Методические рекомендации по проектной деятельности
методическая разработка

Марина Николаевна Воробьева

Методические рекомендации «Проектная деятельность», содержат конкретные рекомендации к оформлению и выполнению творческого проекта. Рекомендации предназначены для педагогов и студентов СПО. В нем рассмотрены научно-методические и нормативные основы организации проектной деятельности, предложены методические рекомендации по написанию и оформлению пояснительной записки творческого проекта, его защиты. Приведены основные теоретические положения и правила оформления в соответствии с ГОСТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_po_proektnoy_deyatelnosti.doc784.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ НСО

«Болотнинский педагогический колледж»

Болотное, 2021

Печатается по решению научно – методического совета ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж»

Проектная деятельность. Методические рекомендации. / Составитель: Воробьева М.Н.

Методические рекомендации «Проектная деятельность», содержат конкретные рекомендации к оформлению и выполнению творческого проекта. Рекомендации предназначены для педагогов и студентов СПО. В нем рассмотрены научно-методические и нормативные основы организации проектной деятельности, предложены методические рекомендации по написанию и оформлению пояснительной записки творческого проекта, его защиты. Приведены основные теоретические положения и правила оформления в соответствии с ГОСТ.

   

Понятие «проект»

Проект – завершенная, творческая, самостоятельная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Творческий проект – вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных учащимися в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков.

Творческий проект состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., в теоретической - пояснительная записка.

Цель творческого проекта-

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа, посредством использования проектной деятельности. 

Задачи творческого проекта:

1. Формировать навыки самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

2. Формировать умения анализировать, планировать, составлять письменный отчет.

3. Формировать умения применять полученные в ходе проектной деятельности навыки.

4. Развивать творческие способности студентов.

5. Систематически повышать квалификацию преподавателя.

Этапы творческого проекта:

1. Подготовительный этап творческого проекта:

  • Определить проблему и тему творческого проекта.
  • Сформулировать цели и задачи, обосновать (мотив) выбора именно этой темы творческой работы.
  • Выбрать оптимальный вариант решения.
  • Составить с помощью учителя план творческого проекта для реализации творческого проекта.
  • Определить возможные материальные затраты в ходе изготовления проекта.

2.  Этап планирования (Конструкторский этап):

  • Собрать и обработать необходимую для реализации проекта информацию по литературным и другим источникам.
  • Изучить технологию изготовления задуманного объекта, проведи расчеты, замеры, реши необходимые задачи
  • Разработать соответствующую конструкторско-технологическую документацию (карту), подготовь необходимые качественные материалы, безопасное оборудование и инструменты, свое рабочее место.
  • Определить способ представления результатов, т.е. в какой форме будет отчет (текстовое описание результатов, диаграммы, презентация, фотографии изделия или объекта, аудио - или видео -запись наблюдений или этапов создания изделия); 5. Установить критерии оценки конечного результата и процесса работы (как будешь оценивать).
  • Распределить задачи и обязанности между учащимися команды (если это групповой или коллективный проект).

3. Этап процесса работы (Технологический этап): (процесс изготовления изделия, создания объекта)

  • Провести то, что запланировал: интервью, опрос, наблюдения, эксперименты, саму работу по изготовлению изделия, выполнению технологических операций, созданию рисунка, танца, песни и т.п.
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами.

4. Заключительный этап творческого проекта:

  • Провести контроль и испытание изделия.
  • Дать экономико-экологическое обоснование (экономически выгодно, приносит прибыль, не очень затратное, экологично ли выполнение проекта).
  • Оформить результаты согласно требованиям оформления творческого проекта. Сформулировать выводы (выполнил ли того, что ставил в целях и задачах).
  • Выбрать и оформить возможные формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией, письменный отчет, письменный отчет с краткой устной защитой проекта.
  • Провести защиту своего творческого проекта, принять участие в обсуждении.
  • Дать самооценку своей работе и полученному результату. Поучаствуй в оценке творческого проекта путем коллективного обсуждения.

Структура проекта:

Структура и содержание

пояснительной записки:

Теоретическая часть проекта – пояснительная записка (текстовый документ) состоит из глав, параграфов, и, при необходимости, разделов и подразделов.

Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна включать:

  1. Титульный лист.
  2. Аннотация.
  3. Содержание.
  4. Введение.
  5. Основную часть.
  6. Заключение.
  7. Список источников информации.
  8. Приложение/я.

На титульном листе необходимо представить подробную информацию об авторе проекта: ФИО, название региона и населенного пункта, образовательной организации и группу, в которой обучается участник; ФИО руководителя проекта.

Во введении необходимо отразить цели и задачи проекта с учётом приоритетов развития технологий, техник, используемых при изготовлении швейных изделий, объектов дизайна и моды, специфики творческой деятельности в сфере дизайна интерьера. Обосновывается выбор темы, определяемый её актуальностью; формулируются задачи и круг вопросов, необходимых для их решения; указывается объект исследования.

Цель проекта вытекает из темы, которая, в свою очередь, определяется выявленной проблемой. А задачи проекта конкретизируют содержание деятельности обучающегося.

Обоснование темы проекта предполагает определение потребностей, для удовлетворения которых предпринимается проектирование нового изделия или коллекции или формулирование проблемы, на разрешение которой направлен проект. Введение может включать краткую характеристику актуальных задач, стоящих на современном этапе развития общества. Возможен краткий анализ современных трендов моды или акцент на стилистику определённого Дома моды или персонального стиля одного из ведущих дизайнеров мира. При выполнении проекта научно-исследовательского характера во введении указывают актуальность темы, объект исследования, предмет, цели исследования, методы исследования, новизну, практическую значимость и возможность внедрения данного предложения.

Объем работы (пояснительной записки) не должен превышать 40-45 страниц печатного текста.

Список использованных источников информации и Приложения в объем работы не входят.

  1. Титульный лист, который заполняется по следующим правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, район. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть кратким и соответствовать основному содержанию проекта. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова «год»). Титульный лист является первой страницей пояснительной записки проекта.
  2. Оглавление является второй страницей. В оглавлении приводятся все заголовки и указываются страницы в правом столбце оглавления.
  3. Проблемная ситуация. Проблема – это сложный вопрос; задача, требующая разрешения трудности, препятствия. Описываются обстоятельства, которые привели к осознанию проблемы и побудили

проектанта искать новые, ранее неизвестные знания или способы действия или решения проблемы.

Обосновывается актуальность выбора темы, формулируется планируемый результат, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Актуальность (от позднелатинского actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. Актуальность выбранной темы - это то почему вы ее выбрали, насколько она важна, какое место (роль) занимает рассматриваемая вами тема в жизни общества (семьи, дома), какое влияние она оказывает и насколько она современна.

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

В данном разделе дается обоснование выбранной темы проекта, находят отражение ответы на следующие вопросы:

1. Почему выбрана эта тема?

2. Чем она интересна?

3. Каково ее значение?

Особое внимание в данном разделе необходимо уделить практической значимости выполняемой работы.

Кратко и четко формулируется проблема, возникшая в проблемной ситуации и решаемая в ходе выполнения проекта.

Цель – это результат, который вы хотите достичь.

Цель творческой работы формулируются со слов: выяснить…, выявить…, систематизировать…, совершенствовать умения, навыки по выполнению (изготовлению)…, совершенствовать свои возможности в области технологии … и проектной деятельности, сформировать …, ознакомиться … оценить свои возможности в …, освоить технику выполнения…, разработать творческий проект…, довести возникшую идею до реальных результатов, оценить проделанную работу и т.д.

Задачи творческого проекта - это все последовательные этапы организации и изготовления изделия от начала до конца. Задачи творческой работы формулируются со слов: научиться..., разработать..., усовершенствовать..., ознакомиться..., освоить..., определить..., выбрать..., подобрать..., провести..., изучить..., защитить…, развить..., соблюдать..., проанализировать..., закрепить..., выполнить …, изготовить… и т.п.

  1. Исследование проблемы. Описывается собранный, изученный и обработанный материал, необходимый для решения проблемы; можно представить историческую справку. Указываются различные источники информации. Можно воспользоваться «звездочкой обдумывания» или схемой обдумывания.

Схема должна включать основные аспекты работы над проектом. Учащийся, начиная проект, еще может не представить, какую именно работу будет выполнять, но он должен четко знать, в какой последовательности она будет организована. Может меняться и дополняться другими разделами в зависимости от класса.

  1. Теоретические сведения. В данном разделе излагаются теоретические основы выбранной темы проекта, на базе которых в дальнейшем выполняется изделие.
  2. История и современность. Данный раздел представляет собой историческую справку по выбранной теме проекта. Кроме этого здесь важно показать связь истории и современности вопроса.

Выполнить анализ информационных источников, указать на них ссылки и написать вывод.

  1. Требования к изделию. Выявление основных параметров и ограничений. В данном разделе необходимо установить основные требования к выполняемой работе. То есть определить рамки, в которых будет проходить работа над проектом.

Требования к изделию дают наглядное представление об основных свойствах изготавливаемого изделия и оформляются в таблице по форме.

  1. Анализ прототипов. Прототип – это абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же объекта; ранняя версия нового продукта, используемая разработчиками для исследовательских и демонстрационных целей; это нечто, послужившее источником для создания чего-либо.

Аналог - это предмет или явление со схожими свойствами или параметрами. То есть почти такой же  прямые, косвенные аналоги.

  1. Разработка идеи. На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия (сфотографируйте), посмотрите, как они устроены, из каких деталей (элементов) они выполнены, как можно изменить изделие (форму, материал, различные детали изделия), чтобы оно подходило под ваши критерии. Проанализируйте идеи и выберите ту, которая больше подходит по разработанным критериям.
  2. Выбор оптимального варианта. Производится дизайн-анализ разработанных идей и дается обоснование выбранного варианта. Эскизная проработка базового варианта. Содержание данного раздела представляет собой подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного варианта изделия. Здесь обязательно наличие подробного эскиза изделия и его фото.
  3. Выбор материала. Выполните исследование материала по составу, цвету из которого выполнен продукт. Дайте эстетическую характеристику. Каково его назначение. Проблемы в использовании. Что хотелось бы в нем изменить. Нравится ли вам изделие. Формы, цвет, 16 габариты. Перечислить материалы. Выполнить вывод, почему выбрали эти материалы.
  4. Организация рабочего места и правила техники безопасность.

1. Организация рабочего места при выполнении … работ.

2. Правила техники безопасности при выполнении … работ.

  1. Техническая документация. Представляются эскизы, чертежи, рисунки, схемы, технологические карты в таком объеме, чтобы по ним можно было изготовить обозначенное изделие; указываются правила безопасной работы с оборудованием и инструментами. В этом разделе описывают порядок изготовления изделия размещают технологическую карту. Технологическая документация – это графические и текстовые документы, которые определяют технологические процессы изготовления продукции.

К техническим документам относят:

· Маршрутные карты.

· Технологические карты.

· Операционные карты.

· Инструкции.

Операционные чертежи и другие документы, которые используются в промышленности; конструкторская документация; ведомости заказов;

нормы расхода материалов, полуфабрикатов, инструментов, приспособлений и др.

Технологический процесс – последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), при условии, что каждая основана на каком-нибудь природном процессе и человеческой деятельности.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой воспроизведено процесс обработки изделия, указанные операции и их составные части, материалы, что используются; производственное оборудование, и технологические режимы; необходимое для изготовления изделия время; квалификация работников. Примечание: Каждое действие должно описываться с глагола, который отвечает на вопрос: «Что сделать?».

  1. Операционная карта – форма технической документации, что используется при распределении работы. Это часть технологической карты, рассчитано на одно рабочее место и отвечает таким требованиям:

Инструкционная карта – это форма технологической документации, что отображает только последовательность выполнения действий, согласно технологического процесса и разрешает объединение нескольких операций. Кроме того, может быть добавлена такая информация, как технические и технологические условия, техника безопасности и так далее.

Контроль качества. В этом разделе перечисляются требования, которым в конечном итоге отвечает выполненное изделие. Пример. Готовое изделие отвечает следующим требованиям: Цветовое сочетание материалов гармонично, все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией, работа оформлена в законченное изделие, целом изделие производит благоприятное впечатление.

  1. Экономические расчеты и экологическая оценка проекта. В экономической части представляется расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта. В экологической оценке проекта необходимо обосновать, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений жизнедеятельности человека.
  2. Экологическое обоснование представляет собой обоснование экологической безопасности выполняемого изделия, безотходность его производства, возможность вторичного использования или экологическую безопасность утилизации.
  3. Оценка. Излагаются полученные результаты, насколько изделие удовлетворяет потребности, сформулированные в проблеме, дается самооценка проделанной работы, самоанализ достоинств и недостатков проекта, указываются перспективы производства. Может быть приложен опрос потенциальных пользователей.

Самооценка. Нельзя недооценивать важность данного раздела. На этом этапе у учащегося формируется критическое мышление, развивается логика, умение анализировать и делать выводы.

  1. Заключительный этап – защита проекта 

К защите творческого проекта учащиеся должны представить:

1. Изделие, в соответствии с темой проекта.

2. Документацию (пояснительную записку в полном объеме, оформленную в соответствии с требованиями).

3. Самооценку проделанной работы.

План выступления:

1. Выбор и обоснование темы проекта.

2. Краткая историческая справка.

3. Название изделия, выбор от трех до пяти вариантов изделия;

4. Выбор материалов, из которых оно изготавливается.

5.Выбор оборудования, инструментов, приспособлений, для выполнения проекта.

6. Техника выполнения изделия.

7. Самооценка по выполнению работы.

8. Экологическая оценка изделия

9. Себестоимость изделия.

10. Список литературы.

Защита проекта

На защите творческого проекта необходимо:

1. Представиться, объявить название темы проекта, показать или продемонстрировать выполненное изделие.

2. Указать актуальность (важность), проблему выбора темы творческого проекта, его цель и задачи.

3. Рассказать кратко историю появления данного вида изделия или технике его выполнения.

4. Обосновать выбор модели.

5. Обосновать выбор материала с учетом его свойств, соответствия его названию, форме модели, цветовой гамме, технике его выполнения или с учетом индивидуальных особенностей личности (цвет волос, глаз, лица, телосложения и т.д.).

6. Назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта.

7. Указать на положительные и отрицательные стороны изделия (выявить недостатки и достоинства выполненной модели, которые могли 21 присутствовать при выборе: оборудования, материалов, отделки, конструирования, моделирования, способах обработки изделия и т.д.).

8. Указать, что можно изменить из вышеперечисленного в случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения функциональных возможностей и эстетического восприятия.

9. Рассказать о новых знаниях, умениях, полученных при выполнении проекта, об использовании прогрессивных (передовых) методов обработки изделия, если они имели место.

10. Рассказать об экологической оценке.

11. Объявить себестоимость изделия и сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильного выбора.

12. Самостоятельно объективно оценить выполненную проектную работу, ответить на вопросы, выслушать мнения аудитории.

  1. Список использованной литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в описательной части проекта. Все заимствования должны иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведённые материалы.
  2. Приложение. Может содержать: чертежи; рисунки, картинки, используемые в проекте; эскизы; фото материалов, готового изделия; карты технологического процесса, и т.д. В пояснительную записку могут быть включены дополнительные пункты на усмотрение проектантов.

Рекомендуемые опорные определения и терминология:

  1. Актуальность – это степень важности работы в данный момент для решения стоящей перед обществом  (потребителем) проблемы (т.е. почему данная тема проблема, необходима и востребована).
  2. Объект – это, как правило, общественные отношения, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и обосновывающее необходимость её изучения.
  3. Предмет – это составная часть объекта и тот аспект проблемы, которому посвящена тема работы.
  4. Цель – это то, к чему стремится или что пытается выявить учащийся при написании работы, т.е. конечный результат работы.
  5. Задачи определяют основные этапы исследования для достижения поставленной цели. Они тесно связаны с целью работы. Оформляются в виде перечня исследовательских действий, как то: изучить..., установить..., исследовать..., систематизировать..., разработать..., изготовить. При формулировании задач необходимо учитывать, что описание решения этих задач, как правило, составляет содержание глав и параграфов работы, названия которых отражают поставленные задачи.
  6. Методы – это инструменты познания, решения задач и достижения цели проводимого исследования. Например, в работе можно написать так: «методы, используемые в настоящей работе, включают метод структурно-функционального анализа, системного анализа; использованы также общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения». Одним из основных методов исследования является метод сравнительного анализа.
  7. Структура работы – перечисление основных составляющих работы с указанием их количества: глав, параграфов, заключение, список литературы и приложений.

Используемые информационные источники:

1. Сборник методических рекомендаций [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://педпроект.рф – (дата обращения 11.09.2022).

2. Творческий проект. Методические рекомендации  [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://infourok.ru – (дата обращения 11.09.2022).

3. Методические рекомендации по выполнению проектных работ по технологии [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://multiurok.ruwww.how-to-do.ru/page.php?id=677 - (дата обращения 09.09.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации использования проектной методики на уроках производственного обучения

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Самостоятельная творческая работа выполняется студентами или их группой под руководством преподавателя. В образовательной области &la...

Методические рекомендации "Активизация позновательной деятельности студентов на различных этапах занятия".

Данная методичка выполнена с целью окозаня помощи преподавателем в применении приемов активизации деятельности студентов на занятии. Для успешного достижения цели необходимо использовать разнообразные...

Методические рекомендации " Активизация познавательной деятельности студентов на различных этапах занятия"

Данные методические рекомендации выполнены с цельюоказания помощи в применении приемов активизации ядеяятельности студентов на различных этапах .Активизация познавательной деятельности остается вечной...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 04.01 Обеспечение проектной деятельности

Методические рекомендации по организации  внеаудиторной самостоятельной  работы по МДК 04.01 Обеспечение проектной деятельности...

Методические рекомендации Организация внеурочной деятельности по ФООП

В материалах даны методические рекомендации по организации внеурочной деятельности по ФООП...

Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства....

Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства....