Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Автомобильные материалы автомобилестроения»
рабочая программа на тему

Лабутина Марина Александровна

Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.

Уровень программы – базовый

Сроки реализации – 4 месяца

Возраст обучающихся – 15 – 18 лет

Объем программы – 32 часа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_-_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА № 9»

(ГБПОУ КАТ №9)

Рабочая программа

Объединения дополнительного образования

 «Автомобильные материалы автомобилестроения»

Москва, 2016

Одобрена                                                                    

предметной комиссией

социально-экономических дисциплин  ___________________________

название ПЦК

Протокол №   _____

от «31» августа 2016 г.

председатель ПЦК  

______________ /Засухина И.Б./

Утверждаю

Руководитель УП

 _________________ Э.Р. Ризванова

Автор:                       М. А. Лабутина

Аннотация

Образовательной программы дополнительного образования обучающихся

«Эксплуатационные материалы автомобилестроения»

Уровень программы – базовый

Сроки реализации – 4 месяца

Возраст обучающихся – 15 – 18 лет

Объем программы – 32 часа

1. Цель программы:

Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.

2. Задачи программы:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся иметь практический опыт:

  • выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
  • выдавать практические рекомендации по рациональному использованию;
  • владеть методикой оценки качества материалов в условиях АТП;
  • определять факторы, влияющие на экономное расходование эксплуатационных материалов;
  • определять область их применения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • строение и свойства машиностроительных материалов;
  • методы оценки свойств машиностроительных материалов;
  • классификацию и маркировку железоуглеродистых сплавов;
  • классификацию и маркировку сплавов цветных металлов;
  • композиционные материалы и твердые металлокерамические сплавы;
  • неметаллические конструкционные материалы;
  • лакокрасочные материалы;
  • горючесмазочные материалы и специальные жидкости.
  • методы защиты от коррозии;
  • области применения материалов.

3. Требования к уровню подготовки:

Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения; выдавать практические рекомендации по рациональному использованию; владеть методикой оценки качества материалов.

4. Материальное обеспечение программы:

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Материаловедение».

Оборудование кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- стенд диаграммы железо-цементит;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

-  образцы неметаллических материалов;

- твердомеры;

- микроскопы металлографические.

Технические средства обучения:

        - компьютер с лицензионным программным обеспечением.

5. Используемая литература:

Основные источники:

1. В. И. Сидоркин, В.А. Янчеленко Эксплуатационные материалы: Письменные          леккции. – СПб.: СЗТУ, 2011г., - 102с.

2. Ю. П. Солнецев, Пряхин Е.И.  Материаловедение: Учебник для студентов М.:Издательство «Академия», 2012 год.

3. Г. П. Фетисов,Материаловедение и технология металлов: Учебник – М.:

Издательство «Оникс», 2011 год.

4.А. М. Адаскин, В. М. Зуев Материаловедение: учебное пособие, Москва, Издательский центр «Академия», 2012 год.

5.И. С. Стерин, Материаловедение: учебник, Москва, Дрофа «Московские учебники», 2011год.

Дополнительные источники:

1. В. А. Стуканов, Материаловедение, учебное пособие, М. Издательство «Форум», 2009 год

2. А. М. Черепахин, Материаловедение, учебное пособие, Москва , Издательство Кнорус, 2010 год.

Интернет-ресурсы:

www.ck-30.ru/Automech.swf 

http://materialscience.ru/ 

http://materiology.info/                             

www.ural-metal.info                 

7. Итоговая аттестация в форме зачета.

8.Автор программы:

Лабутина М. А. педагог дополнительного образования ГБПОУ КАТ №9.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

В том числе:

Лабораторно - практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме                                                               зачета    

                                                                     


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины   «Эксплуатационные материалы автомобилестроения»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Общая функционально – технологическая классификация автомобильных материалов и их назначение

2

1

Раздел 1.

Конструкционные металлические материалы

4

Тема 1.1.

Строение металлов

Содержание учебного материала

2

2

Общие сведения о металлах и сплавах . Атомно – кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток. Типы межатомных связей. Дефекты кристаллического строения

Кристаллизация металлов. Кривые нагревания и охлаждения. Строение слитка

Самостоятельная работа обучающихся

2

Сообщение на тему «Значение свойств металлов при выборе материалов деталей машин»

Раздел 2.

Стали и чугуны в автомобилестроении

15

Тема 2.1.

Углеродистые стали и чугуны

Содержание учебного материала

4

2

Влияние примесей на свойства сталей, классификация углеродистых сталей,  структура, свойства, маркировка по ГОСТу, применение в автомобилестроении. Чугуны

Самостоятельная работа обучающихся

2

Применение чугуна в автомобилестроении

Тема 2.2.

 Легированные стали. Стали с особыми свойствами

Содержание учебного материала

2

2

Легированные стали, стали с особыми свойствами: нержавеющие, жаростойкие, жаропрочные их состав и свойства. Маркировка по ГОСТу

Самостоятельная работа обучающихся

1

Применение легированной стали в автомобилестроении

Тема 2.3.

Основы термической обработки стали

Содержание учебного материала

4

2

Основы термической и химико - термической обработки железоуглеродистых сплавов. Защита металлов от коррозии

Самостоятельная работа обучающихся

2

Таблица «Сравнительная характеристика процессов поверхностного упрочнения деталей машин»

Раздел 3.

Сплавы

 цветных металлов

6

Тема 3.1.

Сплавы на основе меди, алюминия.

Антифрикционные сплавы

Содержание учебного материала

4

2

Медь и ее сплавы: латуни, бронза. Алюминий и его сплавы. Состав, структура, свойства, классификация, маркировка по ГОСТу, применение

Антифрикционные сплавы. Состав, структура, свойства, маркировка по ГОСТу, применение

Самостоятельная работа обучающихся

2

Применение латуни и бронз для деталей автомобиля

Применение антифрикционных сплавов

Раздел 4.

Твердые сплавы

6

Тема 4.1.

Композиционные материалы

Содержание учебного материала

4

2

Твердые металлокерамические сплавы типа ВК, ТК, ТТК. Методы их получения, свойства, маркировка по ГОСТу, применение

Композиционные материалы, их свойства, состав, классификация, применение

Самостоятельная работа обучающихся

2

Сообщение на тему «Применение твердых сплавов, композиционных материалов в автомобилестроении»

Раздел 5.

Неметаллические конструкционные материалы

9

Тема 5.1

Конструкционные материалы на органической и неорганической основе

Содержание учебного материала

6

2

Полимеры, пластические массы

Общие сведение, состав, классификация резин, неорганическое стекло

Самостоятельная работа обучающихся

3

Презентация  «Область применения стекловолокнистых материалов»

Раздел 6.

Технологические материалы

6

Тема 6.1

Лакокрасочные материалы

Содержание учебного материала

4

2

Назначение, состав и основные показатели качества лакокрасочных материалов

Самостоятельная работа обучающихся

2

Технологические особенности нанесения лакокрасочных материалов

Раздел 7.

Горючесмазочные материалы и специальные жидкости

2

Тема 7.1.

Автомобильные топлива, смазочные материалы специальные жидкости

Содержание учебного материала

2

2

Автомобильные топлива, масла, смазки, специальные жидкости

ИТОГО:

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение».

Оборудование лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- стенд диаграммы железо-цементит;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

-  образцы неметаллических материалов;

- твердомеры;

- микроскопы металлографические;

- муфельная печь;

- емкость с охладителем;

Технические средства обучения:

        - компьютер с лицензионным программным обеспечением;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. В. И. Сидоркин, В.А. Янчеленко Эксплуатационные материалы: Письменные          леккции. – СПб.: СЗТУ, 2011г., - 102с.

2. Ю. П. Солнецев, Пряхин Е.И.  Материаловедение: Учебник для студентов М.:Издательство «Академия», 2010 год

  1. Г. П. Фетисов,Материаловедение и технология металлов: Учебник – М.:

Издательство «Оникс», 2011 год

  1. А. М. Адаскин, В. М. Зуев Материаловедение: учебное пособие, Москва, Издательский центр «Академия», 2009 год
  2. И. С. Стерин, Материаловедение: учебник, Москва, Дрофа «Московские учебники», 2011год

Дополнительные источники:

6. В. А. Стуканов, Материаловедение, учебное пособие, М. Издательство «Форум», 2009 год

7. А. М. Черепахин, Материаловедение, учебное пособие, Москва , Издательство Кнорус, 2010 год.

     8. Интернет-ресурсы:

www.ck-30.ru/Automech.swf 

http://materialscience.ru/ 

http://materiology.info/                             

www.ural-metal.info                 

     

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных и контрольных работ, тестирования, а также выполнение обучающимися индивидуальных задание, рефератов, докладов, сообщений, презентаций.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общеучебные и общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

- выбирать способы соединения деталей;

- обрабатывать детали из основных материалов

ОК 1 – 10

ПК 1.1 – 1.3

ПК 2.2

ПК 2.3

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите лабораторно – практических работ, выполнении домашних работ, текущий контроль

Знать:

- строение и свойства машиностроительных материалов;

- методы оценки свойств машиностроительных материалов;

- области применения материалов;

- классификацию и маркировку основных материалов;

- методы защиты от коррозии;

- способы обработки материалов

ОК 1 – 10

ПК 1.1 – 1.3

ПК 2.2

ПК 2.3

Текущий контроль в форме практических занятий. Выполнение обучающимися индивидуальных задание, рефератов, докладов, сообщений, презентаций. выполнение обучающимися индивидуальных задание, рефератов, докладов, сообщений, презентаций.

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Материаловедение»

1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупненную группу 190000 Транспортные средства.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей.

2. Место учебной  дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.  

3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
  • выбирать способы соединения материалов;
  • обрабатывать детали из основных материалов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • строение и свойства машиностроительных материалов;
  • методы оценки свойств машиностроительных материалов;
  • области применения материалов;
  • классификацию и маркировку основных материалов;
  • методы защиты от коррозии;
  • способы обработки материалов.

4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  153  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  102  часа;

самостоятельной работы обучающегося  51  час.

5. Тематический план

Раздел 1. Основы металловедения и конструкционные материалы

Тема 1.1. Введение. Строение металлов
Тема 1.2. Свойства металлов и сплавов

Тема 1.3. Диаграммы состояния сплавов

Раздел 2. Производство черных и цветных металлов

Тема 2.1. Производство чугуна

Тема 2.2. Производство стали

Тема 2.3. Производство цветных металлов

Раздел 3. Термическая обработка

Тема 3.1. Основы термической обработки стали

Раздел 4. Стали и чугуны в машиностроении

Тема 4.1. Углеродистые стали и чугуны

Тема 4.2. Легированные стали. Стали с особыми свойствами

Тема 4.3. Металлокерамические сплавы. Композиционные материалы

Тема 4.4.Конструкционные материалы на органической и неорганической основе

Тема 4.5. Сплавы цветных металлов

Раздел 5. Литейное производство

Тема 5.1. Получение отливок в разовых формах

Раздел 6. Обработка металлов давлением

Тема 6.1. Виды обработки металлов давлением

Раздел 7. Сварочное производство

Тема 7.1. Электродуговая, газовая сварка и резка металлов

6. Информационное обеспечение обучения

  1. Солнецев Ю.П. , Пряхин Е.И.  Материаловедение: Учебник для студентов М.:Издательство «Академия», 2010 год
  2. Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов: Учебник – М.:

Издательство «Оникс», 2011 год

  1. А. М. Адаскин, В. М. Зуев Материаловедение: учебное пособие, Москва, Издательский центр «Академия», 2009 год
  2. И. С. Стерин Материаловедение: учебник, Москва, Дрофа «Московские учебники», 2011год

5. В. А. Стуканов, Материаловедение, учебное пособие, М. Издательство «Фо                                            рум», 2009 год

6. А. М. Черепахин, Материаловедение, учебное пособие, Москва , Издательство Кнорус, 2010 год.

7. Итоговая аттестация в форме зачета

8. Разработчик:

ГБПОУ КАТ № 9 Преподаватель   М. А. Лабутина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа  для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида, предназначена для дополнительного образования по предмету швейное дело....

Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"

Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования КРУЖОК «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

Рабочая программа кружка является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС...

Рабочие программы дополнительного образования

Рабочие программы по стрелковому спорту и туризму...

Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)

Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с историей, городским пространством и досто...