Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"
методическая разработка
Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskij_produkt.docx | 115.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский педагогический колледж»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методическое пособие
г. Магнитогорск, 2024
Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства.
Составители: Кириллова Анастасия Степановна, студентка 741 группы
Содержание:
Введение
- Умения, формируемые в процессе проектной деятельности
- Основные требования к проектной деятельности
- Виды проектов
- Методы исследования
- Правила выбора темы проекта
- Составление паспорта проекта
- Презентация (защита) проектов
- Рефлексия результатов проекта
- Критерии оценки проектов
Литература
Приложение
Введение
Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения очень актуальна для формирования у младших школьников читательских умений.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению новых знаний. Система образования должна готовить людей, приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий и информатизации. Одним из важных умений для человека в настоящее время является умение находить информацию, перерабатывать и использовать ее в нужных целях. В связи с этим, в школе все чаще используется метод проектов, он вызывает большой интерес в педагогических кругах, развивается и совершенствуется быстрыми темпами.
Сущность и понятие проектной деятельности было не раз рассмотрено в работах таких педагогов и психологов как А.А. Гоицановой, В.Е. Радионовой, В.П. Беспалько. Большой вклад в изучение внесли В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов.
Благодаря проектным методам дети учатся применять полученные знания не только в теории, но и на практике, что значительно отличает данные технологии от традиционного метода обучения. Традиционный подход, по мнению многих педагогов, не в полной мере оправдывает себя, т.к. он предусматривает только воспроизведение знаний учащимися, полученных от учителя, а их реализация в практической жизни не предусмотрена. Ученики лишь усваивают полученные знания, заучивают основные правила, но столкнувшись с реальными жизненными ситуациями, не могут применить свои знания, т.к. в школе они не участвуют в деятельности, которая могла бы показать применение полученных знаний на практике.
Тем не менее, проектные методы не заменяют традиционное обучение, но дополняют и расширяют его. Для выполнения проектов, ученикам необходимо решить несколько интересных и полезных задач, связанных с реальной жизнью, применить полученные теоретические знания на практике. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная деятельность становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования. Она направлена на становление и развитие активной, самоопределяющейся личности, субъекта как основе личности. Современное образовательное учреждение должно создавать условия для формирования личности, обладающей критическим и творческим мышлением, обладающей критическим и творческим мышлением, умеющей думать самостоятельно и находить способы для решения разнообразных проблем, гибко адаптироваться вменяющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информационными материалами, быть коммуникабельной, контактной в различных социальных группах.
Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
В процессе проектной деятельности формируются:
- Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия,
- привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствие;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
- Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
- Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы. Некоторые итоги
Основные требования к проектной деятельности
#1053;еобходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)–исследовательской, информационной, практической.
#1042;ыполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
#1050;аждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
#1056;езультатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
#1055;одготовленный продукт должен быть достаточно убедительно представлен представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Виды проектов:
- По целям и задачам:
- практико-ориентированный;
- исследовательский проект;
- информационный проект;
- творческий проект;
- ролевой проект.
- По предметно – содержательной области:
- моно проекты;
- межпредметные проекты.
- По характеру контактов между участниками:
- внутри классные;
- внутри школьные.
- По продолжительности:
- мини – проекты (могут укладываться в один урок или менее);
- краткосрочные проекты (требуют выделения 4 – 6 уроков);
- недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели (целиком проходит при участии руководителя).
На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:
- Исследовательско-творческие – дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации.
Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и создавались стенгазеты.
- Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.
- Информационно-практико-ориентированные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
- Творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов - к долговременным, межпредметным; от личных проектов к групповым и общеклассным.
Методы исследования
Эмпирические | Математические | Теоритические |
|
|
|
Правила выбора темы проекта
- Тема должна быть интересна ребенку.
Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
- Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
- Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
- Тема должна быть доступной.
Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
- Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.
Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Общие темы исследовательских проектов для начальной школы:
- «Что за прелесть эти сказки»
- Басни И.А. Крылова
- Великие русские писатели.
- Веселые рифмы
- Волк в русских сказках: образ, характер, роль.
- Волшебные сказки
- Волшебство в устном народном творчестве.
- Все профессии нужны, все профессии важны (профессия на выбор)
- Герои сказок в народном творчестве.
- Главные герои былин.
- Добро побеждает зло
- Жизнь и творчество А.С. Пушкина.
- Загадочный образ Бабы-Яги.
- Зачем нужно читать книжки и важна ли скорость чтения?
- Искусство создания книги
- Исторические события в былинах
- Как появились комиксы?
- Карусель сказок
- Книга – мой друг
- Легенды и танцы моего народа.
- Литературные места нашего города.
- Любимые писатели, герои, произведения.
- Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)
- Мой любимый писатель - Николай Носов.
- Мой любимый писатель ...
- Мой любимый писатель сказочник.
- Мой читательский дневник.
- Моя сказка
- Народные сказки
- Новогоднее чудо
- Образ Бабы Яги в славянской мифологии.
- Образ богатыря в былинах
- Образ животных в фольклоре
- Образ Родины в картинах художников
- Образ Родины в произведениях композиторов.
- Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.
- Образы матери и мачехи в сказках.
- Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению).
- Осенняя поэзия.
- Осень в изображении русских поэтов.
- По страницам детских журналов.
- Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
- Почему нужно любить чтение
- Почему я люблю книги?
- Поэтическая страничка
- Предсказание погоды в русских пословицах.
- Признаки народной сказки в сказках А.С. Пушкина.
- Произведения Л.Н. Толстого.
- Произведения русских поэтов XIX века.
- Путь и дорога в русских народных сказках.
- Роль чисел в сказках А.С. Пушкина.
- Россия-матушка
- Русские сказки и народные традиции.
- Русские старинные названия частей тела.
- Сборник загадок.
- Сборник народных песен.
- Сборник побасенок
- Сборник пословиц и поговорок.
- Сборник сказок об одном из животных.
- Сборник сочинений нашего класса о животных.
- Сборник творческих работ
- Сказка ложь, да в ней намек.
- Сочиняем волшебную сказку
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество.
- Учимся сочинять скороговорки
- Хлеб всему голова
- Чему учат басни?
- Чему учат пословицы и поговорки?
- Чему учат сказки?
- Чудеса в нашей жизни.
Актуальность проекта
При обосновании актуальности исследования необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.
Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.
В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
- восполнение каких-либо пробелов в науке;
- дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
- своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
- обобщение накопленного опыта;
- суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
- постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Пример актуальности:
- На уроках литературного чтения мы читаем много сказок А.С. Пушкина и нам попадается много старых слов, значение которых нам не понятно. Поэтому нам стало интересно, почему А.С. Пушкин использует устаревшие слова в своих сказках?
- На уроке литературного чтения мы часто читаем сказки. Хоть все они чем-то похожи, но мы ни разу не встречали две очень похожие сказки. Поэтому нам стало интересно, какие бывают сказки?
Проблема проекта
В проблеме должно быть конкретно указано на то что, на практике не соответствует теории. В формулировке проблемы должно быть чётко указано на то, почему на практике определённый момент не соответствует теории.
Примеры проблемы:
- Зачем А.С. Пушкин использует в своих сказках устаревшие слова?
- Какие бывают виды сказок?
- В чём смысл сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»?
Объект и предмет проекта
Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.4
Пример:
- предмет исследования: устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина, объект исследования: литературное чтение.
- предмет исследования: сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», объект исследования: литературное чтение
Цель и задачи проекта
Цель исследования ‒ это то, на что направлено исследование. При выборе темы научной работы студент понимает, что ему придется выполнять и на какой результат ориентироваться. Эти предположения часто заключают в себе цель исследования.
Для постановки цели можно использовать слова: узнать, выявить, обосновать, установить, уточнить, доказать, объяснить, разработать.
Пример:
- узнать, почему в сказках А.С. Пушкина используются устаревшие слова
- раскрыть смысл сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
Задачи исследования – это перечисление этапов, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели исследования. Обычно под задачами понимается перечисление параграфов вашей работы. Начиная от теоретической части и заканчивая главой решения научной проблемы.
Пример:
- Провести анкетирование среди одноклассников
- Провести беседу с учителем литературы
- Создать презентацию
- Защитить проект
- Провести опрос обучающихся в параллели
- Изучить литературу и интернет источники
- Создать буклет
- Провести защиту проекта
Гипотеза проекта
Гипотезой исследовательской работы учащихся является предположение, которое в ходе работы будет подтверждено или опровержено экспериментальным путем. Для этого необходимо выбрать библиографические источники, проанализировать их и провести ряд самостоятельных практических работ.
В заключении исследовательской работы дается оценка того, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине, подтверждается ли выдвинутая ранее гипотеза в процессе проведенного учащимся исследования.
В формулировке удобно использовать конструкции: Предположим, что… или Если…, то…
Пример:
- Если узнать, почему в сказках А.С. Пушкина часто используются устаревшие слова, то это позволит увеличить интерес к чтению у школьников.
- Предположим, что смысл сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» в алчности и жадности.
Продукт проекта
Продуктом проекта может стать всё, что угодно. В начальной школе этим могут стать: презентация, буклет, памятка, брошюра, альбом, сборник, выставка, рисунки, рассказы, сказки, стихи своего сочинения и т.д.
Перспектива проекта
В перспективе проекта обычно описывается то, как продукт и само исследование может быть использовано после.
Пример:
- Данное исследование можно вдет использовать при проведении классного часа
- Данный проект можно использовать, как дополнение при изучении сказок А.С. Пушкина
Составление паспорта проекта:
Этапы проекта:
- Подготовительный
Во время подготовительного этапа определяется выбор темы, сроков выполнения, осуществляется постановка цели, задач, проблемы, определяется актуальность и перспектива работы. Также определяются этапы работы и распределяются роли среди всех участников.
- Теоритический
На этом этапе производится работа с литературой и другими источниками. Выявляется, как описываемое явление, предмет и т.д. описывается в теории.
- Практический
На этом этапе осуществляется проведение всех экспериментов, опросов, тестирований и анкетирований.
- Аналитический
На аналитическом этапе производится анализ и обобщение всей полученной информации. Делаются выводы. Так же изготовляется продукт исследования.
- Презентационный
На этом этапе осуществляется презентация исследования и полученного продукта.
- Рефлексивный
На этом этапе обычно участники исследования подводят итог по всем полученным результатам. Участники беседуют о достижении целей, задач и полученном опыте.
Существует множество разных шаблонов паспорта проекта. Здесь будут приведены три шаблона.
Паспорт проекта
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1 | ФИО участника | |
2 | Тема проекта | |
3 | Актуальность проекта | |
4 | Объект исследования | |
5 | Цель проекта | Для учителя: Для ученика: |
6 | Тип проекта | |
7 | Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание |
|
8 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: Гипотеза исследования: Методы исследования: Оборудование для проведения исследования: Ход исследования: |
9 | Продукт проекта | |
10 | Перспектива проекта |
Презентация (защита) проекта
Необходимо:
- помочь ученикам произвести самооценку проекта
- помочь учащимся оценить процесс проектирования
- помочь ученикам подготовить проект к презентации
Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей обучающихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в
координации деятельности обучающихся при работе над проектом.
Техника подготовки к выступлению (для детей):
- Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
- Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания работы, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
- Заранее продумайте детали выступления.
- Приготовьте четкий и красочный наглядный материал.
- Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками. Попросите их задать вам вопросы.
№ | Описание пункта | Вариант клише для ответа |
1 | Приветствие | «Добрый день!» «Здравствуйте, уважаемые члены жюри, гости и участники конференции» |
2 | Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение) | Меня зовут …… Я учащийся (щаяся) ___ класса, школы № ___ города ___ |
3 | Название темы | Представляю Вашему вниманию свой проект «…..» |
4 | Актуальность темы | «Эту тему я выбрал (а), потому что….» |
5 | Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения | Цель моего проекта - ………………………… Основные задачи: 1……………………………………………………… 2……………………………………………………… 3……………………………………………………… |
6 | Кратко о ходе работы над проектом: | В ходе работы над проектом я: 1. Получил (а) новые знания ….. 2. Создал (а) новые творения в виде: ………… 4. Определил (а) новые проблемы (задачи):…… |
7 | Выводы о работе над проектом | Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, … Это произошло потому, что … Я / Мы думаю (ем), что проблема проекта решена, так как … Работа над проектом показала, что … Я / Мы узнал (и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)… |
8 | Кратко о дальнейших шагах по теме проекта | Считаю, что данный проект может быть использован: 1………………….. 2………………….. 3…………………… |
9 | Благодарность за внимание к выступлению | Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы |
10 | Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования | Благодарю за интерес и вопросы по теме моего проекта. Всего доброго. |
Рефлексия результатов проекта
Важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование.
Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта проходит занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
Критерии оценки проектов
(Критерии в баллах. Максимальный результат - 34 балла, минимальный – 10 баллов)
Критерии | Показатели | Индикаторы (в баллах) |
#1057;труктура описательной части проекта | Титульный лист, содержание; обоснование проблемы и постановка задач; выдвижение идей, гипотез, выбор одной идеи и ее проработка; исследования, сбор и оформление материала; реализация проекта; аналитическая часть; список литературы, приложения | 3 |
Основные требования выполнены не в полной мере | 2 | |
Отсутствует стройность и последовательность, слабо просматриваются цели, задачи, выводы | 1 | |
#1054;боснование проблемы | Собственная постановка проблемы, выбор актуальной темы проекта, личная заинтересованность в затронутой проблеме, новизна и научность проектной деятельности по решению данной проблемы, названы противоречия, лежащие в основе проблемы, указаны возможные последствия проблемы | 4 |
Новое представление или видение известной проблемы на основе анализа и обобщения | 3 | |
Проблема повторяет известные вопросы, отдельные аспекты представляют интерес для рассмотрения | 2 | |
Проблема актуальна только для самого автора | 1 | |
#1062;ели и задачи | Соответствие целей и задач решению поднятой проблемы, четкое формулирование путей реализации проекта | 3 |
Цели и задачи не полностью соответствуют проблеме, полученным результатам проектной деятельности | 1 | |
#1047;начимость исследований | Достоверность полученных фактов, доказательность результатов, приведены несовпадения или противоречащие сведения, наглядность полученных результатов, грамотность использования средств фиксации результатов исследования, знание основных положений в избранной и сопредельной областях знаний | 5 |
Посредственное проведение исследований, малая осведомленность в избранной проблеме | 3 | |
Слабое ориентирование в заданной области | 1 | |
#1055;рактическая значимость проекта | Социально значимый проект | 4 |
Проект может быть рекомендован для публикации, использован в практической деятельности | 3 | |
Может быть использован для последующей научной деятельности автора, в работе школьного научного объединения, служить в качестве наглядного пособия, экспоната выставок и т.д. | 2 | |
Имеет частично прикладной характер, имеет значение только для автора | 1 | |
#1069;стетика оформления результатов проектной деятельности | Продукт проектной деятельности выглядит эстетично, оригинально оформлен, доступен для использования заинтересованных лиц | 4 |
Имеются незначительные замечания к оформлению | 3 | |
Выполнен неаккуратно | 1 | |
#1050;ачество выступления | Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики, имеет навыки публичного выступления | 3 |
Упорядоченное, более или менее связанное, но лексика маловыразительная, допускаются паузы, обращение к тексту доклада | 2 | |
Доклад зачитывается по подготовленному тексту | 1 | |
#1059;мение отвечать на вопросы оппонентов | Приводит доказательства, факты, не прозвучавшие во время презентации, приводит анализ альтернативных точек зрения, кратко, но доказательно отвечает на вопросы, задает встречные вопросы для уточнения | 3 |
Теряется при ответе на вопросы, отвечает по наводящим вопросам, с трудом делает самостоятельные выводы, подыскивает аргументы | 2 | |
С трудом отвечает на наводящие вопросы | 1 | |
#1053;аглядность представления проекта | Выступление сопровождается качественной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, представлены графики, схемы, таблицы, фотоматериалы, карты и т.д. | 3 |
Маловыразительная, малоинформативная наглядность, выступление дублирует текст слайдов | 2 | |
Презентация неэффективная | 1 | |
#1054;собое мнение эксперта* | Активное участие в работе конференции (задает вопросы выступающим, является оппонентом) | |
Большой личный вклад при разработке и реализации проекта |
* В графе «Особое мнение эксперта» может быть выставлено по одному баллу дополнительно за каждый показатель
Литература:
- Голуб Г.Б. Метод проектов – технология и компетентностно-ориентированного образования: метод. Пособие для педагогов-руководителей проектов уч-ся основ.шк. / Г.Б.Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В.Чуракова; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2006.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М.: Дидактика средней школы. 1982 – с. 192.
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей нач. классов. – М.: Баласс. 2010.
- Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2008. – №1. – С. 17-23.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников: роль родителей / Е.Н. Землянская, М.К, Чугреева // Начальное образование. – 2006. – №5. – С. 31-36.
- Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил. (Начальная школа)
Приложение
№ | Компоненты паспорта | Описание исследовательского проекта |
1 | ФИО участников | Кириллова Анастасия Степановна |
2 | Тема проекта | Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина |
3 | Актуальность проекта | На уроке литературного чтения мы читали «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Во время чтения у меня возникло много вопросов. Мне было непонятно, что такое «кичка», «душегрейка», «столбовая дворянка» и многие другие слова. Я решила прочитать другие сказки А.С.Пушкина. При их чтении у меня так же возникло много вопросов. Почему так странно говорят некоторые герои? Только ли мне непонятны эти слова? И главное, зачем Пушкин использовал их в своем произведении? |
4 | Объект исследования | Сказки А.С. Пушкина. |
5 | Цель проекта | Познакомиться с устаревшими словами и их разновидностями |
6 | Тип проекта | Среднесрочный |
7 | Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание | Подготовительный
Теоритический
Практический
Аналитический
Презентационный
Рефлексивный Анализ результатов проекта |
8 | Исследовательский этап | Цель исследования: провести опрос среди одноклассников «Что такое устаревшие слова?» Гипотеза исследования: предположим, что А.С. Пушкин использует устаревшие слова в своих сказках, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества. Методы исследования: сбор информации, социологический опрос, лингвистический эксперимент, анализ, обобщение результатов. Оборудование для проведения исследования: Анкета, презентация, ноутбук, проектор Ход исследования: изучается, что об устаревших словах знают одноклассники, какие устаревшие слова они знают, знают ли они термины «архаизм» и «историзм». Обобщаются результаты в виде диаграмм. |
9 | Продукт проекта | Презентация |
10 | Перспектива проекта | С данной работой можно выступить на классном часе. |
Введение
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. Прошло уже 216 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет. Пушкина не только читают, но и старательно изучают
Ход проекта
Я провела опрос среди одноклассников «Что такое устаревшие слова?», для этого составила анкету.
Анкета
- Знаете ли вы, что такое устаревшие слова?
- Знаете ли вы, что такое архаизмы?
- Знаете ли вы, что такое историзмы?
- Где будете искать помощь в толковании слов?
Результаты опроса представлены в виде диаграммы
Проведенный опрос позволил сделать вывод, что большая часть ребят затрудняется в определении этого понятия. Я решила узнать подробнее об устаревших словах и познакомить с этим своих одноклассников.
Историзмы и архаизмы.
Устаревшие слова - это особая группа слов, которые вследствие тех или иных причин не употребляются в современной речи. Они разделяются на две категории - историзмы и архаизмы. Обе эти группы похожи между собой, но всё же имеют несколько существенных различий.
Историзмы. К ним относятся слова, обозначающие особые вещи, должности, явления, которые перестали существовать в современном мире, но имели место раньше. Пример таких слов – боярин, воевода, сенная девушка, поместье. Они не имеют синонимов в современном языке, а узнать их значение можно только из толкового словаря. В основном такие устаревшие слова относятся к описанию быта, культуры, экономики, иерархии, военных и политических отношений давних лет. Так, например, воевода - это военачальник, правитель у славянских народов. Сенная девушка - это служанка, живущая в сенях, т.е. в помещении перед внутренними комнатами. Больше всего устаревшие слова-историзмы встречаются среди названий, связанных с военной тематикой, а также имеющих отношение к хозяйственным предметам и одежде: кольчуга, забрало, сорочин, армяк, камзол. Вот несколько примеров предложений, содержащих устаревшие слова.
"Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит?
На крыльце стоит его старуха
в дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка…»
«здравствуй, барыня сударыня дворянка!» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Царь Салтан сидит в палате
на престоле и в венце» («Сказка о Царе Салтане…»)
Архаизмы. Устаревшие слова русского языка выделяют в ещё одну обширную группу – архаизмы. Они, по сути, являются подгруппой
историзмов – к ним также относят слова, вышедшие из употребления. Но
основное их отличие в том, что их можно заменить синонимами, являющимися обычными и употребляемыми на сегодняшний день словами. Вот примеры архаизмов: ланиты, персты, чупрун. Соответственно, их
современные аналоги – щёки, пальцы, чуб. Существует несколько базовых отличий между архаизмом и его синонимом. Они могут отличаться: а) лексическим значением (живот – жизнь, гость – купец); б) грамматическим оформлением (на бале – на балу, исполнити – исполнить); в) морфемным составом (рыбарь – рыбак, дружество – дружба); Для того, чтобы правильно употребить архаизм в предложении и избежать путаницы, необходимо использовать толковый словарь или же словарь устаревших слов. Архаизм - лексическая единица, вышедшая из употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остается в реальной жизни и получает другие названия (устаревшие слова, вытесненные или замененные современными
синонимами). Причина появления архаизмов - в развитии языка, в обновлении
его словаря: на смену одним словам приходят другие. В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях. Мастером использования архаизмов был А.С. Пушкин.
Примеры предложений, содержащих архаизмы:
«Перед нею усердные слуги;
она бьёт их, за чупрун таскает.»
«Старик не осмелился перечить,
не дерзнул поперёк слова молвить.» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
«И пошел на край долины
у моря искать дичины» («Сказка о Царе Салтане…»)
Устаревшие слова прекрасно передают характерную историчность, делают литературный текст колоритным и ярким. Но для корректного и уместного употребления необходимо всегда сверяться с толковым словарем, чтобы цветистые фразы в итоге не превратились в бессмыслицу.
Устаревшие слова в произведениях А.С. Пушкина
В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»
Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» ( в старину дядькой называли наставника) и гости ( в Древней Руси гостями называли купцов).
Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон - к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.
Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.
“Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане...»)
В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом "буй", которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой. Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы "остров Буян". Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: "…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…"
В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.
В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:
«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».
Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош - монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.
Замена устаревших слов в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» современными синонимами.
Особенно мне понравилась «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В ней мы видим организующую роль повествования: носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом. Повествовательная речь непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей.
В сказке А.С. Пушкина сплавлены различные элементы разговорного, устно-поэтического и литературного языка. Стремясь донести в условно-сказочных формах реальные картины жизни царского двора, дворянства, купечества, духовенства, крестьянства, Пушкин использует немало устаревших, старинных слов. Но книжная лексика и фразеология не нарушают основной особенности языка пушкинской сказки - народности звучания. Литературные элементы речи получают народную окраску, потому что находятся в окружении многочисленных словесных форм, взятых поэтом из народного быта и устно-поэтического творчества.
Читая «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», у меня вызвали большой интерес устаревшие слова, так как многие из них звучат непривычно, забавно, смешно. Значение этих слов я не знала. И я задалась вопросом: не лучше ли было переиздать сказку, заменив устаревшие слова синонимами из современного языка, для упрощения чтения и понимания текста сказки. По ходу чтения сказки я выписала все устаревшие слова, затем выписала их значения из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даля. (приложение 1)
После того, как я заменила устаревшие слова на современные синонимы, то сразу стало ясно: оригинал сказки А. С. Пушкина не сравнится с «переделкой». (приложение 2)
Заключение
В ходе своего исследования я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.
Сказки А.С.Пушкина с их лаконичными сочетаниями современной и устаревшей лексики – ценный вклад в русскую литературу. Они помогли мне познакомиться с лексикой времен Пушкина, оценить ее красоту и выразительность. Сказки показали неразрывную связь прошлого и настоящего. В них сохранились элементы, дающие самое яркое представление о национальном характере русского народа: детали быта, вплоть до еды и одежды, пейзаж, имена, характеры и социальное положение героев, описание жизненного уклада, особенности лексического строя языка.
В ходе этой работы я научилась проверять свои идеи, подбирать научную литературу по интересному для меня вопросу, проводить эксперимент. А главное, я составила Словарь устаревшей лексики сказок А.С.Пушкина, который поможет мне и моим одноклассникам с ещё большим удовольствием читать эти сказки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Толкование устаревших слов из
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Смотрит в поле, инда очи» - смотрит в поле, даже глаза
«Издалеча наконец» – из далекой наконец
«И к обедне умерла» - и к церковной службе умерла
«Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая женщина
«Но зато горда, ломлива» - но зато горда, упряма
«Да сто сорок теремов» - да сто сорок высоких домов
«Не кручинься, бог с тобой» - не грусти, бог с тобой
«Тужит бедный царь по ней» - скучает бедный царь по ней
«На подворье тишина» - в гостинице тишина
«В светлой горнице; кругом» - в светлой летней гостиной
«Печь с лежанкой изразцовой» - печь с выступом глиняным, выжженным
«Так и станем величать» - так и станем называть
«Вверх во светлую светлицу» - вверх в светлую гостиную
«Руку правую потешить» - руку правую занять
Им она не прекословит, - им она не противоречит
Ой вы, молодцы честные – ой вы уважаемые парни
Видит: нищая черница – видит: нищая монашка
Ходит по двору, клюкой – ходит с палкой по двору
Гроб разбился. Дева вдруг – гроб разбился, женщина вдруг
И трубит уже молва: - и трубит уже народ
Свадьбу тотчас учинили, - свадьбу тут же устроили
«И прищелкивать перстами» - и прищелкивать пальцами
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сравнение оригинального текста и переделанного
Текст оригинала | Текст переделанный |
«Ждет-пождет с утра до ночи, | «Ждет-пождет с утра до ночи, |
«Правду молвить, молодица | «Правду говорить, молодая женщина |
«И царевна очутилась | «И царевна очутилась |
«Пес залаял, и девица | «Пёс залаял, и девица Ходит с палкой по двору, Отгоняя пса.» |
«Позвала к себе Чернавку, | «Позвала к себе Чернавку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...
Проектная технология на уроках литературного чтения в начальной школе
Программа "МАЯК" ...
Презентация к лекции по теме: "Уроки внеклассного чтения в начальной школе"
В презентации представлены основные положения для лекции для обучающихся 3 курса СПО по специальности "Преподавание в начальных классах" по методике русского языка по теме: "Уроки внекл...
Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе
Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...
Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»
В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...
Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства....