"Современные формы работы по духовно - нравственному воспитанию в условиях надомного обучения".
учебно-методическое пособие

Сатанова Евгения Геннадьевна

"Современные формы работы по духовно - нравственному воспитанию в условиях надомного обучения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные формы работы по духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях»

Шешенина Ю.А.

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у школьников, а также качеств патриота и защитника Родины.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одно из направлений внеурочной деятельности - духовно-нравственное направление развития личности.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество. В соответствии с этими ценностями проектируются задачи и ведущие направления воспитательного процесса.

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, потому что в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Кроме основополагающего принципа – принципа непрерывности воспитательного процесса – необходимо применять следующие:

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

- развивающее образование, создание образовательной среды через обеспечение разных видов деятельности (учебной, внеучебной, досуговой) на основе организации

взаимодействия между детьми, педагогами и родителями, соединение развивающего обучения с художественно-эстетическим развитием в непрерывном творческом взаимодействии;

- метод социального проектирования позволяет реализовать принцип системно-деятельностной организации воспитания;

- воспитывать через творчество, творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка.

Воспитательный процесс организуется на основе коллективных (групповых) способов и коллективной творческой деятельности учащихся. Ведущими методами и приемами работы являются: создание креативного поля, творческий поиск, творческое задание; активно применяются методики создания ситуации успеха и признание права каждого ребенка на ошибку; широко используется проектная деятельность; организация духовного диалога, средства и методы которого направлены на выявление духовных приоритетов и выстраивание иерархичной системы ценностей.

Основным ключом для использования всех методов и приемов является деятельностно - интегративный подход, как активная практическая форма, позволяющая организовать воспитание обучающихся в рамках «проживания» в создаваемых воспитательных обстановках.

Нравственные ценности формируются в процессе активного самостоятельного освоения ребёнком окружающего мира в личностно значимой деятельности. В процессе становления ценностного отношения реализуется следующий механизм: от нравственных знаний – к нравственным чувствам и убеждениям, а затем к опыту нравственного поведения.

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Сценарный план традиционных мероприятий надо составлять таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей. Во время проведения таких творческих мероприятий происходит духовное единение детей, учителей и родителей. Эта деятельность пробуждает в ребятах, привыкших к готовым «информационным продуктам», стремление искать и размышлять. Это серьёзная работа, а сегодняшние дети именно такого серьёзного отношения к себе и ждут. Работа, проводимая в этом направлении, способствует восстановлению нарушенных связей между поколениями, формированию духовной культуры личности школьника, возникновению гармонии между людьми.

Классные часы, беседы, диспуты, конференции, исследования, проектные работы - основные формы воспитательной работы вообще и духовно-нравственного воспитания в частности. Циклы классных часов, бесед по духовно-нравственной тематике различны: «Не обманывай», «Умей дружить», «Твоя семья», «Черты нравственного человека», «Люби учиться», «Мир духовности» и др. Здесь используются такие формы, как тестирование, самоанализ, занимательный аутотренинг, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, анкетирование, круглые столы, мозговые штурмы.

Духовно-нравственное воспитание - это и воспитание уважения к традициям той школы, где учатся дети. Поэтому необходимо изучать историю школы, шире привлекать учащихся к краеведческой работе, осуществлять духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики.

Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора.

Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи.

Итак, что есть духовность? Мудрец ответит просто - путь к себе. А осваивать этот путь детям должна помочь школа. Педагог должен стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; - глубже понять себя, своё предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; - найти путь к своему подлинному «я»; - жить, следуя своей природе.

Успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание в условиях формирования ключевых компетенций на уроках литературы.

Духовно – нравственное воспитание в условиях    формирования   ключевых  компетенций   на уроках литературы...

Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ

Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ

Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...

Использование активных форм преподавания в духовно-нравственном воспитании студентов на уроках литературы

Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и ве...

Педагогическая культура: современные реалии, тенденции, перспективы духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Педагогическая культура: современные реалии, тенденции, перспективы духовно-нравственного воспитания молодёжи....

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...