Рабочая программа объединения " Вокал"
рабочая программа
Программа 1 уровня обусловлена тем,что занятия вокалом развивают художественныеспособности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами.Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 85.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – Моздокский Центр детского творчества
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом совете Председатель Директор МБУДО
Протокол № Методического Моздокского ЦДТ
От «____» ______20 ___ г. Совета __Л.А. Алавердова
Приказ№___ от «__»_____» 20
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной программе
«Вокал»
на 2021 -2022 учебный год
I Уровень
5 лет обучения.
Педагог дополнительного образования –
Дзебоева Светлана Борисовна.
2021 год.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа «Вокал»
Руководитель объединения :Дзебоева Светлана Борисовна,
педагог дополнительного образования,
I квалификационная категория.
Рецензент - Калоева Б. А.
Организации исполнитель : Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
Моздокский Центр детского творчества
Адрес : РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова, д. 33
Тел. ( 8-867-36-) 3-45-48
Факс ( 8-867-36) 3-48- 84
Электронный адрес : mboudod-mozdok@mail.ru
Программа реализуется в МБУДО Моздокский ЦДТ, РСО - Алания
Возраст обучающихся: 6 - 13 лет
Срок реализации программы – 5 лет
Социальный статус : ученики школ, города и района
Цель программы : развитие творческих способностей обучающихся и
осуществление нравственно – эстетического воспитания детей средствами и
возможностями музыкального искусства посредством пения.
Направленность программы : художественная.
Вид программы : Модифицированный.
Уровень освоения программы : общеразвивающий. ( Базовый)
Способ освоения содержания : развивающий.
Пояснительная записка
В общей системе развития, важное значение имеет эстетическое и музыкальное воспитание. Приобщение людей к музыке, к наследию русской и мировой классики, к лучшим образцам современной музыкальной культуры способствует развитию обучающегося. Программа обучения эстрадного вокала ставит своей целью: дать возможность детям получить основы вокального и музыкального образования.
Программа I уровня ( Базовый) направлена на развитие музыкальных способностей обучающихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, основы музыкальной грамоты ( на песенном материале), дирижерский жест, осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства,
Направленность программы: художественная.
Центр детского творчества призван помочь детям расширить их знания в области вокального искусства и музыки, необходимых для вокально - исполнительской деятельности. Предложенная программа «Вокал» предполагает обучение детей профессиональным певческим навыкам.
В объединение « Вокал» принимаются дети с разной музыкальной подготовкой . Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей, их вокальные, ритмические данные, и, в зависимости от их уровня , предлагает детям занятия в той или иной группе.
Актуальность и значимость данного вида деятельности.
На занятиях объединения «Вокал» дети учатся петь достаточно чистым по качеству звуком, сохранять индивидуальность, петь в унисон, все виды многоголосия, анализировать музыкальные произведения. У обучающихся формируются навыки исполнительского мастерства и осознанного отношения к музыке. Большое значение в работе с детьми отводится активности самих детей, воспитанию у них инициативы, творческого отношения к делу. Вокальное пение привлекает ребят, стремящихся к творческому самовыражению, возможностью участия в конкурсах, различных уровней.
Отличительные особенности данной программы:
Программа «Вокал» является модифицированной, в основе лежит методика Т.В.Охомуш. Особое внимание в ней уделяется индивидуальности каждого ребёнка. Обучающиеся в объединение дети принимают участие во всех классных, школьных и районных мероприятиях и концертах ,успешно выступают в различных конкурсах ,занимая призовые места. Многие
выпускники объединения связали свою профессиональную деятельность с этим видом творчества.
Содержание программы направлено на развитие общекультурного музыкального уровня и усвоение специальных знаний, необходимых для вокально - исполнительской деятельности. В процессе обучения у детей формируются профессиональные навыки, которые помогают им продолжить учёбу в профессиональных учебных заведениях и лучшей социальной адаптации.
Программа разработана в соответствии с федеральным законам « Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ, Сан
ПиН 2.4.4. 3172-14- 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работу образовательных
организаций дополнительного образования детей», приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 « Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Концепций развития дополнительного образования детей в РФ № 1726 – р от
4 сентября 2014 года, Уставом образовательной организации.
Целью программы является развитие творческих способностей обучающихся и осуществление нравственно- эстетического воспитания детей средствами и возможностями музыкального искусства посредством пения. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
В обучении: изучение вокальных возможностей человеческого голоса и получение знаний, умений и навыков им управлять;
овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
освоение сольной вокальной техники, умений и навыков пения в ансамбле;
формирование навыков певческой установки, накопление музыкально- слуховых представлений, формирование навыков певческой эмоциональности и выразительности, музыкальной памяти.
В воспитании: воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
формирование осознанного отношения к музыке, содействии в самоопределении, социальной адаптации, формирование мировоззрения, внутренней культуры личности;
В развитии: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как певца в вокальном ансамбле;
развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
формирование навыков исполнительского мастерства.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6 – 13 лет.
Сроки реализации программы: 5 лет.
Формы проведения занятий:
- учебные занятия.
- занятия- игра.
- репетиция.
- конкурс.
- творческая встреча.
- концерт – праздник.
Методы и приёмы музыкальных занятий.
- демонстрационный
- игровой
- метод наблюдений
- метод упражнений.
Занятия строятся по следующей схеме:
1.Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием ( 2- 3 мин)
2. Дыхательная гимнастика;
3. Речевые упражнения;
4. Распевание;
5. Пение вокализов;
6. Работа над произведениями;
7. Анализ занятия.
Объём часов в год составляет:
1-й год обучение -144часа, 4 часа – в неделю.
2-й ,3-й,4-й,5-й год обучения - 288 часов, 8 часов- в неделю 2 из которых отводятся на сольное пение и работу по подгруппам.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа, во время которой занятия проводятся с небольшими группами, где каждый ребёнок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени режима занятий. В связи с тем, что программа предусматривает с одной стороны, параллельно проводящийся групповые и индивидуальные занятия, а с другой – освоение целого ряда разделов, учебный план строится нетрадиционно.
Характеристика контингента:
В группе 1 года обучения ( 1 уровня ) минимальное кол-во обучающихся -15 человек, максимальное кол – во 20 человек;
В группе 2 года обучения( 1 уровня) минимальное кол- во – 12 человек,
максимальное кол-во -18 человек;
В группе 3 года обучения ( 1 уровня) минимальное кол- во – 12 человек, максимальное кол- во – 18 человек;
В группе 4 года обучения ( 1 уровня) минимальное кол-во – 12 человек, максимальное кол- во – 18 человек;
В группе 5 года обучения ( 1 уровня) занимаются 15 человек а в группе 5/1 – 17 человек ( мальчики и девочки от 10-13 лет) минимальное количество – 12 чел; максимальное кол-во – 18 человек.
Занятия с группой проводятся 3 раза в неделю по 2 часа и 2 часа в неделю отводится для работы с солистами ( индивидуальная – групповая работа)
Объем часов составляет- 288 часов в год.
В группе от 15 до 20 человек.
Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся: По окончании срока обучения, дети должны уметь работать над вокально – техническими навыками и основанным репертуаром:
-иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра: эстрадная песня, приёмы стилизации;
-знать приёмы работы над песней;
- уметь работать над расширением и выравниванием звучности голоса на всем диапазоне;
- развить чёткую дикцию, выразительность слов в речитативе;
- сглаживание переходных нот;
- развить и укрепить певческое дыхание и чистоту интонации;
- пение в ансамбле.
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни,
Критерии оценки результатов обучения.
Оценку по итогам работы коллектива эффективнее всего проводить по результатам выступлений, зачётных занятий. Анализ ( разбор каждого музыкального номера) оценивается самими детьми. В процессе обучения проводится контроль и оценка получаемых знаний, умений и навыков (ЗУН).Теоретические знания проверяются путём тестирования, ответов на контрольные вопросы. Большое значение при подведении итогов играет творческий подход обучающихся к решению задания, проявление эстетического вкуса .Для более наглядного контроля ведётся тетрадь динамики роста ЗУН. В ней педагог ,по окончании каждой четверти , в результате выступлений, зачётных занятий, отмечает рост ЗУН каждого ребёнка. По окончании учебного года проводится полный анализ по каждому обучающемуся, и в процентном выражении подводится результативность всего объединения в целом.
Структура занятий:
В структуру занятия входят следующие виды музыкальной деятельности:
- Распевание. Последовательное расширение диапазона, формирование певческой установки, дыхания, правильного голосообразования.
- Основная часть . Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхание по фразам , динамическими оттенками.
- Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Материально – техническое обеспечение
- Наличие специального кабинета ( кабинет вокала)
- Фортепиано , синтезатор
- Музыкальный центр, компьютер
- Звуковая система ( колонки, микрофон, микшер)
- Нотный материал, подборка репертуара.
- Записи аудио, видео, формат СD,МР3
- Записи выступлений, концертов
- Зеркала..
Учебно – тематический план на 5 лет.
№ | Разделы программы | Количество часов | |||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |||
1 | Вводные занятия: | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2 | Проверка вокально – голосовых данных | 4 | - | - | - | - | |
3 | Пение учебно – тренировочного материала: | 34 | 53 | 53 | 53 | 53 | |
4 | Слушание музыки, работа с фонограммами | 16 | 26 | 26 | 26 | 26 | |
5 | Пение музыкальных произведений | 67 | 104 | 104 | 104 | 104 | |
6 | Постановка голоса | 16 | 26 | 26 | 26 | 26 | |
7 | Работа с солистами и вокальными группами | - | 72 | 72 | 72 | 72 | |
8 | Музыкально – образовательные беседы, работа по сквозным программам | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Зачётные и итоговые занятия | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Итого | 144 | 288 | 288 | 288 | 288 |
Учебно – тематическое планирование на I -й год обучения
№ | Разделы и темы. | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие: Инструктаж по технике безопасности. Правила дорожного движения. | 2 | 2 | |
2 | Проверка вокально-голосовых данных: 1.чистотота интонирования. 2. Ритм. | 4 | 4 | |
3 | Пение учебно –тренировочного материала Дыхательная гимнастика по «Стрельниковой» Упражнение на задержку дыхания «задуть свечу»3. Упражнение на внимание « игра в гостей» | 34 | 4 | 30 |
4 | Слушание музыки: (фонограмм) Разбор текстового материала. Анализ и исследование хоровой партитуры. | 16 | 4 | 12 |
5 | Пение произведений: Работа над песенным репертуаром | 67 | 7 | 60 |
6 | Постановка голоса:1. Выработка навыков певческого дыхания и лёгкого звучания. 2. Выработка плавного и отрывистого хар – ра , звуковедения, дикции, артикуляции. | 16 | 4 | 12 |
7 | Музыкально- образовательная беседа:.1. « Здоровый образ жизни»,2.» Экология»,3. «Этическое воспитание» | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие:1.Проверка знаний, умений и навыков. 2. Выступление, в виде творческих отчётов и концертов | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 144 | 24 | 120 |
К концу I – го года обучения дети
должны знать:
- Строение артикуляционного аппарата
- Особенности и возможности певческого голоса
- Хоровое сольфеджирование, приёмы системы сольмизации (ручные знаки)
- Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, крещендо, диминуэндо.
должны уметь:
- Петь в диапазоне си, до1 - до2 ре 2
- Петь легким звуком ,выразительно, осмыслено
- Правильно дышать ( не поднимая плеч)
- Петь чисто и блажено с сопровождением и без него ( а капелла ) , песни в унисон.
Содержание программы на I- й год обучения
1.Вводное занятие.
Значение музыки, как вида искусства; инструктаж по технике безопасности;
правила дорожного движения.
2. Проверка вокально – голосовых данных:
Чистота интонирования, ритм, диапазон, музыкальный слух.
3.Пение учебно – тренировочного материала.
Форма работы: упражнения на дикцию, на дыхание, гаммы, дыхательная гимнастика, использование скороговорок, музыкальная грамота на песенном материале.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой; « Погончики», «Ладошки», «Большой маятник» и.т.д.,
Упражнение на задержку дыхания: «Задуть свечу»,
Упражнение на вибрацию: губная и языковая, по трезвучиям.
Упражнения на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе,
втягивание» - при выдохе, «надувать шарик», « вдыхаем аромат цветов»).
Упражнение на расслабление голосовых связок: «Зевок», «Рычать», «Озвучить стон
Артикуляционная гимнастика: (язычок, работа мышц губ), скороговорки ( «Бобр добр до бобра», «У быка губа тупа») и.т.д.
Вокальные упражнения:
Формирование высокой позиции звука, округлости гласных ( да – де –ди –до –ду , ми –ме –ма –мо -му)
Упражнение на ощущение диафрагмы в сочетании согласных с гласными звуками ( ЛРИ-РЛИ, НМИ-МНИ,МЛИ-ЛМИ)
Пение интервалов в медленном темпе:б2-м2, б3-м3, ч4-ч5 .
Пение piano, пение закрытым ртом, пение гласной У, унисонное пение.
Пение гамм на легато (плавно, певуче) и стаккато ( легко , отрывисто)
Упражнение на внимание « Игра в гостей».
4.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Работа с фонограммами . Прослушивание, разбор текстового материала, использование фонотеки.
5.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни из репертуара групп: «Непоседы», « Домисолька»,
Детский вокальный ансамбль «Улыбка».
Песни современных композиторов.
6.Постановка голоса.
Физиологически правильная постановка корпуса, головы во время пения.
Чистота интонирования в упражнениях и исполняемых произведениях.
Брать дыхание бесшумно, через нос.
Расширение диапазона голоса (до 1,5 октав)
7. Музыкально – образовательные беседы
«Здоровый образ жизни»; «Экология»; «Этическое воспитание».
8. Зачетные и итоговые занятия
Проверка знаний, умений и навыков ( индивидуальное прослушивание). Выступление в виде творческих отчетов и концертов. Тестирование на знание теоретических основ.
Учебно – тематическое планирование на II -й год обучения
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие: 1.Беседа о технике безопасности.2.Значение музыки, как вида искусства. | 2 | 2 | |
2 | Пение учебно –тренировочного материала:1. Дыхательная гимнастика по «Стрельниковой»2. Попевки на грудной и головной резанаторы «Ла-гу-на», «Эхо». | 53 | 4 | 49 |
3 | Слушание музыки (фонограмм):1. Разбор текстового материала.2.Знакомство с современной и классической музыки. | 26 | 4 | 22 |
4 | Пение произведений: Работа над песенным репертуаром | 104 | 34 | 70 |
5 | Постановка голоса: Выработка навыков певческого дыхания, артикуляции, динамических оттенков. | 26 | 3 | 23 |
6 | Работа с солистами, и вокальными группами. 1.Знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы. 2.воспитание чувство ансамбля, умение слышать себя и партнёров. | 72 | 10 | 62 |
7 | Музыкально- образовательная беседа: 1«Этическое воспитание»2.»Экология» | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие: 1.Проверка знаний, умений и навыков (индивидуальное прослушивание)2. Отчетный концерт | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 288 | 60 | 228 |
К концу II – го года обучения дети
должны знать:
- Строение артикуляционного аппарата
- Особенности и возможности певческого голоса
- Элементарные основы певческого дыхания
должны уметь:
- Петь в диапазоне лям - ре2
- Петь достаточно чистым по качеству звуком, сохранять индивидуальность, стараться « тянуть звук ».
- Правильно формировать гласные и чётко произносить согласные , не утрируя их произведения.
- Петь в унисон несложные двухголосные каноны.
Содержание программы на II -й год обучения
1.Вводное занятие.
Значение музыки, как вида искусства, инструктаж по технике безопасности; правила дорожного движения.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, дикция , кантилена.
Разминка на дыхание по Стрельниковой «Ладошки», « Обними себя», «Откуда пахнет», «Кошки».
Упражнения на задержку дыхания, вибрации, дикции, скороговорки; «Сшит колпак да не по- колпаковски», « Пыхтит как пышка пухлый мишка»,
Упражнения на расслабление голосовых связок: « Гав, Мяу, Дла ».
Пение на кантилену: « Ва-Ве -Ви –Я,Да-Де-Ди-До-Ду»,чередуя легато и стаккато; на скачки пропевая певческие согласные : н,л,м,р.
Попевки на грудной и головной резонаторы: «Ла-гу-на, Эхо».
Опевание звуков на слоги : « Ля-ле ли-лё –лю, Зи-и ма-а»
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание , песенного материала ( фонограмм), разбор текстового материала, анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Детская эстрадная студия «Великан»
Любимые песни детства «Улыбка»
Детская музыкальная группа «Страна волшебная»
Детская группа «Барбарики».
5.Постановка голоса.
Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения, дикции в упражнениях подвижном темпе.
Расширение диапазона около двух октав, выравнивание, округление, звучание гласных.
Выработка единого тембрового звучания, работа над унисоном, над легато.
6 .Работа с солистами и вокальными группами.
Устранения неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звкуовысотного интонирования, освоение элементов музыки. Стремление к художественному единству при исполнении.
7.Музыкально – образовательные беседы.
« Экология»; «Этическое воспитание»
8.Зачетные и итоговые занятия.
Проверка знаний, умений и навыков ( индивидуальное прослушивание). Выступление для родителей , ежегодный
отчетный концерт.
Учебно –тематическое планирование на III -й год обучения
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие:1. Значение музыки, как вида искусства.2. инструктаж по технике безопасности( работа с аппаратурой и микрофоном). | 2 | 2 | |
2 | Пение учебно –тренировочного материала:1.Плавное звуковедение на основе развития дыхания;:попевки, упражнения на кантелену.2. Округление гласной «а» | 53 | 4 | 49 |
3 | Слушание музыки:. Разбор фонограмм, и фразировок. | 26 | 4 | 22 |
4 | Пение произведений: Работа над песенным репертуаром | 104 | 34 | 70 |
5 | Постановка голоса:1.Расширение диапазона 2. Звучание двойных гласных»а –я»,»о-ё»,»у-ю»и.т.д. | 26 | 3 | 23 |
6 | Работа с солистами, и вокальными группами: Единое дыхание,дикция,артикуляция.Понятие импровизации. | 72 | 10 | 62 |
7 | Музыкально- образовательная беседа:»Краеведение» | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие:1.Выступление в виде показа для родителей 2.Творческих отчётов и концертов.. | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 288 | 60 | 228 |
К концу III – года обучения дети
Должны знать:
- Структуру формирования звукообразования дикции и артикуляции
- Виды вокальных штрихов и атаки звука.
- Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, крещендо, диминуэндо.
Должны уметь:
- Петь в диапазоне ля м – ре2 ( ми) 2
- Развивать и укреплять певческое дыхание и чистоту интонации
- Развивать четкую дикцию, выразительность слова.
- Контролировать качество звука (отсутствие форсирования звука);
- Петь простейшее двухголосие; работать над «сглаживанием» регистров;
Содержание программы на III-й год обучения
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
Значение музыки, как вида искусства.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция , кантилена , ансамбль , атака звука.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Рок –н – Ролл», « Маленький маятник» , « Ушки».
Упражнения на артикуляцию: « Дук – дик – дак - дик, Степ –стап –стип –сти - дай».
Упражнения на кантилену и на диафрагмальное дыхание: « Свет в конце тоннеля»
Упражнения с элементами двухголосия: «Эхо», « Совенок»
Упражнение на атаку звука: « Сам –дей –сам- дай»
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание песенного материала (фонограмм)
Разбор тестового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Композитор. А. Ермолов.
Композитор. В. Тюльканов.
Композитор. И. Крутой.
Группа « Новое поколение»
Группа «Талисман»
Детская эстрадная группа « Непоседы»
Детская эстрадная группа « Волшебники двора».
5.Постановка голоса.
Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения, выработка дикции в упражнениях подвижного темпа.
Расширение диапазона ( до октавы) , выравнивание, округление, звучание гласных, выработка единого тембрового звучания, работа над унисоном, над легато.
Освоение плавного и гибкого звуковедения.
Работа над дыханием, с ощущением опоры.
6 .Работа с солистами и вокальными группами.
Единое дыхание. Формирование навыка правильного вдоха: делать небольшой спокойный вдох.
Петь небольшие фразы на одном дыхании.
Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Работа над художественным образом песни
7.Музыкально – образовательные беседы.
«Краеведение», «Эстетическое воспитание»
8.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление в виде показа для родителей. Творческие вечера и концерты.
Учебно – тематическое планирование на IV – год обучения
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие :Инструктаж по технике безопасности(работа с аппаратурой и микрофоном) | 2 | 2 | |
2 | Пение учебно –тренировочного материала:1.»А,капелла»2. Пение импровизаций.3.Пение двух-трёх голосие. | 53 | 4 | 49 |
3 | Слушание музыки (фонограмм)Знакомство современной и классической музыки. | 26 | 4 | 22 |
4 | Пение произведений. Работа над песенным репертуаром. | 104 | 34 | 70 |
5 | Постановка голоса.1.Четкое, легкое исполнение мелких длительностей.2. Интонирование полутонов и хроматических ходов. | 26 | 3 | 23 |
6 | Работа с солистами и вокальными группами: Пение музыкальных произведений двух-трёхголосий | 72 | 10 | 62 |
7 | Музыкально- образовательная беседа.»Этическое воспитание» | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие .Проверка знаний,умений и навыков.2.Отчетный концерт. | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 288 | 60 | 228 |
К концу IV – года обучения дети
Должны знать:
- Виды синкоп, ритмических рисунков и их использование в музыкальных произведениях.
- Структуру формирования звукообразования дикции и артикуляции .
- Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, крещендо, диминуэндо
Должны уметь:
- Петь в диапазоне соль м ( лям) – (ми) 2
- Развивать четкую дикцию, выразительность слова
- Петь чисто и слажено все виды двухголосия и не сложное трёхголосие
- Петь осмысленно, выразительно, продвигаться в области фразировки.
Содержание программы на IV -й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхания, а,капелла, ансамбль, импровизация, мелизмы.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Рок-н-Ролл», «Откуда пахнет», « Перекаты».
Вокальные упражнения по системе Сетта Риггса: губная и языковая вибрация, и. т. д.
Импровизация на песенном материале.
Джазовые распевки: « Ту- фа-я», « Я пою».
А,капелльное пение: попевки « Со вечера», « Ах, вы сени».
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание , песенного репертуара.
Разбор текстового материала
Анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
.Музыкальные произведения из мюзиклов: « Классный мюзикл».
Детская вокальная группа « Open Kids»
Вокальная группа « Республика Кидс»
Эстрадная вокальная группа « Новое поколение»
Детский вокальный ансамбль « Непоседы»
Детский вокальный ансамбль « Волшебники двора»
5.Постановка голоса.
Использовать правильную певческую установку.
Четкое , легкое исполнение мелких длительностей.
Выработка навыков трехголосного пения.
Упражнения с пунктирным ритмом в подвижном темпе.
Интонирование полутонов и хроматических ходов.
6 .Работа с солистами и вокальными группами.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, двухголосие.
Разучивание произведений разной тематики. Разбор.
Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания, звукообразования. Звуковедения, дикции, ансамблевого строя. Разучивание новых упражнений.
Работа над песней, соблюдая все вокально-хоровые навыки. Умение передать образ в песне.
7.Музыкально – образовательные беседы.
«Музыкальные формы и жанры».
8.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление в виде показа для родителей. Творческие вечера и концерты. Теоретические знания проверяются путем тестирования ( ответов на контрольные вопросы).
Учебно – тематическое планирование на 5-й год обучения
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие.1.Значение музыки, как вида искусства.2.Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2 | Пение учебно –тренировочного материала.1.Пение в ансамбле.2. Мелизмы.3.Вибрато. | 53 | 4 | 49 |
3 | Слушание музыки 1..Анализ и исследование хоровой партитуры.. 2.Работа над содержанием произведения, характера. | 26 | 4 | 22 |
4 | Пение произведений. Работа над песенным репертуаром. | 104 | 34 | 70 |
5 | Постановка голоса.1. Работа над двухголосным пением.2.Интонирование полутонов и хроматических ходов. | 26 | 3 | 23 |
6 | Работа с солистами и вокальными группами: | 72 | 10 | 62 |
7 | Музыкально- образовательная беседа.»Музыкальные формы и жанры». | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие. 1.Проверка знаний ,умений и навыков(индивидуальное прослушивание.2.Отчетный концерт. | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 288 | 60 | 228 |
К концу V– го года обучения дети
должны знать:
- Жанры вокальной музыки
- Типы дыхания
- Применение вокально-хоровых навыков во время исполнения музыкальных произведений
- дефекты певческого звука « белый звук».
должны уметь:
- Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
- Петь на одном дыхании более длинные музыкальные произведения
- Исполнять двух и трехголосия.
- Самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов пения.
Содержание программы на 5-й год обучения.
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль, мелизмы, резонатор.
Динамические оттенки.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», « Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс» , «Лагуна».
Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Талисман»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим» голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио, «ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами.
Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания, звуковедения, дыхания, дикции.
Двухголосия и элементы трёхголосия.
Разучивание новых упражнений, песен разной тематики.
7.Музыкально – образовательные беседы.
«Музыкальные формы и жанры».
8.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление в виде показа для родителей. Творческие вечера и концерты. Теоретические знания проверяются путем тестирования
Календарно – тематический план на 5- й год обучения
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Планируем. сроки. | Фактическ. сроки. | ||
Теории | Практики | |||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности; (работа с аппаратурой и микрофоном) Значение музыки , как вида искусств | 0,5 | 1,5 | |||
2 | Пение учебно – тренировочного материала: Вокальные упражения, губная и языковая вибрация. Пение музыкальных произведений: Разбор песенного реперт-ра, отработка голосоведения, динамических оттенков. Слушание музыки. работа с фонограммами: Прослушивание и разбор произведений. | 6,0 | 20 | 11.09-11.09 12.09-14.09 16.09-16.09 18.09-18.09 19.09-21.09 23.09-25.09 25.09-28.09 | ||
3 | Пение учебно- тренировочного материала: Упражнения на соединения головного и грудного регистров. Постановка голоса: Работа над двух-трех голосным пением Пение музыкальных произведений: Разбор песен, разбор динамических оттенков и смысловых ударений в песне | 5,5 | 21
| 26.09-30.09 30.09-02.10 02.10-05.10 03.10-07.10 07.10-09.10 09.10-12.10 10.10-14.10 14.10-16.10 16.10-19.10 17.10-21.10. 21.10-23.10 23.10-26.10 | ||
4 | Работа с солистами: Упражнения для закрепления навыки дыхания, артикуляции , дикции, звуковедения. Работа над песенным материалом. | 6,5 | 20 | 24.10-28.10 28.10-30.10 30.10-02.11 31.10-04.11 04.11-06.11 06.11-09.11 07.11-11.11 13.11-13.11 | ||
5 | Пение учебно-тренировочного материала: Упражнения на динамические оттенки.(форте-пиано, диминуэндо-крещендо) Пение музыкальных произведений: Разбор песенного материала. Слушание музыки: Работа с фон-ми. Анализ и исследование хоровой партитуры. | 5,0 | 20 | 14.11-16.11 18.11-18.11 20.11-23.11 21.11-25.11 25.11-27.11 27.11-30.11 28.11-02.12 02.12-04.12 04.12-11.12 05.12-18.12 | ||
6 | Пение учебно- тренировочного материала: Пение в ансамбле с элементами двух – трех голосие. Пение музыкальных произведений: Пение произведений в характере, исправление ошибок в голосоведении дыхании. Постановка голоса: Пение хроматических гамм в медленном темпе, исполнение арпеджио , «ломанные». | 6,0 | 20 | 09.12-21.12 11.12-23.12 16.12-25.12 18.12-27.12 19.12-29.12 23.12 25.12 | ||
7 | Зачетные и итоговые занятия: Творческие вечера для родителей, отчетный концерт. | 0,5 | 1,5 | 27.12 | ||
8 | Пение учебно-тренировочного материала: Пение в ансамбле с элементами двух – трех голосия. Постановка голоса: Работа над расширением диапазона ( до1-до2),петь легким светлым «своим»голосом. Пение музыкальных произ-ий: Разучивание .песни .Отработка голосоведения и динамических оттенков. | 5,0 | 20 | 09.01-10.01 11.01.-12.01 12.01-14.01 16.01-16.01 18.01-18.01 19.01-20.01 23.01-22.01 25.01-24.01 26.01-25.01 03.02-27.01 05.02-01.02 06.02-03.02 | ||
9 | Пение учебно- тренировочного материала :Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре. Пение музыкальных произведений: Работа с песенным репертуаром. Слушание музыки. Прослушивание и разбор произведений. | 4,5 | 21 | 10.02-05.02 12.02-07.02 13.02-09.02 17.02-11.02 19.02-13.02 20.02-16.02 26.02-18.02 27.02-20.02 02.03-03.03 04.03-05.03 05.03-07.03 | ||
10 | Пение учебно-тренировочного материала: Упражнения на динамические оттенки, пение нон легато, легато. Пение музыкальных произведений: Разбор песен, разбор динамических оттенков и смысловых ударений в песне. Постановка голоса: Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов. | 6,0 | 20
| 09.03-10.03 11.03-12.03 12.03-14.03 16.03-16.03 18.03-19.03 19.03-21.03 25.03-24.03 | ||
11 | Пение учебно-тренировочного материала: Пение хроматических гамм в медленном темпе, арпеджио, ломанные. Музыкально образовательные беседы: « Музыкальные формы и жанры» Слушание музыки: Разбор фонограмм и фразировок. | 5,0 | 21 | 06.04-07.04 08.04-09.04 09.04-11.04 13.04.-13.04 15.04-16.04 16.04-18.04 | ||
12 | Работа солистами: упражнения для закрепления навыка дыхания, дикции, звуковедения. Работа над песенным материалом | 4,0 | 20 | 20.04-21.04 22.04-23.04 23.04-25.04 11.05-28.04 13.05-12.05 14.05-15.05 | ||
13 | Пение учебно-тренировочного материала: Музыкально образовательные беседы: « Музыкальные формы и жанры» Слушание музыки: Разбор фонограмм и фразировок. | 5,0 | 20,5 | 18.05-17.05 20.05-19.05 21.05-22.05 25.05-26.05 27.05-28.05 | ||
14 | Зачетные и итоговые занятия. отчетный концерт | 0,5 | 1,5 | 28.05 | ||
15 | Итоги | 60 | 228 |
Воспитательная работа
Задачи | Дела объединения по решению поставленных задач | Сроки | Отметка о выполнении |
Создать праздничную сказочную обстановку, вызывать у детей радостные положительные эмоции. | Новогодние утренники | Декабрь 2021г | |
Воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к Российской армии. | Праздник посвященный «Дню защитника отечества» «Мы помним – мы гордимся !» 77–летию Победы | Февраль 2022 Май 2022 | |
Воспитание уважительного отношения к девочкам, мамам, учителям - развития чувства доброты, желания дарить людям радость.
| Праздник к «Международному женскому дню» | Март 2022г | |
. Воспитание сценических навыков: умение собраться на сцене, донести до слушателя все, что было подготовлено на занятиях. | Отчетный концерт | Апрель 2022г | |
Показать родителям каких результатов в освоении образовательной программы достигли их дети, насколько совместные усилия педагога и родителей помогли детям овладеть знаниями , умениями, и навыками. | Открытые занятия для родителей. | Февраль 2022г |
Методическое обеспечение
1.Вводное занятие:
Беседы, инструктаж о технике безопасности, правила дорожного движения.
2.Проверка вокально – голосовых данных. Форма работы : прослушивание, проверяется внимание, кратковременная музыкальная память, музыкальный слух, диапазон, тип голоса, эмоциональная отзывчивость на музыку.
3.Пение учебно – тренировочного материала. Форма работы: упражнения на дикцию, на дыхание, гаммы, вокализы, на кантилену, дыхательная гимнастика, использование скороговорок, музыкальная грамота на песенном материале.
4.Слушание музыки, работа с песенным репертуаром ( фонограммами).
Форма работы: работа с фонограммами. Прослушивание, разбор текстового материала, анализ и исследование хоровой партитуры. Использование фонотеки.
5 Пение музыкальных произведений. Формы работы: Показ и разбор музыкальных произведений ( прослушивание, разбор текстового материала ,работа по фразам , предложениям отдельных отрывков и сложных аккордов и интервалов). Работа над эмоциональным раскрытием произведений . Использование фонотеки.
6. Постановка голоса. Формы работы: Вокальная работа включает в себя работу над дикцией, дыханием, над звуком образованием, артикуляцией рта, динамическими оттенками, интонированием, развитие певческого диапазона.
7. Работа с солистами: Акцентировать внимание вокалиста на приемах и методах вокальной работы, которые помогают справляется с индивидуальными недостатками пения, помогают совершенствовать голос, организовать процесс самонаблюдения и самоанализа, а также создать на занятии оптимальные условия для развития вокальных навыков и личностного потенциала исполнителя.
8. Зачетные и итоговые занятия. Формы работы: Проверка знаний, умений и навыков ( индивидуальный опрос, прослушивание)
9. Выступление сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Для более наглядного контроля ведется тетрадь динамики роста ЗУН . Теоритические знания проверяются путем тестирования ( ответов на контрольные вопросов).
Для занятий в объединений « Вокал» необходимо: просторное, проветриваемое помещение с хорошо настроенным инструментом( пианино), музыкальная аппаратура , микрофоны, диски
Список литературы.
1.Алмазов Е.И, Орлова Р.Д. о неточной интонации у школьников и путях ее исправления.
2. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 1 – Москва 1962г год.
3. Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды государственного музыкально – педагогического института имени Гнесиных, выпуск XXV- Москва, 1975 г.
4.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.
5. Методика обучения эстрадному вокалу « Чистый голос» составитель Т. В. Охомуш.
6. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11 2018г № 196.
7.Полная программа совершенствования вашего голоса « Пойте как звёзды», Сэт Риггз.
8. Сан Пин 2.4.4.3172 – 14 « Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей»
9.Струве Г.А. Школьный хор. Книга для учителей – Москва – Просвещения 1981 г.
10.Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ф3
11.Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. Москва 1975 год.
12. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ №1726-р от 4 сентября 2014 года . Уставом образовательной организации.
13.Интернет- ресурсы:
Екатерина Квернадзе Е. «Базовое вокальное дыхание» https://sub-cult.ru/literatura/novinki-literatura/8856-ekaterina-kvernadze-bazovoe-vokal-noe-dyhanie
Основатель школы разножанрового вокала http://www.impro.ooo/irina-tsukanova.htmlПевец К. Плешаков-Качалин https://infokupon.com/authors/Kirill-Pleshakov-Kachalin.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Материалы в автомобильном дизайне»
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых в дизайне автомобилей....
Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Автомобильные материалы автомобилестроения»
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.Уровень программы – базовыйСроки реализации – 4 месяцаВозраст об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «ТЕХНИКИ ПРОДАЖ»
Программа курса «Техники продаж » поможет обучающимся понять, как работает процесс продажи, создать сценарий собственных действий от первоначального контакта с клиентом д...
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Бытовые холодильники»
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Бытовые холодильники"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
Кружок “Занимательная информатика” (решение нестандартных задач по информатике) имеет техническую направленность, дополняет и развивает школьный курс информатики и ИКТ, а также является ин...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программе объединение " Вокал"
Программа второго уровня имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, а так же индивидуальное обучение вокалу, формирует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования Английский язык для населения «Активное долголетие»
Данная программа предназначена для решения важной задачи – формирование знаний, умений и навыков по английскому языку с возрастными жителями, давно изучавшими или ранее не изучавшими английский ...