«Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе» сообщение
статья
Выступление на педсовете по воспитательной работе и работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме:
«Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Еронченко Людмила Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Лицей №15 г Саратов
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
- усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;
- развитие у школьников опыта формального и неформального общения с взрослыми;
- освоение родителями навыков делового общения и сотрудничества с учителями и детьми;
- оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотрудничество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям:
- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
- развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе, домашних условиях и др.;
- оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Отношения с родителями должны выстраиваться с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Семьи очень разные, у каждых своих проблем и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями, педагогический коллектив пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпениеи целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Предлагаем такие варианты внеурочной работы с родителями: 1) Дни творчества детей и их родителей. 2) Открытые уроки и внеклассные мероприятия. 3) Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении матер ально - технической базы школы. 4) Родительское общественное патрулирование. 5) Шефская помощь. 6) Участие родителей в работе Совета школы. В работе с родителями реализуются следующие цели: 1. Просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми. 2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей. Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат: в начальной школе - сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу; - Психолого - педагогический лекторий. - Открытые уроки и внеклассные мероприятия. - Индивидуальные тематические консультации. - Ролевая игра. - Посещение семьи. - Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс: родительские собрания; родительские дни в школе; совместные творческие дела; социологические опросы; семейные праздники. Таким образом, взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС
Интегрированный подход с применением метода эвристического инсайта...
«Использование фильмотерапии (мультфильмотерапии) на занятиях по внеурочной деятельности в начальной школе»
Статья представленная в сборнике XIV Научно-практической конференции "Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения" 21-22 апреля 2016г. Направление: "Арт-терапия в рабо...
Организация внеурочной деятельности в начальной школе
Материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям дополнительного образования и групп продленного дня, в нем рассматриваются направления, виды, формы и типы программ внеурочной деятельност...
Внеурочная деятельность в начальной школе
Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усили...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методические рекомендации для учителей начальных классов, студентов педагогического колледжа...
Презентация по внеурочной работе в области спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе.
Цели, задачи, средства, методы, принципы, формы, содержания внеурочной работы в области спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе.Презентация для студентов педагогических колледжей, а т...
Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальной школе.
О проектно-исследовательской деятельности в начальной школе....