урок обучение грамоте по теме Буквы о, ё.
план-конспект урока
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Цели: закрепить знания учащихся о гласных звуках и буквах, развивать умения в нахождении «опасных мест», связанных с этими звуками, познакомить детей с новыми произведениями, рассказывающими о маме, формировать позицию школьника.
Задачи:
познакомить школьников с буквой ё и её «работой» обозначать звук [о] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;
учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами о-ё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте (1 класс по ОС «Гармония»)
Тема: Буквы Оо - ё.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Цели: закрепить знания учащихся о гласных звуках и буквах, развивать умения в нахождении «опасных мест», связанных с этими звуками, познакомить детей с новыми произведениями, рассказывающими о маме, формировать позицию школьника.
Задачи:
познакомить школьников с буквой ё и её «работой» обозначать звук [о] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;
учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами о-ё.
Сценарий урока.
Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Надо очень много знать,
Чтоб полезным в жизни стать. (Дети говорят хором)
- Речевая разминка.
- 1.1.Хоровое чтение алфавита.
-Ребята, давайте начнём наш урок с речевой разминки, с чтения алфавита, но если это будет гласная буква при этом мы будем хлопать в ладоши 1 раз.
1.2. Игра «Полубуковка» (Учитель показывает часть буквы, а
дети должны догадаться, какая буква написана)
- Мотивирование к учебной деятельности
Звук [э].
–Какая буква у нас была именинницей вчера? (Е)
Поприветствуем нашу вчерашюю именинницу. (Дети хлопают в
ладоши.)
Какие рисунки вы нарисовали? (Выходят дети и показывают свои
работы в тетрадях)
-Как обозначили первый звук в этих словах? (Ученики,
которые вышли к доске находят соответствующие карточки,
показывают их, произнося первый звук)
3. Новая тема.
3.1 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Просмотр и работа по мультимедийному диску «Обучение грамоте»
Посмотрев маленький отрывок с диска, догадайтесь, какая буква у нас сегодня именниница? (Ё)
- Давайте найдём, где она находится в алфавите.
- Поприветствуем нашу именинницу! (Дети хлопают в ладоши, учитель
открывает кармашек на ленте букв – ё.)
3.2. Выявление места и причины затруднения
Наши гости. Узнаем их по схемам. (Учитель вывешивает две схемы, обучающиеся делают предположения, обосновывая свои ответы, как могут звать детей, которые у них в гостях.) (Соня, Сёма)
Физминутка. Игра: «Большая буква». (Все встали, если слово надо
писать с большой буквы, то поднимаем руки вверх, а если с
маленькой, то приседаем. Делается вывод отом, какие слова
пишутся с большой буквы)
3.3 Построенияе проекта и выхода из затруднения.
- Чему мы будем учиться на уроке?
3.4. Реализация построенного проекта.
Сопоставление звуков и букв в словах: нос и нёс.
- Как называется та часть лица, которая выделена у Сёмы и Сони? (нос)
- Составьте, пожалуйста, в тетрадях схему слова нос.
- А как это слово превратить в другое слово: нёс?
- Послушайте слова и решите на месте каких звуков значки можно оставить, а на месте каких надо заменить? (Требует замены лишь первый звук)
- Давайте рядом составим схему к слову: нёс.
- Теперь звуки первого слова обозначим буквами – нос.
- А какие буквы надо заменить, чтобы получилось слово – нёс?
- Нужны ли разные буквы для обозначения одного и того же твёрдого и мягкого звуков?
- Надо ли заменить первую букву? (Нет)
- Нужна ли другая буква на месте последнего звука? (Нет)
- Можно ли и вторую букву оставить без изменения? (Нет, нужна другая буква гласного)
3.5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Деловое сообщение. О работе гласных букв. (Таблица – наглядное пособие)
3.6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Чтение слогов и слов с о или ё (Страница букваря 14 выносится на доску)
- Перспектива. Подготовительная работа к определению рода слов и к написанию слов – названий предмета безударного гласного в конце слова в именительном падеже.
Хитрое задание с.15 букваря (дети к каждому слову добавляют слово он или она, определяя род слова, но без введения понятия «род»)
- Включение в систему знаний и повторение.
Работа по выработке осознанности прочитанного (учебник с.15 над текстом «Кто что испёк?»)
Обучающиеся читают текст, а затем отвечают на вопрос, находящийся в
заголовке текста. (Повар испёк торт, а мама испекла кекс.)
- Работа над связной речью. Разговор с обучающимися о мамах.
- Ребята, вспомните, какая буква у нас сегодня именниница? (Ё)
- Чему учился ёжик? (Читать)
- На примере какого слова бельчата учили читать ежа? (Мама)
-А как вы думаете, почему обучение чтению начали именно с этого слова?
6.1. Учитель и дети о Дне матери.
День матери в России
Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина от 30.01.98г. №120 учреждён
ежегодный российский праздник – День матери. Праздник отмечается
в последнее воскресенье ноября. И хотя этот праздник отмечается
недавно, но во все времена мама была и остаётся самым главным и
близким человеком для каждого из нас.
Российских матерей всегда отличала щедрость души, преданность,
Самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они
Бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию,
нравственности.
6.2. Учитель и дети о подготовке к празднику.
Учитель: Мы тоже, дети, с вами готовимся отмечать День матери в
классе.
- А что мы делаем? (Учим стихи, песни, нарисовали портреты мам, готовим подарки) И сейчас одно из стихотворений о маме мы вспомним. (Выходит ученица и наизусть читает стихотворение)
Мне мама приносит игрушки, конфеты.
Но маму люблю я совсем не за это.
Весёлую песню она напевает.
Нам скучно вдвоем никогда не бывает.
Я ей доверяю свои все секреты,
Но маму люблю я не только за это.
Люблю свою маму, скажу я вам прямо,
Ну, просто за то, что она моя мама!
- Солнца ярче для меня – МАМА!
- Мир и счастье для меня – МАМА!
- Шум ветвей, цветы полей – МАМА!
- Зов летящих журавлей – МАМА!
- В роднике чиста вода – МАМА!
- В небе яркая звезда – МАМА!
6.3. Игра «Зачеркните лишние буквы и прочтите предложение».
-Как Вы понимаете прочитанное?
( Работа в парах)
«Лучшеемамыыдругаанеесыщешь»
Учитель: Дорогие мамы, мы поздравляем вас с приближающимся праздником и желаем Вам, чтобы если ваши лица и уставали, то только от улыбок, а руки уставали бы только от букетов цветов.
Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны. Пусть ваш домашний очаг украшают уют, достаток, любовь.
Физкультминутка. Физические упражнения под детскую песенку «Из
чего наш мир состоит…»
- Из кого же состоит наш мир? ( Из взрослых и детей)
-А чем занимаются сверстники ваши? (Ходят в школу)
7. Выделение «опасных мест» в пословице. Лучше мамы друга не сыщешь.
8. Итог урока.
8.1 Продолжите предложения:
Сегодня мы с вами говорили о буквах …….. .
Именниницей сегодня была буква ….. .
Я слышу звук о, мне нужно подумать писать букву … или … .
Если я слышу мягкий согласный звук, то писать гласную бкву … .
Если я слышу твёрдый согласный, то писать гласную буду … .
8.2. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Я учусь в …. классе. Школа наша …. . И , если, вам сегодня было
интересно на уроке, вам понравилось, как работали вы, ваши друзья,
то вы рядом с фотографией школы приклеиваете смайлик довольного,
радостного лица, если вас урок наш заставил чему-нибудь удивиться,
то смайлик удивлённого лица, если же вам на уроке скучно, грустно, то
вы приклеиваете сответсвующий смайлик.
Информационный план-проспект урока
№ | Описание | ||
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления знаний | ||
Класс | 1 класс | ||
Тема | Буквы Оо - ё. | ||
Образовательная программа, автор | ОС «Гармония» | ||
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | 24 урок основного периода обучения грамоте | ||
Универсальные учебные действия | Личностные | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопережевания. | |
Регулятивные | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
Познавательные | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с звуковыми схемами слов). | ||
Коммуникативные | Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре. | ||
Определение ценностных основ, цели и задач урока | Цель: закрепить знания учащихся о гласных звуках и буквах, развивать умения в нахождении «опасных мест», связанных с этими звуками, познакомить детей с новыми произведениями, рассказывающими о маме, формировать позицию школьника. Задачи: 1. Образовательные: познакомить школьников с буквой ё и её «работой» обозначать звук [о] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного; 2. Развивающие: развивать умение обучающихся правильно читать слова с звуком [о], применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами о-ё. 3. Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к мамам. | ||
Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса | Основной дидактический метод: Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения
| ||
Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах | Сценарий урока
3.2. Выявление места и причины затруднения Физкультминутка (1 мин.) 3.3. Построенияе проекта и выхода из затруднения 3.4. Реализация построенного проекта. 4. Работа на перспективу.(3 мин.) 5. Включение в систему знаний и повторение. (3 мин) 6. Работа над связной речью. Разговор с обучающимися о мамах. (9 мин) 6.1. Учитель и дети о Дне матери. 6.2. Учитель и дети о подготовке к празднику.
прочтите предложение». Физкультминутка (2 мин)
Лучше мамы друга не сыщешь. (3 мин) 8. Итог урока. (5 мин.) 8.1 Продолжите предложения. 8.2. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | ||
Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования |
| ||
Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения | Технические средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийные диски «Кирилла и Мефодия» для 1 класса по обучению грамоте |
На своих уроках и во внеурочное время при работе с детьми широко применяю следующие технологии: технологию формирования типа правильной читательской деятельности, игровую, проектную, исследовательскую, технологию коллективно – творческих дел, критического мышления, информационно-коммуникативную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква О"
Обучение грамоте в подготовительной группе,знакомство со звуком и буквой "О"...
Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Слова-действия" ПНШ
Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" помогает в игровой форме доступно познакомить детей с темой "Слова-действия"...
Урок по обучению грамоте 1 класс по теме : "Знакомство с буквой "ф".
В материале представлена разработка открытого занятия по предмету Обучение грамоте по теме: "Знакомство с буквой "ф" 1 класс....
Методические рекомендации к разработке технологической карты урока обучения грамоте (чтению)
I. ИнструкцияОткройте ФГОС НОО на стр. 1. Прочитайте названия разделов документа.Найдите раздел, посвящённый требованиям к результатам освоения основной образовательной программы НОО....
II. Методические рекомендации к разработке технологической карты урока обучения грамоте (письму)
Инструкция к подготовки к разработке техкарты урока:Задайте вопросы учителю класса на консультации.Оформите результаты в письменном виде.Методические рекомендации: идя на консультацию к учителю, сдел...
Обучение грамоте. Тема урока: Звуки [д], [д]. Буквы "Д,д"
Технологическая карта урока обучения грамоте....
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]» (УМК " Школа России" 1 класс)
Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г и звуками [г], [ г ,]. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Учить строить графическую модель сло...