Учебный предмет: Внеурочная деятельность «Умное чтение» Тема урока: Скороговорки
план-конспект занятия
ЗАНЯТИЕ ПРОВОДИЛОСЬ С МАЛОМОТИВИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ С ЧТЕНИЕМ: НИЗКАЯ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ, МНОЖЕСТВЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОЧТЕНИИ ТЕКСТОВ. НА ЗАНЯТИИ РАССМАТРИВАЛИСЬ ПЯТЬ ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ И БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ. НАВЫКИ ОТРАБАТЫВАЛИСЬ НА СКОРОГОВОРКАХ, КОТОРЫЕ НЕСУТ ЕЩЁ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ: МАЛЫЙ ЖАНР РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дата проведения занятия: 20.10.2021 г.
Учитель: Шавель Анна Артуровна
Класс: 2 - а
Учебный предмет: Внеурочная деятельность «Умное чтение»
Тема урока: Скороговорки
Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)
Цели урока: Знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок с использование приёмов для развития правильного и беглого чтения.
Деятельностная цель: создание условий для усвоения новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие навыков самоконтроля.
Содержательная цель: расширение знаний о скороговорке, как о литературном жанре, помогающем в скороговорении ; формировать у обучающихся стремление к развитию беглого, правильного чтения, используя приёмы развития правильного, беглого чтения.
Оборудование: рабочие листы с текстами скороговорок; индивидуальные листы для работы с приёмами для развития правильности, беглости чтения.
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. | Мотивация к работе, правильной посадке. Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, а это значит, что пора начинать занятие. Садитесь за парты, проверьте готовность к занятию. -Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке! | - Приветствуют учителя. - Проверяют готовность урока | Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения. |
II. Актуализация полученных ранее знаний. | Определение фольклорного жанра. -Прочитайте текст на карточках, которые лежат у вас на партах -Посоветуйтесь и определите, к какому народному жанру относится ваше произведение? (Небылица, дразнилка, сказка, потешка, загадка, скороговорка, считалочка). Правильно определив жанр, вы назовёте тему нашего занятия. Помните о правилах работы в парах. | В парах дети распределяют роли - кто читает текст вслух вполголоса, кто озвучивает результат работы. Читают текст, обсуждают его особенности, высказывают предположения, к какому жанру относится произведение, озвучивают результат. | Коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь. Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков. |
III. Постановка учебной задачи. Формулирование целей занятия. | - Молодцы! Действительно тема занятия «Скороговорки». - Подумайте, почему именно со скороговорками мы будем работать сегодня на занятии по «Смысловому чтению»? Как они могут помочь нам в чтении? - Для этого надо поразмышлять над названием жанра и для чего наши предки стали сочинять скороговорки. - Вы всё подметили правильно, а теперь я подведу итог вашим высказываниям: скороговорки помогут нам продолжить обучение по развитию правильного и быстрого чтения. - Вы же хотите научиться читать быстро, правильно, выразительно? | - Скороговорка учит правильно и быстро произносить слова. - В скороговорке повторяются часто одни и те же звуки, их надо произносить так, чтоб не запутаться. - Скороговорка похожа на стихотворение, поэтому можно быстро читать. | Познавательные УУД: подвести учащихся к самостоятельному открытию нового материла и решению проблемных ситуации. Личностные УУД: формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности. Регулятивные УУД: ставить и решать учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные УУД: понимать задаваемые вопросы и строить понятные высказывания, выражая свою точку мнения. |
IV. Открытие нового знания. | Выяснение значения слова скороговорка. -Что же такое скороговорка? -Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать литературное определение скороговорки? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете) Итак, что нам говорят словари? Скороговорка 1. Быстрая речь. 2. Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. А вот, что найдено в интернете. Скороговорка – шуточная фраза, построенная так, что её трудно произносить. Физминутка. Шли по крыше три кота - А вы знаете, ребята как правильно читать скороговорки? - Оказывается, существуют специальные правила для прочтения скороговорок. Они распечатаны и лежат на ваших партах, давайте почитаем. - Давайте попробуем поработать по этому плану со скороговоркой, которую я вам предложу. - Кто уже готов продемонстрировать свои успехи? | - Спросить у взрослых. - Посмотреть в словаре. - Поискать в Интернете. - Ученики читают сначала «про себя», а затем вслух. 1.Медленно прочитай скороговорку. 2.Узнай значение непонятных слов. 3.Медленно, несколько раз проговори скороговорку. 3.Проговори скороговорку сначала шепотом, потом громче, постепенно ускоряя темп. 4.Проговори скороговорки быстро, не менее трёх раз без ошибок. - Дети работают по плану со скороговоркой «Собирала Маргаритка маргаритки на горе, растеряла Маргаритка маргаритки во дворе». - Несколько учеников афишируют свои успехи в произношении скороговорки. | Познавательные УУД: Черпать из источников информацию, находить новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы со своими, строить необходимые рассуждения. Личностные УУД: познавательный интерес к наблюдениям за скороговоркой, осознанная забота о своём здоровье Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные УУД: высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношение к чему-либо. |
V. Практическая работа VI. Итог урока. Рефлексия. | Приёмы работы со скороговорками для развития навыка правильного и быстрого чтения. - А теперь мы приступаем к самому интересному этапу нашего урока. Сейчас, используя скороговорки, мы будем знакомиться с приёмами развития беглого и правильного чтения. Для этого пододвиньте к себе рабочие листы, находим цифру 1. 1 приём: Убери лишнюю букву. (Смотреть приложение). - Вы должны внимательно посмотреть на запись, зачеркнуть лишние буквы, так чтобы запись скороговорки была читаема и понятна. Приступаем к работе. 2 приём: Читаем вверх ногами. (Смотреть приложение). Для этого переверните рабочий лист и попробуйте прочитать вторую скороговорку. - У кого уже получается читать буквы, давайте попробуем прочитать по строчкам. Кто ещё затрудняется, следим и пытаемся разобраться. 3 приём: Прикрой буквы текста снизу. (Смотреть приложение). - Кто смог узнать буквы по верхним элементам, давайте прочитаем скороговорку. У кого не получается читать, можете немного ниже опустить лист, чтобы увидеть большую часть букв. 4 приём: Прикрой буквы текста сверху. (Смотреть приложение). - Кто смог узнать буквы по нижним элементам, давайте прочитаем скороговорку. У кого не получается читать, можете немного выше поднять лист, чтобы увидеть большую часть букв. 5 приём: Читаем текст справа налево. (Смотреть приложение). - Один из самых сложных приёмов нам предстоит сейчас, ребята, освоить. Но если постоянно его использовать, то через некоторое время вы сможете так же бегло читать тексты «шиворот-на-выворот». - Теперь мы с вами научились тому, как улучшить своё чтение, осталось только ежедневно тренироваться, используя изученные приёмы. - Понравилось вам, ребята, сегодняшнее занятие? - Какое самое яркое впечатление осталось в вашей памяти? - Что вызвало затруднения? - Какие выводы вы сделали для себя после этого занятия? - Я предлагаю дома вспомнить все приёмы, которые мы использовали, рассказать о них и показать родителям. - А вы бы хотели, чтобы мы продолжили работу с этими приёмами? Домашнее задание: Составить памятку по работе с приёмами для развития правильного, беглого чтения. | Дети берут рабочие листы с заданиями, для знакомства с приёмами работы по развитию беглости чтения. 1 приём. Исрпугралисрь мердвержорнка Дети работают самостоятельно, маломотивированным ученикам оказывает помощь учитель. Зачитываю результат работы: Испугались медвежонка 2 приём . - Несколько человек прочитывают скороговорку по строчкам. Затем кто-то один читает её полностью. 3 приём - Обучающиеся с помощью белого листа прикрывают буквы текста скороговорки снизу, читают слова по верхним элементам букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь. В шалаше шуршит шелками 4 приём. - Обучающиеся с помощью белого листа прикрывают буквы текста скороговорки сверху, читают слова по нижним элементам букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Кукушка кукушонку купила капюшон. 5 приём - Обучающие прочитывают текст сначала «про себя», затем по желанию, читают по строчкам. укшырк доп алзелаз акшыМ укшорк ьтзыргс йокшырк доп ыботЧ - акшырк, еонреван, екшыМ ! укшок орп алыбаз акшыМ - Да, интересно было читать скороговорки. - Меня увлекло чтение «кверх ногами». - Задом наперёд читать , но занимательно! - С прикрытыми буквами сложно читать, некоторые буквы трудно узнать. - Конечно, уроки тогда будут проходить интереснее. | Познавательные УУД: Классификация приёмов, установление причинно – следственных связей между приёмами и смысловым чтением. Личностные УУД: Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться Регулятивные УУД: Способность регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции. Коммуникативные УУД: Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные УУД: Обобщать полученные знания, делать выводы после проделанной работы. Регулятивные УУД: Понимать перспективы дальнейшей учебной работы. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: Высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношение к чему-либо. |
Приложение 1 лист
- На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
- Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали
- Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
- Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
- Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап.
Приложение 2 лист
- Исрпугралисрь мердвержорнка
Ёрж рс ержирхойр и ср ежорнкорм,
Сртрирж с сртррижрихрой и стриржорнкорм.
- На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
- В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон! - укшырк доп алзелаз акшыМ
укшорк ьтзыргс йокшырк доп ыботЧ
- акшырк, еонреван, екшыМ
! укшок орп алыбаз акшыМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »
Курс внеурочной деятельности "Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов" конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам ...
Место аудиодиска в учебной и внеурочной деятельности младшего школьника.
Статья к проекту "Студенты читают стихи детям"...
Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся
Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся...
«Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе» сообщение
Выступление на педсовете по воспитательной работе и работе с родителями...
Учебно-методическая разработка урока по учебному предмету ОУП 12 География на тему: Составление сравнительной характеристики населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии
При организации урока по предмету География, для создания целостного восприятия мира необходимо проводить межпредметную интеграцию, т.к. география не отделима от ряда предметных областей, а в некоторы...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с психологических особенност...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов « Баскетбол »
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием. Разработана для школьного спортивного клуба. На 2 ч. в неделю. 68 часов...