Отчет по самообразованию учителя начальных классов на тему "Положительная мотивация - основное условие продуктивного и успешного обучения школьников"
материал
Данный отчёт включает в себя информацию о важности положительной мотивации, особенностях её развития у младших школьников, а также необходимые приёмы для её повышения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов
Столяренко Анжелики Дмитриевны
на тему: «Положительная мотивация – основное условие продуктивного и успешного обучения школьников».
Цель: изучение приёмов, помогающих в создании условий для формирования и развития мотивации учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
- Рассмотреть особенности мотивации младших школьников.
- Изучить и применить на практике приёмы развития мотивации.
- Проследить результативность.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Это один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Младший школьный возраст – это первичное вхождение ребёнка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях:
- широкие познавательные мотивы, интерес к знаниям (интерес к способам приобретения знаний);
- мотивы самообразования, интерес к дополнительным источникам знаний;
- широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться;
- узкие социальные мотивы представлены желанием ребёнка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.
Использование в учебной деятельности различных методов и приёмов, современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей и способствует развитию основных мыслительных операций. Именно поэтому очень важно делать обучение детей разнообразным и насыщенным. Для этого на своих уроках учитель предложил обучающимся нестандартные формы контроля деятельности в виде игр, шарад, применения ребусов и кроссвордов, создания буклетов или стенгазет по пройденной теме.
Основными приёмами на уроках стали:
- создание проблемной ситуации;
- опора на жизненный опыт учащихся;
- наличие соревновательных моментов.
Они помогают ребёнку сконцентрироваться на изучении темы за счет того, что каждый последующий вид деятельности отличается от предыдущего. За счет красочности и разнообразия урока у детей повышается мотивация, они с большей охотой выполняют задания, ждут последующих уроков, так как в каждом они узнают что-то новое в интересной для них форме.
Помимо этого, неотъемлемой частью мотивации младших школьников является оценочная деятельность, похвала. Именно критериальная оценочная деятельность даёт детям силы двигаться дальше и стремиться к лучшему результату.
Помимо всего перечисленного выше, во 2-4 классе допустимо использование мотивационных надписей, картинок или наклеек в напечатанных карточках с заданиями контрольной или самостоятельной работы, а также при проверке рабочих тетрадей. Так обучающиеся будут чувствовать веру в себя и поддержку педагога.
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация является неотъемлемой частью учебной деятельности, от неё зависит успешность обучения ученика. Для её повышения необходим творческий подход к подготовке уроков и заслуженная похвала каждого ученика.
Используемые источники:
- Виноградова, Т. А. Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности // Начальная школа. – 2019.
- Филина, Т. Е. Особенности развития мотивации детей младшего школьного возраста // Евразийский Научный Журнал. – 2016. - №12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей начальных классов.Тема: "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения. Рекомендации учителям"
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...
Пакет контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ПМ 04.МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 04 МДК04.01по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ...
«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».
«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Технологическая карта урока объяснения новых зн...
Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.
Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...
Отчет учителя начальных классов по самообразованию
Отчёт учителя начальных классов по самообразованию Боевой А.В. на тему:«Развитие речевых способностей учащихся на уроке литературного чтения в процессе пересказа»...
Отчет о самообразовании учителя начальных классов на тему: "воспитание культуры поведения и нравственных норм у первоклассников."
Отчет о самообразовании учителя начальных классов на тему: "воспитание культуры поведения и нравственных норм у первоклассников."...
Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме «Формирование каллиграфических навыков младших школьников»
Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: "Формирование каллиграфических навыков младших школьников"...