Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]» (УМК " Школа России" 1 класс)
план-конспект урока

Низамутдинова Олеся Нурисламовна

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г  и звуками [г], [ г ,].

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить строить графическую модель слова, отображающею его звуковой состав;

2. Учить составлять фонетическую модель слова.

Предметные:

1. Учиться сравнивать звуковую и буквенную модель слова;

2. Учиться различать понятия «звук» и «буква»;

3. Учиться обозначать согласные звуки [г], [ г,] при составлении звуковых схем.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей.
  2. Способствовать развитию умения различать сильные и слабые позиции звуков

Личностные:

1.Проявлять учебно-познавательный интерес,

2.Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Воспитательные:

     1.  Прививать интерес к изучаемому предмету.

     2. Воспитывать самостоятельность у учащихся

    

                                                                                         

УМК: учебник, «Азбука». 1кл. Учебник для общеобр. учр. В 2-х ч. Ч.1/ В.Г. Горецкий, учебная презентация, раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение грамоте17.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММОТЕ

Дата: 18.11.2022 

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс:

Урок: 3

Время: 9:40-10:15                   Кабинет: 209

Студент: Низамутдинова О.Н.

Группа: 46

Учитель: Залялова Н.А. 

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г  и звуками [г], [ г ,].

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить строить графическую модель слова, отображающею его звуковой состав;

2. Учить составлять фонетическую модель слова.

Предметные:

1. Учиться сравнивать звуковую и буквенную модель слова;

2. Учиться различать понятия «звук» и «буква»;

3. Учиться обозначать согласные звуки [г], [ г,] при составлении звуковых схем.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей.
  2. Способствовать развитию умения различать сильные и слабые позиции звуков

Личностные:

1.Проявлять учебно-познавательный интерес,

2.Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Воспитательные:

     1.  Прививать интерес к изучаемому предмету.

     2. Воспитывать самостоятельность у учащихся

     

        

УМК: учебник, «Азбука». 1кл. Учебник для общеобр. учр. В 2-х ч. Ч.1/ В.Г. Горецкий, учебная презентация, раздаточный материал

        

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный: беседа

Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся

Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Нурисламовна и сегодня я проведу у вас урок!

Приветствует учащихся, -        проверяет готовность обучающихся к уроку.

Прозвенел и смол звонок,

Начинается урок!

Улыбнулись, подтянулись!

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

 УУКД:

Принимать цель совместной деятельности,

Демонстрируемые материалы,

проектор с презентацией

        

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный:

беседа.

подводящий диалог

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала;

Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

А теперь поднимем руки вверх и отпустим солнышко. Вот оно.

Солнышко будет посылать нам свои лучики с заданиями, будет наблюдать за вашей работой и радоваться нашим успехам.  А вы свои успехи будете отмечать в листочке самоанализа.

Солнышко протянуло первый лучик и вот вам первое задание
( Лента букв.)

Игра «Буква заблудилась»
-Вспомните, на какие две большие группы делятся все звуки русского языка?

 А теперь давайте вспомним буквы, которые мы уже изучили. Посмотрите на «домик букв».

-Какие буквы «живут» на красном поле?

 -Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

-Какие буквы «живут» на синем поле?

–Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

-Что заметили?

-Куда нужно её поселить?

 -Почему?

 -Куда нам её поселить?

 -Почему?
(Лента букв.)
-Как мы произносим гласные звуки?

-Гласные бывают ударные и?

 -А как мы произносим согласные?

-На какие группы можно разделить согласные звуки?

Солнышко пригрело, и на полянку прилетел погреться…, а чтобы узнать кто прилетел погреться, надо отгадать загадку.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый
(Картинка гусь.)
-Что вы знаете про гуся?

 -Как подаёт голос гусь?

 -Что он делает?

 -Но гусь, ребята, не просто так пришёл на полянку. Он пришёл к вам за помощью. Послушайте его историю.
Однажды гусь решил пойти в птичью школу. Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница:
- С какого звука начинается слово, которым тебя называют?
Растерялся гусь, не смог ответить на вопрос. Помогите гусю.

Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения;

        

 

-Гласные и согласные

-Гласные

-Согласные

-Буква И заблудилась, оказалась среди согласных букв

-Она гласная

-В нижний ряд

-Она обозначает мягкость предыдущего согласного

-Их можно петь

-Безударные

-С преградой

-Твердые, мягкие; звонкие, глухие

-Гусь

-Домашняя птица, в слове есть буква г

-Га га га

-Гагочет

[г]

УУПД:

: овладение построения рассуждений; готовность признавать различные точки зрения, умение излагать свою точку зрения;

УУКД:

уметь слушать учителя, внимательно следить за его действиями.

Демонстрируемые материалы,

проектор с презентацией

        

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод. Диалог.

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока;

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации;

-Итак, предположите тему нашего урока.

-Отлично!  А какую цель мы поставим сегодня на урок?

Тогда цель нашего урока

-научиться обозначать…

Задачи:

1) узнать

2)составлять …

3) подбирать…

-Молодцы!

Планируют собственную деятельность на уроке

-Тема нашего урока «Буква Г, г звук [г], [г ,

Согласные звуки [г],      [г ,]  буквой Г, г

Как обозначить согласные звуки [г],     [г ,]  при составлении звуковых моделей буквой Г

-звуковые модели используя букву Г.

- слова к звуковым моделям

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения

с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУРД: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

.

Демонстрируемые материалы,

проектор с презентацией

        

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)        

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Словесный метод. Диалог.

Организовывает работу обучающихся.

-Составьте модель слова гусь.

-Произнесите слово.

-Сколько слогов в этом слове? Почему?

-Ещё раз произнесите слово гусь, а теперь первый звук [г]

-Какой звук ударный в слове?

Назовите слог-слияние в этом слове

Произнесите первый звук

Какой это звук?

Почему?

 -Какой звук в слове, твёрдый или мягкий?

-А как вы думаете, бывает ли звук г мягким?
-Придумайте гусю имя, чтобы в слове звук [г] был мягким.
Вот теперь вы можете рассказать гусю всё, что вы знаете про звук [г].


Какой буквой обозначаются звуки
[г], [г ,].

 Знакомство с буквой. (На доске карточка буква Г.)

 Солнышко посылает вам ещё задание.

-На что похожа буква?
(Картинки)
Стоит на стройке буква Г На огромнейшей ноге! Это достал до неба головой, Кран подъёмный грузовой.
Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.

Отвечают на вопросы. Ведут беседу с учителем по новой теме.

-Один слог, потому что одна гласная в слове

-Согласный

-Гу

[г]

Согласный

Потому, что он не поется, не растягивается

-Гена, Геркулес

Звук [г] согласный, парный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий

-Буквой Г

Подъемный кран, кочерга

УУПД:  осознавать язык как основное средство общения;

УУРД: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

Демонстрируемые материалы,

проектор с презентацией,

доска

Учебник

Динамическая пауза

(1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Фронтальная форма

Проведение динамической паузы

Включаю видеоролик с физминуткой

Давайте немного отдохнём!

Выполнение динамической паузы

УУКД: проявлять мотивы к учебной деятельности

Видеоролик

Первичное закрепление
(2 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: ответы на вопросы, беседа,

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний

Работа с предметными картинками.
Солнышко не отдыхает, следующее задание вам посылает.

Просит оно: «Разобраться помогите. Где какой звук в слове установите?»
(Грибы, круги.)
Грибы
-Сколько слогов? (Делим на слоги вместе.)

 -Назовите первый слог?

 -Назовите первый звук?

 -Твёрдый или мягкий?

 -Каким цветом показан на схеме?

 -назовите слог- слияние?

 -Назовите второй слог?

-Покажите голосом ударный слог?

Круги
-Сколько слогов?

 -Назовите первый слог?  

-Назовите слог-слияние в первом слоге?

 -Какой звук примыкает?  

-Назовите второй слог?

 -Назовите первый звук.

 Каким цветом показан на схеме?
- Как произносятся первые звуки?

 - Какие звуки [г] и [к]? (Твёрдые.)

- Как мы называем?

Работа по учебнику.
Солнышко вам улыбается и посылает следующее задание.
-Откройте учебники на с.119. Прочитайте слоги и слова.

а) Чтение слогов: (Учитель, хором, индивидуально.)
в) Чтение слов: (Учитель, хором, индивидуально.)

Отвечают на вопросы

-Два

-Гри

-твердый

-синим

-ри

-Два

-Кру

-ги

-зеленым

-твердые

-парные согласные

УУПД:  характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по

заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;.

Учебник материалы,

проектор с презентацией,

доска

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение заданий;

Организация подготовки рабочего места к работе

Оказание индивидуальной помощи

Организация взаимопомощи

Конструктивная критика

Поощрение

Солнышко вам улыбается и посылает следующее задание.
Работа по карточкам

Первую карточку вы должны выполнить в парах

1.Втавить пропущенный слог:
Гри.., гита.., газе..., яго.. .

Эту карточку вам нужно выполнить в группах
2.Вставить пропущенную букву:
.орка, сне.овик, ро.а, дру. .
Эту карточку у доски
3. подчеркнуть букву «Г»
До города дорога в гору,
От города с горы.

 

Подготовка рабочего места к работе

УУПД: характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по

заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

проектор с презентацией,

доска

учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная Словесный: ответы на вопросы, беседа,

Откройте учебник на странице 119.

Прочитайте рассказ.

"Гена и Галя набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены - поганки. Вот он гриб-боровик! И красив он, и велик!"

А теперь ответьте на вопросы.

Кто такое грибники?

Что такое грибные места?

Какие грибы собирала Галя?

А теперь я предлагаю вам составить звуковые модели слова гриб, Галя, гусь с помощью шаблонов. (выходят к доске по и составляют из шаблонов звуковые модели, 1 слово-1 ученик.)

А какие грибы необходимо собирать в лесу?

Можно ли пойти в лес одному и начать собирать грибы? Почему?

-Можно ли употреблять в пищу те грибы, которые ты видишь впервые?

-Можно ли при сборе грибов вырывать их вместе с корнем?

Отвечают на вопросы

Читают рассказ.

Грибники- те, кто собирает грибы.
Грибные места – там, где много грибов.
Гриб-боровик

-Только те грибы, названия которых нам известны

-Нет

-нет

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения

с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУРД:

соотносить свои действия с планируемыми результатами,

Учебник материалы,

проектор с презентацией,

доска

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: формулирование выводов

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся;

-Какую цель на урок мы ставили?

-кто считает, что он достиг цели, поднимите руку

Итак, ребята отвечаем на мои вопросы и загибаем пальчики.
-с буквой познакомились? (да)
-научились читать слоги, слова? (да)
-над словаи работали? (да)
-узнали, какие звуки обозначает буква г? (да)
-каким может быть звук [г]? какой он?
Правильно. Вот с каким багажом вы уйдёте сегодня с урока обучения грамоте. Сегодня вы все хорошо поработали, но больше всего мне понравилось, как работали ........ За работу на уроке –грибок! (каждому грибок, на обратной стороне буква г)

Анализируют свою деятельность и деятельность   одноклассников по достижению цели;

научиться обозначать согласные звуки [д], [д ,] буквой Дд

 

УУПД:  — понимать прослушанный текст;

УУКД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

проектор с презентацией,

доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква О"

Обучение грамоте в подготовительной группе,знакомство со звуком и буквой "О"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Буквы -з и -с на конце приставок»

Тема урока: «Буквы -з и -с на конце приставок»Тип урока: урок формирования новых знанийВид урока: изучение нового материалаЦели урока: освоение  действия при выборе согласных з – с на конце прист...

Технологическая карта урока английского языка "Буква Uu в открытым слоге.Изучение нового лексического материала" Step 36 Афанасьева, Михеева, Rainbow English 2 класс Rainbow English

Урок английского языка разработан с учётом новых стандартов ФГОС НОО. В него включены:ознакомление учащихся с новым гласным звуком [ju:] и словами ,в которых есть данный звук. А также знаком...

Методические рекомендации к разработке технологической карты урока обучения грамоте (чтению)

I. ИнструкцияОткройте ФГОС НОО на стр. 1. Прочитайте названия разделов документа.Найдите раздел, посвящённый требованиям к результатам освоения основной образовательной программы НОО....

II. Методические рекомендации к разработке технологической карты урока обучения грамоте (письму)

Инструкция к подготовки к разработке техкарты урока:Задайте вопросы учителю класса на консультации.Оформите результаты в письменном виде.Методические рекомендации: идя на консультацию к учителю, сдел...

урок обучение грамоте по теме Буквы о, ё.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний Цели: закрепить знания учащихся о гласных  звуках и буквах, развивать умения в нахождении «опасных мест», связанных с эти...