Обучение грамоте. Тема урока: Звуки [д], [д]. Буквы "Д,д"
план-конспект урока

Герасимова Анна Витальевна

Технологическая карта урока обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_d.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока обучения грамоте в основной период

на тему: «Звук [д], [д’]. Буква Д, д»

Санкт-Петербург

2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Обучение грамоте

Класс

1

Тема урока

Звук [д], [д’]. Буква Д, д

Дидактическая цель

Познакомить учащихся с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «дружба», «родина».

Л 2. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

МПознавательные

МП 1. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

МП 2. Устанавливать общие признаки предметов и объединять их в группы.

МРегулятивные

МР 1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать  условия её выполнения.

МР 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

МР3. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

МКоммуникативые

МК 1. Слушать и понимать других.

МК 2. Оформлять свои мысли в устной форме.

П1.Выделять звуки в ленте букв.

П2.Выделять звуки [д] и [д’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

П3.Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [д], [д’] .

П4.Читать тексты. Выполнять задания к текстам.

П5.Называть правильно элементы букв Д, д.

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Учиться распознавать в словах звуки [д], [д’], правильно обозначать их на письме.

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Буква, печатная буква, письменная буква, строчная (заглавная) буква, прописная буква, звук, согласный звук, твёрдый звук, мягкий звук, глухой звук, слог.

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Здоровьесберегающая технология, диалоговая технология, эмоциональная рефлексия.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

  1. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М.: Просвещение. 2011. – 112 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-0169264
  2. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: система уроков по учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной / авт.-сост.Е. В. Кислякова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 339 с. ISBN 978-5-7057-3000-1

  1. http://old.prosv.ru/ebooks/Goreckii_gramota_i_pismo/3.html

Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М.: Просвещение. 2011. – 112 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-0169264

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучение грамоте

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПР

Ι. Организационное начало урока

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

Ребята, у вас на партах должны лежать прописи, пенал, .

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, организуют своё рабочее место.

Л 2

ΙΙ. Актуализация знаний. Целеполагание.

1. Чтение слов с ранее изученными буквами

- Прочитайте слова со знакомыми вам уже буквами.

2. Работа с «лентой букв»

1) назовите буквы, которые обозначают гласные звуки;

2) назовите буквы, обозначающие гласный звук, который показывает мягкость предшествующих согласных;

3) какие из этих букв могут обозначать 2 звука? когда?

4) назови буквы, обозначающие гласные звуки, которые показывают твёрдость предшествующих согласных;

5) назови буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки;

6) назови буквы, обозначающие глухие согласные звуки;

7) какая буква обозначает только мягкий согласный звук?

8) назовите буквы, которые обозначает только твёрдый согласный звук;

9) покажите знак, как он называется?

10) назовите букву, которая обозначает только согласный глухой мягкий звук;

11) покажите букву к, каким звуком она обозначается?

12) назовите буквы согласных звуков, которые на письме обозначают 2 звука;

13) назови все пары букв, обозначающие парные согласные звуки по звонкости-глухости.

2. Речевая разминка

Чтение с доски :

Ба         баб

Бо        боб

Бу        буб

Бе        беб

Бы        быб

Вот мы ви-дим ма-му.

А у ма-мы мы-ло.

Ма-ма мо-ет ра-му,

Что-бы чис-то бы-ло.

- О ком это стихотворение?

- А теперь произнесите это слово радостно, грустно.

- Назовите в этом слове первый звук. Дайте ему характеристику.

- Назовите последний звук.

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой.

 -А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение. (иллюстрация на слайде)

Тут наш...

Над домом ...

У дома …

Называется

На дубе сидит

К дому ведет ...

Астра, , кукла, тронул, лови, выросла, ели, еловые, пилот,  роза, Зина, белка, зубры, чистота, река, сестричка, чтение, ученик, тишина, дружок, могу, ёлочка, ёжик, своё.

А, о, у, ы, я, ё, и, е;

я, ё, и, е;

я, ё, е; в начале слова, после разделительного мягкого и твёрдого знака, после гласных;

а, о, у, ы;

к, м, л, р, б, в, г, д, ж, з;

п, к, т, ш, с, ч;

 

ч;

ж, ш;

ь – мягкий знак;

ч;

[к], [к’];

н, м, л, р, б, п, в, г, к, д, т, з, с;

б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

О маме

Произносят с нужной интонацией.

[м] – согласный, твердый.

[а].

(дом).

(дым).

(дерево).

(дуб)

( дятел)

(дорожка).

П 1

П2

3. Сообщение темы. Постановка УЗ.

Назовите только те слова, которые вы добавляли.

- Какие первые звуки услышали в этих словах?

- Что вы можете о них сказать?

- Тема нашего урока «Звук [д] и [д’].

 Буква Д, д».

- Сегодня мы будем учиться распознавать звук [д] и [д’] в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научимся обозначать звуки буквой Д.

[д] и [д’].

(Согласные, могут быть твёрдыми и мягкими).

Принимают учебную задачу.

МР 2

IV. Открытие нового знания

1. Выделение звука (Знакомство с новым звуком)

Представьте, что у вас в руках дудочка.

- Как дудят в дудочку?

- Поиграют только мальчики.

- Какой новый звук слышим в начале каждого слова?

- А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит?

- Повторят только  девочки.

- Какой звук слышим в начале слов?

2. Наблюдение над артикуляцией, характеристика звука

- Произнесите звуки [д'] и [д], понаблюдайте. Что происходит с губами и языком при его произношении?

Давайте дадим характеристику звукам:

А теперь в звуке [д] «выключите» голос, какой звук услышали?

Действительно вы услышали новый звук.

Как вы думаете, что можно сказать про звуки?

 Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными.

Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д']

3. Звуковые упражнения на распознавание звука в словах, определение его места в слове

Физминутка. Игра «Найди звук»

- Если в слове есть звук [д], встают мальчики, [д']- встают девочки.

Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дом.

4. Знакомство с буквой

- Звуки [д] и [д’] на письме обозначается буквой Д, которая называется «Дэ».

- Посмотрите на неё. Откройте «ленту букв».

На что похожа буква д?

Какую букву она напоминает?

Д- с высокой крышей дом.

В этом доме мы живём.

- Выложите букву д из счётных палочек.

Подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке

ду-ду-ду

Звук [д]

Динь-динь-динь

Звук [д']

При произношении звука [д’] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Язычок прижимается к зубам..

При произнесении звука [д] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [д’] произносится мягко, значит, он мягкий.

Мы услышали новый звук [т]

Как только «выключаем» голос при звуках [д] и [д’], то слышим [т] и [т’].

Дверь, доска, одежда, подоконник

Выполнение игры-физкультминутки

Сравните с ранее изученными буквами.

Выкладывают букву й из счётных палочек.

Л 2

П 8

МК 2

П 2

П 3

МК 1

П 7

V. Применение нового знания

Работа по странице букваря

А) Чтение слогов-слияний

- Прочитайте слоги-слияния .

-  Прочитаем хором с экрана.

- Прочитайте сначала слоги с согласного твердого звука, а потом с согласного мягкого.

Б) Чтение столбиков слов

Загадки .  Деление отгадок на слоги.

Пройдет туда-сюда раз двести,

Хотя весь день стоит на месте.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Пока он не уйдет.

Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет.

В) Чтение текста

 (учебник, с. 105)

– Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.        

– Кем работает папа у Димы

и Нади?

– Какую работу они выполнили?

– Где теперь идут поезда?        

 - Какие еще работы выполняют водолазы?                                                                              Каждый ли человек может стать водолазом?

Читают слоги

Парная работа

Дверь

Де ре во

Дождь

До ро га

 Чтение по цепочке

Отвечают на вопросы

МП 1

П 4

П 5

МР 3

МК 1

Л 1

МП 1

VΙ. Домашнее задание (по желанию)

Записывают домашнее задание в дневник.

VΙΙ. Итог, рефлексия

- Подведём итог. Какая была тема урока?

С какой буквой познакомились на уроке?

- Расскажите все о букве Д

- Так к какой группе мы должны отнести Д?

- Оцените свой труд. Выберите цвет лисотчка для дерева.

  • зелёный — всё понятно,
  • жёлтый — есть затруднения,
  • красный — много непонятного.

- Какие были трудности? Что непонятно?

- Урок окончен! До свидания!

Буква Д обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д'] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости

К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки

Высказываются

МР 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развивающей грамоте и обучению чтения. Гласный (длинный) звук /Ы/. Д/игра «Слушаем и слышим».

Цель: знакомство со звуком  /Ы/ и буквой Ы.Задачи: развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква О"

Обучение грамоте в подготовительной группе,знакомство со звуком и буквой "О"...

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Слова-действия" ПНШ

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" помогает в игровой форме доступно познакомить детей с темой "Слова-действия"...

Урок по обучению грамоте 1 класс по теме : "Знакомство с буквой "ф".

В материале представлена разработка открытого занятия по  предмету Обучение грамоте по теме: "Знакомство с буквой "ф" 1 класс....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]» (УМК " Школа России" 1 класс)

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г  и звуками [г], [ г ,]. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Учить строить графическую модель сло...

урок обучение грамоте по теме Буквы о, ё.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний Цели: закрепить знания учащихся о гласных  звуках и буквах, развивать умения в нахождении «опасных мест», связанных с эти...

Конспект НОД Обучение грамоте «Гласный звук [о], буква О, о

Цель: закрепление навыков четкого различения и произношения звука [о],  буквы О.Задачи: Образовательные: -Закреплять умение позицию умения звука О в словах по схеме- характеристика и артикуляция ...