Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения
методическая разработка на тему

Кондратьев Сергей Иванович

Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне.   Современные информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе сегодня совершенно необходимы, работа без них немыслима, т.к. во многом облегчается рутинная ежедневная бумажная работа педагогов учебных заведений при решении различных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

"Чебоксарский электромеханический колледж"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Разработчик:

Кондратьев С.И.,

преподаватель спецдисциплин БОУ Чувашской Республики СПО «ЧЭМК» Минобразования Чувашии

  1. Методическая разработка

Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения

“Моделист-конструктор”

                    

г. Чебоксары – 2014

Аннотация

Разработчик:

Кондратьев С.И.,

преподаватель спецдисциплин БОУ Чувашской Республики СПО «ЧЭМК» Минобразования Чувашии

Тема методической разработки:

Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения “Моделист-конструктор”

Отличительная черта работы:

Обобщение новых данных по различным источникам

Методическая разработка рекомендуется для педагогов дополнительного образования.

Содержание

Введение                                                                                        2

1. Применение информационно-коммуникационных технологий в

объединениях дополнительного образования                                         3

2. Практическое применение информационно-коммуникационных

технологий         в объединении «Моделист-конструктор»                        7

3. Заключение                                                                                10

4. Перечень используемых источников                                                11

Введение

Информационные технологии и современное информационное пространство предоставляют условия для творческого развития, которое является в полном смысле креативной средой.

Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.

Информационная технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники.

Информационная технология – система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.

Преимущества информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании не вызывают сомнений: это и увеличение наглядности преподаваемого материала, и положительный психологический эффект на усвоение материала, и повышение успеваемости учащихся, и их социальной адаптации, и мотивация к самостоятельным занятиям.

Мультимедиа – компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей.

Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, текстом, речевым и звуковым сопровождением.

Тема: Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения “Моделист-конструктор”

1. Применение информационно-коммуникационных технологий в объединениях дополнительного образования

Непременным условием повышения эффективности образовательного процесса является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.

Информационная технология базируется и зависит от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения.

Техническое обеспечение - это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными возможностями: скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста.

Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Информационное обеспечение - совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.

Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения определенного результата.

Современное развитие информационно-образовательной среды, электронных способов записи и предъявления информации диктуют необходимость более широкого внедрения в процесс обучения средств и методов визуализации.

Визуализация может стимулировать повышение степени осмысленности, обобщенности воспринимаемых образов, уточнять, конкретизировать, повышать полноту, целостность образов представлений.

Визуализация информации позволяет включать механизмы наглядно-действенного, образного, ассоциативного мышления, усиливать деятельность воображения (воссоздающего и творческого).

Визуальные методы в обучении позволяют решать различные развивающие задачи: развитие наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления и пр.

С помощью средств визуализации могут быть задействованы особые методы управления образовательной деятельностью, что оказывает влияние на активность учащихся, их саморегуляцию в обучении. При методически грамотном использовании методов визуализации может происходить переход обучающихся на более высокие уровни познавательной деятельности, стимулироваться овладение предметным содержанием с элементами креативности.

В настоящее время разработаны технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками.

Информация в архивах мультимедиа открывает доступ к звуковым и видеофайлам, схематизированной наглядности, что позволяет обогащать образовательный процесс разнообразной информацией, собственной креативной деятельностью обучающихся в выполнении учебных заданий.

В настоящее время потребность в использовании аудиовизуальных информационных технологий в учебном процессе достаточна высока. Так,

наряду с использованием компьютера в обучении, многие преподаватели обращаются на своих занятиях к использованию видеоматериалов.

Аудиовизуальные технологии включают совокупность классических методов: словесных, наглядных и практических. Аудиовизуальные материалы легко включаются в аудиторную форму обучения, обладают высокой степенью наглядности, демонстрируют динамические процессы.

Современные технологии дают возможность достаточно легко получать цифровые образы предметов исследований. Кроме того, общедоступное для всякого пользователя персонального компьютера и простое в использовании программное обеспечение типа Adobe PhotoShop позволяет обработать полученное изображение и зачастую получить результаты, которые раньше являлись только следствием длительных лабораторных исследований.

Возможности информационных технологий в дополнительном профессиональном образовании актуальны и применимы для организации:

самостоятельной работы учащихся в очном обучении;

курсов повышения квалификации преподавателей дополнительного образования по актуальным вопросам содержания предметных областей и современным технологиям и методам обучения;

самостоятельной работы преподавателей в системе повышения

квалификации;

тематических конференций, семинаров и выставок технического творчества.

С помощью современных информационно-технических средств учащийся может интерактивно оперировать информацией в числовой, знаковой, образной форме, текстами (письменными и устными), моделировать процессы, взаимодействовать с удаленными экспериментальными установками, погружаться в виртуальные миры, отрабатывая сложные профессиональные умения.

Педагог нового века должен уметь осуществлять технологическую

подготовку и эффективно использовать в обучении информационные образовательные продукты различных видов (на цифровых носителях информации и формах, предназначенных для сетевого использования).

В качестве технического средства для решения задач была выбрана программная оболочка Microsoft Power Point, которая является одной из наиболее популярных средств создания мультимедийных программных продуктов.

К ее очевидным достоинствам следует отнести:

- поддержку разнообразных форматов графических, аудио- и видеофайлов,

- компактность получаемых в результате файлов презентаций, а также дружественный, интуитивно постигаемый интерфейс.

Эти качества Microsoft Power Point дают возможность включать в состав

мультимедийных вариантов лекционных курсов практически неограниченный по объему и составу иллюстративный материал и делают эту программу наилучшим инструментом, который может быть с успехом использован даже неопытными пользователями.

Наиболее распространенным методом педагогической диагностики на основе информационных технологий является компьютерное тестирование, что обусловлено следующими его достоинствами:

педагог освобождается от рутинной, трудоемкой работы;

обеспечивается объективность оценки;

минимизируются негативные воздействия, нередко возникающие в

ситуации межличностного взаимодействия между педагогом и учащимся во

время проведения контроля;

достигается быстрота обратной связи по результатам тестирования,

что позволяет студенту самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре

своих знаний и принимать меры для их ликвидации;

предъявляются условия, как для индивидуализации процесса диагностики, так и для проведения быстрой массовой проверки;

обеспечивается возможность регулярно пополнять и модифицировать систему тестовых заданий;

технология мультимедиа позволяет предъявлять статические и динамические объекты, обеспечивая тесную связь с решением практических

задач.

2. Практическое применение информационно-коммуникационных технологий в объединении «Моделист-конструктор»

Объединение учащихся «Моделист-конструктор», руководителем которого являюсь я сам, было организовано в 2001 году на базе «Чебоксарского профессионального лицея» в городе Чебоксары Чувашской Республики. Наше объединение работает в направлении развития у учащихся творческих способностей в области радиоэлектроники.

К радиотехническому конструированию учащихся влечет потребность творить и создавать, т.к. радиолюбительство - дело интересное, творческое.         Радиолюбительство не только учит, но и воспитывает: делает человека более собранным, аккуратным, появляется привычка тщательно проверять сделанное и не спешить.

Собирая электронные схемы, налаживая их, выискивая неисправности, учащиеся учатся логически мыслить, рассуждать, использовать имеющиеся знания, добывать новые.

Основной задачей нашего радиокружка является расширение и углубление специальных знаний и профессиональных умений учащихся, развитие их творческого мышления и способностей, удовлетворение их индивидуальных интересов.

Основными задачами руководителя кружка являются:

  • привлечение учащихся к творчеству и пробуждение в них интереса к посещению технического кружка,
  • создание условия для реализации творческих задач в группе,
  • поддержание личной инициативы, развитие заинтересованности учащихся,
  • развитие интереса к научно – техническому творчеству,
  • обучение правилам формулировки творческой задачи или проблемы, составление алгоритма решения,
  • развитие умения самостоятельно ставить техническую задачу или проблему и доводить ее до уровня готового предметно-технического изделия, оформленного в соответствии с принятыми стандартами,
  • обучение  правилам пользования справочной и научно–технической литературой,
  • обучение грамотному оформлению научно-технической документации,
  • организация участия учащихся в творческих конкурсах, конференциях, семинарах,
  • ориентирование учащихся на важность получения дальнейшего средне - специального и высшего образования,
  • развитие чувства аудитории у учащихся при публичных выступлениях о результатах своей творческой деятельности,
  •  воспитание учащихся в духе взаимного сотрудничества, взаимопомощи и уважения,
  • развитие и воспитание чувства ответственности,
  • выработка самодисциплины и самоконтроля,
  • привитие уважения учащихся к педагогам,
  • умение систематизировать накопленные знания и опыт учащихся.

Для решения этих задач необходимо:

  •  внедрять творческие разработки учащихся в учебный процесс;
  • постоянно оснащая учебный кабинет методической, технической и дидактической документацией, приборами и технологическим оборудованием учебного заведения и силами учащихся;
  • выполняя предметно-технические разработки на коммерческой основе;
  • участвуя в творческих конкурсах, конференциях и семинарах;
  • распространяя информацию об успешных результатах творчества участников кружка среди учебных групп и педагогического коллектива.

Занятия в наших кружках проводятся в форме бесед, дискуссий, доступных экспериментальных исследований, ученических конструкторских бюро, обсуждений ученических докладов и рефератов, технических конференций, подготовки и участия в конкурсах и викторинах и т.п. Тематика и содержание работы технических кружков отражает новые и новейшие достижения техники и технологии в соответствующей отрасли.

Учитывая то, что каждый учащийся – личность с присущими только общими и специальными способностями, характером, уровнем подготовки, интересами и другими личностными качествами, занятия в кружке по решению конструкторских и изобретательских задач проводятся, в основном, индивидуально с каждым членом кружка. Такой подход тем более необходим, т.к. учащиеся приходят на занятия со своими техническими идеями и им требуется индивидуальная консультация и помощь руководителя. При этом проводятся и групповые занятия, особенно, когда необходимо создать коллективный генератор идей.

Источником формирования знаний и умений является решение всевозможных технических задач, особенно, задач творческого характера.  Итогом решения таких творческих задач является изготовление определенных технических изделий.

В нашем помещении, где проходят наши занятия, установлены компьютеры и мультимедийная система.

Сегодня каждый учащийся может заниматься на компьютере и выполнять практические задания, моделировать электрические процессы. На компьютере установлены различные программы по электронному моделированию и исследованию электрических схем, внесена различная учебная и справочная литература.

Учащиеся, перед изготовлением своих электронных изделий, собирают виртуальные схемы, производят регулировку и настройку параметров устройства. Если виртуальная схема заработала, то переходят к практической работе по монтажу и пайке радиоэлементов на печатные платы.

Для разработки рисунка печатной платы применяется программа Sprint-Layout, которая позволяет грамотно развести печатные дорожки на печатной плате в соответствии с электрической схемой. Некоторые учащиеся хорошо освоили эту программу и помогают своим младшим сверстникам в изготовлении печатных плат.

Многие ребята полностью освоили правила работы с электронным справочником по различным радиоэлементам. Эту справочную базу ребята периодически обновляют сами, внося информацию в компьютер.

На занятиях мы часто применяем мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер и различные учебные программы.

Использование цифрового фотоаппарата совместно с программами обработки фотографий позволяет создавать интересные презентации, видеосюжеты, видеофильмы о нашей деятельности. Эта работа у нас постоянно практикуется.

Применяя на своих занятиях систему обучения с применением информационно-коммуникационных технологий,  я ожидаю получить следующие результаты деятельности нашего объединения «Моделист-конструктор»:

- усвоение учащимися в полном объеме программы обучения,

- приобретение практических умений и навыков самостоятельной работы, в том числе и на компьютерах,

- изготовление технического изделия с применением информационных технологий,

- разработка и оформление творческой работы на изготовленное изделие,

- участие в городских, республиканских и Всероссийских выставках и получение призовых мест.

        Свои творческие работы кружковцы демонстрируют на ежегодных выставках технического творчества, проводимых в нашем учебном заведении, а также на различных городских, республиканских, региональных и всероссийских конкурсах и выставках технического творчества учащихся.

        В течение многих лет творческой работы в нашем объединении было разработано и сконструировано большое количество технических изделий и самые удачные работы перечислены ниже:

- радиомикрофон с приемником – помощник преподавателя,

- высококачественный УМ с процессором обработки звука,

- устройство световых эффектов,

- лабораторный стенд для проведения учебных занятий по радиоэлектронике,

- стенд для ремонта и проверки компьютерных блоков питания,

- лазерный светотелефон,

- проигрыватель компакт – дисков,

- УКВ – радиоприемник,

- электронная записная книжка,

- имитатор телефонной линии,

- электронный замок,

- универсальный усилитель мощности,

- электронное сердце,

- цифровой отопитель салона отечественных автомобилей ВАЗ.

  1. 3. Заключение

В заключении хотелось бы отметить,  что современные информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе сегодня совершенно необходимы, работа без них немыслима, т.к. во многом облегчается рутинная ежедневная бумажная работа педагогов учебных заведений при решении различных проблем.

Во-первых, это составление планирующей документации (рабочие программы, поурочные планы, расписания занятий и т.д.).

Во-вторых, это сбор данных по успеваемости, пропускам занятий и другой необходимой информации, ее учет, представление этой информации в виде различных диаграмм.

В-третьих, это составление учебно-методической документации (методические пособия, справочная информация, различные схемы, графики, лабораторные работы, практические задания, тесты разных уровней и т.д.).

Поэтому я считаю, что, приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне.  

4. Перечень использованных источников

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. Учебное пособие для преп. учреждений. сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов в работе педагога дополнительного образования.

В настоящее время  понятие «интерактивный»  широко вошло в нашу жизнь. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего.  Этот ...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Критерии оценки работы педагога дополнительного образования

Критерии оценки работы педагога дополнительного образования - таблицы...

Применение QR-кодов в работе педагога дополнительного образования

В презентации раскрываеться понятие "QR-код", его особенности, сферы применения (в т.ч. в образовательном процессе), схема кодирования и считывания информации....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...

Использование синквейна в работе педагога дополнительного образования.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат. Также он является диагностическим инструментом, так как даёт возмож...