Особенности организации и проведения дистанционного урока по иностранному языку
статья

В создавшейся сложной ситуации, связанной  с опасной эпидемиологической обстановкой, дистанционное обучение, в том числе  иностранным языкам,  становится главным форматом образовательного процесса.  Под дистанционным обучением мы понимаем форму получения образования, при которой обучающийся и преподаватель взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. В этих непростых условиях перед педагогами стоит очень важная задача - не допустить  снижения  образовательных результатов в связи с переходом на дистанционное обучение обучающихся. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie_inostrannogo_yazyka.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации и проведения дистанционного урока по иностранному языку

В последние годы преподаватели иностранного языка  успешно используют разнообразный   цифровой контент   для повышения мотивации к изучению предмета или как способ более доступного объяснения нового или сложного учебного материала.  В наши дни разработчики цифровых ресурсов предлагают  огромное количество разнообразных заданий, интересных текстов, упражнений,  видеоматериалов, но, к сожалению, при этом мало внимания уделяется разработке интерактивных заданий, способов взаимодействия преподавателя и обучающихся и получения обратной связи. Проблемой является и недостаточная подготовленность преподавателей  в использовании инструментария при организации коллективной работы в  цифровой среде.

Изучение дополнения к методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской федерации  по реализации программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий дают полную информацию по организации дистанционного обучения [1].

В период организации дистанционного освоения обучающимися дисциплины «Иностранный язык» является одним из самых сложно организуемых процессов, обусловленных как спецификой дисциплины, так и особенностями методики преподавания иностранному языку. Дистанционное обучение при всей сложности его организации, может не только сохранить все традиционные компоненты, присущие учебному процессу (цели, содержание, методы, организационные формы работы обучающихся, средства обучения), но также способствовать повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, дифференциации образовательного процесса в зависимости от индивидуальных запросов и трудностей обучающихся в данной дисциплине. При осознанном подходе преподавателя к планированию и организации образовательного процесса дистанционное обучение может стать одной из эффективных и полезных форм освоения иностранного языка. Поэтому желательно использовать две основные формы организации учебного процесса, которые могут быть использованы в образовательных организациях в зависимости от стабильности интернет-соединения:

- онлайн проведение занятий с использование ИКТ,

- различные формы организации самостоятельной работы обучающихся.

При этом не исключается возможность комбинирования указанных форм и попеременное использование каждой из них в зависимости от цели освоения учебного материала и конкретных условий образовательной организации.

С целью проведения онлайн занятий используются разнообразные платформы, такие как Skype, Сферум, Classin. В своей практике я использую платформу Zoom. При поведении трансляции я могу транслировать презентацию Power Point, показывать видео.

При построении плана урока нужно учитывать:

1. Определить тему дистанционного урока. Выделить основные учебные элементы.

2. Определить тип дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).

3. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного урока.

4. Учитывая ИКТ-компетентности учеников, подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.

5. Определить форму проведения дистанционного урока (вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.).

6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).

7. Разработка контрольных заданий. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.

8. Определение времени и длительности дистанционного урока, для студентов - не более 45-50 минут.

Особенности разработки структуры дистанционного урока

Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:

● Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного обучения, ко-торая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учениками. Мотивация быстро снижа-ется, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

● Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации).

● Информационный блок (система информационного наполнения).

● Контрольный блок (система тестирования и контроля).

● Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с преподавателем и между собой).

Подготовка рабочего места для проведения дистанционного урока

1. Необходимо заранее позаботиться о местонахождении рабочего стола преподавателя для проведения дистанционного урока. Лучшим фоном будет служить белая стена или книжный шкаф. Если это сделать не возможно, то можно использовать фильтр для размывки заднего фона.

2. Рабочее место оснащается персональным компьютером с веб камерой, наушниками с микрофоном.

3. Важно до проведения урока проверить настройки камеры и микрофона.

Единственной проблемой проведения онлайн занятий может стать нестабильное интернет-соединение.  Поэтому в этом случае можно организовать самостоятельную работу учеников. В данной ситуации преподаватель составляет график рассылки заданий обучающимся по электронной почте или с использованием доступных мессенджеров (WhatsApp, Viber, Facebook Messenger) и устанавливает сроков сдачи выполненных заданий, затем осуществлять рассылку графика и учебного материала обучающимся с, возможностью их скачивания и выполнения в электронном виде.

Следует отметить, что есть онлайн сайты и онлайн школы, которые помогают проводить дистанционные занятия, предлагая материалы для самостоятельного изучения материалов и контроля знаний. На мой взгляд, лучшим примером образовательной платформы является «Фоксфорд». В «Фоксфорде» преподаватель может создать личный кабинет и классы и пригласить в них студентов. На сайте представлены тестовые материалы для контроля знаний, и преподаватель может выбрать соответствующий уровень для каждого из студентов. Много интерактивных заданий для разных уровней есть на учебной сайте British Council Learn English (https://learnenglish.britishcouncil.org/). Для разработки собственных заданий для отработки активной лексики по теме урока можно использовать сайт www.wordwall.net/ Лучшей образовательной платформой для изучения немецкого языка является Deutsche Welle (https://www.dw.com/ru/).

Итак, результаты дистанционного обучения во многом зависят от качества электронных учебных материалов, которые должны создаваться с учетом следующих дидактических принципов: личностно-ориентированного, деятельностного, функционального, научности, системности, доступности, развивающего обучения, преемственности, а также с учетом коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к изучению иностранного языка, что предполагает обучение различным видам речевой деятельности.

Список литературы:

1. Общая информация по методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской федерации  по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологии: https://docs.edu.gov.ru/id1792

2. https://learnenglish.britishcouncil.org/

3. https://www.dw.com/ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ МАШИННОГО  ПЕРЕВОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Выступление на ГУМО «Особенности организации и проведения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения в Московском районе СПб» План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход»

В работе представлен План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход», проведенного в рамках выступления на ГУМО «Особенности о...

План-конспект дистанционного урока по иностранному языку в профессиональной деятельности на тему "Social networks".

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по Иностранному языку

методические рекомендации по проведению практических занятийОДБ.03 Иностранный языкосновной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки ...

Методические рекомендации по проведению дистанционного урока без оперативного участия преподавателя в Калининградском подразделении Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций

Методические рекомендации предназначены для самостоятельного изучения материала в рамках дистанционного обучения обучающимися, проходящих обучение на курсах целевого назначения....