Духовно – нравственное воспитание в условиях формирования ключевых компетенций на уроках литературы.
статья по теме

Духовно – нравственное воспитание в условиях    формирования   ключевых  компетенций   на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kursk_3.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Духовно – нравственное воспитание в условиях                                   формирования   ключевых  компетенций   на уроках литературы

                                           Преподаватель русского языка и литературы

                                                             ОБОУ СПО ОАТ г. Обояни Ткачева Е.

              Книга, по словам Герцена, это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место.  «Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут, поймут и утешат», - сказал известный педагог и петербургский литератор, заслуженный учитель Е. Н. Ильин.                                                                                                        Литература в учебных заведениях как ни один из предметов, способствует духовно – нравственному становлению личности. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам произведений Пушкина, Тютчева, Куприна, Достоевского, Толстого, Булгакова, Астафьева, Распутина и др. Сталкиваясь ежедневно с книгой,  мы имеем богатейший материал для воспитания нравственных качеств. Слово, художественная речь и книги – очень сильное оружие. Слово изначально само по себе. Ведь даже в Библии написано: «Вначале было слово…           Практически в каждом произведении русской литературы поднимается  проблема духовно – нравственного воспитания, а задача учителя – помочь ребенку осознать ее, донести до его сознания и пропустить ее через его эмоции, сердце и опыт.  Часто это происходит ненавязчиво, порой незаметно для самих обучающихся.                                                                                                               Например, возьмем тему любви в поэзии и прозе 19 и 20 века.   Сколько здесь образцов и идеалов, светлых чувств и примеров  гармоничных отношений между мужчиной и женщиной!  Это и  любовная лирика Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока, Есенина, Ахматовой,  это и  тема любви в произведениях Толстого  («Война и мир»), Достоевского (жертвенная любовь Сони Мармела -довой),  Бунина (цикл «Темные аллеи»),  Куприна («Гранатовый браслет»). Формы работы - и классные уроки, и внеклассные мероприятия. Например, урок - диспут «Семейные ценности в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», где заостряется внимание на том, что идеал женщины у Толстого – Наташа Ростова. Рассматриваем образы Сони, княжны Марьи как женщин духовной, внутренней красоты. В противоположность им работаем над образом Элен Курагиной, сияющей красавицы, но с черной душой. Идеал женщины у Толстого – это жена, мать, кем и становится Наташа Ростова в эпилоге.    Проводим параллели с личной жизнью Толстого и его отношениями с женой Софьей. И вопросы, переходящие в дискуссию:  - А как считаете вы? Прав ли Толстой? Нравится ли вам роль женщины – верная жена и любящая мать? Почему это главное? Знания и опыт, полученные таким образом, должны запомниться надолго.                                                                                                   Мы видим по этим немногочисленным примерам, что само содержание русской литературы пронизано нравственностью. Герои нашей литературы не ищут внешнего счастья и покоя, благополучия, они заняты поиском смысла жизни и обретением духовных ценностей. Духовное – это главное и первичное в жизни русских литературных героев. Например, Пьер Безухов и Андрей Болконский ищут смысл жизни, совершают ошибки, сталкиваются с разочарованиями, они страдают и радуются, а в итоге  духовно растут и развиваются. Слабая и жертвенная Соня Мармеладова оказывается духовно выше Раскольникова, который ищет подтверждение в жизни  своей ужасной теории и стремится проверить ее.                      Произведения русской литературы, включенные в программу, заставляют задуматься над жизнью, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого; может ли быть человек без единой отрицательной черты, как это все определить самому.                                                                                              Урок литературы тогда обретает смысл, если объектом изучения является сама жизнь, которая интересна для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в произведении, с реальной жизнью, дети учатся разбираться в людях, делают нравственные открытия.                                                                       Доброе рождается только из доброго. Доброе, мудрое слово, нашедшее отклик в человеческом сердце, не умирает, а всегда живет в памяти ребенка. Также  ненавязчиво мы постигаем уроки нравственности, преподносимые нам христианской культурой и Библией. Как? Анализируя роман Достоевского «Преступление и наказание», мы, хотим того или нет, постигаем основы христианского мировоззрения. Ведь только знание христианских основ поможет обучающимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание  Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа.   Не разобраться и в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» без параллели образа Иисуса Христа и образа Иешуа Га – Ноцри у Булгакова, теме трусости и малодушия римского прокуратора Понтия Пилата, позволившего казнить невинного святого человека, и долго мучившегося за этот поступок. На уроке можно использовать и отрывки из Евангелия, можно принести саму книгу, и тогда все сказанное будет приобретать особый смысл.  

   Огромное значение имеет литература в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания.  Богатыми возможностями воспитательного воздействия на обучающихся обладают произведения о ВОВ. Например, повесть В. Быкова «Сотников», где два партизана, попав в плен к полицаям, стали на две разные позиции: только они были товарищами, а теперь один стал служить немцам и сам казнит через повешение своего друга, который предпочел смерть предательству. Это произведение затрагивает тему верности и предательства, соотношения силы физической и духовной. Мы затрагиваем тему дезертирства в повести Распутина  «Живи и помни» и большой цены за него – самоубийство беременной жены дезертира Андрея Настены накануне Победы. В повести Васильева «А зори здесь тихие…» мы видим, как молодые девчата, выполняя боевое задание –задержать немцев – все гибнут, хотя война – это не женское дело, женщина должна в этой жизни нести  и дарить жизнь. Поэма Твардовского «По праву памяти», роман Булгакова «Белая гвардия»,  Л. Толстого «Война и мир» - это произведения, поднимающие тему войны и Отечества. Они придают урокам литературы особую атмосферу, так как на них происходит приобщение к подвигу народа, проводятся размышления о  памяти, бесценности человеческой жизни.                                                              Обучающиеся по- новому осмысливают, что значит мужество. Например, при изучении романа «Война и мир» ствопроводим урок «Кутузов и Наполеон: истинное и мнимое величие полководца». Обучающиеся под руководством учителя составляют  характеристику главных героев при помощи цитат и приходят к выводу, кто является истинным полководцем - героем и почему. В сравнении с Кутузовым Наполеон меркнет в глазах обучающихся и заслуживает только едкой сатиры и жалости. Знакомимся с произведениями Е. Носова и К. Воробьева о войне, которые ценны вдвойне еще и потому, что имеют оттенок литературного краеведения («Усвятские шлемоносцы» Носова, где автор говорит о войне, не рисуя нам боевых сражений).  Знакомимся с судьбой писателей и ее влиянием на их творчество  (плен Воробьева, его партизанская деятельность и смерть на чужбине).                                                                                                                       Изучая этот материал, проводим параллель с современными войнами – Афганистаном, Чечней, говорим об их героях. Например, о Евгении Радионове, который  в 19 лет отдал свою жизнь за то, что не снял с шеи православного креста и отказался стать боевиком. Смотрим фильм и репортажи о герое, проводим обсуждение. Оказывается, и в наши дни есть герои, и быть героем – это реально.                                                                                                                     Но специфика педагогической работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты сейчас, а прорастут они, может быть, еще не скоро, порой мы не можем наблюдать результат нашего труда, но не теряем надежду на лучшее, ведь любое слово на подсознательном уровне усваивается мозгом, а хорошее – тем более.                                                                                                                  Дискуссии на уроках литературы  развивают самостоятельность суждений, готовят детей к реальной жизни, где неизбежно столкновение характеров, где надо будет отличать реальные и мнимые ценности.    Например, в беседе о Евгении Базарове по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести обучающихся к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров. Отрицая все (ведь он нигилист), он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – это жизнь, идущая от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность – любовь отцов к детям, которые наследуют то лучшее, что есть в них. Можно практиковать сочинения – миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях по темам «Что такое совесть?», «В чем проявляется милосердие?», «Сострадание и как ему научиться», «Благородство души». Работы подразумевают примеры из личного опыта, окружающей жизни и литературных произведений и обещают быть интересными и оригинальными. При изучении проблемного очерка в разделе «Публицистический стиль речи и его особенности» по русскому языку даем такое задание: написать сочинение – миниатюру «Счастье – как я его понимаю». При проверке работ результаты чаще всего могут быть неутешительны: деньги определяют все. Наша задача – показать, что есть еще что – то кроме денег. Беседуем о здоровье, интересах, дружбе, любви к детям, матери,  любимому человеку, родному дому и краю, любимой  профессии, семейном счастье, заветной мечте. В итоге некоторые дети начинают прислушиваться к другим версиям, отличным от материального благополучия.                                                                                                               Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя. На уроках также говорим о красоте мнимой и истинной, а она может быть не только у человека (внешняя и внутренняя), она может быть и у целого города. Например, на уроке «Петербург Достоевского» обучающиеся узнают, что значит только внешняя красота без красоты  внутренней и как часто это не совпадает: и в прекрасном Петербурге, с его дворцами и роскошью, есть трущобы и закоулки для бедных и несчастных, которые автор окрашивает в густой желтый цвет. А главное – это дикое равнодушие окружающих, жесткий расчет, отсутствие поддержки и доброго слова  и, конечно, гнетущее одиночество. Это негласный призыв ко всем: не будьте равнодушны к бедам других, не проходите мимо, помогите.    Постараюсь обобщить мой опыт работы с детьми в направлении духовно – нравственного воспитания.                                                                                              1. Ведущие приемы в преподавании литературы как нравственно – ориентированной дисциплины: дискуссия, высказывание своих мнений и их защита; постановка проблемного вопроса, позволяющего задуматься, сравнить, сделать выводы. Стараюсь раскрыть тему в диалоге, в дискуссии, чтобы все обучающиеся через свои собственные мысли и переживания прониклись и почувствовали ее.                                                                                                         2. Проведение аналогий с современной жизнью. При изучении того или иного произведения стараюсь делать акцент на связь с жизнью, с нашей реальной ситуацией, а не на отвлеченный предмет и абстрактные примеры.                                                                                                         3. Очень важна на уроках заинтересованность. Как ее достичь? Здесь приходят на помощь электронные презентации по изучаемым авторам и произведениям. Это и заочные экскурсии («А вы бывали в Спасском?», «Овстуг», «Мелехово» и др.), краткие сведения из биографии, кадры из кинофильмов, слайд – шоу, музыкальные номера (Фет очень музыкален, а на слова Есенина написано очень много песен), картины живописи. Это еще и так называемый диалог культур – когда изучаем пьесу «Гроза» - смотрим отрывок из постановки.                  4.Внеклассная работа: мероприятия, связанные с литературой. Например, внеклассное мероприятие «В сердце светит Русь…» по жизни и творчеству Есенина. Это и воспитание патриотизма, и знакомство с интересной творческой личностью и трагической судьбой поэта, и красота взаимоотношений мужчины и женщины, и конечно же, прекрасные стихи.                                             Внеклассное мероприятие «Недаром помнит вся Россия…» - литературно – художественная композиция, посвященная 200 – летию Бородинского сражения (А это и связь с романом «Война и мир», и патриотическая поэзия тех лет).      Это и вечер – портрет «Неисчерпаемая поэзия, трагическая судьба М. И. Цветаевой», и литературные чтения, посвященные юбилею Ф. И. Тютчева «Поэт, дипломат, а прежде всего – патриот…».   Это и внеклассное  мероприятие «Тема Родины в поэзии 19 – 20 в».                                                       5. Краеведческая работа:  поиск, сбор и изучение материалов  по творчеству писателей – фронтовиков Е. Носова, К. Воробьева. Работа над проектом «Обоянь поэтическая» - сведения о местных поэтах и их поэтических находках С. Коновалова, А. Холтобиной, В. Изотовой, Л. Шелест. Обучающиеся по крупицам собирают о них сведения.                                                           6.Православные памятники. Обучающиеся под руководством преподавателя собирают сведения о храмах г. Обояни и Обоянского района, и не только, так как у нас обучаются дети и из Пристенского, Ивнянского, Беловского и Суджанского районов. Дети приносят фото храмов своей местности, рассказы и предания о них.                                                                                                                          7.Проекты по темам с использованием литературного материала: «Какой вы видите молодую семью?», «Ваш идеал современной девушки», «Жаргонные слова и сквернословие: за и против». Все эти темы обязательно должны перекликаться с литературой, например, тема семьи – с романом «Война и мир» и его лучшими семьями Ростовых и Болконских, идеал девушки – с образом Наташи Ростовой и понятием тургеневской девушки. Детям очень нравятся подобные мероприятия и такие своеобразные «переклички», они помогают как можно лучше разобраться в современной жизни, так и лучше усвоить основные литературные образы.                                                                                               8.Тема ВОВ, ей уделяется большое значение, тем более, что среди обучающихся много кадетов.                                                                                                        9.Выпуск стенгазет, как предметных, так и тематических (к юбилею Высоцкого, Тютчева, Распутина, Цветаевой). Например, большим успехом пользовалась газета, посвященная Евгению Родионову, она о 19 – летнем пограничнике, героически погибшем в Чечне, не пожелавшем предать Родину и отречься от веры. Состоялся просмотр видеофильмов об этом герое с дальнейшим обсуждением и прослушиванием песен на тему афганской и чеченской войн, некоторые обучающиеся сами исполнили песни под гитару и прочли стихи. Подобные мероприятия, как правило,  имеют большой успех у обучающихся. 10.Очень хорошо, что увеличились часы по предмету литература, и мы теперь не бежим галопом  по программе, а у нас есть возможность именно изучить произведение, поразмышлять над ним.                                                               11.Предметный кружок по литературе «Родники»,  в котором работают одаренные дети, особенно чувствительные к поэтическому слову.               12.Конкурсы чтецов (например, ко Дню народного единства «И это все о России…», читали в библиотечном колледже стихи обоянского поэта- фронтовика, бывшего врача  Сергея Коновалова, курского поэта Алексея Тимонова (Черемисиновский район), а это тоже своеобразное патриотическое воспитание. Это и конкурсы чтецов ко Дню Матери, Дню Победы.   Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя, а учитель – это проводник и помощник, главное для которого построить урок и внеурочную работу так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы.            

        

     

 

   

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ

Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ

Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...

Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....

Использование активных форм преподавания в духовно-нравственном воспитании студентов на уроках литературы

Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и ве...

педагогический проект: «Духовно-нравственное воспитание школьников, как основа гармонического развития личности в условиях колледжа-интерната».

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение духовно - нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения.  Формирование высоко - ...

"Современные формы работы по духовно - нравственному воспитанию в условиях надомного обучения".

quot;Современные формы работы по духовно - нравственному воспитанию в условиях надомного обучения"....

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...