«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».
план-конспект урока

Храменкова Инна Анатольевна
«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Технологическая карта урока объяснения новых знаний по литературному чтению 3 класс, в ходе которого обеспечивается достижение планируемых (личностных, метапредметных и предметных) результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaja_karta_uroka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»

Технологическую карту урока объяснения новых знаний по литературному чтению 3 класс, в ходе которого обеспечивается достижение планируемых (личностных, метапредметных и предметных) результатов.

Технологическая карта

УМК «Начальная школа ХХI века»

Предмет            Литературное чтение                          класс 3

Учитель  Храменкова Инна Анатольевна

Школа    МБОУ «Гимназия №10 г. Челябинска»

Тема урока

Д.Н.Мамин – Сибиряк

«Приемыш»

Тип урока открытия новых знаний

Целевые установки урока

(для учителя)

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, его произведением «Приемыш», способствовать навыкам связной речи, творческого воображения, образного мышления; содействовать формированию личностного отношения к окружающей действительности, воспитание интереса к чтению книг  природе.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Работают с сюжетом и планом; Пересказывают по плану подробно и кратко; рассказывают отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; обобщают и классифицируют  учебный материал, формулируют несложные выводы.

Коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы их взаимодействия.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

Для учащихся

1.Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2016. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)

2.Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2016. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)

ЦОР: Презентация

Оборудование: Выставка книг Д. Н. Мамина - Сибиряка;

Ход урока

Этап урока. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что смогу». 1-2 минуты.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Мотивирование к учебной деятельности

Девиз.

Прозвенел звонок,

Начинается

Урок!

Проверим готовность к уроку.

На парте у вас лежат листы самооценки. В конце урока вы отметите, какая работа на уроке вам наиболее удалась. Мы будем на уроке читать, отвечать на вопросы, играть, работать в группе.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отвечают хором

В кругу друзей

Лучше читать,

Легче решать

И побеждать!

Л: Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Этап урока. Подготовка к основному этапу занятия

Постановка учебной задачи. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения)

Ознакомление с выставкой книг Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Отгадайте загадку:

По водной глади Будто бы бежит, Вздымая крылья Словно паруса.

Он тянет шею

И вот-вот взлетит,

Воды хозяин

рвется в небеса!

Прочитайте слова, которые я предлагаю вам взять как  эпиграф к уроку: «Человек, который понимает природу, - благороднее и чище» (Л.Леонов)

Как вы думаете о чем и ком пойдет речь сегодня на уроке?

Сегодня мы познакомимся с   произведением русского писателя, который писал о природе, животных.

Какие рассказы Мамина- Сибиряка вам известны? (Обращение к выставке книг)

Что интересного узнали о писателе?

Прочитайте. Как называется это произведение.

Какие чувства вызывает у вас это слово?

Рассмотрите рисунки к произведению.

Сможете ли вы по названию и рисункам  определить, о чем пойдет речь в этом произведении?

Давайте выслушаем несколько точек зрения и сформулируем учебную задачу.

Высказывают несколько учеников свои мнения. Анализируют высказанные мнения и делают вывод: Лебеди.

Читают эпиграф к уроку. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Выступают с сообщениями о прочитанных произведениях.. Слушают сообщения. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

Формулируют учебную задачу.

Л: проявляют положительное отношение к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу.

П: предугадывают содержание произведения по заголовку

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: формулируют собственное мнение и позицию;  допускают возможность существования у людей различных точек зрения

К: владеют монологической и диалогической формами речи.

Этап урока. Работа с текстом во время чтения.

Понимание текста на уровне содержания.

Давайте проверим, верны ли наши предположения.

Читает рассказ Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Организует чтение по цепочке.

Слушают чтение рассказа учителем.

Читают по цепочке.

Л: эмоциональное восприятие произведения

П: воспринимают содержание на слух.

Словарная работа. Выяснение значение слов путем показа иллюстраций, вычитывание значение слов в словарях. Установление роли слова в тексте.

Участвует в суждениях о значении слов; сам приводит посильные доказательства. Работает с иллюстрациями.

П: обогащение и активизация словаря учащихся: нахождение ассоциативной связи с другими словами.

Мыслительные операции (наблюдение, сравнение, сопоставление, определение, выводы, обобщение и т.д.) которые обеспечивают сознательное усвоение материала.

Физминутка

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили назад.

Теперь отдохнём, физминутку проведём (хором).

Делают физические упражнения.

Этап урока. Работа с текстом после чтения.

Понимание текста на уровне содержания и понимания.

Работа в группах

Игра «Шапка вопросов»

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

Соответствует ли название его содержанию?

Соответствуют ли рисунки содержанию?

К какому жанру мы отнесем это произведение?

Какова его тема?

Составьте модель обложки.

Работа  в рабочей тетради

(В эту игру можно начинать учиться играть со 2 класса.)

Повторяем правила игры.

Правила повторяют ученики.

Так как произведение объемное, работаем с одной шапкой, с «шапкой» с вопросами по содержанию.  

Отвечают на вопросы.

 

Моделируют обложку

Есть 3 шапки.

Каждый участник бросает в  «шапку» вопрос. В первую шапку вопрос, который проверяет знание текста (вопросы по содержанию – «тонкие» вопросы); во вторую шапку  - вопросы по выяснению другого мнения о тексте и сравнения его со своим; в третью шапку - шапку вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту) –« толстые» вопросы

Ребята работают в группах.  Произведение объемное, поэтому каждая группа берет работу над какой –то частью произведения (учитель предлагает).

Ребята подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек.

Л: высказывают свое отношение к произведению.

П: определяют жанр произведения;

К: высказывают свое мнение, владеют монологической и диалогической формами речи;

Р: выделение и осознание того, что усвоено;

Р: выделение и осознание того, что усвоено;

П.Р.К.: Смысл игры заключается в  в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в разные позиции: проверяющего, не знающего, советующегося.

Р: во время выполнения задания хорошо и доступно раскрывается для детей понятие «интересного» и «неинтересного» вопроса и ответа.

Р: планировать  действия в команде в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; временной ресурс.

К: высказывают свое мнение, работа в группе – соблюдение правил поведения в группе.

Домашнее задание

Перечитать произведение. Подумать над вопросами для 2 и 3 «шапки»

Рефлексия

Заполните листы самооценки

Заполняют листы самооценки

Р: оценивают свои учебные достижения.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научился …", "Я ещё не очень хорошо …»)

Диагностика достижения планируемых результатов:

Примеры заданий для оценки достижений планируемых результатов:

1.Задание базового уровня

Определи, какой это текст. Отметь ответ

  • научно-популярный,
  • художественный,
  • учебный,
  • справочный.

2.Задание повышенного уровня

Поясни свой ответ, перечислив три важные особенности текста.

Планируемый результат: осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный); определять главную мысль и героев произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять последовательность событий; задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.

Умения, характеризующие достижение этого результата: выявлять специфику различных видов текстов; демонстрировать понимание прочитанного или прослушанного текста, определяя главную мысль и героев произведения, отвечая на вопросы по содержанию произведения, определяя последовательность событий; задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.

Умение: демонстрировать понимание прочитанного или прослушанного текста, определяя главную мысль и героев произведения, отвечая на вопросы по содержанию произведения, определяя последовательность событий.

______________________________________________________

2.  Задания базового уровня

1. Дай своё название  прочитанному тексту. Ответ:

2. Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, как старик говорил о лебеде?

3. Восстанови последовательность событий. Расставь цифры от 1 до 7 в том порядке, в котором происходили события в тексте. Первое событие уже отмечено.

  • Я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу на рыбачьей сайме Тарасу
  • Когда он подплыл ближе, я заметил, к удивлению, плывшего перед лодкой лебедя.
  • В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью
  • Зачем ему лететь? И здесь хорошо: сыт, кругом вода..
  • Мне по ночам всё грезилось, что Приёмыш-то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду — никого нет...
  • Летом старик жил один
  • Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал...

Задания базового уровня

  1. Озаглавь каждую часть.
  2. Напиши вопросы к прочитанному тексту, проверяющие знание текста – «тонкие» вопросы по содержанию.

Задания повышенного уровня.

  1. Напиши вопросы по выяснению другого мнения о тексте и сравнения его со своим;
  2. Напиши вопросы, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту) –« толстые» вопросы

Умение: задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.

Задание базового уровня

  1. Как правильно назвать прочитанный тобой текст? Отметь ответ .
  • сказка;
  • рассказ;
  • стихотворение;
  • басня.

Задание базового уровня

  1. К какой теме можно отнести прочитанный тобой текст? Отметь ответ
  • о животных;
  • о людях;
  • о добре и зле;
  • о труде.

Задание повышенного уровня

  1. Запиши название знакомого тебе произведения, относящегося к той же теме, что и прочитанный текст

Умение: определять жанр и тему литературного произведения, объединять произведение по разным основаниям(жанру, тематике, автору

Задание повышенного уровня.

1.Определи главную мысль рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш». Подбери подходящие пословицы.

2.Напиши небольшой рассказ (не больше 5 предложений) об основной мысли рассказа, используя как доказательства нужные пословицы.

  1. Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля.
  2. Всякая птица свое гнездо любит.
  3. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  4. Береги землю любимую, как мать, родимую.
  5. Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.
  6. Доброе дело без награды не останется.
  7. Береги землю родимую, как мать любимую.
  8. Аист на крыше — мир в доме.
  9. Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.
  10. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...

Создание фонда оценочных средств в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

Опыт по разработке и внедрению профессиональных модулей и контрольно  оценочных средств....

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...

Рабочая программа педагогов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа 5-6 лет).

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционной – развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую и умеренную умствен...