Мое педагогическое кредо
статья по теме
Материалы краевого конкурса "Творческая мастреская преподавателя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_pedagogicheskoe_kredo.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО
(материалы конкурса «Творческая мастерская преподавателя»)
КОНКУРСАНТ: Новолодская Наталья Викторовна
Мое педагогическое кредо.
Системный подход в изучении предметов «Математика» и «Информатика» - основа активизации познавательной деятельности обучаемых.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями собственной мысли, не памятью».
Л.Н. Толстой
Актуальность педагогической деятельности.
За последние десятилетия в связи с изменениями в социально-экономической жизни российского общества уровень культуры и интеллекта подрастающего поколения значительно снизился. На смену старым ценностям пришли новые, которые явно не способствуют гармоническому развитию личности подростка.
Главным признаком модернизации общества является уровень образования, знания, которые человек получает в процессе социализации. Прогресс в обществе невозможен без грамотных и квалифицированных специалистов. Квалифицированный специалист должен быть разносторонне развитой личностью с интеллектуальным потенциалом, с широким кругозором. Поэтому становится очевидным, что обучение профессиональным дисциплинам невозможно без глубокого изучения общеобразовательных дисциплин.
Математика – это элемент общечеловеческой культуры. Изучение математики является наиболее действенным способом умственного развития человека. Не менее важно, что математика – основа профессиональной культуры, поскольку без нее невозможно изучение специальных дисциплин. Знание основ математики входит важной составной частью в понятие фундаментального образования будущих профессионалов в любой области деятельности, в том числе и в медицине. Математика является универсальным языком, широко используемым во всех сферах человеческой деятельности. На современном этапе учитывается значимость математической подготовки всех специалистов, в том числе специалистов среднего звена. Велика роль математики и в развитии личности человека, в становлении его мировоззрения, развития мышления, и других качеств.
Увеличение объема информации и необходимость ее быстрого и качественного анализа выдвигает новые требования к уровню знаний в области информционных технологий. Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Формирование информационной культуры студентов - одна из основных задач изучения информатики. В практическом плане это означает организацию информционных процессов, владение приемами поиска, сбора, обработки, передачи информционных данных, методами анализа и синтеза информации, умение применять современные технические средства при выполнении информационных процедур.
Главная идея опыта
Программа педагогических действий, направленная на повышение математической и информационной культуры студента, включает следующие задачи:
- Активизировать познавательную и творческую деятельность студентов, используя системно-деятельный подход к изучению дисциплин.
- Развивать у студентов умения аргументировать, сравнивать, объяснять, доказывать.
- Расширять учебно-информационные умения и навыки при работе со статистическим, графическим материалом, вычислительной техникой.
- Развивать коммуникативные навыки, чтобы каждый студент включался в восприятие, слушание, усвоение материала, а не был сторонним наблюдателем на уроке. Включение в практическую деятельность оказывает огромное влияние не только на процесс познания, но и на эмоционально-волевую сферу подростка.
- Уделять большое внимание мотивации как главному источнику познавательной деятельности. Четко поставленная цель, структурный план поддерживает деятельность студентов, способствует достижению положительного конечного результат.
Основные элементы данной педагогической системы
В основе моей педагогической деятельности лежит системный подход к изучению дисциплины. Ведущую роль в нем играет целостная система, состоящая из подсистем, взаимосвязанных друг другом, работа которых должна обеспечить плодотворный конечный результат. Система включает в себя следующие подсистемы: изложение лекционного материала, использование альтернативных учебно-воспитательных технологий при организации занятий, контроль знаний с использованием традиционных и оригинальных приемов, оценочные критерии.
- Изложение лекционного материала. Используя данный подход, я руководствуюсь принципом четкого изложения, структуризации материала с соблюдением доступности в обучении. Лекция представляет собой не просто изложение материала и молчаливое записывание информации, а эвристическую беседу, где студенты отвечают на несложные вопросы, дополняют мою информацию, отвечая на наводящие вопросы, что делает лекцию более яркой и насыщенной, способствует развитию мыслительного процесса. Благодаря такой форме изложения материала основная часть информации оседает в памяти студентов на занятии.
В процессе обучения важно соблюдать не только принцип научности, но и культурологический принцип, что более интересно для восприятия, дает эмоционально-окрашенные знания.
При изучении как математики, так и информатики большая роль отводится различным средствам наглядности: учебным рисункам, плакатам, графикам. Огромную важность этого подтверждают слова древнегреческого философа Аристотеля: «Все люди от природы стремятся к знанию, зрение больше всех содействует нашему познанию».
- Использование альтернативных учебно-воспитательных технологий при организации занятий, таких как: развивающая, дифференцированная, индивидуально-ориентированная. Моя основная цель – научить студентов правильно говорить, мыслить, пользоваться учебным и дополнительным материалом. Именно поэтому наряду с традиционными методами я постоянно применяю методы развивающего обучения. Развивающее обучение направлено на организацию умственной деятельности, мыслительно-аналитических способностей студентов, на получение новых знаний и навыков в процессе выполнения учебных заданий.
Для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности использую такие методы, как словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, а в ряде занятий – проблемные, эвристические, исследовательские. Широко применяю сочетание методов.
Особую роль в процессе познания уделяю межпредметным связям. Они оказывают непосредственное влияние на формирование мировоззрения студентов, способствуя осознанию ими материального единства мира, взаимных связей явлений, эффективную взаимопомощь предметов; максимальное использование приобретенных ранее знаний, умений и навыков в последующих разделах данного предмета и других предметах. Межпредметные связи способствуют освобождению смежных дисциплин от ненужных повторений, приводят весь курс знаний к большей логической структуре, стройности и завершенности.
При организации занятий не последнюю роль играет разнообразие изготавливаемого дидактического материала. Опыт работы выявил пути совершенствования методики разработки новых дидактических материалов и методики контроля. Одним из таких путей является решение задач с профессионально ориентированным содержанием.
На занятиях трудность профессионально ориентированных задач, как и любых других, несколько превышает достигнутый студентами уровень. Это учит рассуждать самостоятельно, т.к. важен сам процесс поиска решения; истина, открытая самостоятельно, гораздо лучше запоминается и самостоятельное открытие вызывает интерес к математике.
Решение задач с профессионально-ориентированным содержанием не только средство реализации межпредметных связей, но и методологический подход, позволяющий продемонстрировать студентам значение математики, как в современном мире, так и в будущей профессиональной деятельности.
Широкое развитие получила творческая активность студентов при написании рефератов, докладов, сообщений по различным вопросам информатики и информационных технологий, что позволяет развивать аналитическое мышление, устную речь, творческое воображение, находить причинно-следственные связи, расширять свой кругозор.
При работе со студентами применяю дифференцированный подход с опорой на сильные стороны личности. При таком подходе широко раскрывается индивидуальность студента. Учитывая особенности студентов, уровень их подготовленности, важное место отвожу перспективно-опережающему обучению, что дает возможность студентам заниматься на более высоком уровне.
При выдаче домашнего задания значительное внимание уделяю индивидуальной работе. Инструктаж выполнения задания проводится дифференцированно, с определением алгоритма его выполнения или обеспечением дозированной помощи студенту.
- Контроль знаний с использование традиционных и оригинальных приемов. В своей педагогической практике широко использую новые технологии в обучении математике и информатике. Для организации обучения и контроля за результатами обучения применяю разнообразные формы, такие как соревнования, кроссворды, тестирование, игровые технологии, блиц-контрольные, диктанты, типовые расчеты и др. Данные технологии активизируют познавательные возможности студентов, делают занятие более насыщенным и интересным.
В период проверки знаний пользуюсь сочетанием разных форм работы, например индивидуальной и групповой.
- Оценочные критерии. Помимо использования структурного плана, нетрадиционных методов работы, формулирования четко поставленных целей и задач, побуждающих студентов к активной деятельности, очень продуманно применяю оценочные критерии. О них я информирую студентов в нале обучения.
Положительные итоги внедрения данного опыта.
- Студенты рационально используют учебное время на занятиях, т.к. системно поставленный урок дисциплинирует, делает процесс познания активным и плодотворным.
- Применение лекций в виде эвристических бесед и нетрадиционных форм обучения способствует развитию мыслительно-аналитических способностей, психологической раскрепощенности студентов.
- Изначально изложенные оценочные критерии и требования преподавателя занимают значительное место в успешном обучении студентов, т.к. это является не только важным фактором мотивации, но и воспитательным фактором.
- Выявление студентов продвинутого уровня позволяет заниматься с ними на более высоком уровне, применяя технологии перспективно-опережающего обучения.
Важным при такой организации работы является тот факт, что меняется отношение студентов ко мне, как к преподавателю. Студенты видят во мне не источник знаний, а консультанта. Они привыкают к нестандартной работе, хотя мне приходится готовить больше методического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: "Мое педагогическое кредо"
В данной статье описаны смыслы, ценности и приоритеты моей профессиональной деятельности....
ЭССЕ «МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО»
Каждый человек испытал на себе, что учение – это тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, усвоить, научиться решать и принимать решения. Этот труд должен приносить элементарное ...
Эссе "Моё педагогическое кредо"
Эссе" Моё педагогическое кредо".В этой работе автор выражает отношение к своей профессиональной деятельности как учителя иностранных языков....
МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: «Создание условий для развития навыков самообразования»
МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:«Создание условий для развития навыков самообразования» МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Современные технологии обучения, развития познавательной активности на основе формир...
Эссе. Моё педагогическое кредо.
Эссе мастера производственного обучения Хмара Любовь Викторовны. Моё педагогическое кредо....
«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым...
«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
Значение семьи в формировании аддиктивной личности...