Методические рекомендации: работа педагога в СДО «Moodle»
методическая разработка на тему

Котуранова Н.Н.

В работе раскрываются преимущества виртуальной образовательной среды «Moodle» и на примере ГБПОУ КО "ПТЭТ"  дается пример практической реализации создания разностороннего ресурса  дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_rabota_pedagoga_v_sdo.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации:

работа педагога в СДО «Moodle»

Котуранова Наталья Николаевна,

преподаватель ГБПОУ КО «ПТЭТ» с. Перемышль.

Введение. В наше время активно развивающихся информационных технологий необходимость и актуальность введения дистанционного обучения очевидна для всех видов образования, в том числе и профессионального. На данный момент для сферы образования существует большое количество как коммерческих, так и свободно распространяемых программных продуктов, в том числе, и систем дистанционного обучения (СДО). Наиболее выигрышное положение занимает, по нашему мнению, СДО Moodle. Данная СДО относится к классу LMS - систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах организовано дистанционное обучение. Система ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, она может быть установлена на любом компьютере на котором установлен Web-сервер, поддерживающий PHP, а также установлена база данных SQL-типа (например, MySQL). Moodle может работать с различными встроенными объектами SCO и отвечает стандарту SCORM для систем дистанционного обучения. Образовательная среда Moodle обладает рядом преимуществ.  Она предоставляет широкие коммуникативные возможности, поддерживает обмен файлами произвольных форматов между участниками учебного процесса. При помощи хорошо отлаженного сервиса рассылки можно оперативно информировать всех участников курса о текущих событиях. Такие составляющие курса, как «чат» и «форум», позволяют организовать учебное обсуждение проблем синхронным и асинхронным образом. Это приближает студентов к ощущению обучения по типу аудиторных занятий. Богатый набор модулей-составляющих для курсов: «чат», «опрос», «форум», «глоссарий», «лекция», «тест», «анкета», «wiki», «семинар», «задание» и другие – создают все необходимые условия для полноценной преподавательской деятельности..

Преподаватель может также проследить время работы студентов в системе, в частности, с модулями и предоставленными данными (последний вход, количество прочтений, сообщения, отправка заданий и т.д.). Таким образом, преподаватель может контролировать учебный процесс и, при необходимости, стимулировать отстающих. Например, модуль «лекция» позволяет не только предоставить студентам необходимый теоретический материал, но и проконтролировать степень его усвоения. Студент может прервать прохождение учебного материала и продолжить его в любое время с того места, где он остановился. Такой подход обеспечивает максимальное понимание и запоминание информации в удобной и не требующей определенного расписания последовательности. Элемент курса «глоссарий» значительно помогает студентам при изучении и повторении материала, так как с его помощью создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов. Модуль «задание» позволяет преподавателю ставить перед студентами определенную задачу, ответом на которое будет текстовой ответ или файл, загружаемый на сервер. Кроме того, использование СДО Moodle имеет еще одно важное преимущество: сохраняя индивидуальный подход, можно организовывать групповую деятельность. Обучение в системе очень индивидуализировано, т.к. у преподавателя имеется возможность работать непосредственно с каждым студентом. А это далеко не всегда достигается при аудиторных занятиях. Однако большое значение придается и коллективной работе при помощи чатов, форумов и иных коммуникативных составляющих Moodle. Инновационный подход к преподаванию предметов, заключающийся в многовариантном использовании СДО Moodle, позволит существенно повысить мотивацию и заинтересованность студентов. А это, в свою очередь приведет к лучшему усвоению учебного материала. Работа в образовательной системе Moodle поможет студенту улучшить навыки самостоятельной и коллективной деятельности, расширить знания, научиться самоконтролю и планированию своего личного времени, а также приблизит к пониманию значения информационно- компьютерных технологий в образовании.

В ГБПОУ КО «ПТЭТ» практически все возможности СДО Moodle либо уже включены в  образовательный процесс, либо поставлена задача развивать их до максимальной эффективности.

Практическая реализация: дистанционное обучение в ПТЭТ. Дистанционное обучение в техникуме осуществляется на базе виртуальной образовательной среды Moodle с 2014/2015 учебного года. Сайт дистанционного обучения ГБПОУ КО «ПТЭТ» зарегистрирован по адресу http://knn121.bget.ru/, ссылка на ДО размещена в меню официального сайта техникума. Куратор, ответственный за работу системы дистанционного обучения ПТЭТ – преподаватель Котуранова Н.Н., которая успешно окончила курсы по обучению работе в СДО Moodle  на базе АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» г. Петрозаводск.

К 2015/2016 учебному году создана виртуальная образовательная среда с шестью категориями:

- Ознакомительный курс (1 курс)

- Дистанционное сопровождение очного обучения: общеобразовательные дисциплины (10 курсов)

- Дистанционное сопровождение обучения: профессиональные дисциплины, модули и лаборатории:

- Виртуальные кабинеты (16 курсов)

- Виртуальные лаборатории (9 курсов)

- Методические кабинеты (3 курса)

- Кружки и факультативы (1 курс)

- Личные кабинеты родителей (1 курс)

В СДО ПТЭТ зарегистрированы преподаватели и студенты, созданные курсы наполнены необходимыми электронными образовательными ресурсами.

С 2014 года по настоящее время в ПТЭТ регулярно проходит обучение преподавателей работе в СДО Moodle (как в курсовой форме, так и индивидуально). Для студентов ПТЭТ работает виртуальная лаборатория технических средств обучения (преподаватели Анисеева Е.А. и Котуранова Н.Н.), на базе которой навыки работы в системе СДО ПТЭТ отработали более 50 студентов.

В системе дистанционного обучения ГБПОУ КО «ПТЭТ» студенты имеют следующие возможности:

  •  закрыть задолженность в случае пропуска занятия, лабораторной работы, контрольной работы;
  •  отработать дистанционно до 70% учебного материала в случае длительной болезни, семейных обстоятельств (молодые мамы, работающие студенты); при этом студенту предлагается как теоретический материал (иллюстрированный видеоурок и текстовая информация), так и отработка его усвоения в интерактивных заданиях и тренажерах.
  •  сдать в виртуальной лаборатории практические и лабораторные работы по отдельным дисциплинам (электротехника и электроника, материаловедение и др.)

В виртуальных классах и лабораториях  студентам доступны следующие виды ЭОР:

  •  Урок-лекция с теоретическим материалом, рассчитанном на различные индивидуальные особенности его усвоения (текст, видеоурок, иллюстрации в форме изображения и флеш-анимации), в ходе которого осуществляется также интерактивная проверка усвоения знаний.
  •  Теоретический материал в виде веб-страниц, гиперссылок, файлов для скачивания, книги, глоссария.
  •  Практический материал (с получением оценки за работу) в виде файл-заданий, интерактивных тестов, форум-семинаров, чат-семинаров,  виртуальных экскурсий, практических и лабораторных работ.
  •  Средства коммуникации в виртуальном классе: форум-общение, чат, wiki, система обмена личными сообщениями.

Работа педагога в СДО. Итак, все вышесказанное показалось Вам убедительным, и Вы решили создать дистанционный курс по своему предмету. Это очень удобно: теперь все периодически «исчезающие» студенты (болеющие, работающие, молодые мамы и хронические задолжники) смогут работать из дома в любое удобное им время. И, следовательно, сократить или вовсе предотвратить отставание по Вашей дисциплине. А возможностей у системы дистанционного обучения, поверьте, множество! С чего же следует начать реализацию этого благого начинания? В ПТЭТ, где сайт СДО уже существует (его создание и наполнение - авторская разработка Котурановой Н.Н.), педагог обращается к куратору дистанционного обучения (Котуранова Н.Н.). Куратор создает курс и настраивает его: по запросу преподавателя устанавливается необходимое количество тем, создаются информационные блоки - опросы, календарь, обмен сообщениями, предстоящие события. Далее педагог самостоятельно заполняет раздел «Мой профиль», знакомится со структурой своего виртуального курса и наполняет его электронным учебным материалом. Для того, чтобы эта работа была успешной, на базе ГБПОУ КО «ПТЭТ» созданы два методических курса:

1. Курс, предполагающий самообучение. В виртуальной учительской педагог открывает электронный учебник «Учебное пособие по созданию ЭОР в СДО DOptet», где подробно и пошагово описывается создание и наполнение каждого ЭОР, а также технология проверки и оценивания работ студентов.

2. Учебный курс «Основы работы в виртуальной образовательной среде Moodle». Это курс повышения квалификации для педагогов ПТЭТ, предполагающий очное дистанционное обучение работе в СДО (с проверкой усвоения знаний и зачетной работой по созданию собственного виртуального кабинета и получением свидетельства об окончании курса) в режиме онлайн . Разработку курса, его наполнение и преподавание осуществляет куратор ДО ПТЭТ Котуранова Н.Н.

С целью методического сопровождения педагогической деятельности для преподавателей в системе СДО ПТЭТ создан виртуальный методический кабинет. Здесь педагог может запросить консультацию куратора ДО:  по запросу в кабинете проходят форум-консультации и чат-консультации.  Вход в кабинет доступен также для незарегистрированных преподавателей (гостевой доступ).

Перспективы дальнейшего совершенствования СДО ПТЭТ позволят реализовать преподавателям  техникума креативные проекты различных уровней сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих  взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России,...

Методические рекомендации для педагогов СПО: "Методические работы в системе среднего профессионального образования: общие правила составления"

Любая методическая продукцияв образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование работ...

Методические рекомендации для педагогов: "Подготовка и создание информационных материалов (пресс-релизов) для официального сайта профессионального образовательного учреждения"

В современном информационном пространстве PR-деятельность образовательного учреждения решает задачи формирования благожелательного отношения общественности  к образовательному учреждению с целью ...

Методические рекомендации для педагогов

В данных методических рекомендациях рассматриваются факторы, динамика развития, признаки суицидального поведения, опасность влияния сети Интернет (интернет сообществ пропагандирующих суицид) на подрос...

Методические рекомендации аттестуемому педагогу

Необходимо отметить самые основные типичные рекомендации аттестуемому педагогу...

Методические рекомендации для педагогов: "Разработка Положения о мероприятии в образовательной организации с учётом современных требований"

Методические рекомендации по разработке Положения о мероприятии адресованы начинающим педагогам. В этом методическом продукте представлена модель написания Положения, требования к структуре и оформлен...

Методические рекомендации для педагогов по созданию мини-сайта (портфолио) с помощью онлайн-сервиса http://nsportal.ru «Социальная сеть работников образования»

Портфолио профессиональной деятельности или мини-сайт педагогического работника в настоящее время рассматривается как современная форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной ко...