Представление опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
методическая разработка
Представлено выступление на Педагогическом совете ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственные ценностям российского общества
Слайд 2Сегодня приоритетом в образовании выступает обращение к духовно-нравственным ценностям в воспитании. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в Концепции модернизации образования. Все это говорит об актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному воспитанию именно с дошкольного учреждения.
В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным. В своей работе с воспитанниками я именно к такому результату всегда стремилась.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Слайд 3 В части системного подхода к духовно-нравственному воспитанию через региональный компонент основной образовательной программы перед собой поставлена цель: приобщение к духовно-нравственным аспектам детей среднего дошкольного возраста посредством традиционных ценностей российского общества (при помощи изучения народных праздников, обычаев и традиций, их истоков и значения для всего общества).
Я в своей группе попыталась создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала воспитанников через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и традициях российского общества.
Слайд 4 Свою работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников я осуществляла в следующих направлениях:
- Формирование представления об истории малой родины, жизни и культуре родного города, воспитывая при этом и патриотические чувства.
- Воспитание этических традиций (историко-культурное наследие, которое развивается с учетом современных реалий жизни Главной функцией традиций выступает функция воспитания. На опыте поколений строится процесс формирования нравственного сознания ценностей общества, его стереотипы социального поведения, нравственные идеалы, которым он следует.), норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками.
- Привлечь родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, направленную на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
По мере взросления детей, я столкнулась с такой проблемой как отклонения в поведении детей, отсутствие организованности, неумение взаимодействовать со сверстниками, как в игре, так и в свободной деятельности, неумение правильно обратиться к взрослому и т.п.
Нужно было с чего-то начинать. И я начала с проведения во второй половине дня этических бесед «Что такое дружба?», «Кто такие друзья?», «Что такое хорошо, что такое плохо». Я читала детям короткие ситуации из жизни, потом мы их разбирали обсуждали, учились делать выводы.
Слайд 5 Чтобы научить детей работать вместе сообща, научиться договариваться в ходе деятельности, а еще и заинтересовать родителей нужно было какое-то общее дело, вот таким делом и стал проект.
Я выбрала именно этот метод «Метод проектов» так как он
- непосредственно связан с жизнью, интересными событиями;
- предполагает широкий спектр видов деятельности;
- позволяет учитывать желания и интересы детей к разным видам деятельности;
- дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
- позволяет развивать познавательный интерес к выбранной области знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом… Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, родным краем, родной страной. Поэтому эти темы и являлись основными в наших проектах.
Слайд 6 Вся моя работа по данному направлению выстроена в системебазовых компонентов народной педагогики в соответствии с образовательными областями основной образовательной программы ДОУ.Главный ее принцип – от простого к сложному.
На сегодняшний день в средней группе мною было реализовано с воспитанниками несколько проектов и проведены природоохранные акции. Основными методическими приемами являлись сообщения педагога, беседы с педагогами и родителями, экскурсии по детскому саду.
Были реализованы тематические проекты:
Слайд 7 Тема «Город, в котором я живу» - целью которого было формирование у воспитанников первичных представлений о городе, формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу. Проект был реализован через разные виды деятельности:
Так были проведены беседы: «Мой город Нижневартовск », «Кто и где живет», «Где родился там и пригодился», «Чем помочь любимому городу?» Чтение пословиц и поговорок о Родине, загадки. Оформлены выставки рисунков «Моя улица»; из лепки «Дерево у моего дома»; создание макета «Улица города».
Мои воспитанники приняли участие в экологических акциях: «Покормите птиц зимой», «Елочка зеленая иголочка». Оформлен совместно с родителями альбом «Мой город» и фотогазета «Моя любимая улица».
Слайд 8 Тема «Детский сад». В ходе его реализации я познакомила своих воспитанников с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Итогом стало оформление страниц в групповом фотоальбоме, оформление фотогазеты «Весело в саду живем» и выставка рисунков «Моя любимая игрушка». Также итого считаю,детско-родительское участие во всероссийской акции «Письмо солдату СВО».
Слайд 9 Тема «Наша дружная семья»
В ходе работы над проектом были сформированы представления о родственных отношениях в семье. Проведены беседы: «Семейная фотография», «Моя семья», проведен конкурс чтецов «По секрету всему свету» - дети прочитали стихи о маме, папе, дедушках, бабушках, каждое рассказанное стихотворение было встречено бурными овациями и никого не оставило равнодушным. В художественно-продуктивной деятельности воспитанники своими руками создали оберег для своей семьи вылепили божью коровку. Божья коровка является древнейшим символом счастья и удачи.
Каждый альбом с семейными фотографиями, неоднократно просматривается, и каждый "автор" с гордостью рассказывал о своей замечательной семье.
Прошла выставка детско–родительских работ «Мое генеалогическое дерево» в ходе которой дети лучше узнали историю своей семьи.
Слайд 10 В результате реализации проектов воспитанники с удовольствием рассказывали о семье, семейном быте, традициях; активно участвовали в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей, могли рассказать о своем родном городе, о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, водителем, врачем, пожарным, милиционером и т.д.), о том, как правильно вести себя на улицах города. Участвовали в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делились своими экологическими познаниями: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Таким образом, я считаю, что в проектной деятельности могут успешно решаться задачи приобщения к духовно-нравственным ценностям российского общества
Слайд 11 В ближайшее время я планирую провести с воспитанниками два краткосрочных проекта «Моя Армия родная» и «Светлая пасха» - сформировать представление у воспитанников о родной Армии и христианском празднике Пасха, формировать позитивное отношение к традициям российского общества и обрядам русского народа.Через беседу «Что такое Пасха», знакомство с понятием «Писанки», проведение конкурса на лучшее украшение пасхального яйца, и завершить праздником со стихами, песнями, маршами, посвященными дню защитника Отечества.
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами великого педагога: «В детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»Слайд 12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
ФГОС ДО ООП ДОУ Цель моей работы
Направления работы в группе
Реализация Метода проектов
Приобщение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей Духовно-нравственная позиция семьи базируется на определенных нравственных качествах: таких как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость. Эти качества необходимо развивать и способствовать их становлению.
Город, в котором я живу
Детский сад
Наша д ружная семья
«Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». Русский философ И.А. Ильин
Перспективы работы на будущее
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....
Методическая разработка практического занятия по гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх...
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю...
«Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста на уроках гуманитарно - эстетического цикла»
Статья из опыта работы....
Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста
выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте...
Презентация: "Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с особенностями развития"
Презентация разработана в соответствии с программой обучения по дисцеплине "Педагогика", специальность 4.02.01 "Дошкольное образование"...
Представление опыта на семинаре - практикуме по здоровьесбережению детей дошкольного возраста
Представлен материал с опытом работы...