Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
рабочая программа
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с психологических особенностей подростков. Цель изучения: формирование у обучающихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия финансовых решений в сфере управления личными финансами. Задачами реализации учебного курса «Финансовая грамотность» являются:
– увеличение объема информации об инструментах финансово и фондового рынка, распространяемой на территории Российской Федерации;
– развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг;
– развитие личности обучающихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
– формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку; место предмета в учебном плане; планируемые результаты обучения; содержание курса внеучебной деятельности; формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения; формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся; тематическое планирование; литературу и электронные образовательные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_10-11_fg_1.docx | 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №343 Невского района Санкт–Петербурга
ПРИНЯТО решением Педагогического совета ГБОУ гимназии № 343 Невского района Санкт-Петербурга протокол от № 1 С учетом мнения Совета обучающихся протокол от №1 С учетом мнения Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся протокол от №1 | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ гимназии № 343 Невского района Санкт-Петербурга
__________________ О.А. Зайка приказ от № 365-ОД |
Приложение 1
Основной образовательной программы полного среднего образования,
обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
гимназии №343 Невского района Санкт - Петербурга
(обновленные ФГОС)
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
п. Содержательного раздела ООП ООО (обновленные ФГОС)
Санкт-Петербург
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество ставит перед системой образования задачу формирования надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Именно поэтому в программе уделяется большое внимание как освоению содержания финансовой грамотности, воспитанию финансовой культуры, так и развитию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, проектного мышления, критического взгляда. Нормативно правовые акты, регламентирующие разработку рабочей программы учебного курса «Финансовая грамотность»:
- Федеральный Закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от № 287 (далее – ФГОС ООО);
-Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от № 204)
- Единые рамки компетенций по финансовой грамотности в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации (утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от № 2039-р);
- Концепция развития математического образования (утверждена Распоряжением Правительства РФ от № 2506-р);
- Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы», (утверждена распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от № 105-р).
- Программа учебного курса Основы финансовой грамотности. Финансовая культура (для 10-11 классов образовательных организаций) (одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от №3/22);
- Примерная программа воспитания (одобрена решением ФУМО по общему образованию от № 3/22);
- Программа по финансовой грамотности Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов 10-11 классы — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования с Российской Федерации.
- Рабочая программы воспитания ГБОУ гимназии №343 Невского района Санкт-Петербурга, а также Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации.
Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с учетом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьникам более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействие с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. обучающиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Цель изучения: формирование у обучающихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачами реализации учебного курса «Финансовая грамотность» являются:
- увеличение объема информации об инструментах финансово и фондового рынка, распространяемой на территории Российской Федерации;
- развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг;
- развитие личности обучающихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
- формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочной деятельности по «Финансовой грамотности» рассчитана на 10-11 классы из расчёта 1 ч в неделю: в 10 классе — 34 ч, в 11 классе — 34 ч.
Реализация воспитательного потенциала курса внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» происходит в рамках общеинтеллектуального направления, которое базируется на развитии творческого мышления, воспитании культуры умственного труда, развитие интеллектуальных способностей ребенка, формировании представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. В результате занятий у школьников развивается устойчивый интерес учебно-познавательной и исследовательской деятельности, формируется углубленное представление об объекте исследования как области, в рамках которой ведется исследование отношений и свойств для получения новой информации, развивается умение добывать знания и умения использовать их на практике, стимулирование развития потребности в познании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Требования к личностным результатам освоение курса:
- понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
- владение умением решать практические финансовые задачи;
- владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям;
- определение стратегических целей в области управления личными финансами;
- постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
- планировании е использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
- подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
- владение коммуникативными компетенциями;
- нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
- анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатом освоения курса:
- владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- владение основными принципами понятий оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа внеурочной деятельности по «Финансовой грамотности» состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят обучающемуся закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятий. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. в тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания: банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.
Понятие банковской системы, виды депозитов. Порядок начисления простых и сложных процентов. Порядок возмещения вкладов. Основные параметры депозита. Виды кредитов, характеристики кредита. Параметры выбора необходимого вида кредита. Особенности функционирования банка как финансового посредника. Вид кредита – процентная ставка по кредиту. Ключевая характеристика выбора депозита и кредита.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания. Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов. Отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления. Виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок. Порядок функционирования фондового рынка, функций участников рынка. Особенности работы граждан с инструментами фондового рынка. Риски участников фондового рынка в процессе его функционирования. Порядок работы валютного рынка.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания: налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию. Случаи и способы получения налоговых вычетов. Права и обязанности в сфере налогообложения. Действующая система налогообложения.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания: страхование, страховой полис, имущественное страхование. Личное страхование. Страхование ответственности. Страховой случай. Страховая выплата. Обязательное и добровольное страхование. Франшиза. Страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России. Классификация страховых продуктов. Условия осуществления различных видов страхования. Алгоритм действий при наступлении страховых случаев. Особенности выбора страховой компании. Принципы страхования, приобретение страховых услуг. Выбор страховых продуктов. Преимущества и недостатки условий договоров страхования.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания: бизнес, уставный капитал, привлеченный капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учет, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчета прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учета, функции маркетинга и менеджмента работе предприятия, порядок расчетов и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания: инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знание о признаках финансовой пирамиды.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Базовые понятия и знания: пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:
Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств.
Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.
Практическое занятие может быть проведено в различных формах:
- проблемный семинар;
- презентация докладов;
- решение кейсов;
- решение финансовых головоломок и пр.
Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности.
Контроль. Данный урок проводится с целью проверки освоенных знаний и умений.
На усмотрение учителя могут быть использованы другие формы обучения.
Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся
Необходимым элементом процесса обучения является контроль. Контроль знаний, умений и навыков, которые были сформированы у школьника, требует определённой системы оценивания с выделением чётких критериев такого оценивания. Поскольку в процессе обучения предполагается использование различных видов деятельности, то и система критериальной оценки должна строиться с учётом различий в такой деятельности. Задача учителя – заранее ознакомить учащихся с критериями оценивания их деятельности, что позволит школьникам впоследствии чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в процессе обучения, и выбирать оптимальные пути достижения поставленных целей и решения задач. В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.
Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на уроке, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных задач. Текущий контроль может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры. Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме итогового тестирования или деловой игры, позволяющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднимались в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
11 класс
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Основная литература
Печатные издания
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Дополнительная литература
Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. – 182 с.
Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.
Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов: учеб. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 100 с.
Рабочая тетрадь к учебному курсу «Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов»: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 60 с.
Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
Интернет-ресурсы
– обзорная информация по мировой экономике.
– обзоры мировых товарных рынков.
#1056;осБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
– статистический портал Высшей школы экономики.
– ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
– Фонд Бюро экономического анализа.
– журнал «Вопросы экономики».
ru – Торгово-промышленная палата РФ.
– РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
– Министерство экономического развития РФ.
– Министерство торговли и промышленности РФ.
– Федеральная антимонопольная служба РФ.
– Министерство финансов РФ.
- Центральный банк РФ.
– Федеральная служба государственной статистики.
– Федеральная налоговая служба РФ.
– Всемирная торговая организация.
– Всемирный банк.
– Международный валютный фонд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе
Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Страноведение» в 9-х классах
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному (познавательному) направлению «Занимательная биология» для обучающихся 7 – 9 классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная биология» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам осво...
Презентация по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 10 класс, по теме "Страхование"
Презентация по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 10 класс по теме "Страхование"...
Рабочая программа учебного курса «Мир, в котором я живу»
Рабочая программа учебного курса «Мир, в котором я живу»...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному направлению «Баскетбол» для учащихся 5-9 класса
Рабочая программа по курсувнеурочной деятельности пофизкультурно-спортивному направлению «Баскетбол»для учащихся 5-9 класса...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов « Баскетбол »
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием. Разработана для школьного спортивного клуба. На 2 ч. в неделю. 68 часов...