РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
рабочая программа
Кружок “Занимательная информатика” (решение нестандартных задач по информатике) имеет техническую направленность, дополняет и развивает школьный курс информатики и ИКТ, а также является информационной поддержкой дальнейшего выбора обучающихся.
Ознакомительный уровень
Направленность программы:
техническая
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации программы: 72 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
СОГЛАСОВАНО Председатель ПЦК ______________________ Протокол № от « » 201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина __________________В.Л. Поляков «___»___________________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
Ознакомительный уровень
Направленность программы:
техническая
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации программы: 72 часа
Автор-составитель программы:
Холодных Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
Москва
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок “Занимательная информатика” (решение нестандартных задач по информатике) имеет техническую направленность, дополняет и развивает школьный курс информатики и ИКТ, а также является информационной поддержкой дальнейшего выбора обучающихся.
Цель и задачи программы
Цель программы – приобретение умения и навыков решения задач по информатике различной сложности.
Задачи программы:
задачи в обучении:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
- подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
задачи в развитии:
- развивать познавательный интерес к предметной области «Информатика»;
- развивать память, внимание, наблюдательность;
- развивать абстрактное и логическое мышление.
задачи в воспитании:
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать самостоятельность, организованность, аккуратность;
- воспитывать культуру общения, ведения диалога.
Отличительные особенности (новизна) программы
В современном мире информатика является одной из лидирующих наук, она широко востребована в различных отраслях науки, техники и производства и образования.
Предметом изучения являются принципы и методы решения задач различной сложности из области «информатика», а также более расширенное изучение некоторых тем из общей программы по информатике.
Основной формой обучения является практикум решения задач.
Знания, полученные при изучении курса, обучающиеся могут применить при участии в олимпиадах по информатике и для подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации.
Категория обучающихся по программе: 14-17 лет
Срок реализации программы: На изучение курса по учебному плану отводится 72 часа - из расчета 2 часа в неделю.
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная
– групповая
Занятия продолжительностью 2 часа проводятся 1 раз в неделю.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
− наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
− понимание роли информационных процессов в современном мире;
− владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
− развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
− способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
− готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
− способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
− способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Программные требования к умениям и навыкам
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;
- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
- использовать информацию для построения умозаключений;
- использовать элементы логики при работе с информацией;
- решать задачи с применением подходов, наиболее распространенных в информатике;
- самостоятельно составлять и исполнять алгоритмы;
- использовать информационные технологии, готовые программные средства;
- создавать и редактировать графические объекты;
- уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
- обрабатывать графическую и текстовую информацию.
По окончании программы:
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
− получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
− умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
− владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
− умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИК
− владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
− получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
− владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
− планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
− умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
− умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).
− представление знаково-символических моделей на формальных языках;
− планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
− контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
− коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
− владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
− владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
− умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;
Познавательные:
− оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
− построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
− решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
− выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);
− преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
− решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
− освоение основных понятий и методов информатики;
− выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);
− развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
− построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);
− освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
− освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
− вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
− решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
Коммуникативные:
− соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
− осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
− получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
− овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
− соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и режим контроля:
– входной контроль на первом занятии в форме тестирования
– текущий контроль в форме защиты практических работ.
– промежуточный контроль в форме тестирования
– итоговый контроль в форме защиты тематической презентации
Критерии оценки учебных результатов программы: Знания по данной программе не могут подвергнуться жесткой аттестации, т.к. она направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиск новых возможностей реализации своего потенциала.
Программа предполагает следующие способы проверки результатов: наблюдение, устный зачёт, зачёт в виде теста, практическая работа, самостоятельная работа.
Формы подведения итогов реализации программы:
По окончании обучения выполняется итоговая творческая работа, творческий проект.
В ходе работы над проектами отрабатываются и закрепляются полученные умения и навыки, раскрываются перспективы дальнейшего обучения.
Итоговые работы обязательно выставляются, это дает возможность обучающемуся увидеть значимость своей деятельности, увидеть оценку работы, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | тестирование | |
2. | Информация и ее кодирование | 8 | 2 | 6 | Защита практической работы, тест |
3 | Моделирование | 8 | 2 | 6 | |
4 | Системы счисления | 10 | 2 | 8 | |
5 | Логика и алгоритмы | 14 | 4 | 10 | |
6 | Элементы теории алгоритмов | 10 | 2 | 8 | |
7 | Средства ИКТ | 18 | 4 | 14 | |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Защита проектов | |
Итого: | 72 | 20 | 52 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– … учебных недель (если срок реализации программы указан по годам обучения);
– одну учебную группу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Техника безопасности.
| |
Теория:
| Знакомство с группой, планом работы объединения. Знакомство с правилами внутреннего распорядка в учреждении и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой, при работе в кабинете информатики. Вводные занятия. Что такое информатика? |
Практика: | Правила работы за компьютером. |
2. Информация и ее кодирование
Теория: Кодирование информации. Расшифровка сообщений. Передача информации. Определение времени записи файла. Выбор кода. Количество информации.
Практика: Определение времени записи и времени передачи файла. Определение объема информации и размера записанного файла. Сравнение двух способов передачи данных.
3. Моделирование
Теория: Схемы, таблицы, схемы, графики, формулы как описания математические модели. Анализ информационных моделей. Анализ формальных моделей. Поиск определённого маршрута по таблице и по расписанию. Графы.
Практика: Таблицы и схемы. Поиск оптимального маршрута по таблице. Поиск путей в графе.
- Системы счисления
Теория: Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Сравнение чисел в различных системах счисления. Поиск основания системы счисления по записи числа в этой системе. Уравнения и различные системы счисления
Практика: Двоичная система счисления. Различные системы счисления. Сравнение чисел в различных системах счисления. Кодирование в различных системах счисления.
- Логика и алгоритмы
Теория: Логические операции. Таблицы истинности. Преобразование логических выражений. Частично заполненные таблицы истинности логических выражений Числовые отрезки. Логические уравнения. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений. Сложные запросы
Практика: Частично заполненные таблицы истинности логических выражений. Логические высказывания. Расположение запросов в порядке убывания/возрастания. Формирование сложных запросов.
- Элементы теории алгоритмов
Теория: Анализ и построение алгоритмов для исполнителей. Нестандартные исполнители. Проверка буквенной последовательности на соответствие алгоритму. Проверка числовой последовательности на соответствие алгоритму. Обработка искажённых сообщений. Рекурсивные алгоритмы. алгебраические операции с элементами массива, двумерные массивы. Теория игр. Выигрышная стратегия.
Практика: Нестандартные исполнители. Обработка искаженных сообщений. Проверка числовой последовательности на соответствие алгоритму. Рекурсивные алгоритмы.
- Средства ИКТ
Теория: Анализ диаграмм и электронных таблиц. Изменение формул при копировании. Электронные таблицы и диаграммы. Базы данных. Определение данных по двум таблицам. Файловая система. Маски. Отбор группы файлов по маске. Организация компьютерных сетей. Адресация. Восстановление IP адресов и адресов файлов. Определение адреса или маски сети.
Практика: Работа с электронной таблицей. Определение значения формулы. Изменение формул при копировании в электронных таблицах. Диаграммы в электронных таблицах. Определение данных по одной таблице. Определение данных по двум таблицам. Определение адреса или маски сети. Восстановление IP-адресов и адресов файлов в интернете.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
Название учебного раздела (учебной темы) | Название и форма методического материала |
Вводное занятие | Входной мониторинг в форме теста |
Информация и ее кодирование | планы занятий задания для отслеживания результатов освоения темы; методические рекомендации к занятиям. |
Моделирование | планы занятий задания для отслеживания результатов освоения темы; методические рекомендации к занятиям. |
Системы счисления | планы занятий задания для отслеживания результатов освоения темы; методические рекомендации к занятиям. |
Логика и алгоритмы | планы занятий задания для отслеживания результатов освоения темы; методические рекомендации к занятиям. |
Элементы теории алгоритмов | планы занятий задания для отслеживания результатов освоения темы; методические рекомендации к занятиям. |
Средства ИКТ | планы занятий задания для отслеживания результатов освоения темы; методические рекомендации к занятиям. |
Итоговое занятие | Защита проектов |
Методические особенности реализации программы
(или Механизм реализации программы)
По темам программы планируются различные формы занятий:
- традиционные занятия;
- комбинированные занятия;
- практические занятия.
Важный компонент образовательного процесса - использование разнообразных форм учебно-игровой деятельности: игр, конкурсов, праздников.
Ведущими педагогическими технологиями в реализации программы являются технологии развивающего обучения. Одной из составляющих процесса обучения является использование современных информационных коммуникационных технологий.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Учебно-методический комплекс
- Учебные пособия:
- специальная литература;
- видеоматериалы (видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
- электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации).
- Дидактические материалы:
Наглядные пособия
- обучающие компьютерные программы;
- алгоритмы, схемы, образцы, инструкции;
- дидактические игры;
- обучающие настольные игры;
- компьютерные развивающие игры.
Раздаточный материал
- карточки с индивидуальными заданиями;
- индивидуальные пособия для учащихся;
- задания для самостоятельной работы;
- бланки тестов и анкет;
- бланки диагностических и творческих заданий;
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса в компьютерном классе.
- светлое, хорошо проветриваемое помещение;
- дополнительные шторы или жалюзи для затемнения;
- компьютеры, принтер, сканер, проектор, экран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Ройтберг М.А. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания информатики и ИКТ, ФИПИ, Москва. 2014
- Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 312 с.: ил.
- Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 328 с.: ил.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
- Ушаков Д.М. ЕГЭ-2017. Информатика. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. — М.: Астрель, 2016.
- Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., ЕГЭ 2016. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2016.
Интернет-сайты:
- Открытый банк заданий ЕГЭ- http://www.fipi.ru/.
- Пробные онлайн-тестыhttps://ege.yandex.ru/informatics/?ncrnd=2149
- Информатик -http://infbu.ru/catalog/1018
- Преподавание, наука и жизнь: сайт К. Полякова -http://kpolyakov.spb.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-312304-1387816322.jpg)
Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.
Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся о способах приготовления ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005625-1517560315.jpg)
Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Материалы в автомобильном дизайне»
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых в дизайне автомобилей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005625-1517560315.jpg)
Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Автомобильные материалы автомобилестроения»
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.Уровень программы – базовыйСроки реализации – 4 месяцаВозраст об...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/19/picture-1050306-1534708638.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «ТЕХНИКИ ПРОДАЖ»
Программа курса «Техники продаж » поможет обучающимся понять, как работает процесс продажи, создать сценарий собственных действий от первоначального контакта с клиентом д...
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Бытовые холодильники»
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Бытовые холодильники"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-861780-1519824698.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования Английский язык для населения «Активное долголетие»
Данная программа предназначена для решения важной задачи – формирование знаний, умений и навыков по английскому языку с возрастными жителями, давно изучавшими или ранее не изучавшими английский ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-861780-1519824698.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования. Технический английский язык.( Базовый уровень)
Программа направлена на подготовку студентов к международным профессиональным конкурсам, повышение их конкурентоспособности на рынке труда. В свете развития движения Worldskills в России о...