Использование активных форм преподавания в духовно-нравственном воспитании студентов на уроках литературы
статья на тему

Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и великодушие. Они вытесняются жестким прагматизмом, жаждой наживы. Все это не могло не сказаться на молодежи.

В сложившейся ситуации важнейшим приоритетом государственной образовательной политики становится духовно-нравственное воспитание. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленной на формирование у молодого поколения системы нравственных ценностей.

Эти идеи были положены в основу Федерального государственного образовательного стандарта.

В новом ФГОС по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели его изучения:

✓ воспитание духовно-развитой личности,
✓ формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
✓ привитие любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Наиболее актуальным в сложившейся ситуации является использование активных форм преподавания литературы. В материале представлен обзор активных форм преподавания на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskih_chteniyah.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогических чтениях

на тему: «Использование активных форм преподавания в
духовно-нравственном воспитании студентов на уроках
литературы»

Преподаватель: Борозинец О.И.


Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и великодушие. Они вытесняются жестким прагматизмом, жаждой наживы. Все это не могло не сказаться на молодежи.

В сложившейся ситуации важнейшим приоритетом государственной образовательной политики становится духовно-нравственное воспитание. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленной на формирование у молодого поколения системы нравственных ценностей.

Эти идеи были положены в основу Федерального государственного образовательного стандарта.

В новом ФГОС по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели его изучения:

  • воспитание духовно-развитой личности,
  • формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
  • привитие любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Наиболее актуальным в сложившейся ситуации является использование активных форм преподавания литературы.

Активные формы уроков проводятся на всех этапах изучения литературного произведения в следующей системе:

  • вступительные занятия (урок-лекция о биографии писателя, вводный урок-лекция по изучению крупного эпического произведения);
  • анализ произведения (урок-беседа, урок-практикум);
  • заключительные занятия (обобщающий урок-лекция, урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, деловая игра, урок-концерт, урок-композиция).

В целях реализации богатых возможностей уроков-лекций в воспитании чувства патриотизма, гражданской активности студентов используются разнообразные приемы: эмоциональный рассказ преподавателя о собственных впечатлениях, осмысление студентами эпиграфа к уроку, необычное начало лекции, сопоставление разных точек зрения на поднятую писателем проблему, приближение ее к сегодняшнему дню и др. Активизирует лекцию и методически  правильная организация деятельности студентов: выразительное чтение, выступление с сообщениями, защита доклада, обмен мнениями. Умение преподавателя вызвать чувство восхищения, гордости за верное, бескорыстное служение родному народу, за любовь и бережное отношение к родному языку творцов художественного слова является эффективным средством воспитания студентов на примере жизни писателей, чьи творческие достижения стали достоянием народа.

Учитывая сложность нынешнего времени, главной целью уроков-бесед считается воспитание в студентах любви к жизни, глубоко осмысленного, бережного отношения к своей судьбе. Плодотворными приемами являются поисковая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ произведений классической и современной литературы, выразительное чтение отрывков из произведений, художественная стилизация. Необходимо привести студентов к мысли о том, что жизнь прекрасна и быстротечна, надо ценить свою и чужую как бесценный дар. Обсуждаются понятия долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородного отношения человека к обществу, Родине, окружающим людям.

На уроке-практикуме изучение произведения с точки зрения способов изображения мира человека, исследования его психологии, ведется по логически четкой системе вопросов и заданий. В ходе работы студенты занимаются различными видами деятельности (подбор материала из произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ художественных средств языка и др.). Привлечение внимания студентов на уроке-практикуме к приемам раскрытия внутреннего мира литературного героя обостряет нравственную чуткость, развивает у них доброжелательное отношение к людям, способность войти в их состояние, воспитывает внимательное отношение к окружающей среде.

На уроках-диспутах в процессе анализа общечеловеческих ценностей, заключенных в произведении, выявления авторской позиции и соотношения ее с нашими современными взглядами на те или иные вопросы обсуждаются актуальные для молодежи проблемы нравственного выбора поступка, поведения, судьбы. Рассматриваются проблемы верности и предательства, дружбы, любви, ответственности человека за свои поступки, поведения человека в сложных ситуациях. Задача преподавателя при проведении диспута – корректировка мнений, направление их в правильное русло. Шаг за шагом, этап за этапом обучающиеся должны удостовериться в том, что в каком бы обществе ни жил человек, главной мерой достоинства личности являются долг, ответственность, гуманность, справедливость, честь, благородство в отношении человека к обществу, к людям, то есть общечеловеческие ценности. Через раскрытие героев, пытавшихся построить свое счастье ценой несчастья других, студенты получают нравственный урок: человек всегда должен думать о возможных последствиях своих поступков, иначе «он может сделать больше, чем он имеет право». Путь к пониманию идейного замысла произведения лежит через постижение мотивов действий героев и через выявление авторского отношения к ним.

В данной системе уроков эффективным средством комплексного решения задач обучения, воспитания и развития служат урок-семинар, урок-конференция. Приобретая на них навыки исследовательской работы, студенты углубляют, систематизируют, обобщают знания в области литературы, развивают свою монологическую, диалогическую речь. Прививая им глубокие знания по литературе, обучая их самостоятельно оценивать творчество писателей, анализировать художественные произведения, мы воздействуем на его духовный мир, способствуем формированию в нем положительных нравственных ориентиров, утверждению таких ценных для жизни понятий, как добро, долг, ответственность, духовность, любовь, верность, прощение и др.

Уроки-игры учат ориентироваться в тексте художественного произведения, применяя полученные знания, принимать творческие решения в ситуации, когда требуется за короткое время проводить активные мыслительные операции, кратко и в то же время доказательно изложить решения на хорошем грамотном языке, быть тактичными и вежливыми в любых обстоятельствах. Студентам предоставляется возможность мыслить, чувствовать, судить в соответствии с образами героев художественных произведений, применяя по отношению к себе этику персонажей. При этом картины и образы прочитанного возникают в той призме, через которую смотрел на жизнь художник. В результате этого глубже постигаются внутренний мир героев, система их взаимоотношений и взаимооценок, непосредственно ощущается воздействие языка произведения на строй речи участника игры.

Метод обучения выразительному чтению рассматривается как один из методов наиболее полного использования эстетического и воспитательного потенциала художественных произведений на уроках литературы. В процессе работы над выразительным чтением выявляется идейное содержание произведения; прослеживается развитие действия и определяются его этапы; вычленяются задачи, которые чтец должен поставить перед собой, чтобы донести мысли и чувства автора до слушателей. Максимальное приближение при анализе к состоянию, пережитому автором, способствует сопереживанию и соразмышлению с ним, раскрытию силы и глубины мысли, чувства. Опыт работы на уроках литературы показал, занятия по выразительному чтению углубляют восприятие литературного произведения, развивают их вкус и воображение, ведут к пониманию литературы как искусства слова и вызывают увлеченность ею.

Таким образом, практика показывает, что на активных формах уроков литературы реализуется установка на формирование и становление нравственных ценностей студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по профессиональному воспитанию студентов педколледжа

Овладение педагогической профессией осуществляется не только в учебной деятельности и во внеучебное время. В статье  рассматриваются формы професс...

Гуманизация образовательного процесса через использование активных форм обучения

Гуманизация образовательного процесса требует совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания...

Использование активных форм и методов обучения при формировании ключевых компетенций у студентов

В данной статье процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя с целью формирования у студентов ключевых компетенций, необходимых конкурентноспособному специалис...

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий

Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.В материалах представлен опыт работы проведения учебных...

Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...

«Использование разнообразных форм и методов в воспитании школьников»

Классный руководитель – это педагог – профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком. В усвоении культуры накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные ви...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В докладе «Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе» раскрываются общие методы и форма обучения, и в частности в производственном обучении цель и методы....