Использование синквейна в работе педагога дополнительного образования.
статья

Тимофеева Екатерина Сергеевна

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат. Также он является диагностическим инструментом, так как даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком и владения темой. Руководствуясь схемой, каждый ребенок может выстроить свои уникальный неповторимый стих. При внешней простоте формы, синквейн — быстрый, но мощный инструмент рефлексии, мотивационный элемент обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование синквейна в работе педагога дополнительного образования.

Одной из технологий критического мышления, активизирующей умственную деятельность детей, является синквейн.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии.

Синквейн – это игра в слова, игра слов. Это поэзия, которая помогает творческому саморазвитию, внятному и красивому изложению своих мыслей. Это способ создания оригинального творческого продукта. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает всё большую популярность и всё чаще применяется в образовательном процессе.

Правила построения синквейна:

Первая строка стихотворения – его тема. Представлена она всего одним словом и всегда существительным.

Вторая строк состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих её. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

Третья строка – три слова. Это глаголы, относящиеся к теме синквейна, характеризующие её. 

Четвёртая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составитель высказывает своё отношение к теме. Это может быть предложение, составленное учеником самостоятельно, или крылатое выражение, поговорка, пословица, цитата, обязательно на заданную тему.

Пятая строка – одно слово, которое подводит итог, обобщает. Чаще всего это синоним к теме стихотворения.

Для большей визуализации процесса можно предложить учащимся схему:

1 – С

2 – П+П

3 – Г+Г+Г

4 – Я (мое мнение)

5 – Обобщение, итог.

Синквейн помогает оживить занятие, вносит элемент новизны. Синквейны на одну и ту же тему в начале и конце учебного года могут получиться абсолютно разными. Не смотря на свою жесткую структуру данный метод не сковывает фантазию ребенка, помогая четко формулировать образ, используя различные мыслительные операции.

Примерный план работы по составлению синквейна с учащимися:

  1. Знакомство с правилами написания, запись схемы на доске или в тетради.
  2. Выбор темы (Если это слова-омонимы, то проговорить значения, (например: замок – устройство для запирания чего-либо, и замок – старинное архитектурное сооружение) и остановиться на каком-то одном варианте)
  3. Работа по подбору слов. Педагогу нужно обратить внимание на то, что подбираемые прилагательные и глаголы должны согласоваться с поставленной темой (существительным). Стараться подбирать самые подходящие, точные слова. При работе с предложением нужно постараться выбрать самое удачное, характеризующее предмет наиболее полно. Последняя строчка должна подводить итог вышесказанному. На этом этапе педагог может помогать учащимся наводящими вопросами.
  4. Запись синквейнов
  5. Зачитывание работ и обсуждение наиболее удачных моментов (какие мысли показались наиболее интересными, какие образы возникают при прочтении).

Мы предложили учащимся Центра детского творчества составить синквейны о нашем ЦДТ:

Центр.

Творческий и детский.

Лепим, пляшем и поем.

Будем вместе развиваться.

Сердце в нем!

ЦДТ👍

Вдохновляющий, дружный

Творит, создаёт, радует🔥

Любовь навсегда!

Дом!

Как показывает практика синквейны удачно и органично вписываются в любой этап проведения занятия. При использовании вначале занятий он может стать актуализацией имеющихся знаний, подводить к основной теме, побуждать интерес к заявленной теме. При изучении новой темы – закрепить материал, проанализировать его с разных сторон, помогает разнообразить учебный процесс, отвлечься на игровую деятельность. На этапе рефлексии – обобщение, синтез информации, обмен мнениями. Возможно составление синквейнов в начале и конце занятия и их сравнение между собой. Синквейн очень удобно использовать для самоконтроля или в мнемонических целях. Если учащиеся могут легко сочинить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в таком нерифмованном стихотворении содержится квинтэссенция материала — его эмоциональное восприятие. Поэтому впоследствии данную тему можно повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Составляя синквейн, учащийся реализует свои интеллектуальные и творческие качества. Кроме того, удачно составленный синквейн имеет яркую эмоциональную окраску.

Исходя из этого можно выделить ряд преимуществ:

1. Является универсальным: просто использовать, не занимает большого количества времени, практически не требует подготовки, можно использовать на любом этапе занятия, в любом возрасте, для любой темы, как метод обучения и как игру.

2. Повышает интерес к изучению и повторению материала, мотивацию и самооценку.

3. Развивает речь, мышление (образное, аналитическое, критическое), воображение, умение чётко формулировать мысль.

4. Способствует применению полученных знаний для решения новых, нестандартных задач.

5. Позволяет реализовать личностные качества учащихся (интеллектуальные, творческие, коммуникативные, речевые), имеет выраженную эмоциональную окраску.

6. Ограничение количества слов и построчное выполнение задания развивают ориентировочные и регулирующие основы деятельности ребёнка.

7. Облегчает и стимулирует коммуникацию (между сверстниками, между педагогом и учащимся).

8. Воспринимается как игра.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат. Также он является диагностическим инструментом, так как даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком и владения темой. Руководствуясь схемой, каждый ребенок может выстроить свои уникальный неповторимый стих. При внешней простоте формы, синквейн — быстрый, но мощный инструмент рефлексии, мотивационный элемент обучения.

Литература:

  1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие . /В.М. Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
    Гин, А.А.Приемы педагогической техники . пособие для учителя. /А.А. Гин. – М.: Вита – пресс, 2004.
  2. Баннов. А.М Синквейн: учимся думать вместе. М.Интуит, 2007.
  3. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио, 2019.
  4. О.Ю. Шпичка. Синквейн как приём технологии развития критического мышления. 2018.

Электронные ресурсы:

1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/518752/

2.Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293

3. Педагогический словарь http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения

Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне.   Современные информа...

Использование интерактивных методов в работе педагога дополнительного образования.

В настоящее время  понятие «интерактивный»  широко вошло в нашу жизнь. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего.  Этот ...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Критерии оценки работы педагога дополнительного образования

Критерии оценки работы педагога дополнительного образования - таблицы...

Применение QR-кодов в работе педагога дополнительного образования

В презентации раскрываеться понятие "QR-код", его особенности, сферы применения (в т.ч. в образовательном процессе), схема кодирования и считывания информации....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...