Консультация для родителей «Система и приёмы автоматизации звуков».
консультация на тему
Консультация поможет родителям проследить последовательность этапов автоматизации звука, избавит от неправильных и скороспелых попыток как можно быстрее заставить ребёнка правильно произносить звуки в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
поэтапное закрепление поставлен. звуков | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему
«Система и приёмы автоматизации звуков».
Для полноценного введения поставленного звука в речь ребёнка необходима атоматизация звука , которая представляет собой последовательную отработку звука на усложняющемся речевом материале. Звук вводится сначала в слоги, затем в слова, словосочетания, предложения, в связную речь.
Проследим этапы автоматизации на примере звука «С». Звук соединяется с гласными А О У Ы, образуя сначала прямые слоги, в которых 1й согласный, 2й гласный. Игровые приёмы:
«Поднимись по лестнице». Ступая на каждую ступеньку нарисованной лестницы пальцем, ребёнок называет один или несколько раз слог: СА-СА - СА. «Скажи как я». Повторить с соблюдением ударения: СО- СО- СО, СО- СО- СО… «Здравствуй, пальчик!» Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, произнося слоги один или несколько раз: СА, СО, СУ, СЫ. «Поиграй на пианино». Руки над столом, ребёнок поочерёдно ударяет пальцами по воображаемым или нарисованным клавишам, сочетая каждый удар с произнесением слога (от большого пальца до мизинца и наоборот). «Запомни, повтори». Ребёнок повторяет цепочки слогов в меняющейся последовательности (СА- СО- СУ- СЫ СУ- СА- СЫ- СО...) «Закончи слово».Взрослый раскладывает перед ребёнком предметные картинки, названия которых заканчиваются слогами СА, СО, СУ, СЫ, произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе ( ве-СЫ, колба-СА…)
После отработки в слогах звук вводится в слова с прямыми слогами в начале слова (сани, сода), затем в конце и в середине слова ( уСЫ, поСУда…)
На следующем этапе звук отрабатывается в обратных слогах АС, ОС, УС, ЫС и затем в словах с обратными слогами (нос, лес, паста…).
Большую сложность представляет произнесение слогов со стечением согласных (СПА, ПСА, АСМ, ) и затем слов (стул, куст, маска…)
Автоматизацию слов полезно проводить на материале лексико- грамматических упражнений:
-подбор родственных слов ( сад- садик, садовод, садовый, посадить…)
-образование относительных прилагательных (сосна- сосновый, лес- лесной…)
-образование уменьшительно- ласкательных форм (сом- сомик, санки- саночки…)
-образование множественного числа существительных в именительном падеже (аист- аисты…)
-образование множественного числа существительных в родительном падеже (носок- много носков, сова- много сов…)
-согласование существительных с количественными числительными 1, 2,5 (одна оса, две осы, пять ос)
-образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям (танк- танкист, фокус- фокусник…)
-спряжение по лицам (я сплю, он спит, они спят, ты спишь, мы спим…)
Также при автоматизации в словах можно отхлопывать слова по слогам, выделять ударный слог, повторять цепочки слов с изменением их последовательности (каска, диск, киоск, космос ; диск, космос, каска, киоск… ).
Промежуточным звеном между словом и предложением является словосочетание (Сонина сумка, солёная капуста…)
Автоматизация в предложениях может быть в виде повторения предложений (У Сони санки.), рифмовок ( СА- СА- СА- летит оса), скороговорок (Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон), заучивания стихов с заданным звуком.
Ребёнок отвечает на вопросы по картине, по тексту, составляет предложения по картине.
Работа над предложением по тексту плавно перетекает в пересказ текста, ответная форма по содержанию картин перетекает в составление самостоятельного рассказа по картине .
Работа по повторению пословицы перетекает в составление собственного высказывания , поясняющего смысл пословицы.
Автоматизация предполагает не только устную, но и письменную речь (в зависимости от возраста). Ребёнок может читать слоги, слова, предложения, текст, контролируя своё произношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука Ш, дифференциация звуков К-Г
Это презентация для работы с детьми с нарушениями речи....
Тексты для автоматизации звука [ш]
В помощь учителю-логопеду - набор текстов для автоматизации звука [ш]....
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах".
На данном занятии закрепляется правильное произношение звука "Ш" в словах....
Консультация для родителей «Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников»
Консультация для родителей «Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников»...
Приёмы автоматизации звука [Р] со взрослыми в работе учителя-логопеда
Начинающие практикующие логопеды имеют недостаток в знаниях приёмов, методов и средств для коррекции нарушений устной речи у взрослых. Методы коррекции нарушений речи на этапе автоматизации звука отли...
Консультация дла родителей на тему: "Автоматизация звуков в домашних условиях"
Автоматизировать звук- ввести его слоги...