Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.
статья по теме
В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникла необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях. В данной статье раскрыты аспекты деятельности методических служб на базе ПОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пальчун В.В., методист структурного подразделения
«Центра психолого-педагогического сопровождения
и профилактики негативных явлений в ПОУ»
ГБПОУ педагогического колледжа № 1
им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся
профессиональных образовательных учреждений.
Аспект деятельности методической службы.
Новые образовательные потребности возникают постоянно. В статье 42 Закона
№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года особое внимание уделяется помощи детям, «испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации». В связи этим возникла необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях, которое должны осуществлять специалисты, такие, как педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы.
Психолого-педагогическая и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися;
3) диагностику уровня обученности, воспитанности, личностной тревожности, ценностных ориентаций в карьере и мн. др.;
3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Совершенно очевидно, что одну из ведущих ролей в данном аспекте играет кадровый потенциал. Требования к профессионализму педагогов предъявляются достаточно серьёзные: коммуникативная компетентность, личностно ориентированное взаимодействие с обучающимися, умение реализовать образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и много другое.
Помочь педагогам повысить уровень своего мастерства призвана методическая служба. Одной из задач, которые решают методисты, является обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики. Необходимо методическое сопровождение педагогов в повышении квалификации, научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательном процессе, помощь обучающимся. Особую актуальность сегодня приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов.
Научно-методическое сопровождение рассматривается как научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста) и сопровождаемого (педагога), направленный на непрерывное саморазвитие в профессии. Это помощь и поддержка педагогам различного уровня квалификации.
Одним из ключевых аспектов можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагога, а в результате этого можно говорить о взаимодействии психологической и методической службы. В содержание методического сопровождения необходимо включить: ценностно-смысловой, диагностико – аналитический, прогностический и методический блоки.
В методическом блоке выделяются, как минимум, три раздела:
- Информационно-методический.
Цель: освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности педагогических сотрудников к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению. Данный раздел также предусматривает повышение уровня психологических знаний педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение; овладение педагогами способами и методиками личностно-ориентированной диагностики, направленной на изучение эмоциональных состояний подростков группы риска; освоение способов реагирования в кризисных ситуациях и др. Важным аспектом является информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (научно-практические конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.
- Организационно-методический.
Цель: организация и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации педагогов: вебинаров, семинаров (проблемно-целевых, научно-методических, проектировочных), «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования. Создание условий и оказание методической помощи для участия педагогов в курсах повышения квалификационной категории. Оказание методической поддержки педагогам, ведущим свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический эксперимент. Удобной формой работы становится скайп-сопровождение (одна из форм организации дистанционного обучения, благодаря которой есть возможность общаться в режиме реального времени, независимо от места нахождения).
- Практический.
Цель: сделать педагога активным субъектом процесса совершенствования.
Под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.
Методическое сопровождение призвано выстраивать реальные цели и задачи деятельности педагогов и обучающихся, отбирать целесообразные способы и средства взаимодействия с педагогами и обучающимися, разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, локальные акты, положения, методические рекомендации, памятки и мн. др. Творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы, организовывать познавательную деятельность, помогать педагогам ориентироваться в «море» информации в условиях современности.
Методическая работа может существенно влиять на качество обучения, воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому её можно рассматривать как важный фактор управления образовательным процессом.
Литература:
- Статья 42 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации») от 29 декабря 2012 года.
- Култышева М.Е., Кобелева .Г.А. «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе как одно из условий выполнения требований ФГОС». Всероссийский интернет-портал "Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация».
- Решетников В.Г.«Организационно-методическое сопровождение и методическая
поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования», ж. «Омский
научный вестник», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
В статье представлены материалы по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья из числа лийц глухих и слабослышащих...
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Дорога длинною в 75 лет", посвященная юбилею ПРОФТЕХа
Работы обучающихся, выполненные в рамках областных конкурсов информационных технологий и конкурсов нашего образовательного учреждения....
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему:"Культура в современном мире"
Работа обучающейся Спиридоновой Анастасии...
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"...
«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного медицинского осмотра обучающихся на употребление наркотических средств»
Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профес...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении
Методический материал может быть использован преподавателями профессиональных образовательных учреждений для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеклассной работе по эк...
Психолого-педагогические условия внедрения ИКТ в образовательном учреждении
В настоящем постиндустриальном обществе роль ИКТ чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Процессы...