Методические рекомендации для психолого-педагогического сопровождения дошкольника
методическая разработка
С чего начинается психолого- педагогическое сопровождение дошкольника? Психолого-педагогическое сопровождение начинается с первых дней поступления ребенка в детский сад – это адаптация.
Задача педагога – психолога сделать так, чтобы период адаптации у ребенка прошел как можно мягче. В данной методической разработке представлены рекомендации которые помогут пройти период адаптации как можно быстрее и мягче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для психолого-педагогического сопровождения дошкольника
Степанова Т. Ю. педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 24 г. Черемхово»
С чего начинается психолого- педагогическое сопровождение дошкольника? Психолого-педагогическое сопровождение начинается с первых дней поступления ребенка в детский сад – это адаптация.
Задача педагога – психолога сделать так, чтобы период адаптации у ребенка прошел как можно мягче. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад и отношение к нему.
Целью психолого-педагогического сопровождения как раз является развития ребенка в учебно-воспитательном процессе в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.
Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения необходимо решить следующие задачи:
- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
- обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
- превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;
- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Так же для психолого-педагогического сопровождения необходимо следовать основным принципам и направлениям в работе:
- Рекомендательный характер советов по отношению к объекту и субъекту сопровождения;
- Приоритетный характер интересов сопровождаемого;
- Длительный характер прохождения процесса;
- Специализированный подход в процессе реализации сопровождения.
Основные направления работы:
- Формирование условий по обеспечению эмоционального комфорта ребенка;
- Поддержание психологически стабильно-положительного климата;
- Повышение компетентности участников образовательного процесса
- Проработка проблем с помощью методологического анализа;
- Апробирование результатов для дальнейшего применения.
Последовательность работы по сопровождению ребенка так же имеет свой алгоритм:
- Постановка проблем.
- Анализ полученной информации.
- Разработка плана комплексной помощи.
- Реализация плана по решению проблемы.
- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Но для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей. Формы работы с родителями разнообразны: педагогические беседы, тематические консультации, конференции, родительские собрания. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.
Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
- сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
- постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
- оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций является обязательным условием развития дошкольного образовательного учреждения;
- снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
- сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.
Литература:
1. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.
2. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.
3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.
4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.
Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России,...
Методическая рекомендация «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Методическая рекомендация «Развитие мелкой моторики у дошкольников»предназначена для педагогов, работающих по программам технической направленности. Рекомендация разработана для пополнения...
Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей
В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.
В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов «группы риска»
Методическое пособие по психолого-педагогического сопровождению студентов «группы риска» разработано совместно педагогом-психологом, куратором и мастером ...
Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов "группы риска"
Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов «группы риска» разработано педагогом-психологом, куратором и мастером п/о ...