Методические рекомендации " Активизация познавательной деятельности студентов на различных этапах занятия"
методическая разработка на тему
Данные методические рекомендации выполнены с цельюоказания помощи в применении приемов активизации ядеяятельности студентов на различных этапах .Активизация познавательной деятельности остается вечной проблемой педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина
МЕТОДИЧЕСКИ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Активизация познавательной деятельности студентов на различных этапах занятий»
2018
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Протокол №__10______ «_____»________05___________2018 Председатель ЦК Смольянинова Г.Н.______________ |
Разработчик: преподаватель спец. дисциплин СмольяниноваГН
Зарегистрировано в методическом кабинете
.05.18 год
Методист техникума Назарова Л.А.
Оглавление
- Аннотация 4
- Основная часть 6
- Заключение 9
- Список литературы 10
1 Аннотация
Данные методические рекомендации выполнены с целью оказания помощи в применении приёмов активизации деятельности студентов на различных этапах Активизация познавательной деятельности остается вечной проблемой педагогики. От студента требуется большая работа – это стремление к учению, включающая слушание, осмысливание и конспектирование, услышанного, проявление волевых усилий в процессе получения знаний. Весь этот процесс требует умственного напряжения. Для успешного достижения цели необходимо использовать разнообразные приемы активизации познавательной деятельности. Сегодня необходима подготовка специалиста знающего, мыслящего, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Поэтому особую актуальность приобретает проблема активизации познавательной деятельности студентов
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и другие..
Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные студенты, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность студента ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности. Управление активностью студентов традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения студентов к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности студентов, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Понимание этого важно для работы преподавателя . Заботясь о развитии студентов, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, что являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию студента. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей студентов.
.2 Основная часть
Задачей преподавателей всегда было и остается обеспечить студентов знаниями в результате изучения материала дисциплин, которые помогут будущим специалистам технически грамотно и экономически целесообразно организовывать эксплуатацию санитарно-технических устройств жилых и коммунальных объектов. Активизация учебного процесса, направленная на подготовку конкурентоспособного специалиста в рамках изучаемой дисциплины не может быть достигнута путем только рационального отбора учебного материала, так как следует, отметить, что постоянно встает вопрос совершенствования методов и форм обучения. Преподавателю постоянно требуется более индивидуальное методическое обеспечение. Самое важное это желание преподавателя идти вперед, быть активным, интересным собеседником, всесторонне развитым, быть примером в аудитории, тогда непременно все получится. Когда сам горишь, зажигаешь всю аудиторию. Студент не только должен слушать и уметь записывать текст, но и уметь реш ать поставленную проблему в ходе изучения темы.,
К.Д. Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение. К.Д. Ушинский писал, что изучаемый материал должен представлять для нас новость, но новость интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е., одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся.
Существует множество методов, вариантов активизации познавательной деятельности студентов на занятиях.
- Вариант
Перед студентами должны ставиться теоретические или практические задания при решении которых будет ясно усвоение знаний по данной теме.
- Вариант
Можно основываясь на знания студентов, выдавая задания вставлять один неизвестный элемент (пусть думают, мыслят, напрягаются).
- Вариант
В качестве заданий могут быть вопросы, задачи, практическое задания.
- Вариант
Можно формулировать проблемный вопрос – по новому материалу и студенты должны творчески уметь применить ранее изученный материал. Здесь главное система преподавателя, а не как единичный случай тогда будет целостность знаний и интерес у студентов.
- Вариант
Очень повышает значимость студента, когда входе проверки выполненных ими чертежей или расчетов происходит обмен работами и студенты проверяют работы своих студентов, находят ошибки. Комментируют их, обсуждают от этого несомненно повышается уровень знаний не только проверяющего, но и исполнителя.
- Вариант
На этапах закрепления материала преподаватель в целях активизации студентов моет предложить поработать с текстом, предварительно задав вопросы по тексту. Студенты должны подчеркнуть, пронумеровать, найти ответ и т.д.
- Вариант
Для активизации познавательной деятельности студентов преподаватель может организовать небольшую работу с учебником (10-15 минут) но при этом выдать контрольные вопросы, выделив только необходимое и удобно запоминающее. Для структурирования материала использовать текстовую запись, опорные конспекты и конечно проверив и оценив выполненное задание и только тогда будет результат и вы получите желание и стремление и самое главно активизируете студентов.
- Вариант
Для самостоятельной работы дома больше задавайте составлять небольшие тесты различного уровня при этом дайте подробное объяснение что вы хотите получить, как оформить а далее используйте тесты для актуализации знаний, проводимые самими студентами. Проверьте студенты привыкают к заданиям им интересно, это их активизируют. Главное это должна быть системой у преподавателя.
- Вариант
При просмотре видео материала по теме занятия выдайте контрольные вопросы, а далее организуйте обсуждение вот это и интересно и познавательно и активизация, не забудьте подвести итог и оценить.
3 Заключение
Развитие творческого мышления, может осуществляться, только путем применения различных методов обучения: проблемно-поисковых, задач на развитие интересов и способностей, побуждающих студентов к самостоятельному овладению знаний, к их осмыслению, практической реализации. Зная положительные и негативные стороны каждого метода, рационально выбирайте нужное с учетом содержания учебного материала, образовательных задач, особенностей студентов и ваших возможностей.
4 Список литературы
Ю.К. Бабанский“ Теоретические практические основы оптимизации учебного процесса”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)
Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...
Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»
Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"...
Активизация познавательнй деятельности студентов на уроках биологии
В статье рассмотриваются конктретные примеры активизации познавательной деятельности студентов на уроках биологии...
Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.
В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...
Методы активизации познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Основы философии»
Из опыта работы преподавателя дисциплины "Основы философии"...
Методические рекомендации "Активизация позновательной деятельности студентов на различных этапах занятия".
Данная методичка выполнена с целью окозаня помощи преподавателем в применении приемов активизации деятельности студентов на занятии. Для успешного достижения цели необходимо использовать разнообразные...
Методическая разработка " Активизация познавательной деятельности студентов"
Данные методические рекомендации выполнены с целью оказания помощи в применении приёмов активизации деятельности студентов на различных этапах Активизация познавательной деятельности остается вечной п...