Обучение грамоте. Тема урока: Звуки [д], [д]. Буквы "Д,д"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Конспект
урока обучения грамоте в основной период
на тему: «Звук [д], [д’]. Буква Д, д»
Санкт-Петербург
2019
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет | Обучение грамоте | Класс | 1 |
Тема урока | Звук [д], [д’]. Буква Д, д | ||
Дидактическая цель | Познакомить учащихся с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |
Л 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «дружба», «родина». Л 2. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | МПознавательные МП 1. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. МП 2. Устанавливать общие признаки предметов и объединять их в группы. МРегулятивные МР 1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать условия её выполнения. МР 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. МР3. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. МКоммуникативые МК 1. Слушать и понимать других. МК 2. Оформлять свои мысли в устной форме. | П1.Выделять звуки в ленте букв. П2.Выделять звуки [д] и [д’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. П3.Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [д], [д’] . П4.Читать тексты. Выполнять задания к текстам. П5.Называть правильно элементы букв Д, д. | |
Решаемые учебные проблемы (учебная задача) | Учиться распознавать в словах звуки [д], [д’], правильно обозначать их на письме. | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Буква, печатная буква, письменная буква, строчная (заглавная) буква, прописная буква, звук, согласный звук, твёрдый звук, мягкий звук, глухой звук, слог. | ||
Образовательные технологии, используемые на уроке (в т.ч. рефлексивные технологии) | Здоровьесберегающая технология, диалоговая технология, эмоциональная рефлексия. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска. | ||
Образовательные ресурсы: Для учителя
Для ученика |
Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М.: Просвещение. 2011. – 112 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-0169264 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Обучение грамоте | ||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ПР |
Ι. Организационное начало урока Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Ребята, у вас на партах должны лежать прописи, пенал, . | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, организуют своё рабочее место. | Л 2 |
ΙΙ. Актуализация знаний. Целеполагание. 1. Чтение слов с ранее изученными буквами - Прочитайте слова со знакомыми вам уже буквами. 2. Работа с «лентой букв» 1) назовите буквы, которые обозначают гласные звуки; 2) назовите буквы, обозначающие гласный звук, который показывает мягкость предшествующих согласных; 3) какие из этих букв могут обозначать 2 звука? когда? 4) назови буквы, обозначающие гласные звуки, которые показывают твёрдость предшествующих согласных; 5) назови буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки; 6) назови буквы, обозначающие глухие согласные звуки; 7) какая буква обозначает только мягкий согласный звук? 8) назовите буквы, которые обозначает только твёрдый согласный звук; 9) покажите знак, как он называется? 10) назовите букву, которая обозначает только согласный глухой мягкий звук; 11) покажите букву к, каким звуком она обозначается? 12) назовите буквы согласных звуков, которые на письме обозначают 2 звука; 13) назови все пары букв, обозначающие парные согласные звуки по звонкости-глухости. 2. Речевая разминка Чтение с доски : Ба баб Бо боб Бу буб Бе беб Бы быб Вот мы ви-дим ма-му. А у ма-мы мы-ло. Ма-ма мо-ет ра-му, Что-бы чис-то бы-ло. - О ком это стихотворение? - А теперь произнесите это слово радостно, грустно. - Назовите в этом слове первый звук. Дайте ему характеристику. - Назовите последний звук. Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой. -А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение. (иллюстрация на слайде) Тут наш... Над домом ... У дома … Называется На дубе сидит К дому ведет ... | Астра, , кукла, тронул, лови, выросла, ели, еловые, пилот, роза, Зина, белка, зубры, чистота, река, сестричка, чтение, ученик, тишина, дружок, могу, ёлочка, ёжик, своё. А, о, у, ы, я, ё, и, е; я, ё, и, е; я, ё, е; в начале слова, после разделительного мягкого и твёрдого знака, после гласных; а, о, у, ы; к, м, л, р, б, в, г, д, ж, з; п, к, т, ш, с, ч;
ч; ж, ш; ь – мягкий знак; ч; [к], [к’]; н, м, л, р, б, п, в, г, к, д, т, з, с; б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с. О маме Произносят с нужной интонацией. [м] – согласный, твердый. [а]. (дом). (дым). (дерево). (дуб) ( дятел) (дорожка). | П 1 П2 |
3. Сообщение темы. Постановка УЗ. Назовите только те слова, которые вы добавляли. - Какие первые звуки услышали в этих словах? - Что вы можете о них сказать? - Тема нашего урока «Звук [д] и [д’]. Буква Д, д». - Сегодня мы будем учиться распознавать звук [д] и [д’] в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научимся обозначать звуки буквой Д. | [д] и [д’]. (Согласные, могут быть твёрдыми и мягкими). Принимают учебную задачу. | МР 2 |
IV. Открытие нового знания 1. Выделение звука (Знакомство с новым звуком) Представьте, что у вас в руках дудочка. - Как дудят в дудочку? - Поиграют только мальчики. - Какой новый звук слышим в начале каждого слова? - А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? - Повторят только девочки. - Какой звук слышим в начале слов? 2. Наблюдение над артикуляцией, характеристика звука - Произнесите звуки [д'] и [д], понаблюдайте. Что происходит с губами и языком при его произношении? Давайте дадим характеристику звукам: А теперь в звуке [д] «выключите» голос, какой звук услышали? Действительно вы услышали новый звук. Как вы думаете, что можно сказать про звуки? Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными. Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д'] 3. Звуковые упражнения на распознавание звука в словах, определение его места в слове Физминутка. Игра «Найди звук» - Если в слове есть звук [д], встают мальчики, [д']- встают девочки. Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дом. 4. Знакомство с буквой - Звуки [д] и [д’] на письме обозначается буквой Д, которая называется «Дэ». - Посмотрите на неё. Откройте «ленту букв». На что похожа буква д? Какую букву она напоминает? Д- с высокой крышей дом. В этом доме мы живём. - Выложите букву д из счётных палочек. | Подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке ду-ду-ду Звук [д] Динь-динь-динь Звук [д'] При произношении звука [д’] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Язычок прижимается к зубам.. При произнесении звука [д] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [д’] произносится мягко, значит, он мягкий. Мы услышали новый звук [т] Как только «выключаем» голос при звуках [д] и [д’], то слышим [т] и [т’]. Дверь, доска, одежда, подоконник Выполнение игры-физкультминутки Сравните с ранее изученными буквами. Выкладывают букву й из счётных палочек. | Л 2 П 8 МК 2 П 2 П 3 МК 1 П 7 |
V. Применение нового знания Работа по странице букваря А) Чтение слогов-слияний - Прочитайте слоги-слияния . - Прочитаем хором с экрана. - Прочитайте сначала слоги с согласного твердого звука, а потом с согласного мягкого. Б) Чтение столбиков слов Загадки . Деление отгадок на слоги. Пройдет туда-сюда раз двести, Хотя весь день стоит на месте. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет, И никуда я не пойду, Пока он не уйдет. Не живая, а идет, Неподвижна - а ведет. В) Чтение текста (учебник, с. 105) – Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова. – Кем работает папа у Димы и Нади? – Какую работу они выполнили? – Где теперь идут поезда? - Какие еще работы выполняют водолазы? Каждый ли человек может стать водолазом? | Читают слоги Парная работа Дверь Де ре во Дождь До ро га Чтение по цепочке Отвечают на вопросы | МП 1 П 4 П 5 МР 3 МК 1 Л 1 МП 1 |
VΙ. Домашнее задание (по желанию) | Записывают домашнее задание в дневник. | |
VΙΙ. Итог, рефлексия - Подведём итог. Какая была тема урока? С какой буквой познакомились на уроке? - Расскажите все о букве Д - Так к какой группе мы должны отнести Д? - Оцените свой труд. Выберите цвет лисотчка для дерева.
- Какие были трудности? Что непонятно? - Урок окончен! До свидания! | Буква Д обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д'] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки Высказываются | МР 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развивающей грамоте и обучению чтения. Гласный (длинный) звук /Ы/. Д/игра «Слушаем и слышим».
Цель: знакомство со звуком /Ы/ и буквой Ы.Задачи: развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву....
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква О"
Обучение грамоте в подготовительной группе,знакомство со звуком и буквой "О"...
Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Слова-действия" ПНШ
Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" помогает в игровой форме доступно познакомить детей с темой "Слова-действия"...
Урок по обучению грамоте 1 класс по теме : "Знакомство с буквой "ф".
В материале представлена разработка открытого занятия по предмету Обучение грамоте по теме: "Знакомство с буквой "ф" 1 класс....
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]» (УМК " Школа России" 1 класс)
Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г и звуками [г], [ г ,]. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Учить строить графическую модель сло...
урок обучение грамоте по теме Буквы о, ё.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний Цели: закрепить знания учащихся о гласных звуках и буквах, развивать умения в нахождении «опасных мест», связанных с эти...
Конспект НОД Обучение грамоте «Гласный звук [о], буква О, о
Цель: закрепление навыков четкого различения и произношения звука [о], буквы О.Задачи: Образовательные: -Закреплять умение позицию умения звука О в словах по схеме- характеристика и артикуляция ...