«Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе» сообщение
статья

Выступление на педсовете по воспитательной работе и работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме:

«Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Еронченко Людмила Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ Лицей №15 г Саратов

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

- усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;

- развитие у школьников опыта формального и неформального общения с взрослыми;

- освоение родителями навыков делового общения и сотрудничества с учителями и детьми;

- оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотрудничество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям:

- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

- развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе, домашних условиях и др.;

- оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

Отношения с родителями должны выстраиваться с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Семьи очень разные, у каждых своих проблем и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Совместно с родителями, педагогический коллектив пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпениеи целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Предлагаем такие варианты внеурочной работы с родителями:

1) Дни творчества детей и их родителей.

2) Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

3) Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении матер ально - технической базы школы.

4) Родительское общественное патрулирование.

5) Шефская помощь.

6) Участие родителей в работе Совета школы.

В работе с родителями реализуются следующие цели:

1. Просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат: в начальной школе - сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

- Психолого - педагогический лекторий.

- Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

- Индивидуальные тематические консультации.

- Ролевая игра.

- Посещение семьи.

- Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс: родительские собрания; родительские дни в школе; совместные творческие дела; социологические опросы; семейные праздники.

Таким образом, взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС

Интегрированный подход с применением метода эвристического инсайта...

«Использование фильмотерапии (мультфильмотерапии) на занятиях по внеурочной деятельности в начальной школе»

Статья представленная в сборнике XIV Научно-практической конференции "Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения" 21-22 апреля 2016г.  Направление: "Арт-терапия в рабо...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям дополнительного образования и групп продленного дня, в нем рассматриваются направления, виды, формы и типы программ внеурочной деятельност...

Внеурочная деятельность в начальной школе

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усили...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации для учителей начальных классов, студентов педагогического колледжа...

Презентация по внеурочной работе в области спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе.

Цели, задачи, средства, методы, принципы, формы, содержания внеурочной работы в области спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе.Презентация для студентов педагогических колледжей, а т...

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальной школе.

О проектно-исследовательской деятельности в начальной школе....