Методические рекомендация для педагогов СПО по созданию индивидуальных проектов
методическая разработка
Методическая разработка в помощь преподавателям СПО для создания индивидуальных проектов с обучающимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_po_indproektu.docx | 62.4 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УТВЕРЖДЕНО»
Зам. директора по УМР
_________ / __________/
« » _________ 2021 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СПО
ПО СОЗДАНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Санкт-Петербург
2021
Методические рекомендации по созданию индивидуального проекта на примере общеобразовательного предмета Индивидуальный проект для педагогов колледжа: методические рекомендации. г. Санкт-Петербург, 2021 г., 22 страниц.
Данные Методические рекомендации содержать текстовый материал с приложениями образцов оценочных средств.
Методические рекомендации предназначены для педагогов колледжа.
Организация-составитель:
Составитель:
Хрусталева О.А., методист
«РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО» |
Методическим советом |
Протокол № _________2021г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
1. Индивидуальный проект: цели и задачи | 5 |
2. Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся | 6 |
3. Функциональные обязанности участников образовательных отношений | 6 |
4.Планируемые результаты | 7 |
Материалы для фонда оценочных средств по общеобразовательному предмету Индивидуальный проект ПРИЛОЖЕНИЯ: | 10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Шкала оценки исследовательского предмета | 10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Шкала оценки выступления при защите исследовательского проекта | 11 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Критерии оценки содержания проекта | 12 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Критерии оценки защиты проекта | 13 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Примерная тематика проектов по предметам | 14 |
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
С учетом «Примерной основной образовательной программы среднего общего образования»
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з)
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования. Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерно-конструкторское; информационное; творческое.
Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) целесообразно оценивать по следующим критериям.
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
- сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
- Индивидуальный проект: цели и задачи
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Цели:
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально-значимой проблемы
Задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
- мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя, в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль педагога сводится к минимуму. Студенты сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, обучающиеся ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
- исследовательское;
- инженерное;
- прикладное;
- бизнес-проектирование;
- информационное;
- социальное;
- игровое;
- творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
- социальное;
- бизнес-проектирование;
- исследовательское;
- инженерное;
- информационное.
- Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры, книги;
- реконструкции событий;
- эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
- рефератов;
- статей, обзоров;
- отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
- моделей, образцов;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
- конференций,
- семинаров
- круглых столов и т.д.
- Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Преподаватель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность обучающегося:
Роль преподавателя | Роль обучающегося |
Консультирует (дает основные понятия, этапы работы, алгоритм работы с литературой и ресурсами,) |
|
Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.) |
|
Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.) |
|
Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности. Координирует работу. |
|
Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации преподавателя. |
Формы организации занятий:
- Индивидуальная;
- Парная;
- Групповая;
- Коллективная;
- Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
- защита темы проекта/исследования (идеи);
- защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
- Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
- Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
- Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).
- Планируемые результаты
Личностные результаты:
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
- умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
ученик научится:
- определять область своих познавательных интересов;
- искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
- находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
- планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
- использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
- ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
- видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
- предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;
- целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся смогут:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
- Обучающиеся получат возможность научаться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Материалы для фонда оценочных средств по общеобразовательному предмету
Индивидуальный проект
Приложение 1.
Ш К А Л А
О Ц Е Н К И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Показатели | Критерии | Баллы | Оценка |
1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность | Обоснована; аргументы целесообразны | 2 | |
Обоснована; целесообразна часть аргументов | 1 | ||
Не обоснована, аргументы отсутствуют | 0 | ||
2. Конкретность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме | Конкретны, соответствуют | 2 | |
Неконкретны или не соответствуют | 1 | ||
Целей и задач нет или не соответствуют теме | 0 | ||
3. Обоснованность выбора методики работы – обеспечивает или нет достижение цели | целесообразна, обеспечивает | 2 | |
сомнительна | 1 | ||
явно нецелесообразна | 0 | ||
4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих работ по проблеме | Использованы достаточное количество источников информации | 2 | |
Использовано недостаточное количество информации | 1 | ||
Необоснованный подбор информации | 0 | ||
5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы | Освещена значительная часть проблемы | 2 | |
Проблема освещена фрагментарно | 1 | ||
Проблема не освещена | 2 | ||
6. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы | Доступны для самостоятельного выполнения | 2 | |
Выполнимы под наблюдением специалиста | 1 | ||
Выполнимы только специалистом | 0 | ||
7. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта | Эксперимент логичен и обоснован | 2 | |
Эксперимент частично логичен и обоснован | 1 | ||
Эксперимент не логичен и не обоснован | 0 | ||
8. Наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.) | Использованы все необходимые способы | 2 | |
Использована часть способов | 1 | ||
Использован только один способ | 0 | ||
9. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций | Приводятся и обсуждаются разные позиции | 2 | |
Разные позиции приводятся без обсуждения | 1 | ||
приводится и обсуждается одна позиция | 0 | ||
10. Наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам | Автор имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать | 2 | |
Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать | 1 | ||
Автор не имеет собственной точки зрения (придерживается чужой точки зрения) | 0 | ||
10. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе | Соответствуют, гипотеза оценивается автором | 2 | |
Соответствуют частично | 1 | ||
Не соответствуют, нет оценки гипотезы | 0 | ||
14. Конкретность выводов и уровень обобщения | Выводы конкретны, построены на обобщении результатов | 2 | |
Выводы неполные | 1 | ||
Выводов нет, неконкретны | 0 | ||
Максимальный балл | 28 |
Оценка проекта
Оценка | «5» | «4» | «3» |
Баллы | 28 - 25 | 24 – 21 | 20 – 17 |
Приложение 2.
Ш К А Л А
О Ц Е Н К И ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПРИ ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Показатели | Критерии | Баллы | Оценка |
1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта | Соответствует полностью | 2 | |
Соответствует не в полном объеме | 1 | ||
Не соответствуют | 0 | ||
2.Структурированность(организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания | Структурировано, обеспечивает | 2 | |
Частично | 1 | ||
Не структурировано, не обеспечивает | 0 | ||
3. Культура выступления | Рассказ, обращённый к аудитории рассказ без обращения к тексту | 2 | |
Рассказ с частым обращением тексту | 1 | ||
Чтение с листа | 0 | ||
4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах | Доступно без уточняющих вопросов | 2 | |
Доступно с уточняющими вопросами | 1 | ||
Недоступно с уточняющими вопросами | 0 | ||
5. Целесообразность наглядности и уровень её использования | Целесообразна | 2 | |
Частично | 1 | ||
Нецелесообразна | 0 | ||
6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут) | Соответствует | 2 | |
Превышен ( не более 2 минут) | 1 | ||
Превышен (более 2 минут) | 0 | ||
7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения | Все ответы чёткие, полные | 2 | |
Не на все вопросы есть четкие ответы | 1 | ||
Все ответы неполные | 0 | ||
8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении | Владеет свободно | 2 | |
Частично | 1 | ||
Не владеет | 0 | ||
9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументиро-вано ответить на его вопросы | Умеет вести дискуссию | 2 | |
Частично | 1 | ||
Не может аргументированно ответить оппоненту | 0 | ||
Максимальный балл | 18 |
Оценка защиты исследовательского проекта
Оценка | «5» | «4» | «3» |
Баллы | 18 - 16 | 15 – 13 | 12 – 9 |
Общий балл за индивидуальный проект
(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)
Баллы | Оценка | ||
Выполнение проекта | Защита проекта | Средний балл | |
28 – 25 | 18 – 16 | 23 – 21 | «5» |
24 – 21 | 15 – 13 | 20 – 17 | «4» |
20 – 17 | 12 – 9 | 16 – 13 | «3» |
Приложение 3
Критерии оценки содержания проекта
Критерий 1. Постановка цели проекта | |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но не обоснована | 1 |
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах | 2 |
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована | 3 |
Критерий 2.Планирование путей достижения цели проекта | |
План достижения цели отсутствует | 0 |
План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели | 1 |
Краткий план состоит из основных этапов проекта | 2 |
Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы | 3 |
Критерий 3.Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | |
Использована неподходящая информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта | |
Заявленные в проекте цели не достигнуты | 0 |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | 1 |
Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 |
Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | |
Критерий 6.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий 7.Анализ хода работы, выводы и перспективы | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы | 0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы | 3 |
Критерий 8.Соответствие требованиям оформления письменной части | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру, допущены некоторые нарушения | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями | 3 |
Максимальный балл: 24 |
Приложение 4
Критерии оценки защиты проекта
Критерий 1.Качество проведенной презентации | ||
Презентация не проведена | 0 | |
Автор читает с листа, не уложился в регламент | 1 | |
Автор часто обращается к записям, уложился в регламент | 2 | |
Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент | 3 | |
Критерий 2.Речь выступающего | ||
Изложение непоследовательно и нелогичность | 0 | |
Последовательность и логичность нарушаются | 1 | |
Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно | 2 | |
Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории | 3 | |
Критерий 3. Ответы на вопросы | ||
Ответы на поставленные вопросы отсутствуют или не соответствуют содержанию вопроса | 0 | |
Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные | 1 | |
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента | 2 | |
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента | 3 | |
Критерий 4. Качество компьютерной презентации | ||
Презентация отсутствует | 0 | |
Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет восприятие | 1 | |
Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет восприятие | 2 | |
Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для восприятия | 3 | |
Критерий 5. Качество презентации | ||
Проектный продукт отсутствует | 0 | |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 1 | |
Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 | |
Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 | |
Максимальный балл: 15 |
Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку
Процент | Общий балл | Отметка | Уровень освоения МПР |
0 – 40 | 0 – 16 | 2 | Пониженный |
41 – 74 | 17 – 29 | 3 | Базовый |
75 – 90 | 30 – 35 | 4 | Повышенный |
91 – 100 | 36 – 39 | 5 | Высокий |
Приложение 5
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ ПО ПРЕДМЕТАМ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Примерная тематика для исследований
1.Аббревиатура как лингвистическая особенность on-line общения.
2.Феномен аббревиации в e-mail и on-line игр.
3.Английские и русские пословицы и поговорки, трудности их перевода.
4. Роль известных шотландских писателей в формировании облика литературы Соединенного королевства.
5. Роль известных писателей Северной Ирландии в формировании облика литературы Соединенного королевства.
6. Роль известных писателей Уэльса в формировании облика литературы Соединенного королевства.
7.Исторические связи России и Великобритании: основные этапы и особенности.
8. История формирования степеней сравнения английских имен прилагательных.
9.Язык как средство хранения культурно-исторической информации в истории британского костюма.
10. Традиции и обычаи Шотландии и Уэльса. Сравнительные характеристики.
11.Традиции питания в Великобритании и США: сравнительная характеристика.
12. Королевская семья Великобритании: роль в формировании образа Великобритании в мире.
13. Приметы и суеверия Великобритании, их история.
14.Различия между Британским и американским вариантами английского языка.
15.Различия в изображении женщин в русских и английских пословицах.
16. Изобретения британцев, оказавшие влияние на мировую науку.
17. Флористические символы англоговорящих стран: история и особенности.
18. Государственные символы англоговорящих стран: история и особенности.
19.Сравнительная характеристика праздников в США и Великобритании.
20.Средства массовой информации в Великобритании и США: сравнительная характеристика.
21.Топонимика. Происхождение географических названий в разных регионах Великобритании.
22.Американский английский - новые тенденции.
23.Английские заимствования в русском языке.
24.Английский как глобальный язык общения.
25.Влияние системы образования Англоязычных стран на систему образования в России.
26.Иностранные заимствования в лексическом составе английского языка.
27.Компьютерная лексика в английском языке.
28.Посткроссинг как средство межкультурной коммуникации в жизни подростков
29.Происхождение английских фамилий
ИСТОРИЯ.
Примерная тематика для исследований
1. Происхождение человека: дискуссионные вопросы.
2. Начало цивилизации.
3. Древний Восток и Античность: сходство и различия.
4. Феномен западноевропейского Средневековья
5. Восток в Средние века.
6. Основы российской истории.
7. Происхождение Древнерусского государства.
8. Русь в эпоху раздробленности.
9. Возрождение русских земель (ХIV— ХV века).
10. Рождение Российского централизованного государства.
11. Смутное время в России.
12. Россия в ХVII веке: успехи и проблемы.
13. Наш край с древнейших времен до конца ХVII века.
14. Истоки модернизации в Западной Европе.
15. Революции ХVII— ХVIII веков как порождение модернизационных процессов.
16. Страны Востока в раннее Новое время.
17. Становление новой России (конец ХVII — начало ХVIII века).
18. Россия ХVIII века: победная поступь империи.
19. Наш край в ХVIII веке.
20. Рождение индустриального общества.
21. Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние.
22. Отечественная война 1812 года.
23. Россия ХIХ века: реформы или революция.
24. Наш край в ХIХ веке.
25. Мир начала ХХ века: достижения и противоречия.
26. Великая российская революция.
27. Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.
28. Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.
29. Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
30. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
31. От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
32. Конец колониальной эпохи.
33. СССР: триумф и распад.
34. Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.
35. Поколение победителей.
36. Моя семейная реликвия.
37. Покорители Самотлора.
38. История и культура народов Югры.
39. Б.С. Якоби – немецкий и русский физик-электротехник.
40. История изучения электрических явлений
41. Никола Тесла и загадка тунгусского метеорита
42. Солнечная энергия. Реальность и фантастика.
ЛИТЕРАТУРА
Тематика учебных исследований
1. Каким путем идти молодому человеку? Базаровы и Аркадии Кирсановы сегодня.
2. Русская классическая литература второй половины XIX века – история о прошедшем или родник для дня сегодняшнего?
3. Русский вопрос «что делать?» - и ответы на него Чернышевского и Солженицына (роман «Что делать?» и статья «Как нам обустроить Россию?») 4. Война и человек на ней. Актуален ли толстовский пацифизм сегодня?
5. Семейные отношения… Что зависит от них, от чего зависят они… Русский семейный роман второй половины XIX века (Тургенев, Гончаров, Салтыков – Щедрин, Лев Толстой).
6. «Вишнѐвый сад» - завещание Чехова России XX столетия. О чѐм?
7. Илья Ильич Обломов. Вред или добро несет он человеческой цивилизации? Нужны ли Обломовы XXI веку?
8. По силам ли человеку нравственные категории бытия в мире Достоевского? (по романам «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»).
9. Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
10. Рэп - поэзия или антипоэзия?
11. Понятие ошибки в литературе, науке и жизни.
12. Изучение физики по произведениям русских классиков.
13. Исследование формирования и изменения общественного мнения об автомобиле через произведения русской литературы.
14. Энергетика, энергетики и ГОЭЛРО в художественной литературе.
15. Кухня литературных героев.
16. Кулинарное меню (по произведениям русских писателей).
17. Югра в произведениях поэтов и писателей.
Тематика творческих проектов
1. Проект «Я – поэт».
2. Проект «Я – писатель».
3. Проект «Web-квест».
4. Проект «Мультфильм по произведению русской литературы».
5. Проект «Буктрейлер».
6. Проект «Альманах творческих работ студентов».
7. Проект «Иллюстрации к альманаху творческих работ студентов».
8. Проект «Сценарий литературной гостиной».
9. Проект «Оформление литературной гостиной».
10. Проект «Сценарий конкурса «Битва чтецов».
11. Проект «Викторина по русскому языку и литературе».
12. Проект «Литературный календарь».
13. Проект «Заочная экскурсия по литературным местам».
14. Проект «Учебный фильм».
15. Проект «Электронная рабочая тетрадь по русскому языку и литературе».
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тематика учебных исследований.
1. Эстетические качества речи специалиста.
2. Звучащая речь специалиста и ее особенности.
3. Деловой этикет: личное и письменное общение.
4. Мастерство публичного выступления.
5. Этические нормы и речевой этикет.
6. Язык современной рекламы.
7. Имидж современного делового человека: язык, речь, манера общения.
8. Правильность речи: нормы ударения и грамматики.
9. Чистота и выразительность речи. Необходимость изживания ненормативной речи.
10. Проблемы языковой культуры в современном российском обществе.
11. Речевой официальный этикет. Условия, порядок общения.
12. Нормы этикета при письменном общении. Культура речи в официальной, деловой и дружеской переписке.
13. Способы словесного противоборства: эффектное сравнение, убийственный аргумент, контрвопрос, гневная отповедь, контрпример и др. 14. Речевое (языковое) манипулирование сознанием современного человека. 15. «Словесные шаблоны» для деловых бесед и переговоров.
16. Спор и его виды.
17. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
18. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
19. СМИ и культура речи.
20. Жаргоны и культура речи.
21. Основные особенности разговорного стиля современного русского языка. 22. Устная публичная речь: понятие, особенности, основные виды аргументов. Оратор и его аудитория.
23. Иностранные слова в современной речи: за и против.
24. Мужчина и женщина: особенности речевого общения.
25. «Первородные и усыновленные слова» (Я. Козловский).
ФИЗИКА
(примерные темы для индивидуального проекта)
1. Автомобиль будущего
2. Аэродинамическое сопротивление автомобиля
3. Физика автомобильных аварий
4. Осмотическая электростанция: альтернативная энергия из морской воды
5. Никола Тесла: тот кто разговаривает с электричеством
6. Шумовой патруль
7. Двигатель Стирлинга
8. Генератор своими руками
9. Термоэлектрические источники тока для освоения планет Преподаватель Козлов Юрий Павлович
1. Абсолютно твердое тело и виды его движения.
2. Анизотропия бумаги.
3. Важнейшие события в истории астрономии. Электроемкость. Конденсаторы.
4. Применение конденсаторов.
5. Ветрогенератор для сигнального освещения.
6. Взгляд на зрение с точки зрения физики.
7. Влияние атмосферы на распространение электромагнитных волн», 10 класс.
8. Влияние магнитных бурь на здоровье человека.
9. Внутреняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.
10. Вселенная.Строение и эволюция Вселенной.Галактики.
11. Выращивание кристаллов медного и железного купороса в домашних условиях и определение их плотности.
12. Газовые законы.
13. Геомагнитная энергия.
14. Гидродинамика. Уравнение Бернулли.
15. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса.
16. Законы сохранения в механике. Закон сохранения энергии.
17. Запись динамических голограмм в резонансных средах.
18. Зарождение и развитие научного взгляда на мир.
19. Защита транспортных средств от атмосферного электричества.
20. Звезды - важнейший объект Вселенной. Шкала звездных величин.
21. Изготовление батареи термопар и измерение температуры.
22. Изготовление самодельных приборов для демонстрации действия магнитного поля на проводник с током.
23. Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы
24. Измерение силы, необходимой для разрыва нити
25. Исследование зависимости силы упругости от деформации
26. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий
27. Методы измерения артериального давления
28. Выращивание кристаллов
29. Исследование электрического сопротивления терморезистора от температуры
30. Измерение индукции магнитного поля постоянных магнитов работы пьезоэлектрической зажигалки.
31. Оценка длины световой волны по наблюдению дифракции света на цели
32. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки.
33. Изготовление и испытание модели телескоп
34. Изучение принципа работы люминесцентной лампочки
35. Определение КПД солнечной батареи
36. Вечернее наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп
37. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана
38. Использование интернета для поиска изображений космических объектов и информации о них
39. Игра Angry Birds. Физика игры. Изучение движение тела брошенного под углом к горизонту
40. Изучение теплофизических свойств нанокристаллов.
41. Измерение концентрации заряженных частиц в лазерной плазме.
42. Измерение коэффициента трения скольжения.
43. Измерение размеров микрообъектов лазерным лучом.
44. Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту.
45. Изучение электромагнитных полей бытовых приборов.
46. Изучение электрохимических свойств нанокристаллов
47. Архитектура мостов.
48. Проект шумоизоляционные щиты
49. Проект "Умный дом"
50. Проект "Школьная метеорологическая станция".
51. Изучение моющих средств. Физика мыла.
52. Поверхностное натяжение мыльного пузыря. Маленькое чудо у вас дома.
53. Магнитные поля, их измерения и воздействие на живые организмы.
54. Использование поляризационного метода для оценки напряжения, со стояния деталей и элементов конструкций.
55. Исследование абсолютно неупругого удара и модели реактивного движения методом видео-анализа.
56. Исследование влияния различных факторов на рост кристаллов.
57. Исследование зависимости изменения коэффициента поверхностного натяжения жидкости от различных факторов.
58. Исследование колебаний пружинного маятника. Цифровая регистрация и обработка данных.
59. Исследование космоса. Орбиты космических аппаратов.
60. Исследование лобового сопротивления, создаваемого воздухом при свободном падении тел.
61. Исследование методом видеоанализа лобового соударения двух тел одинаковой массы. 62. Исследование полета тела, брошенного под углом к горизонту.
63. Исследование процесса образования кластеров углерода в лазерной плазме.
64. Исследование свойств снега.
65. Исследование сегнетоэлектрических способностей материалов. 66. Исследование сопротивления тела человека.
67. Исследование спектра излучения искусственных источников света.
68. Исследование физических факторов, формирующих элементарные следы крови.
69. Исследование эффекта Доплера в изменении скорости.
70. Исследование явления возникновения световых полос в металлической трубе при внесении в неѐ источника света.
71. История открытия законов динамики на основе астрономических наблюдений.
72. Кометы. Давление света. "Солнечный ветер".
73. Кристаллы. Их выращивание и применение.
74. Малые тела Солнечной системы.
75. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Оптические телескопы.
76. Угловое разрешение телескопа.
77. Механика деформируемых тел. Механические свойства твердых тел.
78. Мобильный телефон с точки зрения физики.
79. Моделирование и исследование процесса образования планетарных систем и черных дыр.
80. Модель самодвижущегося устройства способного двигаться по заданной траектории, обнаруживать и огибать препятствия.
81. Наблюдение частичного солнечного затмения.
82. Наука на страже здоровья. Влияние ультразвука на организм человека и ультразвуковая диагностика.
83. Неблагоприятные экологические последствия работы тепловых двигателей.
84. Неньютоновская жидкость
85. изменения во Вселенной.
86. Новые типы космических двигателей.
87. Об опытном определении удельной теплоты парообразования воды.
88. Объектное демонстрирование эффекта Доплера для звуковых волн.
89. Осмотическая электростанция.
90. Основы молекулярно-кинетической теории.
91. Передаточные механизмы и их виды.
92. Планеты земной группы.
93. Планеты-гиганты.
94. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.
95. Преобразование частоты излучения в процессе взаимодействия лазерного пучка с поверхностью твердого тела.
96. Прибор для демонстрации газовых разрядов.
97. Применение графиков при изучении тепловых явлений.
98. «Притяжение» кнопок, плавающих на поверхности воды, как модель гравитационного взаимодействия тел.
99. Применение методов плазмо-химического плавления в производстве интегральных микросхем.
100. Равновесие твердых тел. Виды равновесия.
101. Разработка генератора электромагнитных волн и его использование на уроках физики.
102. Связь астрономии с другими науками. Календарь.
103. Сигнализатор механических колебаний.
104. Силы в механике. Деформация и сила упругости.
105. Силы в механике. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести
106. Силы в механике. Сила трения.
107. Система Земля - Луна. Солнечные и лунные затмения.
108. Современные представления о Вселенной.
109. Современные представления о происхождении Солнечной системы.
110. Создание программы для расчета силовых линий электрического поля.
111. Создание солемера.
112. Солнечная система - комплекс тел общего происхождения.
113. Солнечный коллектор.
114. Солнце - ближайшая звезда. Строение Солнечной атмосферы. Солнечно-Земные связи.
115. Структура Вселенной. Ее расширение. Реликтовое излучение.
116. Тепловые двигатели.
117. Термочувствительные материалы.
118. Удивительный трехчлен в физике.
119. Физическое состояние и химический состав звезд. Равновесие звезд. Источники энергии звезд.
120. Эволюция звезд. Белые карлики. Черные дыры.
121. Электрическое поле. Проводники в электрическом поле.
122. Электродинамика.
123. Электромагнитные ускорители массы.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(примерные темы для индивидуального проекта)
1. Физическая культура и спорт в высшем и среднем учебном заведении.
2. Физическая культура личности студента.
3. Научная организация труда и физическая культура в самовоспитании будущего специалиста.
4. Основы здорового образа жизни.
5. Варианты двигательных режимов и особенности занятии физической культурой для автомехаников.
6. Роль физической культуры в обеспечении здоровья студентов профессиональных образовательных организаций.
7. Профессионально-прикладная подготовка в системе физического воспитания студентов профессиональных образовательных организаций.
8. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями для студентов профессиональных образовательных организаций.
9. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
10. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
11. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.
12. Средства физической культуры в регулировании работоспособности студента на производственной практике.
13. Использование средств физической культуры в профилактике и коррекции отклонений в состоянии здоровья студентов.
14. Особенности занятий физическими упражнениями и спортом для студентов профессиональных образовательных организаций.
15. Самоконтроль на занятиях физическими упражнениями и спортом у студентов профессиональных образовательных организаций.
16. Роль профессионально-прикладной физической подготовки для студентов профессиональных образовательных организаций.
17.Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.
18. Долголетие, влияние на него вредных привычек и физической культуры.
19. Режим труда и отдыха. Биологические ритмы человека.
20. Наука о весе тела и питании человека.
21. Нетрадиционные виды оздоровительных систем (йога, ушу, шейпинг).
22. Обучение верхней, нижней подачи в волейболе.
23. Показания и противопоказания занятий физическими упражнениями при различных заболеваниях (сердечно - сосудистой системы, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и т.д.).
24. История возникновения и развития волейбола. Основные правила волейбола (кратко). Игровое поле для волейбола (размеры и разметка). Экипировка и инвентарь для волейбола
25. Спортивный отбор детей в секции, фактор физического развития.
26. Период обучения волейболистов на начальном этапе подготовки.
27. Организация тренировочного процесса на начальном этапе подготовки.
28. Методика воспитания гибкости, ловкости и быстроты реакции в волейболе.
29. Основные стойки, перемещения, кувырки, падения.
30. Техника выполнения передач мяча сверху, снизу. Ошибки.
31. Личная гигиена, закаливание и режим дня.
32. Профилактические и восстановительные средства в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
33. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников умственного труда.
34. Производственная физическая культура.
35. Методические основы производственной физической культуры.
36. Социальные функции физической культуры и спорта.
37. Основы развития двигательных способностей.
38. Восстановительные средства здоровья (массаж, баня, закаливание).
39. Профилактика возникновения профессиональных заболеваний.
ХИМИЯ
(примерные темы для индивидуального проекта)
1. Биотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в мире.
2. Современные методы обеззараживания воды
3. Косметические гели.
4. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
5. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. 6. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия
7. Углеводородное топливо, его виды и назначение
8. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы
9. Анализ подлинности и доброкачественности минеральных вод, реализуемых на российском рынке
10. Анализ подлинности и доброкачественности чистой питьевой воды, реализуемых на российском рынке
11. Изучение подлинности и доброкачественности эфирных масел с целью выявления фальсифицированной продукции
12. Получение масла бархатцев и изучение его характеристик
13. Медико-биологические значения кальция
14. Фруктовые аминокислоты и их использование в косметологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.
Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России,...
Методические рекомендации: работа педагога в СДО «Moodle»
В работе раскрываются преимущества виртуальной образовательной среды «Moodle» и на примере ГБПОУ КО "ПТЭТ" дается пример практической реализации создания разностороннего ресурса диста...
Методические рекомендации для педагогов СПО: "Методические работы в системе среднего профессионального образования: общие правила составления"
Любая методическая продукцияв образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работ...
Методические рекомендации для педагогов: "Подготовка и создание информационных материалов (пресс-релизов) для официального сайта профессионального образовательного учреждения"
В современном информационном пространстве PR-деятельность образовательного учреждения решает задачи формирования благожелательного отношения общественности к образовательному учреждению с целью ...
Методические рекомендации для педагогов
В данных методических рекомендациях рассматриваются факторы, динамика развития, признаки суицидального поведения, опасность влияния сети Интернет (интернет сообществ пропагандирующих суицид) на подрос...
Методические рекомендации по написанию докладов,рефератов, созданию презентаций
Материалы содержат примерный перечень тем докладов, рефератов, презентаций по обществознанию и истории ОГСЭ, а так же рекомендации по выполнению работы, её оформлению и защите...
Методические рекомендации для педагогов по созданию мини-сайта (портфолио) с помощью онлайн-сервиса http://nsportal.ru «Социальная сеть работников образования»
Портфолио профессиональной деятельности или мини-сайт педагогического работника в настоящее время рассматривается как современная форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной ко...