Методические рекомендации для психолого-педагогического сопровождения дошкольника
методическая разработка

Степанова Татьяна Юрьевна

С чего начинается психолого- педагогическое сопровождение дошкольника? Психолого-педагогическое сопровождение начинается с первых дней поступления ребенка в детский сад – это адаптация. 

Задача педагога психолога сделать так, чтобы период адаптации у ребенка прошел как можно мягче. В данной методической разработке представлены рекомендации которые помогут пройти период адаптации как можно быстрее и мягче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для психолого-педагогического сопровождения дошкольника

Степанова Т. Ю. педагог-психолог  

МДОУ «Детский сад № 24 г. Черемхово»

С чего начинается психолого- педагогическое сопровождение дошкольника? Психолого-педагогическое сопровождение начинается с первых дней поступления ребенка в детский сад – это адаптация. 

Задача педагога – психолога сделать так, чтобы период адаптации у ребенка прошел как можно мягче. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад и отношение к нему.

Целью психолого-педагогического сопровождения как раз является развития ребенка в учебно-воспитательном процессе в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.

 Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения необходимо  решить следующие задачи:

-          удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

 -          обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

-          удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

 -          превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

 -          формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

 -          предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-          психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

-          развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

 -          организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Так же для   психолого-педагогического сопровождения необходимо следовать основным принципам и направлениям в работе:

  • Рекомендательный характер советов по отношению к объекту и субъекту сопровождения;
  • Приоритетный характер интересов сопровождаемого;
  • Длительный характер прохождения процесса;
  • Специализированный подход в процессе реализации сопровождения.

Основные направления работы:

  1. Формирование условий по обеспечению эмоционального комфорта ребенка;
  2. Поддержание психологически стабильно-положительного климата;
  3. Повышение компетентности участников образовательного процесса
  4. Проработка проблем с помощью методологического анализа;
  5. Апробирование результатов для дальнейшего применения.

 Последовательность работы по сопровождению ребенка так же имеет свой  алгоритм:

 -   Постановка проблем.

 -    Анализ полученной информации.

 -   Разработка плана комплексной помощи.

  -   Реализация плана по решению проблемы.

 -  Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Но для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей. Формы работы с родителями разнообразны: педагогические беседы, тематические консультации, конференции, родительские собрания. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.
Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

 -   использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

  -   раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных                             потребностей дошкольников;

-  увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;

 -  уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;

-  сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;

-  постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;

-          оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций является обязательным условием развития дошкольного образовательного учреждения;

 -   снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;

-  сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Литература:


1. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.

2. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.

3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.

 4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих  взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России,...

Методическая рекомендация «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Методическая рекомендация «Развитие мелкой моторики у дошкольников»предназначена для педагогов, работающих по программам технической направленности. Рекомендация разработана для пополнения...

Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.

В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...

Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов «группы риска»

       Методическое пособие по психолого-педагогического сопровождению студентов «группы риска» разработано совместно педагогом-психологом, куратором и мастером ...

Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов "группы риска"

       Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов «группы риска» разработано педагогом-психологом, куратором и мастером  п/о ...