Использование интерактивных методов в работе педагога дополнительного образования.
статья на тему
В настоящее время понятие «интерактивный» широко вошло в нашу жизнь. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса, способствует формированию стойкой мотивации детей к обучению и творчеству, повышает качество образования. Некоторые принципы построения интерактивного занятия или урока, особая роль педагога освещаются в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов в работе педагога дополнительного образования.
В настоящее время понятие «интерактивный» широко вошло в нашу жизнь. Мы
имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. В современной классификации педагогических методов выделяют интерактивные методы. Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении последних лет работает над внедрением интерактивной модели обучения в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.
Определим понятия.
Интерактивный - inter (взаимный), act (действовать) - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, воспитанников друг с другом.
Представим в сравнении основные модели обучения:
- пассивная – ученик выступает в роли объекта обучения (слушает и смотрит)
- активная - ученик выступает субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
- интерактивная - ученик и педагог являются равноправными субъектами обучения, процесс осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
Роль педагога в интерактивной модели обучении принципиально отлична от традиционной. Педагог является так называемым фасилитатором (фасилитация - поддержка, облегчение).
Он выступает партнером ученика, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.
Выделим основные составляющие интерактивного занятия.
1-я часть — вводная.
Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы.
Для достижения поставленных задач можно использовать интерактивные игры.
Игра «Импульс».
Дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог пожатием посылает импульс. Который передается следующему. Как только импульс достигает первого, игра заканчивается.
Игра «Фруктовый салат».
Дети стоят в кругу. Педагог распределяет фрукты. Апельсины – 1 группа, яблоки – 2 группа, сливы – 3 группа. По команде – апельсин, местами меняются. Яблоки – меняются яблоки. По команде – фруктовый салат, местами меняются все.
Игра «Пожелания».
Участники стоят в кругу. Педагог держит предмет (игрушка, мячик, цветок), передает следующему, говоря при этом комплимент с хорошими пожеланиями.
2-я часть — основная.
Взаимодействие в разных модификациях,
деятельность в группах.
Здесь могут быть использованы такие методы и формы интерактивного обучения, как ролевые игры, системы упражнений на взаимодействие в группе, викторины, круглые столы, дебаты, диспуты, мини-проекты. Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи дающий и принимающий информацию меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности занятия. Так же продуктивно работает метод ролевого и имитационного моделирования, способствующий поиску и определению подростками собственных личностных смыслов и ценностей, открывающий возможности творчески осваивать новый опыт и применять полученные знания в жизни.
Целевыми ориентациями педагога в данном случае являются:
- активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
- возбуждение внутреннего диалога ученика;
- обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;
- индивидуализация педагогического взаимодействия;
- вывод ученика на позицию субъекта обучения;
- достижение двухсторонней связи педагога и ученика.
3-я часть — итоговая.
Анализ и осмысление. Активное обсуждение, выявление положительных моментов, обозначение вопросов, на которые еще предстоит ответить. Выражение своего отношения посредством предложенных педагогом способов. Можно предложить «оценить» каждому участнику себя или группу в целом, выбрав цветной квадратик. В этом случае итогом будет «палитра» - лист с разноцветными квадратиками. В другом варианте это может быть коллаж из предложенных на выбор символов.
Анализируя результаты образовательной деятельности педагогов нашего дворца, можно утверждать, что использование интерактивных форм и методов работы повышают качество образовательного процесса, способствуют формированию стойкой мотивации детей к обучению и творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
Методический доклад Журавлевой О.И. на педагогические чтения. декабрь-2014...
Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения
Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения...
Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...
Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.
При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...
Методическая разработка урока с использованием интерактивных методов обучения в группе профподготовки по профессии «Оператор ЭВ и ВМ», учебная дисциплина: Программное обеспечение ЭВМ.
В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов, интерактивных методов обучения при проведении современного занятия профессиональной подготовки специалистов по пр...
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме определения сути одаренности, путей ее выявления, обучения и воспитания одаренных студентов. Нами проанализированы особенности проявления одаренности в студенческо...
Дипломная работа ВКР "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ...