Основы коммерческой деятельности. Лекция. Виды зданий и сооружений.
план-конспект урока
1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина.
2. Требования, предъявляемые к торговым зданиям.
Вопрос 1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина
Материально-техническая база магазинов включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.
Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция. Виды зданий и сооружения | 357.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина: Основы коммерческой деятельности
Тема: Виды торговых зданий и их характеристика
Лекция
План учебного занятия:
1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина.
2. Требования, предъявляемые к торговым зданиям.
Вопрос 1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина
Материально-техническая база магазинов включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.
Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:
I. Капитальности сооружения:
1) капитальные здания – служат для размещения магазинов;
2) облегченные здания – служат для устройства мелкорозничных торговых предприятий (павильонов, ларьков, киосков), которые легко собираются и разбираются, их быстро можно перемещать с одного места на другое.
II. Месту расположения:
1) отдельно стоящие торговые здания – располагают на специально отведенных площадках, у транспортных остановок, в местах, удобных для покупателей. К ним применяются современные архитектурно-планировочные решения и создаются условия для внедрения новых технологий;
2) отдельно стоящие здания совмещенного типа – так называемые торговые комплексы или торговые центры, более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. Кроме магазинов они могут включать предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения, а также производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий (пекарня и хлебный магазин, колбасных цех и магазин колбасных изделий и т.д.);
3) встроенные магазины –располагаются на первых этажах жилых зданий, их достоинство заключается в том, что они максимально приближены к покупателю. Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которая препятствует эффективной организации технологического процесса, затрудняют погрузочно-разгрузочные работы и др.;
4) встроено-пристроенные здания магазинов – могут быть 2 типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроено-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.
III. Особенностям объемно-планировочного решения (этажности):
1) одноэтажные торговые здания – магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц и применении средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удобны для покупателей;
2) многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания –возникает необходимость в строительстве в крупных городах, где плотная застройка и нехватка земельных участков.
IV. Материалу стен и конструктивных элементов:
1) кирпичные;
2) каменные;
3) блочные;
4) крупнопанельные;
5) железобетонные;
6) деревянные.
V. Функциональному назначению и конструктивным особенностям:
1) универсальные – имеются условия для организации торговли различными товарными группами;
2) специальные – необходимы для торговли особыми видами товаров – мебелью, бытовой техникой и др.
Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на следующие группы:
1) торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т.д.);
2) помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);
3) подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);
4) административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т.д.);
5) технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);
6) площадь связи (проходы, проезды).
Объемно-планировочное решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие требования:
¨ торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;
¨ проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;
¨ помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;
¨ расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.
Вопрос 2. Требования, предъявляемые к торговым зданиям
Требования, предъявляемые к торговым зданиям:
1) технологические – наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств;
2) архитектурно-строительные – использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину;
3) технические –обеспечение необходимой влажности воздуха, температуры, освещенности;
4) эстетические – оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением, современным дизайном;
5) экономические – эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию;
6) санитарно-гигиенические – устройства систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Это необходимо не только для обеспечения надлежащих условий работы торгового персонала, но и для создания оптимальных режимов хранения товаров.
Задание:
1.Составить планировку торгового комплекса «Магнит».
2.Составить функциональную взаимосвязь помещений магазина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ОП.01 Основы коммерческой деятельности
Представлены методические рекомендации по подготовке и написанию курсовой работы для студентов специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" по ОП.01 Основы коммер...
Календарно-тематический план по "Основам коммерческой деятельности"
для специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовый уровень подготовки)...
Рабочая программа по ОП 01. Основы коммерческой деятельности
Специальность: 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовый уровень)...
Программа промежуточной аттестации Дисциплина ОП.01 Основы коммерческой деятельности Специальность 38.02.05 " Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
Контрольно-оценочные средства для специальности 38.02.05 (повышенный уровень) . Вопросы, ситуации, тесты...
ОП.01.Основы коммерческой деятельности спец.38.02.05.Товар и эксперт кач прод тов Рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины 0п.01. Основы коммерческой деятельности разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и эксперт...
ОП.01.Основы коммерческой деятельности спец.38.02.05.Товар и эксперт кач прод тов КОС
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.01. Основы коммерческой деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности средн...
Виды контроля по учебной дисциплине Основы коммерческой деятельности по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
КИМ включают контрольные материалы для проведения входного, текущего, тематического и итогового контроля ( дифференцированный зачет).Применяемые формы контроля:- устный или письменный опрос;- самостоя...