Приёмы автоматизации звука [Р] со взрослыми в работе учителя-логопеда
статья
Начинающие практикующие логопеды имеют недостаток в знаниях приёмов, методов и средств для коррекции нарушений устной речи у взрослых. Методы коррекции нарушений речи на этапе автоматизации звука отличаются от детской логопедии. Предложенные в статье приёмы автоматизации звука [Р] помогут сделать занятия для взрослых интереснее и продуктивнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_avtomatizatsiya_so_vzroslymi.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЁМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] СО ВЗРОСЛЫМИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Учитель-логопед: Мачехина Наталья Александровна
Ключевые слова: автоматизация звуков, нарушение речи у взрослых, коррекция устной речи у взрослых, учитель-логопед, логопедические занятия, логопедия.
Аннотация. Начинающие практикующие логопеды имеют недостаток в знаниях приёмов, методов и средств для коррекции нарушений устной речи у взрослых. Методы коррекции нарушений речи на этапе автоматизации звука отличаются от детской логопедии. Предложенные в статье приёмы автоматизации звука [Р] помогут сделать занятия для взрослых интереснее и продуктивнее.
В помощи логопеда нуждаются не только дети, взрослым тоже иногда нужны услуги логопеда. Как правило, логопед взрослому человеку помогает избавиться от речевых дефектов, не устранённых в детстве. Проблема речевых нарушений часто стоит на пути реализации личного и профессионального потенциала.
Молодые специалисты часто сталкиваются с проблемой недостатка знаний в использовании различных методов и приёмов автоматизации поставленных звуков в речи у взрослого человека. Логопедическая работа с взрослыми отличается от детской логопедии.
Во-первых, коррекционно-логопедическая работа у взрослых проходит быстрее, чем у детей, при условии прилежного выполнения рекомендаций учителя-логопеда.
Во-вторых, логопедическая работа отличается содержанием занятий. Задания и упражнения содержат сложный речевой материал, который не используется в работе с детьми.
Особенностью нарушения речи у взрослых является то, что во взрослом возрасте имеется большой опыт использования речи в повседневной жизни, и речевые нарушения часто хронифицировано, т. е. продолжительное время является частью устной речи. Даже исправление одного звука, может повлечь за собой изменение речи в целом. Чем старше человек становится, тем сложнее ему справиться с речевым нарушением. Эксперты утверждают, что для того, чтобы новый звук закрепился и стал произноситься автоматически, может потребоваться продолжительное время регулярных занятий, как с логопедом, так и самостоятельных.
Методы коррекции речевых нарушений:
- Артикуляционная гимнастика.
Комплекс упражнений для разработки речевого аппарата, в которым задействованы мышцы нижней челюсти, языка, губ и щёк [2].
- Логопедический массаж.
Этот метод улучшает кровоснабжение мускулатуры, задействованной в артикуляции, а самое главное – снижает тонус спастических мышц или, напротив, при необходимости повышает его при парезах и отдельных групп мышц [4].
- Дыхательная гимнастика.
В эту категорию входят разнообразные подборки упражнений на развитие умения контролировать своё дыхание и речь (в работе можно использовать гимнастику А.Н. Стрельниковой)[1].
- Аудиозапись речи и прослушивание её с целью коррекции. Чтобы человек мог оценить свою речь и «увидеть» ошибки, ему необходимо слышать себя со стороны. Во-первых, это даёт представление о том, как его слышат окружающие. Во-вторых, позволяет сконцентрироваться на конкретных проблемах.
- Компьютерные программы по развитию и коррекции речи (например, «Видимая речь - III).
Для автоматизации звука [Р] на занятиях со взрослыми можно использовать следующие приёмы:
- Работа с мягкими модулями (массажными ковриками).
Упражнение состоит из отработки нужного звука в сочетании с гласными звуками в разных позициях. При этом обязательно нужно добавлять руки для включения в работу правого полушария мозга. За каждое сочетание звуков отвечает свой палец (например, РЭ-РА-РО-РУ-РЫ). При произнесении человек контролирует не только свою речь, но и нажатие нужного пальца, что усложняет задачу. Это упражнение направлено на скоординированность движений в сочетании с речью.
- Массажные счёты. Принцип работы схож с предыдущим приёмом. Трём ладошки о тренажёр и произносим звук. Таким способом закрепляется длительность вибрации языка. Далее отрабатываем в слогах, затрагивая каждую часть счётов при произнесении.
- Автоматизация звука [Р] с использованием трудных слов из карточек настольной игры «Ерундопель». Составляем из них предложения. Также можно во время составления предложений перекатывать из рук в руки шарики.
- Приём «Я никогда не…». Предлагаем составлять предложения с отрабатываемым звуком с использованием фразы «Я никогда не…». Например, я никогда не разговаривала с иностранцем. Я никогда не пробовала мясо крокодила, я никогда не пробовала ремонтировать трактор и т.д.
- Составление рассказа из несвязных между собой слов (на определённую тему). Составление постепенно усложняем [5].
- Автоматизация [Р] в слогах с использованием липучих массажных шариков. Отрывая шарик, произносим слоги. Можно использовать слова со звуком [Р] с одним корнем.
- Словосочетания. Счёт до 20-30. Например, два фарфоровых сервиза, три фарфоровых сервиза, четыре фарфоровых сервиза, тринадцать фарфоровых сервизов и т.д.
- Скороговорки с ускорением.
- Выразительное чтение с контролем над звуком, который автоматизируем.
Главная трудность, с которой приходится сталкиваться во время логопедических занятий — это неуверенность взрослых. Дело в том, что скорректировать сам звук чаще всего не так сложно и первые шаги по его автоматизации даются весьма легко. Но, когда человек пытается применить его в кругу своего общения, ему кажется, что звук какой-то уродливый. На самом деле человек ещё не привык к новому звучанию и, во-вторых, первые попытки, конечно, немного отличаются от идеала. В итоге, опасаясь быть «смешными», взрослые боятся практиковать звук, что совершенно напрасно, так как если этот барьер преодолеть, то уже через 1-3 месяца новый звук полностью войдет в речь.
Литература
- Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М. Н. Щетинин. – Москва : Метафора, 2004. – 128 с.
- Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика / Т. В. Буденная. – Москва : Детство-Пресс, 2009. – 132 с.
- Naturamed.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://naturemed.ru/logoped-dlya-vzroslyh-osnovnye-prichin/ (дата обращения : 18.10.2022)
- Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва : Гном и Д, 2005. – 267 с.
- Коноваленко, В. В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь : Дидактический материал для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Москва : Гном и Д, 2006. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная таблица соответствия направлений коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда.
Планирование учителя-логопеда...
Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
Консультация для родителей «Система и приёмы автоматизации звуков».
Консультация поможет родителям проследить последовательность этапов автоматизации звука, избавит от неправильных и скороспелых попыток как можно быстрее заставить ребёнка правильно произносить звуки в...
Педагогическая коррекция песком - нетрадиционный метод в работе учителя-логопеда.
Данный материал содержит авторские методические разработки по использованию песочной терапии в работе учителя-логопеда....
Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...
Годовой план работы учителя-логопеда
Годовой план работы учителя-логопеда ...
Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Взаимодополняемость ...