Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_dou_36_zanyatiy_god.docx | 53.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения
«Центр социальной реабилитации инвалидов и
детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга»
ПРИНЯТО Методическим советом Протокол № _______ От «__»___________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБУСОН «ЦСРИ Кронштадтского района» ____________Е. Т. Сапронова «__»___________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 4-6 лет
Автор-составитель:
педагог-психолог
отделения социальной
реабилитации (для детей)
Троянова Надежда Игоревна
г. Кронштадт
2020 г.
Оглавление
Анализ результатов успешности реализации программы 7
Введение
Ребенок в школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированность элементарных понятий. Ребенок должен овладеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Не менее важным является развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, а также правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух, что необходимо для успешного речевого общения и овладения навыками письма.
Пояснительная записка
Интеллектуальная готовность ребенка к школе состоит из развития предпосылок учебной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, саморегуляции, тонкой моторики пальцев рук).
Чтобы обучение в начальных классах школы стало развивающим необходимо позаботиться о том, что дети усваивали систему понятий и способы их получения. Развитие мышления детей в этот период способствует их умственному развитию в целом.
Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов. Это развитие наблюдательности, восприятия памяти, мышления, воображения. Каждый из этих процессов связан с остальными.
В каждом периоде развития ребенка ведущее значение для развития остальных психических процессов имеет какой-либо один из процессов. Так в дошкольном возрасте главное значение приобретает восприятие, а позже - память. Для их дальнейшего совершенствования необходимо, чтобы на новую высокую ступень поднялось мышление. Дальнейшее развитие мышления состоит в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Без этого перехода невозможно будет сделать следующий шаг в развитии мышления, который должен будет произойти в подростковом возрасте и заключается в возникновении понятийного мышления.
Таким образом, не заложив фундамент в дошкольном возрасте, не смогут быть сформирован формы мышления подростка, что повлечет за собой проблему успеваемости, а вслед за этим появление личностных проблем, школьной и социальной дезадаптации.
Вместе с формированием новых, более высоких форм мышления происходят существенные сдвиги в развитии всех других психических процессов, особенно в восприятии и памяти. Новые формы мышления становятся средством осуществления данных процессов, и перевооружения памяти и восприятия поднимают продуктивность на большую высоту. "Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень будет происходить перестройка всех остальных психических процессов - память становится мыслящей, а восприятие - думающим".
возраста склонны обращать внимание на яркое, впечатление, которое не всегда является существенным. Могут испытывать затруднения в восприятии временных показателей, интервалов.
Внимание 4-6-летнего ребенка еще не достаточно устойчиво, непроизвольно, он часто отвлекается, объем внимания узок, сосредоточенность на 1-2 объектах.
Познание и память тесно взаимосвязаны. Память 5-6-летнего ребенка отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением.
Несмотря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание (механическое) пока еще остается доминирующим. Это связано с еще не сформированным самоконтролем. Образная память еще преобладает над словесно-логической. Мышление детей - наглядно-образное. Наглядно-образное мышление также создает предпосылки для перехода к абстрактно-логическому мышлению, и его высшему уровню - понятийному мышлению.
У 4-6-летних детей еще не достаточно сформированы мыслительные процессы (сравнение, об абстрагирование, анализ, синтез), хотя все предпосылки для этого уже созданы. Также отмечается неупорядоченность, разрозненность, отрывочность имеющихся у детей знаний, отсутствие способности обосновать, аргументировать, доказать. Детям в этом возрасте трудно удерживать в сознании одновременно несколько признаков, которые необходимо сопоставлять, соотносить при решении той или иной мыслительной задачи. Дети ориентируются на искомый состав признаков, выхватывают отдельные признаки и пытаются решить задачу на основе такого искомого анализа ее содержания.
Характерна и центрация мышления. Ребенок объединяет разные свойства и признаки в том смысле, что изменение одного свойства должно, по его мнению, обязательно повлечь изменение другого.
Дошкольный возраст - время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Все виды механизма существуют в единстве. На основе действенного и образного мышления у дошкольников к 6 годам интенсивно формируется словеснологическое мышление. Дети способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах.
Дошкольный период — один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной, общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от старой. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.
Учитывая индивидуальные различия детей в физическом и психическом развитии необходимо как можно раньше начать подготовку к школьному обучению. Следовательно, контроль за процессами развития должен быть особенно пристальным, чтобы исправление отклонений началось как можно раньше.
Все это определяет актуальность разработки программы подготовки детей 6-ти летнего возраста к обучению в школе.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы психолого-педагогическая.
Цель программы: подготовка дошкольников к систематизированному обучению в школе.
Основные задачи программы:
1. Обучающие:
Обучить навыкам счета и письма;
формировать навыки категоризации и классификации;
закреплять и расширять представления об окружающем мире;
учить устанавливать причинно-следственные отношения;
формировать и закреплять представления о величине, форме, цвете предметов;
расширять представление о предметах ближайшего окружения.
2. Развивающие.
- Развитие психических функций (предпосылок учебной деятельности) через учебно-игровую деятельность;
- Развитие внимания;
- Развитие вербально-логического мышления;
- Развитие кратковременной памяти;
- Развитие пространственных представлений;
- Развитие навыков саморегуляции;
3. Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, ответственность;
- Воспитывать доброжелательное отношение к членам коллектива;
- Способствовать формированию состояния успешности и ощущения собственной значимости при совместной развивающей деятельности ребенка и взрослого.
Ожидаемые результаты:
- Общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь подразумевается как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
- Произвольная саморегуляция. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Сосредоточиться сколько-нибудь длитель ное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
- Сформированность мотивов, побуждающих к учению. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Содержание программы:
Данная программа составлена для работы с детьми дошкольного возраста, не готовых обучению в школе или с недостаточным развитием предпосылок учебной деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, саморегуляция, речь, тонкая моторика пальцев рук).
После прохождения половины занятий, может проводиться промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей по методике JI. А. Ясюковой, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов дошкольной подготовки.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- недирективность позиции взрослого;
- учет психофизических особенностей детей;
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Ориентировочная структура занятия:
1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)
2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)
3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)
4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).
5. Ритуал прощания.
При реализации программы используются следующие техники:
- когнитивно-поведенческие;
- арт-терапевтические;
- игровые методы;
- сказкотерапия.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
Образовательный процесс проводится в течение всего календарного года (с 1 января по 31 декабря). Каникулы во время учебного года не предусмотрены.
Продолжительность учебных периодов:
Дети зачисляются на курс занятий продолжительностью 10 месяцев (36 занятий).
Регламентация образовательного процесса: Длительность программы составляет 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой или во второй половине дня, начиная с 09:00 часов. Продолжительность каждого занятия 30-45 минут. Обучение проходит индивидуально или в подгруппах по 2 – 3 человека. При необходимости количество занятий может быть увеличено (при не усвоении темы).
Успешность реализации данной программы зависит от полноты прохождения курса в течение года.
Анализ результатов успешности реализации программы
Вид контроля (по этапам работы) | Сроки проведения | Форма проведения |
Первичный | При первых посещениях занятий (3 занятия) | Диагностика компонентов мышления, индивидуальных характеристик личности; Динамическое наблюдение психолога в ходе занятий; Анализ выполненной работы. |
Итоговый | В конце периода обучения | Диагностика; Опрос родителей и экспертная оценка детей педагогом-психологом по результатам их работы на занятии. |
На первичном и итоговом контроле могут использоваться следующие методы и методики:
- Наблюдение.
- Методика исследования зрительно-моторной координации тест Бендера;
- Методика оценки умственных способностей и логического мышления тест «Прогрессивные матрицы Равена»;
- Методика оценки интеллектуального развития ребенка «Тест Векслера» (выборочные субтесты);
- Методика готовности к школьному обучению Ясюковой Л.А. Часть 1 (выборочные субтесты).
- Корректурные пробы.
Учебный план
№ занятий | Темы занятий | Кол-во часов |
1-4 | Вводные занятия и диагностика | 4 |
5-9 | Свойства и признаки предметов | 5 |
10-14 | Сравнение предметов и явлений | 5 |
15-19 | Обобщение и классификация предметов и явлений | 5 |
20-24 | Отношения и связи между понятиями | 5 |
25-29 | Анализ, синтез, комбинирование | 5 |
30-33 | Творческое мышление | 4 |
34-36 | Заключительное занятие, итоговая диагностика | 3 |
Итого: | 36 |
Тематический план
№ занятия | Тема занятия | Цели и задачи | Формы работы |
Вводные занятия | Знакомство, получение информации об индивидуальных особенностях ребенка. Первичная диагностика. Получение дополнительной информации о психо-эмоциональном состоянии детей. | Психодиагностика компонентов мышления: зрительно-моторной координации, памяти, внимания и т.п. Беседа Наблюдение | |
Свойства и признаки предметов | Закрепление знакомства. Описание свойств и признаков предметов, узнавание предметов по разным признакам. Поиск одинаковых и различных свойств и признаков предметов и явлений. Выделение существенных признаков | Разминка Упражнения «Угадай кто это?», загадки и отгадки к ним, «Буквы», «Отличи по цвету, форме, величине и толщине», работа с фигурами Дьенеша, упражнение «Без чего не бывает?», задания на выделение существенных признаков. | |
Сравнение предметов и явлений | Развитие слуховой памяти, произвольного внимания. Развитие способности находить одинаковые и различные свойства и признаки предметов и явлений. Нахождение отличий, путем сопоставления картинок. Сравнение картинок по памяти. Нахождение общего признака предметов и объединение предметов в однородную группу. | Разминка Упражнения «Запомни узоры», «Запомни звуки», работа с картинками «Цифры», «Звери», «Печенье» незначительно отличающимися друг от друга, работа с фигурами Дьенеша, «Лабиринты», карточки-картинки, связанные по смыслу для обобщения, задание «Как назвать группу?» | |
Обобщение и классификация предметов и явлений | Нахождение общего признака предметов и объединение предметов в однородную группу. Объединение предметов в однородную группу, умение давать словесную характеристику классов готовой классификации. | Разминка Работа с карточками-картинками, связанными по смыслу для обобщения, упражнение «Как назвать группу предметов?», «Слушая звуки», работа со словами связанными по смыслу для обобщения и словами не связанными по смыслу, упражнение «4-ый лишний», «Запомни слова», «Найди слова». | |
Отношения и связи между понятиями | Установление причинно-следственных связей, правильное построение предложений. Установление логических связей между понятиями. Нахождение противоположных по значению понятий, выраженных различными частями речи. | Разминка Упражнения «Разноцветная лесенка», «Телефон», «Простые аналогии», «Инопланетяне», «Найди противоположности», «Девочки» Работа с сюжетными картинками. | |
Анализ, синтез, комбинирование | Анализ способа разложения частей плоскостных предметов, составление фигур-силуэтов, ориентируясь на образец. Анализ изменения составных элементов ряда фигур при переходе от фигуры к фигуре ( по количеству, пространственному расположению). Анализ, синтез, комбинирование, навыки конструкторской работы, умение мыслить пространственными образами. | Разминка Работа с разрезными картинками, специальными плоскостными геометрическими фигурами, Упражнения «Запомни цвет», «Хлопни-топни», «Пираты», «Запомни слова, не связанные по смыслу», работа с кубиками Никитиных серии «СУ». | |
Творческое мышление | Создание в воображении образов предметов на основе их схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов. Составление предложений, рассказов, сказок. Активация правого полушария. | Разминка Работа с образцами геометрических и абстрактных фигур, упражнения «На что похоже?», «Раз, два, три», «Дорисуй», «Динозаврик», работа на межполушарное взаимодействие, задания для активизации правого полушария (рисование левой рукой). | |
Заключительные занятия | Проверка результативности занятий для каждого ребенка. Повторная диагностика | Подведение итогов. Психодиагностика компонентов мышления: зрительно-моторной координации, памяти, внимания и т.п. | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет,- СПб ГУПМ, 2009
- Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2010
- Выготский Л.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс, 2008
- Дарвиш О.Б.Возрастная психология. М.: Владос-Пресс, 2009
- Дьяченко О.М. Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 2009.
- Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,2008
- Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2010
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми,- СПб.: Речь, 2011
- Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис, 2012.
- Макеева О.Н. Математические прописи. Учим цифры и решаем примеры. М.: «РИПОЛ классик», 2019.
- Макеева О.Н. Прописи для подготовки к школе. М.: «РИПОЛ классик», 2019.
- Макеева О.Н. Прописи для развития внимания и памяти. М.: «РИПОЛ классик», 2019.
- Михайленко Н.Я Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического психолога. Екатеринбург: деловая книга, 2010
- Психолог в детском саду № 2 1999 Ежеквартальный научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидере А.Г.)
- Роджерс К. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ. М.: Издательская группа «Прогресс- Универс»,2008
- Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2009
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольника. - Ярославль: «Академия развития», 2011
- Тихомирова Л. Ф., Басов А. В.. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: «Гринго», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайдовая презентация для итогового занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихся: 7 - 10 лет.
Разработка занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы» для детей 3-4 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32» Принято Советом педагогов...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
СОГЛАСОВАНА:Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. УТВЕРЖДЕНА:И.о. директора________Агинова С.Б. Адаптированная дополнительная общеобразовательная...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый наигрыш» возраст учащихся – 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый наигрыш» относится к программам художественно - эстетической направленности и нацелена на разностороннее развитие прир...
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...