Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"
рабочая программа
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать мир и внутреннюю структуру произведения, а также в обеспечении общего развития ребенка в целом, что является одним из факторов успешности и конкурентоспособности личности в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naumov_ii_rabochaya_programma_literaturnoe_masterstvo.docx | 50.55 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
197022, Санкт-Петербург, набережная реки Малой Невки, д. 1; ИНН 7813604570 КПП 781301001
info@academtalant.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Методического объединения
ГБНОУ «Академия талантов»
от « ___ » _____________ 20__ г.
Протокол № _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ МАСТЕРСТВО»
Социально-педагогической направленности
Возраст учащихся: 11-15 лет
Срок реализации: 3 года
ЛМ.1/19-1
Разработчик программы:
Наумов Илья Игоревич,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2019
Особенности организации образовательного процесса текущего года обучения
Направленность программы: социально-педагогическая
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать мир и внутреннюю структуру произведения, а также в обеспечении общего развития ребенка в целом, что является одним из факторов успешности и конкурентоспособности личности в современном обществе.
Адресат программы:
Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 11 - 15 лет, проявляющих интерес к созданию прозаических художественных произведений, вне зависимости от их жанра и объема.
Объем и срок реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год (72ч)
Условия реализации программы:
Количество учащихся:1 группа 8 учащихся.
Режим занятий: 1 раз в неделю 2 ч.
Отличительные особенности:
Отличительной особенностью программы является сочетание передовых методик, позволяющих познать тонкости литературного процесса. В ходе реализации программы учащиеся будут работать как индивидуально, так и в группах, что позволит им обменяться опытом и помочь друг другу обнаружить сильные и слабые стороны каждого созданного текста.
Целью программы является разностороннее развитие личности обучающегося через приобретение и отработку навыков художественного письма.
Задачи
Обучающие:
- Формирование представления о художественном тексте;
- Формирование элементарных писательских навыков;
- Приобретение учебных умений, персептивных, речевых, моторно-графических навыков.
Развивающие:
- Социализация личности ребенка через общение со взрослыми, взаимодействие со сверстниками, овладение умением работы в социуме (в парах, в группе);
- Развитие творческих способностей детей;
- Развитие коммуникативной компетентности;
- Развитие устойчивого познавательного интереса как свойства личности;
- Развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.
Воспитательные:
- Воспитание творчески активной и самостоятельной личности;
- Содействие эстетическому воспитанию обучающихся;
Воспитание культуры умственного труда
Содержание программы 2019\2020 года обучения:
Раздел I. От идеи к структуре.
1. Зачем мы пишем?
Теория. Беседа. Знакомство друг с другом. Обсуждение мотивации писателя.
Практика. Спонтанное написание текста на произвольную тему.
2. У меня есть идея!
Теория. Определение идеи, замысла художественного произведения. Выявление идей известных произведений классиков и современных авторов.
Практика. Мозговой штурм с целью обменяться актуальными идеями, которые могут вырасти в интересное художественное произведение.
3. Мир художественного произведения.
Теория. Определение сеттинга художественного произведения. Выявление основных элементов мира художественного произведения.
Практика. Игры и упражнения, способствующие созданию упорядоченной вселенной художественного текста.
4. Герои…
Теория. Изучение основных методов создания персонажа.
Практика. Заполнение одного или нескольких вариантов анкеты персонажа. Выделение основных черт известных персонажей мировой и русской литературы.
5. …и злодеи.
Теория. Повторение методов создания персонажа. Анализ важнейших черт самых ярких антагонистов мировой и русской литературы.
Практика. Создание письменных фрагментов с портретом отрицательного персонажа.
6. Сюжет и фабула.
Теория. Изучение и разграничение понятий фабула и сюжет.
Практика. Анализ композиционных приемов великих писателей.
7. Синопсис рассказа.
Теория. Введение понятия «конспект романа». Метод снежинки и другие методы создания стройного и структурированного текста.
Практика. Создание и презентация синопсиса итогового рассказа.
8. Конфликт.
Теория. Выявление видов конфликта в художественном произведение. Определение роли конфликта в художественном тексте.
Практика. Анализ конфликтов в классических произведениях мировой и русской литературы.
9. Обсуждение текстов.
Практика. Чтения первых фрагментов итоговых рассказов с последующим обсуждением.
Раздел II. Откуда берется стиль?
10. Речь персонажей.
Теория. Изучение методов создания правдоподобных и цепляющих монологов и диалогов персонажей.
Практика. Создание письменных фрагментов с диалогами героев, случайно выбранных учащимися.
11. Деталь.
Теория. Анализ функций художественной детали.
Практика. Выявление деталей, коренным образом повлиявших на сюжет известных произведений мировой и русской литературы.
12. Роль рассказчика в тексте.
Теория. Определение роли рассказчика в тексте, выявление всех возможных видов рассказчика.
Практика. Анализ произведений, в которых рассказчик выступает в разных ипостасях.
13. Темп художественного произведения.
Теория. Изучение основных способов увеличить или замедлить темп повествования.
Практика. Создание письменных фрагментов, действие в которых должно развиваться в заданном темпе.
14. Что такое остранение?
Теория. Введение понятия остранения. Анализ самых ярких примеров остранения в мировой и русской литературе.
Практика. Создание письменных фрагментов, написанных от лица предмета или животного.
15. Внутренний монолог, поток сознания и другие игры разума.
Теория. Изучение всех видов отображение внутреннего конфликта персонажа.
Практика. Создание письменных фрагментов, содержащих в себе внутренний монолог героя или поток его сознания.
16. Средства художественной выразительности.
Теория. Работа с таблицей, в которой представлены основные средства художественной выразительности.
Практика. Анализ примеров из произведений известных писателей. Игры на развитие фантазии, на создание нетривиальных эпитетов, сравнений и метафор.
17. Все грани метафоры.
Теория. Исследование роли метафоры в тексте. Изучение всех видов метафоры.
Практика. Анализ метафоры и постепенное включение ее в текст.
18. Как писать стильно?
Теория. Введение понятия «художественный стиль». Выявление основных элементов стиля известных писателей.
Практика. Игра «Пишу, как…».
19. Обсуждение текстов.
Практика. Чтения фрагментов итоговых рассказов с последующим обсуждением.
Раздел III. Пишем все, что захотим!
20. Биографии, дневники, письма.
Теория. Анализ жанров, стоящих на стыке художественной литературы и литературы нон-фикшн.
Практика. Обмен примерами наиболее ярких художественных элементов в текстах, стоящих на грани художественной литературы и литературы нон-фикшн.
21. Незабываемое путешествие.
Теория. Введение понятия «травелог». История жанра.
Практика. Создание письменных фрагментов в жанре «травелог».
22. Как написать любовь?
Теория. Анализ классических примеров изображения любви в мировой и русской литературе.
Практика: Выявление основных элементов удачного описания сцен с сильной эмоциональной нагрузкой.
23. Как рассмешить читателя до слез?..
Теория. Исследование основных способов написать комический текст. Введение понятий «ирония», «сатира», «сарказм».
Практика. Создание письменных фрагментов, целью которых является рассмешить читателя.
24. …и напугать его до полусмерти?
Теория. Исследование основных способов написать текст в жанре «хоррор».
Практика. Создание письменных фрагментов, целью которых является напугать читателя.
25. Куда ведет след?
Теория. История детективного жанра в литературе. Выявление основных элементов детектива.
Практика. Создание письменных фрагментов в детективном жанре.
26. Щепотка волшебства.
Теория. История сказки. Виды сказок. Структура сказки и ее основные элементы.
Практика. Создание письменных фрагментов в жанре сказки.
27. Где начинается и заканчивается фантастика?
Теория. Анализ основных элементов фантастического произведения. Выявление границы между фантастическим и нефантастическим текстом.
Практика. Распределение произведений по поджанрам фантастики с последующим обсуждением.
28. Мир, потонувший в абсурде.
Теория. История жанров утопии и антиутопии. Изучение основных элементов этих жанров.
Практика. Игры и упражнения, направленные на создание утопических и антиутопических вселенных.
29. Фестиваль жанров.
Практика. Презентации учащихся о жанрах художественной литературы, не рассмотренных на предыдущих занятиях.
30. Веселые картинки.
Теория. История комиксов. Основные элементы комиксов.
Практика. Творческое задание, направленное на создание фрагмента комикса.
31. А что в кино?
Теория. Изучение основных элементов сценария фильма.
Практика. Перевод заданной ситуации в формат сценария.
32. Обсуждение текстов.
Практика. Чтения фрагментов итоговых рассказов с последующим обсуждением.
Раздел IV. Ну написал, а что потом?
33. Секреты эффектной концовки.
Теория. Анализ примеров концовок известных произведений мировой и русской литературы. Выявление основных элементов успешных финалов.
Практика. Дискуссия с элементами творческой работы.
34. Зачем редактировать текст?
Теория. Обсуждение роли редактора в мире художественной литературы. Изучение основных методов саморедактуры.
Практика. Игры и упражнения, направленные на развитие способностей к редактированию художественного текста.
35. Штампы, клише и другие паразиты литературы.
Теория. Знакомство со взглядом специалистов на проблему штампов и клише в художественных текстах.
Практика. Игры и упражнения, направленные на поиск и адекватную замену штампов и клише в фрагментах художественных текстов.
36. Финальное обсуждение работ.
Практика. Чтения фрагментов итоговых рассказов с последующим обсуждением. Рассказы накануне в полном объеме выкладываются для прочтения одногруппниками.
Планируемые результаты:
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми;
- рост познавательного интереса.
Предметные:
- умение преобразовать выдуманную историю в художественный текст;
- умение создать персонажа, наделить его характером;
- умение выстроить сюжет, повысить интерес читателя с помощью неожиданных ходов и решений;
- грамотное использование средств художественной выразительности;
- умение обнаружить штамп и заменить его адекватным эквивалентом;
Метапредметные:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение работать в группе;
- освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
В результате освоения программы учащиеся должны
- знать/понимать:
- принципы построения художественного текста;
- основные методы создания персонажа;
- ключевые особенности текстов разных жанров;
- уметь:
- находить в тексте штампы, отдельные элементы композиции, средства художественной выразительности и значимые художественные детали;
- создавать структурно и композиционно выдержанные рассказы разных жанров;
- владеть:
- навыками создания художественных текстов малых форм.
Календарно-тематический план 2019\2020 учебного года
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятий | ||
теория | практика | план | факт | ||
1 | Зачем мы пишем? | 1 | 1 | 09.09.19 | |
2 | У меня есть идея! | 1 | 1 | 16.09.19 | |
3 | Мир художественного произведения. | 1 | 1 | 23.09.19 | |
4 | Герои… | 1 | 1 | 30.09.19 | |
5 | …и злодеи. | 1 | 1 | 07.10.19 | |
6 | Сюжет и фабула. | 1 | 1 | 14.10.19 | |
7 | Синопсис рассказа. | 1 | 1 | 21.10.19 | |
8 | Конфликт. | 1 | 1 | 28.10.19 | |
9 | Обсуждение текстов. | 2 | 11.11.19 | ||
10 | Речь персонажей. | 1 | 1 | 18.11.19 | |
11 | Деталь. | 1 | 1 | 25.11.19 | |
12 | Роль рассказчика в тексте. | 1 | 1 | 02.12.19 | |
13 | Темп художественного произведения. | 1 | 1 | 09.12.19 | |
14 | Что такое остранение? | 1 | 1 | 16.12.19 | |
15 | Внутренний монолог, поток сознания и другие игры разума. | 1 | 1 | 23.12.19 | |
16 | Средства художественной выразительности. | 1 | 1 | 30.12.19 | |
17 | Все грани метафоры. | 1 | 1 | 13.01.20 | |
18 | Как писать стильно? | 1 | 1 | 20.01.20 | |
19 | Обсуждение текстов. | 2 | 27.01.20 | ||
20 | Биографии, дневники, письма. | 1 | 1 | 03.02.20 | |
21 | Незабываемое путешествие. | 1 | 1 | 10.02.20 | |
22 | Как написать любовь? | 1 | 1 | 17.02.20 | |
23 | Как рассмешить читателя до слез?.. | 1 | 1 | 02.03.20 | |
24 | …и напугать его до полусмерти? | 1 | 1 | 16.03.20 | |
25 | Куда ведет след? | 1 | 1 | 23.03.20 | |
26 | Щепотка волшебства. | 1 | 1 | 30.03.20 | |
27 | Где начинается и заканчивается фантастика? | 1 | 1 | 06.04.20 | |
28 | Мир, потонувший в абсурде. | 1 | 1 | 13.04.20 | |
29 | Фестиваль жанров. | 2 | 20.04.20 | ||
30 | Веселые картинки. | 1 | 1 | 27.04.20 | |
31 | А что в кино? | 1 | 1 | 04.05.20 | |
32 | Обсуждение текстов. | 2 | 11.05.20 | ||
33 | Секреты эффектной концовки. | 1 | 1 | 18.05.20 | |
34 | Зачем редактировать текст? | 1 | 1 | 25.05.20 | |
35 | Штампы, клише и другие паразиты литературы. | 1 | 1 | 1.05.20 | |
36 | Финальное обсуждение работ | 2 | 8.05.20 | ||
Всего | 31 | 41 |
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования рабочей программы)
2019/20 учебный год
Направленность: ___________________________________________________________________
Объединение: ______________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования: ________________________________________________
Номер группы: ___________________
№ занятия по плану | Даты по основному КТП | Даты проведения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||||
Педагог дополнительного образования: _____________ (______________________)
СОГЛАСОВАНО
И.о. заместителя директора ГБНОУ «Академия талантов»
по образовательной деятельности __(С.А. Цюхцинкая)
«___» ________________ 201__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»
Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радость" с 6 до 14 лет художественной направленности Хореография
Пояснительная записка. Мы окружены множеством различных видов культурного общения людей, одним из таких является хореография. Вся творческая деятельность связана с общением, с передачей энергии м...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный кулинар"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный кулинар" предназначена для обучающихся 15-21 лет. срок реализации программы - 3 года. В прграмме изложен курс подготовки обуч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»
Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ по компетенции «Технологии моды»
Рабочая программа по компетенции «Технологии моды» является учебно-познавательной; по форме организации –групповой; по времени реализации – краткосрочной. Основывается на...
Рабочая программа практического курса занятий по компетенции «Управление железнодорожным транспортом». Приложение 3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Профориентационная смена «Город мастеров»
Рабочая программа по компетенции «Управление железнодорожнымтранспортом» (далее – программа) является учебно-познавательной; по формеорганизации – групповой; по времени реализа...