Место аудиодиска в учебной и внеурочной деятельности младшего школьника.
статья
Предварительный просмотр:
Место аудиодиска в учебной и внеурочной деятельности младшего школьника.
Роль и значение художественной литературы, в том числе поэтических текстов, велика. Художественная литература способствует глубокому, личностному усвоению представлений о мире, нравственных ценностях. Дети знакомятся с этическими ценностями своего народа и человечества в целом; усваивают понятия «добро, долг, справедливость, дружба». Выявлено, что примерно с семи лет формируется осознание своих представлений и переживаний при восприятии художественного текста.
Актуальность проекта заключается в том, что современные дети мало слушают выразительное чтение стихов и прозы, предпочитая видео. В связи с этим страдает восприятие речи на слух, с трудом формируется умение слушать собеседника. Учителя признают, что многие дети читают плохо, иногда не понимают смысл прочитанного или услышанного.
Целью проекта является создание студентами педагогического колледжа сборника стихотворений в аудиоформате, предназначенного для учащихся начальной школы. Проект посвящен поиску, выбору и обработке стихотворных произведений, подходящих для использования в начальной школе – на уроках и во внеурочной деятельности.
В ходе работы над проектом, студенты педагогического колледжа приобрели практический опыт профессиональной деятельности, предусмотренной стандартом среднего профессионального образования, например:
· находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к урокам;
· использовать различные средства и формы организации учебной деятельности школьников, с учетом возраста и уровня подготовленности;
· использовать технические средства обучения в образовательном процессе;
· выразительно читать литературные тексты и др.
Помимо этого, работа над проектом позволила сформировать у студентов неспециализированные, не связанные с конкретной предметной областью навыки (англ. soft skills). Они отвечают за успешную деятельность, результативность совместной работы и конструктивное общение: ответственность, самодисциплина; грамотное построение коммуникации, работа в команде, эмоциональный интеллект; распределение времени, лидерство, критическое мышление.
В процессе работы над проектом были решены разнообразные задачи: например, ознакомление с нормативными документами и педагогической литературой, подбор стихотворений, звукозапись и другие.
Результатом работы является компакт-диск с аудиозаписью стихотворных произведений, самостоятельно выбранных и выразительно прочитанными студентами. Стихотворения подбирались с учетом разработанных критериев. Компакт-диск оформлен обложкой, созданной студентами.
На основе анализа методической литературы и образовательных программ были выработаны критерии выбора стихотворений.
1. Соответствие тематике образовательной программы, новизна (нет в учебно-методических комплексах);
2. Доступность языка и, с другой стороны, возможность расширять словарный запас детей лексикой, обозначающей объекты окружающего мира, явления, чувства, состояния.
3. Стихотворение должно вызывать яркие образы и переживания, положительную эстетическую оценку.
4. Жизненные представления учащихся должны соответствовать авторским или приближаться к ним.
Соответственно данным критериям были выбраны следующие стихотворения:
1. Фёдор Тютчев. Чародейкою зимою...
2. Людмила Фадеева. Первый снег
3. Вера Полозкова. Мы с мамой стояли и молча смотрели
4. Вера Полозкова. Вот мама милая моя пришла писать статью
5. Наталья Хрущева. Мой папа – ученый-философ
6. Самуил Маршак. Веселый счет (2 части)
7. Эдуард Успенский. Про Сидорова Вову
8. Леонид Каминский. Про дядю Гогу, который все перепутал
9. Татьяна Бокова. У меня родился брат
Результат проекта ориентирован на применение в начальной школе. Включение художественного текста в образовательный процесс означает обращение к разуму и чувствам детей. Таким образом, происходит нравственное воспитание детей, общее развитие их личностных характеристик.
Актерское чтение стихотворений может применяться студентами на практике: во внеурочной деятельности, на уроках литературного чтения, русского языка, музыки, окружающего мира. Аудиозапись будет являться примером грамотной, эмоциональной речи, способной пробудить в школьниках душевный отклик, раскрыть глубинные смыслы стихотворений.
Помимо этого, дети учатся воспринимать художественную речь на слух, оценивать свои эмоциональные реакции, характеризовать особенности прослушанного художественного произведения. Это необходимого для формирования читательской компетенции и общего речевого развития.
В начальной школе стихотворения должны стать средством познания реальности и средством воспитания культуры, правильного восприятия окружающего мира.
Аудиозапись с актерским прочтением стихотворного произведения позволяет:
· разнообразить урок, привлечь внимание учащихся;
· учить восприятию разных манер речи,
· создать необходимый эмоциональный настрой,
· сделать урок запоминающимся,
· помочь в раскрытии смысла и более глубоком понимании текста.
Применение аудиозаписей обладает следующими дидактическими возможностям:
· является источником информации;
· рационализирует формы преподнесения информации;
· повышает степень наглядности (в данном случае слуховой наглядности);
· организует, направляет восприятие;
· обогащает круг представлений учащихся, удовлетворяет их любознательность, более полно отвечают культурным интересам учащихся;
· создает эмоциональное отношение учащихся к информации, повышает интерес к учебному процессу;
· делает доступным такой материал, который без применения ТСО теряет в эффективности применения;
· активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует усвоению материала, развитию мышления, воображения, наблюдательности;
· создает условия для использования наиболее эффективных форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса;
· экономит учебное время, энергию преподавателя и учащихся.
Разумеется, что аудиоматериал не должен и не может полностью заменить живую речь учителя. Аудиозапись с актерским прочтением стихотворного произведения позволяет разнообразить урок, привлечь внимание учащихся, придать необходимый эмоциональный импульс, сделать урок запоминающимся, помочь в раскрытии смысла и более глубоком понимании текста.
Планируется продолжение работы над проектом, расширение сборника стихотворений, увеличение области применения.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.
2. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. - М., Издат. МГУ, 2010. - 148с.
3. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования классах // Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс], доступ https://fgos.ru/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах // Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс], доступ https://fgos.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...
Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте
Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения
В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...
Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»
Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений....
Проектная работа по теме «Игровая компетентность как ресурс формирования учебной деятельности младшего школьника»
Игра как источник духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых: Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, Шмакова. Большое з...
Статья. Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами литературной гостиной.
Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерны...
Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Указом Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации с 2017 года по 2030 год» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации&raqu...