Методические рекомендации по проведению дистанционного урока без оперативного участия преподавателя в Калининградском подразделении Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций
методическая разработка

Методические рекомендации предназначены для самостоятельного изучения материала в рамках дистанционного обучения обучающимися, проходящих обучение на курсах целевого назначения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО        

УТВЕРЖДЕНО        

Председатель
предметно-цикловой комиссии

Калининградского подразделения Октябрьского учебного центра

__________________Н.Н.Лещева

«___»_____________________20__ г.

 

Начальник
Калининградского подразделения Октябрьского учебного центра

___________________ А.С.Лощаков

«___»_________________20__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА
БЕЗ ОПЕРАТИВНОГО УЧАСТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В КАЛИНИНГРАДСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОКТЯБРЬСКОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

                                             

Калининград

2021


Организация-разработчик: Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций (далее – КПУЦПК).

Авторы:

Шишова Инна Михайловна – заместитель начальника Калининградского подразделения Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций;

Лещева Наталья Николаевна – методист Калининградского подразделения Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие рекомендации по проведению дистанционного урока без активного участия преподавателя

2. Порядок проведения урока

3. Процедура оценки усвоения материала обучающимися

 


1. Общие рекомендации по проведению практических работ

Методические рекомендации предназначены для самостоятельного изучения материала в рамках дистанционного обучения обучающимися, проходящих обучение на курсах целевого назначения.

За основу разработки данного вида урока взята модель образовательного процесса «перевернутый класс».

Перевернутый класс (урок) – это модель обучения, при которой преподаватель предоставляет материал для самостоятельного изучения. Практическое закрепление материала происходит на очных занятиях.

Методические рекомендации задают общие направления создания методической базы, используемой при организации самостоятельного обучения обучающихся.

Основные понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях:

Тьютор – преподаватель учебного центра, осуществляющий общее руководство самостоятельной работой обучающихся. Цель педагогической деятельности тьютора можно сформулировать следующим образом – создание такой образовательной среды, которая поможет обучающемуся находится в зоне ближайшего развития, при субъектной позиции сопровождаемого и сопровождающего. Задачи тьюторского сопровождения – выявлять и развивать образовательные мотивы и интересы обучающегося.

Облачное хранилище – модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных распределенных в сети серверах, предоставляемых в пользование. Данные хранятся и обрабатываются в так называемом «облаке». Рекомендуется использовать Google – хранилище, ввиду возможности создавать на нем Google – таблицы для двусторонней онлайн-связи между преподавателем и обучающимися.

Google – таблица  онлайн-таблица, создаваемая в облачном хранилище поисковой системы  Google. Разрешения для одновременного пользования и редактирования настраиваются для отдельных пользователей и целых групп. Все внесенные изменения сразу отображаются в таблице.

Подкаст (Podcast) – звуковой файл (аудиолекция), которую преподаватель размещает в облачном хранилище. Подкаст доступен для скачивания обучающимися на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, также возможен для прослушивания в режиме онлайн.

Водкаст (Vodcast от Video-on-demand, т.е. видео по запросу) – видео-лекция, которую преподаватель размещает в облачном хранилище. Водкаст доступен для скачивания обучающимися на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, также возможен для прослушивания в режиме онлайн.

        Пре-водкастинг (Pre-Vodkasting) – это образовательный метод, при котором преподаватель создает и дает доступ обучающимся к водкасту еще до наступления занятия, на котором данная тема будет рассмотрена.

        Контент (content – содержание) – информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса по тематике занятия.

        Видеоконференция – область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление видео-информации на расстоянии в режиме реального времени. Наиболее распространенные платформы для создания видеоконференций – Zoom, Google-meet и др.

         

Цель проведения занятий без активного участия преподавателя:

минимизация участия преподавателя в качестве транслятора знаний; возможность самостоятельного выбора обучающимися формата закрепления нового материала;

одновременное обучение большого количества обучающихся за счет объединения нескольких групп в рамках одной или нескольких железных дорог;

фокусировка преподавателя на главных составляющих урока –
он-лайн-консультациях и оценке результата.

Дополнительные возможности данного вида занятий:

Возможность пересмотра непонятного места водкаста.

В случае невозможности нахождения ответа на возникший вопрос в предложенном контенте, можно задавать вопросы другим обучающимся с помощью созданного чата, или обратиться к справочнику наиболее часто задаваемых вопросов.

Обратная связь с преподавателем с помощью Google – таблицы.

В целях наилучшего усвоения обучающимися нового материала тьютор создает наиболее удобные условия для самостоятельного изучения обучающимися новой темы.

Рекомендовано перед доведением до обучающихся нового материала провести входное тестирование для последующего сравнительного анализа усвоения изучаемых вопросов после прохождения итогового тестирования.

Тестирование проводится онлайн, с помощью тестирующих программ, позволяющих преподавателю получать результаты оценки в режиме реального времени, например в программе Onlinetestpad.

Изучение обучающимися нового материала осуществляется в форме          просмотра водкаста, а в качестве закрепления просмотренного - прослушивания подкаста, чтение текстового материала, просмотре презентаций и другого обучающего контента, расположенного в облачном хранилище Google.

Видео-лекция включает в себя видео-картинку преподавателя, объясняющего новую тему с использованием наглядного материала – фотографии, таблицы, видеофайлы. Весь данный материал собран в один последовательный видеоряд с помощью видеоредактора.  Преподаватель сам определяет для себя, в каком видеоредакторе ему удобнее создавать контент для занятия. Мастер-класс по работе с видеоредактором «SonyVegas Pro 18», который может быть взят за основу создания видео-лекций, является приложением к данным методическим рекомендациям. Рекомендуется создавать видео-лекцию длительностью 15 – 20 минут на каждые 2 часа занятия, согласно тематическому плану.

В качестве закрепления просмотренного материала рекомендуется использовать аудио-лекции, презентации, лекции в печатном виде, расположенные в облачном хранилище. Каждый обучающийся может выбрать для себя более удобный вариант и помимо закрепления просмотренного в видео-лекции материала, восполнить пробелы, которые еще остались в процессе обучения. Если в предложенном материале, расположенном на Google-диске, обучающиеся не нашли для себя ответы на интересующие их вопросы, структурой данного урока предусмотрено получение консультации у преподавателя в режиме он-лайн посредством Google-таблицы. Также, преподавателю рекомендуется нарабатывать справочник наиболее задаваемых вопросов в группах, обучающихся по схожим темам на курсах целевого назначения. Данный справочник также может являться одной из составляющей обучающего контента.

В качестве оценки усвоения знаний обучающимися в процессе занятия, проводится итоговое тестирование.

2. Порядок проведения занятия

В день проведения занятия, тьютор в чате приглашает всех на запланированную видеоконференцию, посредством предоставления ссылки.

В назначенное время, все участники занятия встречаются на выбранной тьютером платформе на запланированной видеоконференции.  

Занятие проходит в 3 этапа:

  1. Организационная часть.
  1. Приветствие тьютором обучающихся.
  2. Перекличка.
  3. Доведение до обучающихся темы занятия, цели, задач и структуры урока.

Тьютор объясняет  обучающимся структуру построения урока с установлением хронометража на каждый последовательный этап.

  1. Изучение нового материала.
  1.  Входное тестирование.

Тьютор выводит в чате видеоконференции ссылку на онлайн-тестирование. Обучающиеся проходят тестирование, через строго ограниченное время возвращаются в видеоконференцию.

  1. Просмотр водкаста по изучаемой теме (на усмотрение преподавателя допускается пре-водкастинг).

Тьютер выводит на экране видеоконференции водкаст, обучающиеся просматривают его в режиме онлайн.

  1. Самостоятельное изучение обучающимися материала, расположенного в облачном хранилище с одновременным онлайн -консультированием.

Тьютор в чате видеоконференции выводит ссылку на облачное хранилище, где находятся обучающие материалы для самостоятельного изучения (подкаст, водкаст, лекция в текстовом варианте, презентация, справочник наиболее задаваемых вопросов и др.). Также там необходимо разместить ссылку на Google – таблицу, посредством которой обучающиеся могут задать преподавателю вопрос в режиме онлайн, ответ на который они не нашли самостоятельно.

  1. Итоговое тестирование.

Тьютор выводит в чате видеоконференции ссылку на онлайн-тестирование. Обучающиеся проходят тестирование. Вопросы итогового тестирования должны повторять вопросы входного тестирования.

  1. Подведение итогов занятия.

В назначенное время обучающиеся возвращаются в видеоконференцию, где тьютор озвучивает результаты входного и итогового тестирования, разбирает наиболее часто повторяющиеся ошибки.

3. Процедура оценки усвоения материала обучающимися

Получив результаты входного и итогового контроля, необходимо провести сравнительный анализ с целью выявления качества усвоения материала. На подведении итогов тьютор озвучивает те вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение у обучающихся и рекомендует им материалы для самостоятельного изучения. Все материалы с облачного хранилища должны быть доступны для скачивания обучающимися.

Рекомендовано по результатам занятий и анализа результатов тестирования вести справочник наиболее часто встречающихся вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сведения об учебном центре профессиональных квалификаций.

Учебный  центр  решает  задачи  профессиональной  подготовки. переподготовки  и  повышения  квалификации для широкого  круга  потребителей  образ...

Выпускная аттестационная работа на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»

Методическая разработка на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с...

Выпускная аттестационная работа на тему Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения уроков в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»»

Выпускная аттестационная работа на тему Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения уроков в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»»...

Методические рекомендации по организации и прохождению производственного обучения в Калининградском подразделении Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций

Методические рекомендации по организации и прохождению производственного обучения на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в Калининградском подразделении Октябрь...

Методическая разработка на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»

Выпускная аттестационная работа на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций   ОАО «РЖД»....

«Внутриличностные конфликты обучающихся в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» и методы их разрешения»

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью снижения  психологического напряжения обучающихся учебных центров   ОАО «РЖД» при прохождении подготовки по специа...