Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения
методическая разработка на тему
Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе сегодня совершенно необходимы, работа без них немыслима, т.к. во многом облегчается рутинная ежедневная бумажная работа педагогов учебных заведений при решении различных проблем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
"Чебоксарский электромеханический колледж"
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Разработчик:
Кондратьев С.И.,
преподаватель спецдисциплин БОУ Чувашской Республики СПО «ЧЭМК» Минобразования Чувашии
- Методическая разработка
Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения
“Моделист-конструктор”
г. Чебоксары – 2014
Аннотация
Разработчик:
Кондратьев С.И.,
преподаватель спецдисциплин БОУ Чувашской Республики СПО «ЧЭМК» Минобразования Чувашии
Тема методической разработки:
Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения “Моделист-конструктор”
Отличительная черта работы:
Обобщение новых данных по различным источникам
Методическая разработка рекомендуется для педагогов дополнительного образования.
Содержание
Введение 2
1. Применение информационно-коммуникационных технологий в
объединениях дополнительного образования 3
2. Практическое применение информационно-коммуникационных
технологий в объединении «Моделист-конструктор» 7
3. Заключение 10
4. Перечень используемых источников 11
Введение
Информационные технологии и современное информационное пространство предоставляют условия для творческого развития, которое является в полном смысле креативной средой.
Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.
Информационная технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники.
Информационная технология – система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.
Преимущества информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании не вызывают сомнений: это и увеличение наглядности преподаваемого материала, и положительный психологический эффект на усвоение материала, и повышение успеваемости учащихся, и их социальной адаптации, и мотивация к самостоятельным занятиям.
Мультимедиа – компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей.
Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, текстом, речевым и звуковым сопровождением.
Тема: Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения “Моделист-конструктор”
1. Применение информационно-коммуникационных технологий в объединениях дополнительного образования
Непременным условием повышения эффективности образовательного процесса является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.
Информационная технология базируется и зависит от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения.
Техническое обеспечение - это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными возможностями: скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста.
Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.
Информационное обеспечение - совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.
Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения определенного результата.
Современное развитие информационно-образовательной среды, электронных способов записи и предъявления информации диктуют необходимость более широкого внедрения в процесс обучения средств и методов визуализации.
Визуализация может стимулировать повышение степени осмысленности, обобщенности воспринимаемых образов, уточнять, конкретизировать, повышать полноту, целостность образов представлений.
Визуализация информации позволяет включать механизмы наглядно-действенного, образного, ассоциативного мышления, усиливать деятельность воображения (воссоздающего и творческого).
Визуальные методы в обучении позволяют решать различные развивающие задачи: развитие наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления и пр.
С помощью средств визуализации могут быть задействованы особые методы управления образовательной деятельностью, что оказывает влияние на активность учащихся, их саморегуляцию в обучении. При методически грамотном использовании методов визуализации может происходить переход обучающихся на более высокие уровни познавательной деятельности, стимулироваться овладение предметным содержанием с элементами креативности.
В настоящее время разработаны технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками.
Информация в архивах мультимедиа открывает доступ к звуковым и видеофайлам, схематизированной наглядности, что позволяет обогащать образовательный процесс разнообразной информацией, собственной креативной деятельностью обучающихся в выполнении учебных заданий.
В настоящее время потребность в использовании аудиовизуальных информационных технологий в учебном процессе достаточна высока. Так,
наряду с использованием компьютера в обучении, многие преподаватели обращаются на своих занятиях к использованию видеоматериалов.
Аудиовизуальные технологии включают совокупность классических методов: словесных, наглядных и практических. Аудиовизуальные материалы легко включаются в аудиторную форму обучения, обладают высокой степенью наглядности, демонстрируют динамические процессы.
Современные технологии дают возможность достаточно легко получать цифровые образы предметов исследований. Кроме того, общедоступное для всякого пользователя персонального компьютера и простое в использовании программное обеспечение типа Adobe PhotoShop позволяет обработать полученное изображение и зачастую получить результаты, которые раньше являлись только следствием длительных лабораторных исследований.
Возможности информационных технологий в дополнительном профессиональном образовании актуальны и применимы для организации:
− самостоятельной работы учащихся в очном обучении;
− курсов повышения квалификации преподавателей дополнительного образования по актуальным вопросам содержания предметных областей и современным технологиям и методам обучения;
− самостоятельной работы преподавателей в системе повышения
квалификации;
− тематических конференций, семинаров и выставок технического творчества.
С помощью современных информационно-технических средств учащийся может интерактивно оперировать информацией в числовой, знаковой, образной форме, текстами (письменными и устными), моделировать процессы, взаимодействовать с удаленными экспериментальными установками, погружаться в виртуальные миры, отрабатывая сложные профессиональные умения.
Педагог нового века должен уметь осуществлять технологическую
подготовку и эффективно использовать в обучении информационные образовательные продукты различных видов (на цифровых носителях информации и формах, предназначенных для сетевого использования).
В качестве технического средства для решения задач была выбрана программная оболочка Microsoft Power Point, которая является одной из наиболее популярных средств создания мультимедийных программных продуктов.
К ее очевидным достоинствам следует отнести:
- поддержку разнообразных форматов графических, аудио- и видеофайлов,
- компактность получаемых в результате файлов презентаций, а также дружественный, интуитивно постигаемый интерфейс.
Эти качества Microsoft Power Point дают возможность включать в состав
мультимедийных вариантов лекционных курсов практически неограниченный по объему и составу иллюстративный материал и делают эту программу наилучшим инструментом, который может быть с успехом использован даже неопытными пользователями.
Наиболее распространенным методом педагогической диагностики на основе информационных технологий является компьютерное тестирование, что обусловлено следующими его достоинствами:
− педагог освобождается от рутинной, трудоемкой работы;
− обеспечивается объективность оценки;
− минимизируются негативные воздействия, нередко возникающие в
ситуации межличностного взаимодействия между педагогом и учащимся во
время проведения контроля;
− достигается быстрота обратной связи по результатам тестирования,
что позволяет студенту самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре
своих знаний и принимать меры для их ликвидации;
− предъявляются условия, как для индивидуализации процесса диагностики, так и для проведения быстрой массовой проверки;
− обеспечивается возможность регулярно пополнять и модифицировать систему тестовых заданий;
− технология мультимедиа позволяет предъявлять статические и динамические объекты, обеспечивая тесную связь с решением практических
задач.
2. Практическое применение информационно-коммуникационных технологий в объединении «Моделист-конструктор»
Объединение учащихся «Моделист-конструктор», руководителем которого являюсь я сам, было организовано в 2001 году на базе «Чебоксарского профессионального лицея» в городе Чебоксары Чувашской Республики. Наше объединение работает в направлении развития у учащихся творческих способностей в области радиоэлектроники.
К радиотехническому конструированию учащихся влечет потребность творить и создавать, т.к. радиолюбительство - дело интересное, творческое. Радиолюбительство не только учит, но и воспитывает: делает человека более собранным, аккуратным, появляется привычка тщательно проверять сделанное и не спешить.
Собирая электронные схемы, налаживая их, выискивая неисправности, учащиеся учатся логически мыслить, рассуждать, использовать имеющиеся знания, добывать новые.
Основной задачей нашего радиокружка является расширение и углубление специальных знаний и профессиональных умений учащихся, развитие их творческого мышления и способностей, удовлетворение их индивидуальных интересов.
Основными задачами руководителя кружка являются:
- привлечение учащихся к творчеству и пробуждение в них интереса к посещению технического кружка,
- создание условия для реализации творческих задач в группе,
- поддержание личной инициативы, развитие заинтересованности учащихся,
- развитие интереса к научно – техническому творчеству,
- обучение правилам формулировки творческой задачи или проблемы, составление алгоритма решения,
- развитие умения самостоятельно ставить техническую задачу или проблему и доводить ее до уровня готового предметно-технического изделия, оформленного в соответствии с принятыми стандартами,
- обучение правилам пользования справочной и научно–технической литературой,
- обучение грамотному оформлению научно-технической документации,
- организация участия учащихся в творческих конкурсах, конференциях, семинарах,
- ориентирование учащихся на важность получения дальнейшего средне - специального и высшего образования,
- развитие чувства аудитории у учащихся при публичных выступлениях о результатах своей творческой деятельности,
- воспитание учащихся в духе взаимного сотрудничества, взаимопомощи и уважения,
- развитие и воспитание чувства ответственности,
- выработка самодисциплины и самоконтроля,
- привитие уважения учащихся к педагогам,
- умение систематизировать накопленные знания и опыт учащихся.
Для решения этих задач необходимо:
- внедрять творческие разработки учащихся в учебный процесс;
- постоянно оснащая учебный кабинет методической, технической и дидактической документацией, приборами и технологическим оборудованием учебного заведения и силами учащихся;
- выполняя предметно-технические разработки на коммерческой основе;
- участвуя в творческих конкурсах, конференциях и семинарах;
- распространяя информацию об успешных результатах творчества участников кружка среди учебных групп и педагогического коллектива.
Занятия в наших кружках проводятся в форме бесед, дискуссий, доступных экспериментальных исследований, ученических конструкторских бюро, обсуждений ученических докладов и рефератов, технических конференций, подготовки и участия в конкурсах и викторинах и т.п. Тематика и содержание работы технических кружков отражает новые и новейшие достижения техники и технологии в соответствующей отрасли.
Учитывая то, что каждый учащийся – личность с присущими только общими и специальными способностями, характером, уровнем подготовки, интересами и другими личностными качествами, занятия в кружке по решению конструкторских и изобретательских задач проводятся, в основном, индивидуально с каждым членом кружка. Такой подход тем более необходим, т.к. учащиеся приходят на занятия со своими техническими идеями и им требуется индивидуальная консультация и помощь руководителя. При этом проводятся и групповые занятия, особенно, когда необходимо создать коллективный генератор идей.
Источником формирования знаний и умений является решение всевозможных технических задач, особенно, задач творческого характера. Итогом решения таких творческих задач является изготовление определенных технических изделий.
В нашем помещении, где проходят наши занятия, установлены компьютеры и мультимедийная система.
Сегодня каждый учащийся может заниматься на компьютере и выполнять практические задания, моделировать электрические процессы. На компьютере установлены различные программы по электронному моделированию и исследованию электрических схем, внесена различная учебная и справочная литература.
Учащиеся, перед изготовлением своих электронных изделий, собирают виртуальные схемы, производят регулировку и настройку параметров устройства. Если виртуальная схема заработала, то переходят к практической работе по монтажу и пайке радиоэлементов на печатные платы.
Для разработки рисунка печатной платы применяется программа Sprint-Layout, которая позволяет грамотно развести печатные дорожки на печатной плате в соответствии с электрической схемой. Некоторые учащиеся хорошо освоили эту программу и помогают своим младшим сверстникам в изготовлении печатных плат.
Многие ребята полностью освоили правила работы с электронным справочником по различным радиоэлементам. Эту справочную базу ребята периодически обновляют сами, внося информацию в компьютер.
На занятиях мы часто применяем мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер и различные учебные программы.
Использование цифрового фотоаппарата совместно с программами обработки фотографий позволяет создавать интересные презентации, видеосюжеты, видеофильмы о нашей деятельности. Эта работа у нас постоянно практикуется.
Применяя на своих занятиях систему обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, я ожидаю получить следующие результаты деятельности нашего объединения «Моделист-конструктор»:
- усвоение учащимися в полном объеме программы обучения,
- приобретение практических умений и навыков самостоятельной работы, в том числе и на компьютерах,
- изготовление технического изделия с применением информационных технологий,
- разработка и оформление творческой работы на изготовленное изделие,
- участие в городских, республиканских и Всероссийских выставках и получение призовых мест.
Свои творческие работы кружковцы демонстрируют на ежегодных выставках технического творчества, проводимых в нашем учебном заведении, а также на различных городских, республиканских, региональных и всероссийских конкурсах и выставках технического творчества учащихся.
В течение многих лет творческой работы в нашем объединении было разработано и сконструировано большое количество технических изделий и самые удачные работы перечислены ниже:
- радиомикрофон с приемником – помощник преподавателя,
- высококачественный УМ с процессором обработки звука,
- устройство световых эффектов,
- лабораторный стенд для проведения учебных занятий по радиоэлектронике,
- стенд для ремонта и проверки компьютерных блоков питания,
- лазерный светотелефон,
- проигрыватель компакт – дисков,
- УКВ – радиоприемник,
- электронная записная книжка,
- имитатор телефонной линии,
- электронный замок,
- универсальный усилитель мощности,
- электронное сердце,
- цифровой отопитель салона отечественных автомобилей ВАЗ.
- 3. Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что современные информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе сегодня совершенно необходимы, работа без них немыслима, т.к. во многом облегчается рутинная ежедневная бумажная работа педагогов учебных заведений при решении различных проблем.
Во-первых, это составление планирующей документации (рабочие программы, поурочные планы, расписания занятий и т.д.).
Во-вторых, это сбор данных по успеваемости, пропускам занятий и другой необходимой информации, ее учет, представление этой информации в виде различных диаграмм.
В-третьих, это составление учебно-методической документации (методические пособия, справочная информация, различные схемы, графики, лабораторные работы, практические задания, тесты разных уровней и т.д.).
Поэтому я считаю, что, приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне.
4. Перечень использованных источников
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. Учебное пособие для преп. учреждений. сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов в работе педагога дополнительного образования.
В настоящее время понятие «интерактивный» широко вошло в нашу жизнь. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот ...
Опыт работы педагога дополнительного образования Зотовой Елены Валерьевны "Развитие познавательных способностей дошкольников"
Рекомендован для педагогов, занимающихся с детьми дошкольного возраста....
Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования
Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1. Теоретические осн...
Критерии оценки работы педагога дополнительного образования
Критерии оценки работы педагога дополнительного образования - таблицы...
Применение QR-кодов в работе педагога дополнительного образования
В презентации раскрываеться понятие "QR-код", его особенности, сферы применения (в т.ч. в образовательном процессе), схема кодирования и считывания информации....
Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования
Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...
Использование синквейна в работе педагога дополнительного образования.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат. Также он является диагностическим инструментом, так как даёт возмож...