало нормой для молодежи. Многие люди не могут построить предложение, не употребив бранных слов. Поэтому такие люди, попадая в приличное общество, больше молчат.
Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение правил человеческого общежития.
Знаете ли вы, что в XVII веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, произнесенные публично, полагалась смертная казнь?
Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Привыкайте пользоваться словарями. Кроме словарей к вашим услугам многочисленные справочники, энциклопедии по этике и культуре речи.
Не давайте слову опережать мысли. Подумайте, прежде чем сказать. Черствое, грубое слово, брань могут обидеть и оскорбить человека и принести вам вред.
Лист жюри
№№ | Конкурс (задание) | Баллы | 1 команда | 2 команда |
1. | Домашнее задание – приветствие (название, девиз, эмблема) | 10 | ||
2. | Разминка. Я со словарем. | 5 | ||
3. | Дать определение словам | 5 | ||
3а. | Вопросы болельщикам | 1балл за ответ | ||
4. | Дать значение иностранным словам | 10 | ||
5. | Синонимы | 5 | ||
6. | Сказка | 10 | ||
6а. | Вопросы болельщикам | 1 балл за ответ | ||
7. | Конкурс капитанов | 10 | ||
8. | Фразеологизмы | 10 | ||
8а. | Вопросы болельщикам | 1 балл за ответ |
Список литературы.
1.Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1989.
2.Журнал Читаем, учимся, играем. №9, 2007.
3.А.Н.Булыко. Современный словарь иностранных слов.- М.: Мартин,2006
4.Словарь синонимов и антонимов русского языка.- СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006.
5.С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.- М.: 2002.
6.Орфографический словарь русского языка.- Спб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006.
7.В.М.Мокиенко, Т.Г.Никитина. Большой словарь русских народных сравнений.- М.: ОЛМА Медиа групп, 2008.
8.В.И.Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание.- М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2004.
Предварительный просмотр:
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.
« ЧИТАЯ А.П.ЧЕХОВА…» ( 1-й курс-10 класс).
( Урок – закрепление. Игра по станциям.)
Подготовила: Гордеева Нина Федоровна, преподаватель
литературы и русского языка ГБОУ НПО ПЛ
«Красносельский», Санкт-Петербург, 2012г.
Цель: подведение итогов по теме: « Творчество А.П.Чехова».
Задачи:
Обучающие: 1) ознакомление с биографией и особенностями личности писателя;
2) формирование умения анализировать эпическое произведение;
3) обучение анализу речевых средств комического.
Развивающие: 1) развитие чувства юмора;
2) развитие речи и желание использовать средства комического с целью рассмешить собеседника;
3) развитие мышления;
4) развитие навыков актёрского мастерства.
Воспитательные: 1) формирование у учащихся доброжелательности, желания разрешать конфликты с помощью незлой шутки;
2) На примере личности А.П.Чехова показать непреходящее значение таких качеств: жертвенности, честности, внимательности, человеколюбия.
Подготовительная работа:
- поиск информации по теме;
- придумать название команды, девиз, эмблему;
- повторить произведения А.П.Чехова.
Оформление и оборудование:
- выставка книг;
- выставка рисунков, газет, кроссвордов, рефератов.
Учащиеся делятся на две команды. Выбирают капитана команды.
Заранее готовят название, девиз и эмблему своей команды (можно юмористические).
Выбирают жюри.
Учитель: Ребята, как вы уже поняли сегодня у нас очередной визит к писателям. Мы оправляемся в гости к А.П.Чехову. Наш путь будет долгим и сложным. Попадут к писателю только те, кто хорошо готовились.
У нас на пути уже первая станция.
1 станция. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.
( Учащиеся представляют своего капитана, озвучивают название своей команды, девиз).
( Жюри оценивает работу. Наивысший балл – 6 баллов.)
Учитель: Большое спасибо за домашнее задание. Со своей работой вы справились очень хорошо. Жюри огласит нам своё решение чуть позже. А мы отправляемся в гости к А.П.Чехову.
2 станция. РАЗМИНКА. «УЗНАЙ ПО БИОГРАФИИ».
Задание для обеих команд. Кто быстрее ответит. За каждый правильный ответ - 3 балла.
А). Существует легенда, что акушерка, принимавшая в ночь с 14 на 15 октября 1814 года роды сына у Марии Михайловны, предсказала младенцу насильственную смерть. Это зловещее пророчество сопровождало поэта всю его короткую жизнь. Младенцу не исполнилось и года, когда его перевезли в имение бабушки, которая и занялась его воспитанием. Окончил Петербургскую школу подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» был сослан в армию на Кавказ. Пророчество акушерки сбылось. 27 июня 1841 года в возрасте 27 лет около семи часов вечера он погиб на дуэли. О ком идёт речь?
( М.Ю.Лермонтов).
Б) Родился писатель в Таганроге в купеческой семье за год до отмены крепостного права и скончался в Германии за год до русской революции 1905 года. После окончания гимназии переехал в Москву, где окончил медицинский факультет Московского университета. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Кто это?
(А.П.Чехов)
В) 6 июня 1799 года родился великий поэт, гордость и слава России, именем которого была названа целая эпоха. Учился в Царскосельском лицее. Женился на первой красавице Москвы. Погиб на дуэли в 1837 г. Вы узнали кто это?
(А.С.Пушкин)
Г) 1 апреля 1799 года в селе Великие Сорочинцы в Полтавской губернии родился один из самых оригинальных русских писателей. Осенью 1818 года поступил в Полтавское уездное училище, после окончания которого поменял несколько мест службы. Постепенно литературная деятельность вытеснила все его другие занятия. Существует версия, что он был похоронен в состоянии летаргического сна. О ком мы говорим?
(Н.В.Гоголь)
Учитель: Молодцы, ребята! С заданием справились успешно. Преодолели вторую станцию.
3станция. «ЖИЗНЬ А.П. ЧЕХОВА».
Задание: заполнить пропуски. Группы получают листочек, где есть пропуски, которые они должны заполнить. 6 БАЛЛОВ. ВРЕМЯ 3 МИНУТЫ
Примерное задание:
а)1860, 17/29/ ЯНВАРЯ - ________________________________ .
б)1879 - ПОСТУПИЛ НА _______________________ ФАКУЛЬТЕТ ______________________ УНИВЕРСИТЕТА .
в)1900, ЯНВАРЬ - ИЗБРАНИЕ _______________________________ .
г)1901 -ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ "ТРИ СЕСТРЫ В ______________________________________ТЕАТРЕ.
д)1903 - НАПИСАНИЕ ПЬЕСЫ " _____________________________».
е)1904, 2 ИЮЛЯ ЧЕХОВ СКОНЧАЛСЯ В КУРОРТНОМ ГОРОДКЕ _________________________________________.
( а) в Таганроге в купеческой семье родился А.П.Чехов. Запись в метрической книге Таганрогской соборной церкви: «1860 года месяца Генваря 17-го дня рождён, а 27-го крещён Антоний; родители его: таганрогский купец третьей гильдии Павел Георгиевич Чехов и законная жена его Евгения Яковлевна».(И.А.Бунин «О Чехове» );
Б) Медицинский факультет Московского университета;
В) Избрание А.П.Чехова академиком по разряду изящной словесности;
Г) В Московском Художественном театре;
Д) «Вишнёвый сад»;
Е) В городке Баденвейлер, на юге Германии).
Учитель: Биографию А.П.Чехова вы знаете хорошо. Не надо огорчаться, если что-то не получилось. Впереди ещё много интересного.
4 станция. О ЧЕХОВЕ И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
( За каждый правильный ответ – 1 балл).
1.Кем по происхождению были дед и отец Чехова?
(Крепостными; дед писателя вместе с тремя сыновьями выкупился на волю в 1841 году)
2.Отец Чехова был человеком одарённым. Какими именно видами искусства он увлекался?
(Он любил рисовать, играл на скрипке, увлекался пением, был регентом церковного хора).
3.Какую роль играл молодой Чехов в комедии «Ревизор», поставленной в домашнем театре?
(Роль городничего)
4. Какому ремеслу учился маленький Чехов?
(Сапожному и портняжному ремеслу в одном из бесплатных ремесленных классов таганрогского училища).
5. Братья и сестра А.П.Чехова были людьми одарёнными. Скажите, в чём каждый из них проявил своё дарование?
(Старший его брат, Александр, был известным журналистом,
Николай – художником-иллюстратором,
Иван был талантливым педагогом,
Михаил – беллетристом, впоследствии автором воспоминаний о брате,
Мария – художница, ближайший друг и помощница Антона Павловича, впоследствии хранительница Дома-музея в Ялте).
6.Как назывался первый сборник рассказов Чехова?
( «Сказки Мельпомены» )
7. Назовите журналы, в которых сотрудничал молодой Чехов.
( «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок»).
8.Под какими псевдонимами печатался Чехов?
(Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата, Рувер и др.)
9.Какой сборник рассказов и когда Чехов впервые подписал своим настоящим именем?
(Сборник «Пёстрые рассказы» в 1886 г. после псевдонима стояло настоящее имя).
10. С кем из великих русских художников-пейзажистов был дружен А.П.Чехов?
(С художником И.И.Левитаном)
11.Каким рассказом Чехов завершил галерею образов «маленького человека» в русской литературе 19 века? Назовите предшественников Чехова, отразивших эту тему в литературе.
(Рассказом «Смерть чиновника». Пушкин («Станционный смотритель»), Гоголь («Шинель»), Достоевский («Бедные люди»).
12.За какой сборник рассказов Академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию?
( За его третий сборник «В сумерках»).
13.Когда и где была поставлена первая пьеса Чехова?
(В 1888 году на сцене частного Московского театра Корша шла первая пьеса Чехова – «Иванов»).
14. Кто исполнял роль Иванова при постановке одноимённой пьесы в Московском Художественном театре в 1904 году?
(Артист В.И.Качалов).
15. Какое большое путешествие и в какие годы совершил Чехов?
(На остров Сахалин;90-е гг.)
16.Какая книга Чехова имеет географическое название?
(«Остров Сахалин»).
17.Чехов очень часто говорил: «В детстве у меня не было детства». Что он подразумевал под этим?
18. Что вы знаете об общественной деятельности писателя?
(Чехов всю жизнь бесплатно лечил неимущих, принимал активное участие в помощи голодающим, в борьбе с холерой; в Талеже и Мелихове он построил школы и был попечитетем нескольких школ, принимал деятельное участие в постройке больниц, в создании библиотеки в Таганроге.)
19.Когда и где была впервые поставлена «Чайка»?
(«Чайка» впервые была поставлена на сцене Александринского театра осенью 1896 года).
20. Какое произведение Чехова напомнило молодому В.И.Ленину всю Россию с её мрачным тюремным режимом?
( «Палата № 6» ).
21. В каком году Чехов был избран почётным академиком?
(В 1900 году Чехова избирают членом Академии наук по разряду изящной словесности).
22. Когда и по какому поводу Чехов отказался от звания академика?
( В 1902 году, в связи с исключением А.М.Горького из числа почётных академиков, Чехов и Короленко демонстративно отказались от звания академика).
23.На занавесе какого театра изображена чайка как символ исторической связи этого театра с творчеством Чехова?
( На занавесе Московского Художественного театра)
24. Кто так определил роль в литературе Чехова-рассказчика: «У французов три писателя: Стендаль, Бальзак, Флобер, ну ещё Мопассан, но Чехов – лучше его»?
(Л.Н.Толстой)
25.Назовите последний рассказ Чехова.
(«Невеста»).
26.Как назвал Чехов своё последнее драматическое произведение?
(«Вишнёвый сад»).
27. В каком произведении Чехова герои Иван Иваныч, Фёдор Тимовеич и Тётка вовсе не люди, хотя имеют человеческие имена?
(В рассказе «Каштанка»).
28.Жители Таганрога свято чтут память своего великого земляка. Назовите места, связанные с именем А.П.Чехова в Таганроге.
( В доме, где родился Чехов, создан мемориальный музей. В Таганроге есть улица Чехова, Литературный музей А.П.Чехова, библиотека им.Чехова. В таганрогской школе № 2 имени А.П.Чехова, в классе, где будущий писатель заканчивал курс гимназии, создан школьный музей им. А.П.Чехова).
29.Расскажите о местах, связанных с именем писателя в Ялте и в Москве.
( В Ялте находятся дом-музей А.П.Чехова, санаторий и театр его имени, в Приморском парке – памятник писателю работы скульптора Г. Мотовилова. В Москве – улица Чехова, дом-музей А.П.Чехова на Садово-Кудринской улице, библиотека им.А.П.Чехова (в Свердловском районе г. Москвы). На кладбище Новодевичьего монастыря – могила А.П.Чехова.
В Московской области. В 1954 году, в связи с пятидесятилетием со дня смерти Чехова, рабочий посёлок Лопасня был переименован в город Чехов; поблизости от него, в Мелихове, жил и работал Чехов).
30. Назовите отечественные кинокартины, созданные по сюжетам произведений Чехова.
( «Анна на шее», «Шведская спичка», «Попрыгунья», «Невеста», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Хирургия», «Медведь», «Налим», «Человек в футляре», «Маска», «Дама с собачкой», «Свадьба» и др.).
Учитель: Это задание было большим, требующим хорошее знание биографии и творчества писателя. С ним вы также в основном справились. Двигаемся дальше.
5станция. « ИЛЛЮСТРАЦИИ».
Группы получают по большому листу (миллиметровку) с пронумерованными иллюстрациями к произведениям Чехова( 9 иллюстраций). Нужно назвать (написать на листочке) названия произведений.
Баллы -5. Время – 3 минуты.
1-я команда 2-я команда
1.«Хамелеон» 1. «Три сестры»
2.«Лошадиная фамилия» 2. «Хирургия»
3.«Ионыч» 3. «Толстый и тонкий»
4. «Человек в футляре» 4. « Ионыч»
5. «Ванька» 5. «Лошадиная фамилия»
6. «Хирургия» 6. «Маска»
7. «Жалобная книга» 7. «Каштанка»
8. «Налим» 8. «Злоумышленник»
9. «Вишнёвый сад» 9. «Человек в футляре».
Учитель: Молодцы, ребята! И с художественным заданием вы справились. Жюри продолжает оценивать вашу работу и суммировать ваши баллы. А нам нужно продолжать путь.
6 станция. « ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...»
Развлекательный конкурс, где группа может заработать всего 1 балл, если ведущему ее не удастся обмануть. Вопросы задаются командам по очереди. 3 вопроса для команды №1 и 3 вопроса для команды №2.
Проводится устно.
1. ...прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского? /да/
2. ...прототипами чеховских 3 сестер были его 3 брата : Михаил, Николай и Александр? /нет/
3. ...в Таганроге есть памятник под названием "Чехов и его друзья" :М. Горький и Л. Толстой? /нет/
4. ...Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения? /да, в 1897 году/
5. ...Чехов был одним из самых активных сотрудников популярного в 19 веке журнала "Современник", редактором которого был Н. Некрасов? /нет, "Современник" был уже закрыт/
6. ...что первое представление пьесы Чехова "Чайка" было на сцене Художественного театра? /нет, первое было на сцене Александринского театра/
Учитель: Эту станцию вы преодолели очень легко и даже успели немного отдохнуть. Но расслабляться не стоит, впереди у нас ещё много заданий.
7станция. « АССОЦИАЦИИ».
Один человек от группы выходит в коридор ( или пересаживается за другой стол подальше от участников викторины). Он, как и члены его группы, получает по жребию какого-нибудь героя из произведения. В одно и то же время /4 минуты/ он и представители группы пишут слова, ассоциирующиеся с этим героем. Баллы выставляются по количеству совпадений. Задание выполняют одновременно все группы.
Примерный список персонажей:
1.Иван Дмитрич Червяков («Смерть чиновника»);
2.Ванька Жуков («Ванька»).
Учитель: С ассоциациями, ребята, у вас тоже всё в порядке. Вы продвинулись ещё на одну станцию ближе к финалу.
8 станция. «ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?»
Задания читаются по очереди для каждой группы. За каждый правильный ответ – 2 балла.
- «… только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д оранжем……Уже до тайного дослужился… две звезды имею»
(Из рассказа «Толстый и тонкий» - (Толстый – Миша).
- «…вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. …Служу коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое…ну, да бог с ним!...Я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные порсигары! По рублю за штуку продаю…Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству.»
(Из рассказа «Толстый и тонкий» - (Тонкий –Порфирий)
- «Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чёсанных, путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость. Он бос».
(Из рассказа «Злоумышленник» -Денис Григорьев)
- «…он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту…»
( Из рассказа «Лошадиная фамилия» - отставной генерал-майор Булдеев).
Учитель: Вот ещё одна станция вами преодолена. Кто-то лучше справился с данной задачей, а кому-то нужно повторить произведения и вспомнить, как выглядят литературные герои, ведь впереди у некоторых из вас экзамен по литературе – ЕГЭ. Двигаемся дальше.
9 станция. НАЙДИ ОШИБКИ В СЛЕДУЮЩИХ НАЗВАНИЯХ.
Каждой команде раздаются листочки с названиями произведений. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание – Найдите ошибки и исправьте.
1.«Письмо учёному собрату» -
2.«Упитанный и тощий» -
3.«Жалобная песня» -
4.«Терапия» -
5.«Прапорщик Пришибеев» -
6.«Дама с кошечкой» -
7.«Трамвай №6» -
8.«Шиповник» -
9.«Учитель математики» -
10.«Дом с балконом» -
11.«Человек в коробке» -
12.Пьеса «Альбатрос» -
13.Пьеса «Три брата» -
14. «Пересластил» -
15. « Горе» -
(1.«Письмо к учёному собрату» - «Письмо к учёному соседу»;
2.Упитанный и тощий» - «Толстый и тонкий»;
3.«Жалобная песня» - «Жалобная книга»;
4.«Терапия» - «Хирургия»;
5.«Прапорщик Пришибеев» - « Унтер Пришибеев»;
6.«Дама с кошечкой» - «Дама с собачкой»;
7.«Трамвай № 6» - «Палата № 6»;
8.«Шиповник» - «Крыжовник»;
9.«Учитель математики» - «Учитель словесности»;
10.«Дом с балконом» - «Дом с мезонином»;
11.«Человек в коробке» - «Человек в футляре»;
12.Пьеса «Альбатрос» - пьеса «Чайка»;
13.Пьеса «Три брата» - пьеса «Три сестры»;
14. «Пересластил» - «Пересолил»
15. «Горе» - «Радость»).
Учитель: Ребята, это задание было проверкой ваших знаний произведений А.П.Чехова. Жюри отметит ваши результаты, а я считаю, что с заданием вы справились неплохо. Молодцы! Продолжаем наш путь.
10 станция. «КТО ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЧЕХОВА…»
Задание задаётся сразу обеим командам. Кто быстрее отгадает.
Каждый правильный ответ – 2 балла.
1….Был рад, что о нём напечатали в газете, как он в пьяном виде попал под лошадь?
(Дмитрий Кулдаров; рассказ «Радость»).
2….Умер от страха и огорчения, когда его прогнал генерал, к которому он пришёл просить извинения?
(Чиновник Червяков; рассказ «Смерть чиновника» )
3…. В течение нескольких минут не один раз менял своё мнение по поводу собаки, укусившей за палец одного из жителей?
(Полицейский надзиратель Очумелов; рассказ «Хамелеон» )
4…. Говорил судебному следователю, что ему некогда идти в тюрьму, потому что нужно быть на ярмарке?
( Денис Григорьев; рассказ «Злоумышленник» )
5…. Заставлял крестьян песен не петь, по вечерам огня не зажигать, группами не собираться?
( Пришибеев; рассказ «Унтер Пришибеев» ).
6…. Писал письмо дедушке?
( Ванька Жуков; рассказ «Ванька»)
Учитель: Итак, уважаемые команды, вместе со своими капитанами вы благополучно преодолели все станции. А сейчас на ваших капитанов ложится большая ответственность. Но вы же выбирали самых эрудированных, смекалистых, смелых, начитанных капитанов. Следующая станция покажет нам, оправдывают ли они такое звание.
11 станция. КОНКУРС КАПИТАНОВ.
«ЧЬИ ЭТО ВЕЩИ?»
Оценка – 5 баллов.
Ведущий приглашает к столу, на котором лежат вещи, ( тёмные очки, зонтик, деньги, тарелка, книга, леденцы, ноты, тетрадь, платок, ножницы, линейка, лук, маска, собака, письмо, свечка, перо, чернила, гайки, рыба, щипцы, овёс, гусь, кот, свинья, классный журнал и другие) , по одному участнику (капитану) от каждой команды.
Задание. На столе лежат вещи, которые «принадлежат» героям Чехова. Угадайте, кому и какие? ( Кто больше найдёт.)
Учитель: Большое спасибо капитанам, которые старались за своё команду. Спасибо всем участникам команд. Путь к господину А.П.Чехову был довольно долгий, на пути встречалось много разных препятствий, требующих знание текста, его понимания и, конечно же, его анализ.
А сейчас наше жюри подведёт итоги.
( Жюри оглашает своё решение).
Учитель: Большое спасибо уважаемому жюри. Надеюсь, вы все согласны с таким решением. Команда – победитель получает за урок – 5 баллов, а команда, занявшая второе место – 4 балла.
А сейчас скажите, пожалуйста, чему мы сегодня научились? Что повторили?
Большое спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
110 лет пьесе А. Чехова "Вишнёвый сад"
Мини-лекция "110 лет пьесе А. Чехова "Вишнёвый сад"...
Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова
Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...
Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....
План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....
Урок-анализ в 9-м классе на тему: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).
Тема урока: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).Цели урока:Образовательная цель: Выяснить, что автор поднимает в рассказе тему образованных людей и...
Презентация "Тема маленького человека в рассказе А.П. Чехова "Смерть чиновника"
Презентация помогает учащимся сконцентрироваться на идее и композиции рассказа.1слайд Тема «маленького человека" ...
Проект: Пушкин в школьной библиотеке: читая, играем; играя, читаем» "Библиоквест "Сказочный экспресс"
. Цель квеста - собрать ключевую фразу, которая приводит их к финишу. Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются назван...