Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.) «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
рабочая программа
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского района Воронежской области
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» зам.директора по УВР ______________________2019 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________________Фурсова М.Г. ____________________20 19 г. |
Рабочая программа коррекционной работы по логопедии
для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.)
«Профилактика и коррекция
нарушений письменной и устной речи»
Разработчик программы:
Меркулова Анастасия Александровна
учитель-логопед
Пояснительная записка
На основании заключения территориальной ПМПК ребёнку рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1.) и коррекционная работа. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Девочка имеет выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения. Наблюдаются выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающейся отмечаются нарушения пространственной ориентировки, умственной работоспособности, эмоциональной сферы, а так же речевого развития. Отставание в речевом развитии проявляется в бедности словарного запаса, аграмматизмах.
Таким образом, нарушения речи у данного ребенка носят характер системного недоразвития, т.е. наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР), для которого характерно:
-нарушение произношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;
-нарушение слоговой структуры слова;
- бедность, ограниченность словарного запаса;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи;
- нарушение чтения;
- нарушение письма.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Формирование полноценных фонематических процессов.
- Коррекция звукопроизношения.
- Формирование представлений о звуко-буквенном составе слова.
- Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
- Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
- Расширение представлений об окружающем мире.
- Развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Решение этих задач осуществляется при проведении коррекционно- развивающих занятий.
Основными направлениями логопедической работы является:
-диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
-развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов)
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год с периодичностью занятий 1 раз в неделю (всего 34 часа). Продолжительность занятия 40 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, уровнем психического развития, возрастным критерием.
Контроль уровня речевого развития.
Для диагностики и проведения мониторинга используется «Тестовая методика диагностики устной и письменной речи» Т.А.Фотековой. Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с бально-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия Основным средством оценки эффективности работы по данной программе является диагностика уровня речевого развития ребёнка в начале, середине и в конце года по качественным и количественным показателям. Программа предполагает безоценочную систему проведения логопедических занятий.
Основные методы работы на занятии:
-игровые,
-наглядно - демонстрационные,
-словесные.
Принципы логопедической работы:
-наглядность,
-доступность,
-системность,
-комплексность,
-принцип развития.
Планируемые результаты освоения курса
В результате обучения по данной программе обучащийся По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
- должна различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Планируемые результаты строятся с учётом необходимости определения положительной динамики развития речи обучающегося на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы-зоны ближайшего развития ребёнка и основана на дифференциации требований к усвоению курса обучающихся с ЗПР, имеющих речевые дефекты.
Темы коррекционной работы на фонетическом уровне:
1. Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
2. Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
3. Звукобуквенный анализ и синтез.
4. Слоговой анализ и синтез.
5. Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.
6. Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности: каждый из звуков отрабатывается изолированно, уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, проводится фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком.
Темы коррекционной работы на лексико-грамматическом уровне:
1. Понятия: слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
2. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.
3. Состав слова.
4. Корень слова и однокоренные слова.
5. Безударные гласные в словах. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Темы коррекционной работы на синтаксическом уровне:
1. Составление предложений. Выделение их из текста.
2. Связь слов в предложении.
3. Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
4. Развитие навыков самостоятельного высказывания.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. При работе над предложением следует учить: выделять предложения из сплошного текста; учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены; формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Тематическое планирование.
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 |
| 2 |
2 | Коррекция устной и письменной речи | 32 |
Итого | 34 |
Содержание тем учебной программы.
1.Диагностика учащихся.
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.
2. Звуки речи.
Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные.
3.Слово.
Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова.
4. Предложение.
Речь, предложение. Предложение, слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.
5. Связная речь.
Составление описание простого предмета. Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Литература для учителя
- Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова– М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1989.
- ЕфименковаО.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.,1991.
- Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
- Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999г.
Календарно – тематическое планирование.
№/п | Тема занятий | Дата по плану | Дата по факту | Примечание. |
1 | Диагностика устной и письменной речи. | |||
2 | Диагностика устной и письменной речи. | |||
3 | «Речь». | |||
4 | В мире звуков. Звуки окружающего мира. | |||
5 | Комплекс упражнений для развития артикуляционных органов. | |||
6 | Упражнения для дыхания. | |||
7 | Артикуляционная гимнастика. | |||
8 | Гимнастика губ u щек, ротовой полости. | |||
9 | Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. | |||
10 | Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. | |||
11 | Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. | |||
12 | Общая моторика. Речь с движением. | |||
13 | Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. | |||
13 | Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. | |||
14 | Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. | |||
15 | Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. | |||
16 | Предложение | |||
17 | Звуки и буквы | |||
18 | Гласные и согласные | |||
19 | Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. | |||
20 | Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных. | |||
21 | Различение звонких - глухих согласных звуков. | |||
22 | Различение шипящих – свистящих звуков. | |||
23 | Различение аффрикат. | |||
24 | Различение соноров. | |||
25 | Состав слова. Словообразование. | |||
26 | Словоизменение. Согласование слов. | |||
27 | Предлоги. | |||
28 | Дифференциация предлогов и приставок. | |||
29 | Предложение. | |||
30 | Предложение | |||
31 | Текст | |||
32 | Текст | |||
33 | Итоговая проверочная работа. | |||
34 | Диагностика устной и письменной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»
Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...
Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс
Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...
Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...
«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...
«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...