Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)

программа

 «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_dou_36_zanyatiy_god.docx53.55 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения

 «Центр социальной реабилитации инвалидов и

детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

ПРИНЯТО

Методическим советом  

Протокол № _______

От «__»___________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУСОН «ЦСРИ Кронштадтского района»

____________Е. Т. Сапронова

«__»___________20__ г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)

программа

 «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4-6 лет

Автор-составитель:

педагог-психолог

отделения социальной

реабилитации (для детей)

Троянова Надежда Игоревна

г. Кронштадт

2020 г.


Оглавление

Введение        3

Пояснительная записка        3

Содержание программы        6

Календарный учебный график        7

Анализ результатов успешности реализации программы        7

Учебный план        8

Тематический план        9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        12


Введение

Ребенок в школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированность элементарных понятий. Ребенок должен овладеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Не менее важным является развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, а также правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух, что необходимо для успешного речевого общения и овладения навыками письма.

Пояснительная записка

Интеллектуальная готовность ребенка к школе состоит из развития предпосылок учебной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, саморегуляции, тонкой моторики пальцев рук).

Чтобы обучение в начальных классах школы стало развивающим необходимо позаботиться о том, что дети усваивали систему понятий и способы их получения. Развитие мышления детей в этот период способствует их умственному развитию в целом.

Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов. Это развитие наблюдательности, восприятия памяти, мышления, воображения. Каждый из этих процессов связан с остальными.

В каждом периоде развития ребенка ведущее значение для развития остальных психических процессов имеет какой-либо один из процессов. Так в дошкольном возрасте главное значение приобретает восприятие, а позже - память. Для их дальнейшего совершенствования необходимо, чтобы на новую высокую ступень поднялось мышление. Дальнейшее развитие мышления состоит в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Без этого перехода невозможно будет сделать следующий шаг в развитии мышления, который должен будет произойти в подростковом возрасте и заключается в возникновении понятийного мышления.

Таким образом, не заложив фундамент в дошкольном возрасте, не смогут быть сформирован формы мышления подростка, что повлечет за собой проблему успеваемости, а вслед за этим появление личностных проблем, школьной и социальной дезадаптации.

Вместе с формированием новых, более высоких форм мышления происходят существенные сдвиги в развитии всех других психических процессов, особенно в восприятии и памяти. Новые формы мышления становятся средством осуществления данных процессов, и перевооружения памяти и восприятия поднимают продуктивность на большую высоту. "Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень будет происходить перестройка всех остальных психических процессов - память становится мыслящей, а восприятие - думающим".

возраста склонны обращать внимание на яркое, впечатление, которое не всегда является существенным. Могут испытывать затруднения в восприятии временных показателей, интервалов.

Внимание 4-6-летнего ребенка еще не достаточно устойчиво, непроизвольно, он часто отвлекается, объем внимания узок, сосредоточенность на 1-2 объектах.

Познание и память тесно взаимосвязаны. Память 5-6-летнего ребенка отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением.

Несмотря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание (механическое) пока еще остается доминирующим. Это связано с еще не сформированным самоконтролем. Образная память еще преобладает над словесно-логической. Мышление детей - наглядно-образное. Наглядно-образное мышление также создает предпосылки для перехода к абстрактно-логическому мышлению, и его высшему уровню - понятийному мышлению.

У 4-6-летних детей еще не достаточно сформированы мыслительные процессы (сравнение, об абстрагирование, анализ, синтез), хотя все предпосылки для этого уже созданы. Также отмечается неупорядоченность, разрозненность, отрывочность имеющихся у детей знаний, отсутствие способности обосновать, аргументировать, доказать. Детям в этом возрасте трудно удерживать в сознании одновременно несколько признаков, которые необходимо сопоставлять, соотносить при решении той или иной мыслительной задачи. Дети ориентируются на искомый состав признаков, выхватывают отдельные признаки и пытаются решить задачу на основе такого искомого анализа ее содержания.

Характерна и центрация мышления. Ребенок объединяет разные свойства и признаки в том смысле, что изменение одного свойства должно, по его мнению, обязательно повлечь изменение другого.

Дошкольный возраст - время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Все виды механизма существуют в единстве. На основе действенного и образного мышления у дошкольников к 6 годам интенсивно формируется словеснологическое мышление. Дети способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах.

Дошкольный период — один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной, общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от старой. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.

Учитывая индивидуальные различия детей в физическом и психическом развитии необходимо как можно раньше начать подготовку к школьному обучению. Следовательно, контроль за процессами развития должен быть особенно пристальным, чтобы исправление отклонений началось как можно раньше.

Все это определяет актуальность разработки программы подготовки детей 6-ти летнего возраста к обучению в школе.

 Направленность дополнительной общеобразовательной программы психолого-педагогическая.

Цель программы: подготовка дошкольников к систематизированному обучению в школе.

Основные задачи программы:

1. Обучающие:

Обучить навыкам счета и письма;

формировать навыки категоризации и классификации;

закреплять и расширять представления об окружающем мире;

учить устанавливать причинно-следственные отношения;

формировать и закреплять представления о величине, форме, цвете предметов;

расширять представление о предметах ближайшего окружения.

2. Развивающие.

  • Развитие психических функций (предпосылок учебной деятельности) через учебно-игровую деятельность;
  • Развитие внимания;
  • Развитие вербально-логического мышления;
  • Развитие кратковременной памяти;
  • Развитие пространственных представлений;
  • Развитие навыков саморегуляции;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, ответственность;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к членам коллектива;
  • Способствовать формированию состояния успешности и ощущения собственной значимости при совместной развивающей деятельности ребенка и взрослого.

Ожидаемые результаты:

  • Общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь подразумевается как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
  • Произвольная саморегуляция. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Сосредоточиться сколько-нибудь длитель ное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
  • Сформированность мотивов, побуждающих к учению. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их  стремления к приобретению знаний.

Содержание программы:

Данная программа составлена для работы с детьми дошкольного возраста, не готовых обучению в школе или с недостаточным развитием предпосылок учебной деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, саморегуляция, речь, тонкая моторика пальцев рук).

После прохождения половины занятий, может проводиться промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей по методике JI. А. Ясюковой, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов дошкольной подготовки.

Принципы комплектования группы и организации работы:

- добровольное участие;

- недирективность позиции взрослого;

- учет психофизических особенностей детей;

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Ориентировочная структура занятия:

1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)

2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)

3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)

4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).

5. Ритуал прощания.

При реализации программы используются следующие техники: 

  • когнитивно-поведенческие;
  • арт-терапевтические;
  • игровые методы;
  • сказкотерапия.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года:

Образовательный процесс проводится в течение всего календарного года (с 1 января по 31 декабря). Каникулы во время учебного года не предусмотрены.

Продолжительность учебных периодов:

Дети зачисляются на курс занятий продолжительностью 10 месяцев (36 занятий).

Регламентация образовательного процесса: Длительность программы составляет 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой или во второй половине дня, начиная с 09:00 часов. Продолжительность каждого занятия 30-45 минут. Обучение проходит индивидуально или в подгруппах по 2 – 3 человека. При необходимости количество занятий может быть увеличено (при не усвоении темы).

Успешность реализации данной программы зависит от полноты прохождения курса в течение года.

Анализ результатов успешности реализации программы

Вид контроля (по этапам работы)

Сроки проведения

Форма проведения

Первичный

При первых посещениях занятий (3 занятия)

Диагностика компонентов мышления, индивидуальных характеристик личности;

Динамическое наблюдение психолога в ходе занятий; Анализ выполненной работы.

Итоговый

В конце периода обучения

Диагностика;

Опрос родителей и экспертная оценка детей педагогом-психологом по результатам их работы на занятии.

На первичном и итоговом контроле могут использоваться следующие методы и методики:

  1. Наблюдение.
  2. Методика исследования зрительно-моторной координации тест Бендера;
  3. Методика оценки умственных способностей и логического мышления тест «Прогрессивные матрицы Равена»;
  4. Методика оценки интеллектуального развития ребенка «Тест Векслера» (выборочные субтесты);
  5. Методика готовности к школьному обучению Ясюковой Л.А. Часть 1 (выборочные субтесты).
  6. Корректурные пробы.

Учебный план

№ занятий

Темы занятий

Кол-во часов

1-4

Вводные занятия и диагностика

4

5-9

Свойства и признаки предметов

5

10-14

Сравнение предметов и явлений

5

15-19

Обобщение и классификация

предметов и явлений

5

20-24

Отношения и связи между

понятиями

5

25-29

Анализ, синтез, комбинирование

5

30-33

Творческое мышление

4

34-36

Заключительное занятие, итоговая диагностика

3

Итого:

36

Тематический план

№ занятия

Тема занятия

Цели и задачи

Формы работы

Вводные занятия

Знакомство, получение информации об индивидуальных особенностях ребенка.

Первичная диагностика.

Получение дополнительной информации о психо-эмоциональном состоянии детей.

Психодиагностика компонентов мышления: зрительно-моторной координации, памяти, внимания и т.п.

Беседа

Наблюдение

Свойства и признаки предметов

Закрепление знакомства.

Описание свойств и признаков предметов, узнавание предметов по разным признакам.

Поиск одинаковых и различных свойств и признаков предметов и явлений. Выделение существенных признаков

Разминка

Упражнения «Угадай кто это?», загадки и отгадки к ним, «Буквы», «Отличи по цвету, форме, величине и толщине», работа с фигурами Дьенеша, упражнение «Без чего не бывает?», задания на выделение существенных признаков.

Сравнение предметов и явлений

Развитие слуховой памяти, произвольного внимания. Развитие способности находить одинаковые и различные свойства и признаки предметов и явлений. Нахождение отличий, путем сопоставления картинок. Сравнение картинок по памяти. Нахождение общего признака предметов и объединение предметов в однородную группу.

Разминка

Упражнения «Запомни узоры», «Запомни звуки», работа с картинками «Цифры», «Звери», «Печенье» незначительно отличающимися друг от друга, работа с фигурами Дьенеша, «Лабиринты»,  карточки-картинки, связанные по смыслу для обобщения, задание «Как назвать группу?»

Обобщение и классификация

предметов и явлений

Нахождение общего признака предметов и объединение предметов в однородную группу. Объединение предметов в однородную группу, умение давать словесную характеристику классов готовой классификации.

Разминка

Работа с карточками-картинками, связанными по смыслу для обобщения, упражнение «Как назвать группу предметов?», «Слушая звуки», работа со словами связанными по смыслу для обобщения и словами не связанными по смыслу, упражнение «4-ый лишний», «Запомни слова», «Найди слова».

Отношения и связи между

понятиями

Установление причинно-следственных связей, правильное построение предложений. Установление логических связей между понятиями. Нахождение противоположных по значению понятий, выраженных различными частями речи.

Разминка

Упражнения «Разноцветная лесенка», «Телефон», «Простые аналогии», «Инопланетяне», «Найди противоположности», «Девочки»

Работа с сюжетными картинками.

Анализ, синтез, комбинирование

Анализ способа разложения частей плоскостных предметов, составление фигур-силуэтов, ориентируясь на образец. Анализ изменения составных элементов ряда фигур при переходе от фигуры к фигуре ( по количеству, пространственному расположению). Анализ, синтез, комбинирование, навыки конструкторской работы, умение мыслить пространственными образами.

Разминка

Работа с разрезными картинками, специальными плоскостными геометрическими фигурами,

Упражнения «Запомни цвет», «Хлопни-топни», «Пираты»,  «Запомни слова, не связанные по смыслу», работа с кубиками Никитиных серии «СУ».

Творческое мышление

Создание в воображении образов предметов на основе их схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов. Составление предложений, рассказов, сказок. Активация правого полушария.

Разминка

Работа с образцами геометрических и абстрактных фигур, упражнения «На что похоже?», «Раз, два, три», «Дорисуй», «Динозаврик», работа на межполушарное взаимодействие, задания для активизации правого полушария (рисование левой рукой).

Заключительные занятия

Проверка результативности занятий для каждого ребенка. Повторная диагностика

Подведение итогов. Психодиагностика компонентов мышления: зрительно-моторной координации, памяти, внимания и т.п.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет,- СПб ГУПМ, 2009
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2010
  3. Выготский Л.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс, 2008
  4. Дарвиш О.Б.Возрастная психология. М.: Владос-Пресс, 2009
  5. Дьяченко О.М. Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 2009.
  6. Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,2008
  7. Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2010
  8. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми,- СПб.: Речь, 2011
  9. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис, 2012.
  1. Макеева О.Н. Математические прописи. Учим цифры и решаем примеры. М.: «РИПОЛ классик», 2019.
  2. Макеева О.Н. Прописи для подготовки к школе. М.: «РИПОЛ классик», 2019.
  3. Макеева О.Н. Прописи для развития внимания и памяти. М.: «РИПОЛ классик», 2019.
  1. Михайленко Н.Я Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического психолога. Екатеринбург: деловая книга, 2010
  2. Психолог в детском саду № 2 1999 Ежеквартальный научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидере А.Г.)
  1. Роджерс К. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ. М.: Издательская группа «Прогресс- Универс»,2008
  1. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2009
  1. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольника. - Ярославль: «Академия развития», 2011
  2. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В.. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: «Гринго», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация для итогового занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихся: 7 - 10 лет.

Разработка  занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе  по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС  «Художественная роспись ткани» Возраст учащихс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы» для детей 3-4 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32»   Принято Советом педагогов...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"

Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый наигрыш» возраст учащихся – 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый наигрыш» относится к программам художественно - эстетической направленности и нацелена на разностороннее развитие прир...

Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико

Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...